Открытое учебное занятие "Умницы и умники"
план-конспект занятия на тему

Смирнова Мария Игоревна

Конспект открытого учебного занятия предназначен для студентов 2 курса специальности 15.03.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) в рамках изучения профессионального модуля ПМ 04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов в разделе гидравлики. Цели: обеспечить знание учащимися ранее изученный материал по гидравлике; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач; заниматься самообразованием; развивать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одногруппниками. Планируемые результаты: способствовать формированию следующих компетенций специалиста СПО: ОК 2-9; ПК 2, 4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Умницы и умники39.35 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Волжский политехнический техникум»

ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

«Умницы и умники»      

ПМ.04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов

Специальность: 15.02.07Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Курс: 2

Автор: Смирнова Мария Игоревна, преподаватель

2017

СОГЛАСОВАНО

Методист техникума

_________  Шаповалова Э.А.

 «____»_____________20_____г.

УТВЕРЖДЕНО                        

на заседании ПЦК        

Электромеханики, АВТ и АТП

Протокол № 10

от 21.05.2018 г.         

Председатель ПЦК:         

__________ С.А. Федосеев

СОГЛАСОВАНО

на заседании службы

стандартизации

Протокол №______

от «____»_____________20_____г.

Руководитель

службы стандартизации

___________ Артюшенко Н.Н.

Тема

Умницы и умники

Преподаватель

Смирнова М.И.

Профессиональный модуль

ПМ.04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов

Группа

2-16 АТП-38

Тип учебного занятия

урок закрепления ранее изученного материала

Вид учебного занятия

урок – игра

Цели:

Образовательные

Обеспечить знание учащимися ранее изученный материал по гидравлике

Развивающие

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач; заниматься самообразованием.

Воспитательные

Развивать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одногруппниками.

Планируемые результаты учебного занятия

Способствовать формированию следующих компетенций специалиста СПО:

ОК 2-9; ПК 2, 4

Методы обучения

Наглядные, словесные, частично-поисковые методы

Элементы педагогических технологий

Игровая технология, технология сотрудничества

Межпредметные связи

Физика, химия

Оборудование урока

Раздаточный материал: 2 квадрата красного цвета, 3 квадрата - желтого, “медали” для зрителей, карточки с вопросами.

Список литературы

Основные источники:

  1. Молоканова Н. П. Типовые технологии производства: учеб. пособие для сред. проф. образования / Н. П. Молоканова. - М.: Форум, 2008. - 271 с.
  2. Медведев В. Т.  Охрана труда и промышленная экология: учебник для сред. проф. образования / В. Т. Медведев, С. Г. Новиков, А. В. Каралюнец, Т. Н. Маслова. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2016. – 416 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.intech-gmbh.ru

http://ru-ecology.info

Требуемое время

2 академических часа


Конспект учебного занятия

№ п/п

Этапы работы с указанием целей

Содержание этапа

1.

Организационный момент

 

Цели данного этапа:

Настроить на студентов на активную работу.

Трем “умникам”, вышедшим на игровое поле, будут заданы вопросы, правила игры схожи с телевизионной игрой “Умники и умницы”: на красной дорожке нельзя ошибаться, на желтой – один раз можно ошибиться, на зеленой – два раза. Все остальные участники также могут участвовать в игре, отвечать на вопросы, если на них не может ответить игрок, кроме того, зрителям будут предложены дополнительные вопросы. Если ответы верны, зрители получают «медаль».

Трое участников выбирают себе дорожки. Право выбора достается тому, кто быстрей правильно ответит на вопрос.

Это одно из самых уникальнейших веществ на Земле. Несмотря на бурное развитие современной науки, до сих пор ученые не изучили до конца природу этого, казалось бы простого вещества! Из-за внешней простоты люди на Земле долгое время считали его простым неделимым веществом. И только благодаря английскому ученому Г. Кавендишу в 1766 году люди узнали, что это не простой химический элемент, а соединение. Позже это же доказал и А. Лавуазье (Франция) в 1783 году. (Вода)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемые результаты

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Предлагает выбрать участников игры и «зрителей».

Излагаются правила игры

Организация рабочего места. Разбиваются на команды и выбирают участников игры. Определяется, в какой последовательности участники будут выбирать себе дорожки.

Проявление интереса к теме. Полная готовность группы, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

2.

Актуализация опорных знаний

Цели данного этапа:

Выявить пробелы по предыдущей теме и восполнить эти пробелы.

Участники отвечают по очереди на представленные вопросы.  Кто первый прошел все этапы выбранной дорожки, становится победителем. На оставшиеся вопросы могут ответить «зрители».

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемые результаты

Формулирует задание, объяснение хода работы. Подводит итог.

Отвечают на поставленные вопросы.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов по разделу: «Гидравлика».

3.

