Рабочая программа "Юный пожарный 7 класс"
рабочая программа
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2021-2022
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_pozharnyy_2021-2022.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 61
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании | Директор ГБОУ гимназии № 61 |
Педагогического совета |
|
Протокол №_____от _____ | Т.А. Казеева |
Приказ № _____от ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Юный пожарный»
7 «А», 7 «Б», 7 «В» классы
СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по воспитательной работе
Андреева Н.С.
________________
Составитель:
Шурпицкая Анастасия Юрьевна
учитель
2021-2022 уч. год
Санкт-Петербург
Программа подготовки членов дружины юных пожарных
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для детей - членов Дружины юных пожарных образовательного учреждения по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством образования РФ.
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.
Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего.
Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).
Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Цель программы:
повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности;
- воспитывать у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность в окружающей среде;
- привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности.
Задачи программы:
- познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров;
- научить распознавать и оценивать различные ситуации и владеть приёмами защиты от них;
- закрепить полученные знания о правильных действиях в экстремальных ситуациях;
- привлечь к реализации данной программы различные структуры пожарной охраны и другие заинтересованные организации;
- создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;
- пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного.
Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое количество времени для использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей. Программа рассчитана на 2 года на детей с 8-9 классов. Режим обучения - 1 час в неделю. Учебная нагрузка 72 часа (включая каникулярное время).
К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарно-спасательному спорту.
Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры, КВНы, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со школьниками, следует помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными.
Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества ребёнка.
Для отслеживания результатов обучения учащихся после каждой темы рекомендуется проводить контрольное тестирование, по окончании первого полугодия - промежуточную диагностику, по окончании учебного года - итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады, экзамена и соревнований по пожарно-спасательному спорту.
Учебно-тематический план
Раздел 1. ДЮП: цели и задачи.
1. Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей, планирование работы на учебный год (1 ч.).
2. Экскурсия в пожарную часть, встреча с работниками (2 ч.).
Раздел 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России.
1. Пожарная охрана - её история и традиции. История пожарной охраны (1ч.).
2. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России (1 ч.).
3. Экскурсии в пожарные части, музей пожарной охраны, (2 ч.).
Раздел 3. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.
1. Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища (1 ч.).
2. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами (2 ч.).
4. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Человек как проводник электрического тока. Действие электрического тока на организм человека (2 ч.).
5. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках (1ч.).
6. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей (1ч.).
7. Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания (в том числе высотного) (1ч.).
8. Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил пожарной безопасности (1 ч.).
Раздел 4. Основные причины пожаров и меры предосторожности в
окружающей среде.
1. Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси). Правила поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном) (2 ч.).
2. Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. Способы разведения костра (2ч.).
3. Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки) (2 ч.).
4. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией. Принцип громоотвода (2ч.).
Раздел 5. Противопожарный режим в детском учреждении.
- Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения. План эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации. Общие требования к содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам (1 ч.).
2. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре (4 ч.).
3. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовых мероприятий (1ч.).
Раздел 6. Пожарная техника и костюм пожарного.
1. Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолёты и вертолёты, суда, поезда), их назначение (2 ч.).
2. Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них пожарного оборудования (2ч.).
3. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления (2 ч.).
4. Изготовление пожарных машин из бумаги, картона или рисование. Моделирование пожарной каланчи или пожарной части (2 ч.).
Раздел 7. Огнетушители и их предназначение.
1. Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей (6ч.).
2. Экскурсия в зарядный цех ВДПО (2 ч.).
Раздел 8. Знаки пожарной безопасности.
1.3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки (1 ч.).
2. Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности, изготовленными своими руками (1ч.).
Раздел 9. Основы медицинских знаний.
1. Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека (2ч.).
2. Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге (1 ч.).
3. Опасности переохлаждения организма. Правила оказания помощи при переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур (1ч.).
4. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током (1 ч.).
5. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему (3 ч.)
Раздел 10. Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт.
1. Строевая подготовка (2 ч.).
2. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание (2 ч.).
3. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения (2ч.).
4. Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и характер соревнований, оценка результатов. Знакомство со спортивным оборудованием (2 ч.).
5. Практические занятия по ППС (6ч.).
6. Посещение соревнований профессиональных пожарных (2 ч.).
Календарно-тематическое планирование
Ожидаемые результаты.
По окончании курса первого года обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны ЗНАТЬ:
* основные правила пожарной безопасности;
* причины возникновения пожаров;
* первичные средства пожаротушения;
* виды огнетушителей и область их применения;
* знаки пожарной безопасности и места их размещения;
* меры предосторожности при обращении с огнём,
* правила поведения в экстремальных ситуациях;
* правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;
* главные исторические события становления пожарной охраны России,
* выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
* пользоваться огнетушителями;
* работать пожарным инвентарём;
* различать знаки пожарной безопасности;
* оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.
Список литературы:
Верховский Е.И. ОБЖ. 5-8 классы. Учебное пособие. – М., Просвещение, 2009.
Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно – методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 1 – 4 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Рабочая программа 5 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебному пособию Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008....
Рабочая программа 5 класс
Рабочая программа 5 класс...
Рабочая программа 6 класс по М.З.Биболетовой
Рабочая программа для 6 класса по учебнику М.З.Биболетовой 5-6 классы...
Образовательная рабочая программа по классу специального фортепиано 7-летнее обучение
Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру му...
Особенности разработки рабочей программы 8 класс по ОБЖ
рабочая программа для 8 класса по ОБЖ...
Рабочая программа 7 класс
Рабочая программа 7 класс по мокшанскому языку...
Рабочая программа 3 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 3 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2» «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...