Анализ ошибок, совершаемых диспетчерами и пилотами в процессе ведения радиообмена
статья

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_oshibok_statya.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ ошибок, совершаемых диспетчерами и пилотами в процессе ведения радиообмена

Нарушения в восприятии англоязычных сообщений могут привести к коммуникативному сбою или провалу. Понятие коммуникативного сбоя трактуется как неполное понимание между партнерами по коммуникации в силу недостаточно высокого уровня владения языком, невнимательного отношения к собеседнику, отсутствия ориентации партнеров по коммуникации друг на друга, неадекватной трактовки слушающим языкового знака или высказывания говорящего в целом.

Языковые ошибки в процессе восприятия (понимание) и производства речи (говорение) заключаются в неумении соблюдать нормы используемой языковой системы или подсистемы. Как правило, употребление естественного языка редко бывает совершенно безошибочным. Языковые ошибки, количество таких погрешностей, совершаемых индивидуумом, и их влияние на понимание являются одной из характеристик владения языком. Погрешности бывают локальными (ограниченными одной языковой единицей) или глобальными (негативно влияющими на смысл всего сообщения). Признание существования таких ошибок способствовало введению 4-го рабочего уровня по шкале ИКАО, который считается минимально приемлемым уровнем владения языком, обеспечивающим безопасность полетов.

Неизбежные языковые ошибки всегда следует рассматривать и оценивать в более широком контексте неадекватной коммуникации или неудавшейся попытки осуществить успешную коммуникацию. Нарушение может произойти на одной или нескольких стадиях процесса коммуникации. В таблице 2.3 указаны различные виды нарушений коммуникации и их возможная локализация.

Таблица 2.3 – Виды нарушения коммуникации

Говорящий

Канал

Слушающий

Ошибочная пресуппозиция:

Фактические ошибки или неверные предположения относительно общего со слушающим знания контекста

Отказ канала связи:

Нарушение передачи звукового сигнала, обусловленное искажениями, фоновым шумом, уровнем сигнала, а также «подрезыванием» импульсов из-за неправильного использования микрофонов

Ошибка декодирования:

Неправильное восприятие или невосприятие звукового потока,  которое может быть обусловлено недостаточным знанием языка, или ограничением возможностей внимания и краткосрочной памяти, или ложными ожиданиями

Ошибка кодирования:

Неверный выбор лексики или синтаксиса во время кодирования сообщения, а также выбор несоответствующего регистра речи; недостаточная прямота выражения из соображений вежливости или неумение избежать двусмысленности; и контекстуално неуместное использование сленга, жаргона, идиом

Ошибки в интерпретации:

последствия погрешностей, допущенных говорящим при кодировании, а также последствия недостаточного владения языком, недостаток общего с говорящим знания контекста или просто нежелание понимать

Недостатки в подаче информации:

несоответствующий темп речи, необоснованные паузы, неправильное произношение, ударение и интонация, плохая организация информации и оговорки

Нарушение обратной связи:

ошибка пропуска сигналов, позволяющих говорящему осуществлять контроль точности восприятия информации слушающим

Виды нарушений коммуникации, представленные в таблице 2.3, подробнее рассматриваются ниже.

Коммуникативные сбои между пилотом и авиадиспетчером при ведении радиопереговоров происходят по следующим причинам:

1) факторы информационного характера: 

  • сложность информации, влекущая за собой непонимание;
  • чрезмерная сжатость информации;
  • недоходчивое или размытое изложение информации собеседниками, за которым логично следует переспрос со стороны адресата;

2) факторы профессионального характера: 

  • недостаточное знание фразеологии ИКАО (примером служит  распространенная путаница между словами:

Acknowledge – Confirm;    

Hold – Expect;

Readback – Say again;

At – In.

Примером путаницы между предлогами at – in может служить авиационное событие, произошедшее 18 декабря 2015 года в районе пункта обязательного донесения Сухотино:

C: T70KA, desend FL 110 to reach level in 17 minutes

P: Desending 110 will be reaching at 17 minutes T70KA,

диспетчер не распознал ошибку и, как результат, - опасное сближение с другим ВС, снижающимся на тот же эшелон 110.

  • несоблюдение установленных ИКАО правил ведения радиосвязи; неоправданно высокая скорость речи авиадиспетчера во время выдачи указаний бортам;

3) факторы языкового характера: 

  • неоптимальная структура текста с точки зрения типов текста;
  • существование двуязычной среды при управлении воздушным движением, что отрицательно влияет на обеспечение безопасности полетов;
  • наличие грамматических и лексико-стилистических нарушений в речи коммуникантов;
  • нечеткое произношение или некорректное произнесение слов английского языка;
  • наличие у говорящего сильного акцента;
  • активное использование междометий, употребляемых говорящим, чтобы выиграть время для формулирования мысли;

4) факторы технического характера: 

  • технические проблемы со связью, обусловливающие наличие помех и плохую слышимость в эфире.

Ошибки авиационной связи имеют решающее значение для безопасности воздушных судов. Даже самые незначительные ошибки могут привести к катастрофическим последствиям.

В таблице 2.4 представлены причины ошибок пилотов и диспетчеров во время полета судна, выявленные Мелиссой Робинсон.

Таблица 2.4 – Наиболее распространенные причины ошибок диспетчеров в радиопередачах

Ошибки радиопередачи

%

Ошибки, возникающие при повторении или восприятии экипажем команды (Readback\hearback errors)

47

Отсутствие повторения экипажем команд диспетчера

25

Ошибки при восприятии звуковой информации

18

Другие ошибки

10

Была изучена классификация ошибок между пилотами и авиадиспетчерами, представленная Мелиссой Робинсон на обучающем сайте для пилотов “Aviation Knowledge”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 03.12.2015 "Анализ нормативных документов, регулирующих ведение кассовых операций в Российской Федерации "

Методические указания и технологическая карта практического занятия  для проведения открытого  урока  03.12.2015 "Анализ нормативных документов, регулирующих ведение кассовых операций в...

ФОС для текущей контроля, промежуточной и итоговой аттестации производственной практики по ПМ 02 «Анализ производственных программ, планов – графиков, нормативов производственного процесса» по профессии 38.01.

ФОС по ПП по ПМ 02 предназначен для контроля и оценки результатов прохождения производственной практики по ПМ 02 "Анализ производственных программ, планов - графиков, нормативов производственного...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для текущей контроля, промежуточной и итоговой аттестации учебной практики по профессиональному модулю «Анализ производственных программ, планов – графиков, нормативов производственного процесса» по профессии 38.01.01 «Операт

Учебная практика по ПМ 02 "Анализ данных производственных программ, планов графиков производственного процесса"  предусматривает закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися...

Анализ недочетов и ошибок в построении простого и сложного предложений

Прилагаю техкарту по теме "Анализ недочетов и ошибок  в построении простого и сложного предложений. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения"....