Закрепление учебного материала

Цели данного этапа:

Закрепить изученный материал.

Подвести итоги.

Обсуждение итогов игры. Дискуссия. Выставление оценок. Победитель получает оценку «отлично». Призеры и активные участники – «хорошо».

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемые результаты

Организует беседу  по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения.

Высказывают свое мнение. Осуществляют самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Получение обучающимися информации о реальных результатах учения. Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

4.

Домашнее задание

Цели данного этапа:

Реализовать необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемые результаты

Дает комментарий к домашнему заданию. Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися.

                        


Приложение

Вопросы для красной дорожки:

  1. Он - древнегреческий учёный, математик и механик. Развил методы нахождения площадей поверхностей и объёмов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили своё время и были правильно оценены только в эпоху создания дифференциального и интегрального исчислений. Математика в его работах систематически применяется к исследованию задач естествознания и техники, один из создателей механики как науки. Ему принадлежат различные технические изобретения. Ему приписывают гордую фразу: "Дай мне, где стать, и я сдвину Землю". (Архимед)
  2. В этих жидкостях при движении одного слоя жидкости относительно другого величина касательного напряжения пропорциональна скорости сдвига. При относительном покое эти напряжения равны нулю. Такая закономерность была установлена Ньютоном в 1686 году, поэтому эти жидкости (вода, масло, бензин, керосин, глицерин и др.) называют... (ньютоновскими жидкостями)

Вопросы для желтой дорожки:

  1. Сын Иоганна и младший брат Николая, учился в базельской гимназии, и затем в базельском университете на философском факультете, окончив который получил в 1716 г. степень магистра. Математикой он занимался с детства под руководством отца и брата и проявлял к ней сильное влечение. Отец хотел сделать его коммерсантом и дважды делал неудачную попытку поместить его на должность приказчика, но он добился возможности следовать своему влечению к науке. Выбор его остановился на медицине. Ему принадлежит одна из первых формулировок закона сохранения энергии (живой силы, как тогда говорили), а также (одновременно с Эйлером) первая формулировка закона сохранения момента количества движения (1746). Он много лет изучал и математически моделировал упругие колебания, ввёл понятие гармонического колебания, дал принцип суперпозиции колебаний. (Даниил Бернулли)
  2. На жидкость, находящуюся в состоянии равновесия, действуют две категории сил: поверхностные и массовые (объемные). К последним относятся: вес, силы инерции, центробежные. Что возникает под влиянием этих сил в каждой точке находящейся в равновесии жидкости? (гидростатическое давление)
  3. Это устройства, предназначенные для управления движением потоков жидкостей, газов (паров), а также сыпучих материалов путем непосредственного на них воздействия. Онииспользуются также для управления движением части потока или его отдельной фазы — жидкой или газовой. (Трубопроводная арматура)

Вопросы для зеленой дорожки:

  1. Английский математик, физик, алхимик и историк родился в местечке Вулсторп в Линкольншире в семье фермера. Отец умер незадолго до его рождения; мать вскоре вышла вторично замуж за священника из соседнего городка и переехала к нему, оставив сына с бабушкой в Вулсторпе. Душевным надломом в детстве некоторые исследователи объясняют болезненную нелюдимость и желчность, проявившиеся впоследствии в отношениях с окружающими. Окончив университет, в 1665 г. получил учёную степень бакалавра. В 1665-1667 гг., во время эпидемии чумы, он находился в своей родной деревне Вулсторп; эти годы были наиболее продуктивными в научном творчестве. Здесь у него сложились в основном те идеи, которые привели его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, к изобретению зеркального телескопа (собственноручно изготовленного им в 1668 г.), здесь он провёл и опыты над разложением света.(Исаак Ньютон)
  2. Сила давления на горизонтальное дно сосуда зависит от рода жидкости γ, глубины жидкости в сосуде h и площади дна S и не зависит от формы сосуда. Таким образом, если в сосуды разной формы, но с одинаковой площадью дна налита одинаковая жидкость на одну и ту же глубину, то сила давления на дно сосуда будет одинаковой и равной P = γ·hц·S. В этом и заключается…(гидростатический парадокс)
  3. В описании характеристик, устройства и принципа действия контрольно-измерительных приборов и автоматических регуляторов часто встречается ряд терминов и определений, значение которых необходимо знать слесарю-монтажнику. Это элемент измерительного прибора или автоматического регулятора, находящийся под непосредственным воздействием измеряемой или регулируемой величины и преобразующий эту величину в другую эквивалентную величину, определяемую выбранным методом измерения. (Первичный преобразователь (чувствительный элемент))
  4. Все члены этого уравнения имеют линейную размерность и в энергетическом смысле представляют удельную энергию жидкости, т. е. энергию, отнесенную к единице веса жидкости. Уравнение Бернулли)

Вопрос для финалистов:

  1. В некоторых случаях при движении жидкости в закрытых руслах происходит явление, связанное с изменением агрегатного состояния жидкости, т.е. превращение ее в пар с выделением из жидкости растворенных в ней газов.Это местное нарушение сплошности течения с образованием паровых и газовых пузырей (каверн), обусловленное местным падением давления в потоке. (Кавитация)

Вопросы к зрителям:

  1. Знаменитый русский ученый Д. И. Менделеев в своем сочинении «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании» в 1880 г. указывал на существование в природе двух режимов движения жидкости с различными законами ее сопротивления. Эта же мысль была развита и доказана в 1883 г. русским физиком Н. П. Петровым (1836—1920). Петрову принадлежат также доказательство гипотезы Ньютона о силе внутреннего трения в жидкостях и разработка гидродинамической теории смазки. Несколькими годами позже английский ученый Рейнольдс провел свои опыты, наглядно подтверждавшие гипотезу Менделеева. (Ламинарный и турбулентный режим)
  2.  Это свойство жидкости изменять свой объем под действием давления. (Сжимаемость)
  3. Гидростатическое давление p в данной точке равно сумме давления на свободной поверхности жидкости p0 и давления, производимого столбиком жидкости высотой, равной глубине погружения точки. Согласно этому уравнению, давление на поверхности жидкости p0 передается всем точкам объема жидкости и по всем направлениям одинаково (закон Паскаля).
  4. Разность между абсолютным давлением p и атмосферным давлением pа называется..(избыточным давлением)
  5. Флоренция считалась республикой, однако фактически ею управляло семейство Медичи. Они покровительствовали искусству, но к нему это не относилось. Скорее всего, уже тогда ему мешала репутация, которую он приобрел в ранней молодости и которая с годами только укреплялась: блестящий и многосторонний, но медлительный и неблагонадежный, склонный бросать работу недоделанной. Папа Сикст IV, предварительно посоветовавшись с Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане. Среди приглашенных были все видные художники, кроме него. Он не мог отделаться от чувства, что во Флоренции, находящейся под властью Медичи, у него нет будущего. В 1482 году он поехал в Милан играть на лютне при дворе ЛодовикоСфорца. Инструмент, который он взял с собой и рисунки которого сохранились, был сделан из конского черепа и оправлен серебром. Столь странная причуда была как раз в его духе: безобразное его привлекало; однако форма инструмента была выбрана не просто так: полость черепа давала хороший резонанс и усиливала звук. (Леонардо да Винчи)
  6. Он принадлежал к знатной, но обедневшей флорентийской семье. Отец его, Винченцо, известный музыкант, оказал большое влияние на развитие и формирование его способностей. До 11 лет он жил в Пизе, посещал там школу, затем семья переселилась во Флоренцию. Астрономические открытия послужили поворотным пунктом в его жизни: он освободился от преподавательской деятельности и по приглашению герцога Козимо II Медичи переселился во Флоренцию. Здесь он становится придворным "философом" и "первым математиком" университета, без обязательства читать лекции. (Галилео Галилей)
  7. Основные труды по теории динамических подобия течений вязкой жидкости, по теории турбулентности и теории смазки. В 1876-1883 г.г. предложил дифференциальные уравнения для осреднённого движения жидкости, учитывающие дополнительные напряжения (турбулентные напряжения). Внёс большой вклад в развитие гидродинамических теории смазки. Исследовал также явление кавитации на лопасти вращающегося винта, атмосферную рефракцию звука, групповую скорость распространения волн на свободной поверхности воды, теплопередачу от твёрдых стенок к жидкости и т. д. (Рейнольдс)
  8.  Это графическая зависимость основных технических показателей от подачи — для динамических насосов и от давления — для объемных насосов при постоянных значениях частоты вращения рабочих органов, вязкости и плотности жидкости на входе в насос. Она может быть получена в результате нормальных испытаний насоса. (Характеристика насоса)
  9. Насосный агрегат с трубопроводом и комплектующим оборудованием, смонтированным по определенной схеме, обеспечивающей работу насоса, называется... (насосной установкой)
  10. На внешней поверхности жидкости гидростатическое давление всегда направлено по внутренней нормали, а в любой точке внутри жидкости его величина не зависит от ориентировки площадки, на которой оно действует. Поверхность, во всех точках которой гидростатическое давление одинаково называется... (поверхностью равного давления)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого учебного занятия по ПМ "Классное руководство"

Диагностическая функция классного руководителя. Изучение личности младшего школьника....

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел РФ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912"Право и организация социального обеспечения"

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по спе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...

Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)» на тему: «Экологические проблемы. Порядковые имена числительные.»

     В своей разработке я показала различные виды работы в условиях современного занятия с использованием и развитием УУД (универсальных учебных действий) -рифмованное начало зан...