Конспект урока "Вертикальные движения в атмосфере"
план-конспект занятия

Клюйкова Нина Ивановна

Атмосфера является чрезвычайно турбулентной средой, в которой наряду с горизонтальными движениями (ветер) наблюдаются и вертикальные движения в виде восходящих и нисходящих токов. Вертикальные движения играют очень важную роль в развитии атмосферных процессов. Под их воздействием происходит перенос тепла и влаги от земли вверх, образуются или размываются облака, возникают или прекращаются осадки, развивается грозовая деятельность и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект  учебного занятия по дисциплине

«Авиационная метеорология».

Урок № ___ дата _______  

Преподаватель  : Драчева Ирина Евгеньевна

Курс 1 группа 071-076

Специальность:

25.02.05 «Управление движением воздушного транспорта»

ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации».

МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов».

Тема 1.1  «Авиационная метеорология».

Тема урока-  «Вертикальные движения в атмосфере»

II Задачи и планируемые результаты  

 Образовательные :

  • Раскрыть понятия «восходящие движения воздуха», «конвекция, восходящее скольжение» и «динамическая турбулентность».
  • Познакомить курсантов  с  условиями их образования и влияние на летную работу. А также уровни конденсации и конвенции, и влияние их взаимного расположения на образование облаков.
  • проверить, проконтролировать следующие учебные умения и навыки…

создать условия для отработки навыков и умений в принятии решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • создать условия для отработки навыков анализа.
  • Воспитательные:
  • Содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения
  • Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании
  • Развивающие:
  • Создать условия для развития аналитических способностей учащихся, таких как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы
  • Развить умение и навыки работы с источником учебной литературы, умение выделять главное и делать выводы;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Осуществлять самоконтроль и самооценку

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • при реализации системно-деятельностного подхода, освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира
  • Личностные:
  • готовность и способность курсанта к саморазвитию,
  • сформированность мотивации к учению и познанию,
  • сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • Метапредметные:
  • Уметь планировать и выполнять запланированное.Курсанты должны выполнять целеполагание, ставить перед собой актуальные задачи, анализируя их и те условия, которые необходимы для их реализации, способы достижения, в том числе и нестандартные. Им необходимо уметь сопоставлять запланированные достижения с реальными, выполнять самоконтроль и самооценку действий, правильности выполнения задач.

Формируемые компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ПК 1.1. Работать с нормативными документами, справочной литературой и другими источниками информации, регламентирующими организацию и обслуживание воздушного движения (ВД).

III Ресурсы

  • Основные: наглядные материалы, ПК, карточки, конспект.
  • дополнительные

IV Тип, вид и цель урока

ТИП-урок изучения нового материала;

вид урока : лекция

  • цель урока : ознакомить с видами  восходящих движений воздуха, конвекцией, восходящим скольжением и динамической турбулентностью.

V Ход занятия

1) Организационный этап 5-7 мин ( приветствие,отмечаем присутствующих)

2) Проверка домашнего задания  10-15 мин( прописываем вопросы и ответы на них)

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 50мин

4) Актуализация знаний. 10 мин

5) Первичная проверка понимания.15-20 мин (Вопросы уч-ся)

6) Первичное закрепление.15-20 мин (Прописать задания .Задание для выполнения в аудитории)

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.5-10 мин

8) Рефлексия (подведение итогов занятия, что поняли, усвоили,обзор, оценки)10-15 мин

Виды: лекция,

Лекция

Кроме горизонтальных / ветер/, в атмосфере постоянно происходят вертикальные движения.

https://cloud.prezentacii.org/18/12/108798/images/screen6.jpg

В зависимости от причин возникновения различают следующие виды вертикальных движений воздуха.

Термическая конвекция.

Этот вид вертикальных движений возникает вследствие неравномерного нагревания воздуха от подстилающей поверхности.

