Анализ ошибок, совершаемых диспетчерами и пилотами в процессе ведения радиообмена
статья
Предварительный просмотр:
Анализ ошибок, совершаемых диспетчерами и пилотами в процессе ведения радиообмена
Нарушения в восприятии англоязычных сообщений могут привести к коммуникативному сбою или провалу. Понятие коммуникативного сбоя трактуется как неполное понимание между партнерами по коммуникации в силу недостаточно высокого уровня владения языком, невнимательного отношения к собеседнику, отсутствия ориентации партнеров по коммуникации друг на друга, неадекватной трактовки слушающим языкового знака или высказывания говорящего в целом.
Языковые ошибки в процессе восприятия (понимание) и производства речи (говорение) заключаются в неумении соблюдать нормы используемой языковой системы или подсистемы. Как правило, употребление естественного языка редко бывает совершенно безошибочным. Языковые ошибки, количество таких погрешностей, совершаемых индивидуумом, и их влияние на понимание являются одной из характеристик владения языком. Погрешности бывают локальными (ограниченными одной языковой единицей) или глобальными (негативно влияющими на смысл всего сообщения). Признание существования таких ошибок способствовало введению 4-го рабочего уровня по шкале ИКАО, который считается минимально приемлемым уровнем владения языком, обеспечивающим безопасность полетов.
Неизбежные языковые ошибки всегда следует рассматривать и оценивать в более широком контексте неадекватной коммуникации или неудавшейся попытки осуществить успешную коммуникацию. Нарушение может произойти на одной или нескольких стадиях процесса коммуникации. В таблице 2.3 указаны различные виды нарушений коммуникации и их возможная локализация.
Таблица 2.3 – Виды нарушения коммуникации
Говорящий | Канал | Слушающий |
Ошибочная пресуппозиция: Фактические ошибки или неверные предположения относительно общего со слушающим знания контекста | Отказ канала связи: Нарушение передачи звукового сигнала, обусловленное искажениями, фоновым шумом, уровнем сигнала, а также «подрезыванием» импульсов из-за неправильного использования микрофонов | Ошибка декодирования: Неправильное восприятие или невосприятие звукового потока, которое может быть обусловлено недостаточным знанием языка, или ограничением возможностей внимания и краткосрочной памяти, или ложными ожиданиями |
Ошибка кодирования: Неверный выбор лексики или синтаксиса во время кодирования сообщения, а также выбор несоответствующего регистра речи; недостаточная прямота выражения из соображений вежливости или неумение избежать двусмысленности; и контекстуално неуместное использование сленга, жаргона, идиом | Ошибки в интерпретации: последствия погрешностей, допущенных говорящим при кодировании, а также последствия недостаточного владения языком, недостаток общего с говорящим знания контекста или просто нежелание понимать | |
Недостатки в подаче информации: несоответствующий темп речи, необоснованные паузы, неправильное произношение, ударение и интонация, плохая организация информации и оговорки | Нарушение обратной связи: ошибка пропуска сигналов, позволяющих говорящему осуществлять контроль точности восприятия информации слушающим |
Виды нарушений коммуникации, представленные в таблице 2.3, подробнее рассматриваются ниже.
Коммуникативные сбои между пилотом и авиадиспетчером при ведении радиопереговоров происходят по следующим причинам:
1) факторы информационного характера:
- сложность информации, влекущая за собой непонимание;
- чрезмерная сжатость информации;
- недоходчивое или размытое изложение информации собеседниками, за которым логично следует переспрос со стороны адресата;
2) факторы профессионального характера:
- недостаточное знание фразеологии ИКАО (примером служит распространенная путаница между словами:
Acknowledge – Confirm;
Hold – Expect;
Readback – Say again;
At – In.
Примером путаницы между предлогами at – in может служить авиационное событие, произошедшее 18 декабря 2015 года в районе пункта обязательного донесения Сухотино:
C: T70KA, desend FL 110 to reach level in 17 minutes
P: Desending 110 will be reaching at 17 minutes T70KA,
диспетчер не распознал ошибку и, как результат, - опасное сближение с другим ВС, снижающимся на тот же эшелон 110.
- несоблюдение установленных ИКАО правил ведения радиосвязи; неоправданно высокая скорость речи авиадиспетчера во время выдачи указаний бортам;
3) факторы языкового характера:
- неоптимальная структура текста с точки зрения типов текста;
- существование двуязычной среды при управлении воздушным движением, что отрицательно влияет на обеспечение безопасности полетов;
- наличие грамматических и лексико-стилистических нарушений в речи коммуникантов;
- нечеткое произношение или некорректное произнесение слов английского языка;
- наличие у говорящего сильного акцента;
- активное использование междометий, употребляемых говорящим, чтобы выиграть время для формулирования мысли;
4) факторы технического характера:
- технические проблемы со связью, обусловливающие наличие помех и плохую слышимость в эфире.
Ошибки авиационной связи имеют решающее значение для безопасности воздушных судов. Даже самые незначительные ошибки могут привести к катастрофическим последствиям.
В таблице 2.4 представлены причины ошибок пилотов и диспетчеров во время полета судна, выявленные Мелиссой Робинсон.
Таблица 2.4 – Наиболее распространенные причины ошибок диспетчеров в радиопередачах
Ошибки радиопередачи | % |
Ошибки, возникающие при повторении или восприятии экипажем команды (Readback\hearback errors) | 47 |
Отсутствие повторения экипажем команд диспетчера | 25 |
Ошибки при восприятии звуковой информации | 18 |
Другие ошибки | 10 |
Была изучена классификация ошибок между пилотами и авиадиспетчерами, представленная Мелиссой Робинсон на обучающем сайте для пилотов “Aviation Knowledge”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 03.12.2015 "Анализ нормативных документов, регулирующих ведение кассовых операций в Российской Федерации "
Методические указания и технологическая карта практического занятия для проведения открытого урока 03.12.2015 "Анализ нормативных документов, регулирующих ведение кассовых операций в...
ФОС для текущей контроля, промежуточной и итоговой аттестации производственной практики по ПМ 02 «Анализ производственных программ, планов – графиков, нормативов производственного процесса» по профессии 38.01.
ФОС по ПП по ПМ 02 предназначен для контроля и оценки результатов прохождения производственной практики по ПМ 02 "Анализ производственных программ, планов - графиков, нормативов производственного...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для текущей контроля, промежуточной и итоговой аттестации учебной практики по профессиональному модулю «Анализ производственных программ, планов – графиков, нормативов производственного процесса» по профессии 38.01.01 «Операт
Учебная практика по ПМ 02 "Анализ данных производственных программ, планов графиков производственного процесса" предусматривает закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися...
Анализ недочетов и ошибок в построении простого и сложного предложений
Прилагаю техкарту по теме "Анализ недочетов и ошибок в построении простого и сложного предложений. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения"....
Кодирование информации в дискурсе радиообмена «пилот - диспетчер».
Язык-код, уровни кодирования....
Особенности реализации дискурса РГА в условиях коммуникации пилот-диспетчер
анализ дискурса радиообмена...
Дискурс радиообмена гражданской авиации в условиях коммуникации пилот-диспетчер
Анализ реализации дискурса радиообмена...