Методическая разработка «Безопасность в природе для детей»
методическая разработка
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство детей со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_v_prirode_dlya_detey.docx | 10.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Безопасность в природе для детей»
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные программы и технологии: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как обеспечить безопасность докольников», Попова Т.И. «Мир вокруг нас» и др.
Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Основные направления работы этого блока:
- Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
- Охрана природы
- Съедобные и несъедобные грибы
- Лекарственные и ядовитые растения
- Контакты с насекомыми, животными
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство детей со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.
Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
- беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
- различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
- тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;
- разбора проблемных ситуаций
С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе. Был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Самарской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится д\сад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:
- специально организованную деятельность детей – непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;
- совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки, каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.
Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.
Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Программа "Коррекция звукопроизношения для детей 6-12 лет".
Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие речевого общения и звукового анализа....
Методическая разработка " БЕЗОПАСНОЕ ЛЕТО" июнь 2018
Данная методическая разработка предназначена для классного часа в группе № 21 по профессии " Машинист локомотива"...
Методическая разработка на тему: Воспитание у детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей сознательного восприятия здорового образа жизни. Сознательный отказ от вредных привычек.
В настоящее время чрезвычайно высокую актуальность приобрела проблема адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни. Далеко не всем из них удается решить жилищный вопро...
Методическая разработка профориентационного мастер-класса для детей старшей и подготовительной группы МБДОУ. Специальность "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения"
Методическая разработка предназначена для проведения занятия в форме мастер-класса по специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» для детей дошкольно...
Методическая разработка классного часа "Природа - наше богатство"
Человек является неотъемлемой частью живой природы. Природа может существовать без человека, но человек без природы нет. Почти миллион лет живет человечество на планете Земля. Постепенно, с разви...
Методическая разработка «ЭкологИЯ» Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА».
Методическая разработка «ЭкологИЯ» Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Безопасность жизнедеятельности в образовательном учреждении»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Безопасность жизнедеятельности в образовательном учреждении»...