Конвекция (в атмосфере) возникает при  неравномерном нагревании подстилающей поверхности. Восходящий воздух поднимается до тех пор, пока его температура остаётся выше температуры окружающего воздуха; нисходящий воздух, в свою очередь, опускается, пока он холоднее окружающего воздуха. Но восходящий воздух " ТЕРМИК" вследствие расширения охлаждается на 1 °С на 100 м подъёма (пока в нём не началась конденсация) —сухоадиабатический градиент, а после начала конденсации (образования облаков), сопровождающейся выделением скрытой теплоты, — на переменную величину в несколько десятых долей градуса на 100 м подъёма (так называемый влажноадиабатический градиент). Поэтому для поддержания Конвекции (в атмосфере) нужно, чтобы вертикальный градиент температуры в атмосферном столбе был больше сухоадиабатического градиента до уровня, на котором начинается конденсация, и больше влажнодиабатического над этим уровнем, т. е. атмосфера должна обладать неустойчивой стратификацией (см. Стратификация атмосферы). Такие условия создаются летом в воздухе над прогретой сушей и во все времена года в воздухе, движущемся с более холодной на более тёплую поверхность. Слои с малыми вертикальными градиентами температуры, особенно с инверсиями температуры, являются для Конвекции (в атмосфере) задерживающими слоями.

 
https://fb.ru/misc/i/gallery/81211/2534231.jpg

Динамическая конвекция

https://in2minutes.ru/wp-content/uploads/2018/04/Turbulence_main.png

Этот вид представляет собой неупорядоченные вихревые движения, возникающие при горизонтальном перемещении и трении воздуха о подстилающую поверхность. Вертикальные составляющие неупорядоченных вихрей могут достигать несколько десятков сантиметров, а иногда и метров в секунду.

Динамическая конвекция наблюдается в слое от земли до высоты 1—1,5 км (пограничный слой).

Термическая и динамическая конвекции зачастую наблюдаются одновременно, определяя неустойчивое состояние атмосферы.

Вынужденные вертикальные движения воздуха.

Они бывают в виде упорядоченных восходящих скольжений или вертикальных движений.

Например,при натекании воздуха на крупные препятствия (холмы, горы). Вертикальная скорость таких движений составляет от нескольких десятков сантиметров в секунду до

15 – 20 м/сек.

https://mypresentation.ru/documents_5/5168e605ccfa45252dba06264e6e5571/img3.jpg

Волновые движения воздуха.

Чаще всего эти движения возникают на слоях инверсий (на их верхней и нижней границах) вследствие разности плотности и скорости движения воздуха над и под инверсией. В вершинах волн имеет место восходящее, в долинах нисходящее движение воздуха.

Волновые движения в атмосфере также могут наблюдаться и над горами на их подветренной стороне (подветренные или стоячие волны).

https://konspekta.net/infopediasu/baza20/8238242828815.files/image030.jpghttps://present5.com/presentation/16934403_88257334/image-6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по актерскому мастерству "Атмосфера и ощущение в пространстве"

Атмосфера -  это не только душа и сердце театрального произведения, но благоприятное условие для формирования творчесткого компонента воспитанника...

Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему знакомства с правилами дорожного движения "Светофор".

Знакомство с правилами дорожного движения и понятием " Светофор" в игровой и занемательной форме....

План-конспект занятия по курсу «Устройство автомобиля и правила дорожного движения»

Проезд перекрестков очень сложен, ведь приходится за несколько секунд определить, кто из водителей должен проехать перекресток первым, а кто уступить дорогу. При решении билетов, вопросов по проезду п...

конспект открытого урока истории для СПО по теме "Движение декабристов"

Подготовлен и разработан преподавателем истории ГБПОУ РО "ОАТТ" Бобковой Ольгой Александровной...

Конспект занятия по теме: "Упражнения на подготовку к обучению детей дошкольного возраста танцевальным движениям"

Разработка конспекта по МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...

План-конспект открытого урока по предмету "Музыка и движение"

Ежегодно в нашей школе проходят открытые уроки для родителей учащихся подготовительной группы "Непоседы". Этот год не стал исключением. Родители наших воспитанников познакомились со всеми предметами, ...

Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №5 Организация работы службы безопасности движения в автотранспортных организациях

Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал ...