Методические указания к СРС по дисциплине ОПД и ФГ
учебно-методический материал

Балязина Алена Валерьевна

В методических указания прописан алгоритм выполнения самостоятельной работы по дисциплине Основы предпринимательской деятельности и финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_k_srs_oudv.16_opd_i_fg.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»

методические рекомендации

по выполнению самостоятельной

внеаудиторной работы

ОУДв.16. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

по профессии СПО 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной

сигнализации

 (на базе основного общего образования)

гр. ЭМ-22-301

 

2022 г

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине ОУДв.16. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

по профессии СПО 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной

сигнализации

Организация: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства»

Разработчик:  Балязина А.В., преподаватель экономических дисциплин ГБПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства».

Методические рекомендации одобрены на заседании предметно-цикловой комиссии естественных наук и ИКТ

Протокол №_______ от «_____» _________ 2022г.

Председатель ПЦК _______________________ /Комбатова И.В./

Методические указания утверждены Методическим

 советом техникума

Протокол №_______ от «_____» _________ 2022г

Председатель МС ________________________  /Кузнецова Е.Н./

Содержание

стр.

Введение

4

Тема 1.2. Создание и регистрация нового предприятия

 Самостоятельная работа № 1

6

Тема 1.5    Организация финансирования предпринимательской деятельности 

Самостоятельная работа № 2

11

Тема 2.1. Личное финансовое планирование 

Самостоятельная работа № 3

14

Тема 2.3. Страхование. Инвестиции.

Самостоятельная работа № 4

20

Тема 2.4. Пенсионная и налоговая системы

Самостоятельная работа № 5

 18

   Приложения

23


Введение

 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине Основы предпринимательской деятельности и  финансовой грамотности программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации, входящей в состав укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение.

1.2. Профиль получаемого профессионального образования, в рамках которого реализуется программа учебной дисциплины: технологический профиль

Самостоятельная внеаудиторная работа по проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По экономике организации используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета, подготовка сообщений;

для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, решение проблемных задач и контрольных работ;

для формирования умений: выполнение проектов, подготовка интеллект-карт.

    Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются тестирование, самоотчеты, контрольные работы, выступления с сообщениями на семинарском занятии.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.


Самостоятельная работа №  1

Тема 1.2. Создание и регистрация нового предприятия

        

Цель: закрепить знания по теме, сформировать представления о работе над проектами, закрепить умения работы с кейсами

Норма времени: 5 ч

Содержание работы

Для выполнения задания рекомендуется работа с кейсами, прочитать и проанализировать информацию. Ответить на вопросы

Решить кейс

Кейс «SWOT – анализ»

  1. Прочитайте текст. Ознакомьтесь с графическим видом свот-анализа. Выпишите сильные и слабые стороны анализа, которые на ваш взгляд имею самое важное значение.
  2. Ознакомьтесь с примером заполнения матрицы Свот
  3. На примере собственной компании составьте свой свот-анализ.
  4. Сделайте соответствующие выводы.

       SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом. Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды. Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т.   Аббревиатура SWOT может быть представлена визуально в виде таблицы:

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strengths (свойства проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли)

Weaknesses (свойства, ослабляющие проект)

Внешняя среда

Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели)

Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели)

SWOT-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики.

Сильные стороны SWOT-анализа:

  • Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
  • Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.).
  • Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.
  • Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.

Недостатки:

  • SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно.
  • Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.
  • Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.
  • Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры.
  • SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.
  • Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.

Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов. Для более полной отдачи от метода используется также построение вариантов действий, основанных на пересечении полей. Для этого последовательно рассматривают различные сочетания факторов внешней среды и внутренних свойств компании. Рассматриваются все возможные парные комбинации и выделяются те, что должны быть учтены при разработке стратегии.

  • Поле СИВ показывает, какие сильные стороны необходимо использовать, чтобы получить отдачу от возможностей во внешней среде.
  • Поле СЛВ показывает, за счет каких возможностей внешней среды организация сможет преодолеть имеющиеся слабости.
  • Поле СИУ показывает, какие силы необходимо использовать организации для устранения угроз.
  • Поле СЛУ показывает, от каких слабостей необходимо избавиться, чтобы попытаться предотвратить нависшую угрозу.

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

СИВ

СИУ

Слабые стороны

СЛВ

СЛУ

Пример заполнения SWOT-анализа

Формат выполненной работы:  решённый кейс

Критерии оценки: правильность написания, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

Основные источники: 

  1. Череданова Л.Д. Основы экономики и предпринимательства: учеб.для нач. проф. образования. – 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Дополнительные источники:

  1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
  2. А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010.
  3. Галенко В.П., Самарина Г.П. Страхова О.А. Бизнес-планирование в    условиях открытой экономики, - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: Учебник для среднего профессионального образования – М: Издательство «Инфра-М», 2013.
  5. Терещенко О.Н. Основы экономики: Практикум для средних профессиональных учебных заведений. – М.: Дашков и К. – 2013.

Интернет – ресурсы:

  1. Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru 
  2. Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru
  3. Федеральная налоговая служба www.nalog.ru
  4. Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru
  5. Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru 

Контроль выполнения:   семинарское занятие, обсуждение решенных кейсов


Самостоятельная работа № 2

Тема 1.5    Организация финансирования предпринимательской деятельности 

Цель: расширить представления об основных экономических понятиях в профессиональной деятельности, уметь работать с дополнительной информацией, выступать с подготовленными сообщениями

Задание: Подготовить сообщение, презентацию

Норма времени: 5 час

Задание:

Темы для рефератов:

1. Модели экономических систем и их особенности.

2. Современные модели смешанной экономики (американская,

западноевропейская, японская).

3. Предпринимательство: сущность, условия возникновения, виды.

Организационно-правовые формы предпринимательства.

4. Теоретические модели приватизации.

5. Особенности развития приватизационного процесса в странах с переходной экономикой.

6. Мировой опыт и современные тенденции приватизационных процессов за рубежом.

7. Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике.

8. Венчурное предпринимательство: роль в современной экономике и проблемы развития.

9. Опыт перехода к рыночной экономике различных стран (Венгрии, Польши, Китая и др.)

10. Рынок ценных бумаг и его развитие в современных условиях.

11. Cравнительный анализ трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

12. Экономические теории стоимости и цены.

13. Теория производительности факторов производства.

14. Издержки производства: их виды, структура и изменение в краткосрочном и долгосрочном периодах.

15. Определение предприятием оптимального объема производства и цены в

условиях чистой конкуренции.

16. Теория несовершенной конкуренции.

17. Экономическое поведение фирмы в условиях монополии. Государственное регулирование деятельности монополий.

18. Олигополия как современная форма организации экономики.

19. Монополистическая конкуренция как форма организации рынка.

20. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие.

21. Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы.

22. Формирование цен на факторы производства.

23. Заработная плата: ее сущность, формы, дифференциация и определение на конкретных рынках труда.

24. Теории заработной платы и их использование в экономике.

25. Экономическая рента: ее сущность, виды и роль в экономике.

26. Теории ренты.

27. Капитал и процентный доход.

28. Прибыль предприятия: ее сущность, источники и стимулирующая роль в экономике.

29. Теории прибыли.

30. Теории воспроизводства.

31. Валовой внутренний продукт: его измерение, структура и распределение.

32. Национальный доход: факторы его роста и распределение.

33. Национальное богатство: структура и факторы роста.

34. Личный доход и его распределение.

35. Уровень жизни и его показатели.

36. Социальная рыночная экономика: концепции, опыт. Процессы социальной

трансформации в России.

37. Доходы населения. Роль государства в перераспределении доходов.

38. Распределение доходов в рыночной экономике. Причины и социально-экономические последствия дифференциации доходов в переходной экономике.

39. Социальная политика государства.

40. Макроэкономическое равновесие и его основные модели.

41. Теории макроэкономического регулирования.

42. Теории общего равновесия.

Формат выполненной работы:  подготовленные сообщения

Критерии оценки: правильность написания, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

Основные источники: 

  1. Череданова Л.Д. Основы экономики и предпринимательства: учеб.для нач. проф. образования. – 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Дополнительные источники:

  1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
  2. А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010.
  3. Галенко В.П., Самарина Г.П. Страхова О.А. Бизнес-планирование в    условиях открытой экономики, - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: Учебник для среднего профессионального образования – М: Издательство «Инфра-М», 2013.
  5. Терещенко О.Н. Основы экономики: Практикум для средних профессиональных учебных заведений. – М.: Дашков и К. – 2013.

Интернет – ресурсы:

  1. Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru 
  2. Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru
  3. Федеральная налоговая служба www.nalog.ru
  4. Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru

Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru

Самостоятельная работа №3

Тема 2.1. Личное финансовое планирование 

Цель работы.

- Овладеть навыками в оформлении и подготовке проекта.

- Научится составлять проект и презентацию

Норма времени: 5  часов

1. Необходимые материалы.

  • Методические указания по выполнению практических работ
  • Конспект лекций

2. Пояснения к работе

Методические указания.

  1. Изучить литературу по теме “ Личное финансовое планирование ”
  2. Выполнить учебное исследование:
  • Провести исследования бюджета семьи;
  • Составить таблицы и занести в них данные;
  • Проанализировать полученную информацию;
  1. Продумать, составить план выступления;
  2. Представить презентацию к выступлению.

3. Содержание отчета.

Отчет должен содержать:

4.1 Название работы

4.2 Цель работы

4.3 Задание

4.4 Правильно подготовленный проект

4.5 Правильно подготовленная презентация проекта

4.6.  Вывод по работе

Проект защищается на семинаре

Основные источники: 

  1. Череданова Л.Д. Основы экономики и предпринимательства: учеб.для нач. проф. образования. – 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Дополнительные источники:

  1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
  2. А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010.
  3. Галенко В.П., Самарина Г.П. Страхова О.А. Бизнес-планирование в    условиях открытой экономики, - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: Учебник для среднего профессионального образования – М: Издательство «Инфра-М», 2013.
  5. Терещенко О.Н. Основы экономики: Практикум для средних профессиональных учебных заведений. – М.: Дашков и К. – 2013.

Интернет – ресурсы:

  1. Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru 
  2. Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru
  3. Федеральная налоговая служба www.nalog.ru

Самостоятельная работа № 4

Тема 2.3. Страхование. Инвестиции 

Цель: закрепить знания по теме, сформировать представления о работе над проектами, закрепить умения работы с рефератами и сообщениями

Норма времени: 5 часов

Содержание работы

Для выполнения задания рекомендуется работа с различными источниками информации

1. Подобрать литературу по заданной теме

2. Провести работу по отбору необходимой информации.

3. Проанализировать определения, установить, имеются ли противоречия различных работах.

4. Подготовить презентацию.

5. Подготовить устное выступление на 2-3 минуты.

Темы для рефератов:

  1. Страховые компании и их услуги для физических лиц,
  2. Виды кредитов
  3. Добровольное медицинское страхование
  4. Договор страхования
  5. Имущественное страхование
  6. Личное страхование
  7. Медицинское страхование
  8. Обязательное страхование
  9. Организация страхового дела в России.
  10. Маркетинг в страховании.
  11.  Имущественное страхование и особенности его организации в страховой компании.
  12. Основные категории личного страхования.
  13. Страхование ответственности: организация и осуществление страховых компаниях России.
  14. Перестрахование в России: методология и сущность.
  15. Страхование внешнеэкономической деятельности.
  16. Страхование в зарубежных странах, использование зарубежного опыта в России.
  17. Управление персоналом в страховой компании.
  18. Особенности функционирования и управления страховой компании.
  19. Кредитные деньги
  20. .Кредитные орудия обращения, их взаимосвязь с деньгами, области применения
  21. .Роль денег в современном обществе
  22. .Роль денег в воспроизводственном процессе, особенности ее проявления при разных моделях экономики
  23. .Денежная система
  24. Основы международных валютно-расчетных отношений
  25. .Количественная теория денег и современные проблемы денежно-кредитного регулирования экономики
  26. .Безналичные расчеты и проблемы укрепления платежной дисциплины
  27. Деньги и экономическое равновесие

Формат выполненной работы:  подготовленные сообщения

Критерии оценки: правильность написания, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

Основные источники: 

  1. Череданова Л.Д. Основы экономики и предпринимательства: учеб.для нач. проф. образования. – 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Дополнительные источники:

  1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
  2. А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010.
  3. Галенко В.П., Самарина Г.П. Страхова О.А. Бизнес-планирование в    условиях открытой экономики, - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: Учебник для среднего профессионального образования – М: Издательство «Инфра-М», 2013.
  5. Терещенко О.Н. Основы экономики: Практикум для средних профессиональных учебных заведений. – М.: Дашков и К. – 2013.

Интернет – ресурсы:

  1. Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru 
  2. Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru
  3. Федеральная налоговая служба www.nalog.ru
  4. Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru

Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru

Самостоятельная работа № 5

Тема 2.4. Пенсионная и налоговая системы

Цель: закрепление умений решать кейсы по теме. Правильно оформлять решения, делать логические выводы

Норма времени:   6 часа

Содержание работы

  1. Повторить по конспекту и учебнику тему.
  2. Прорешать предложенные кейсы, сделать выводы

Задание:

Решите упражнения из кейса «Налогообложение»

УПРАЖНЕНИЕ 1. Вариант 1

Определите базу  и ставку налога.

1. «И повелел фараон поставить над землею надзирателей и собирать семь лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской». (Ветхий завет. Книга Бытия, 41,38)

2. В России налог на имущество организаций с 2004 года составляет 2,2% от стоимости имущества.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Вариант 2

Определите базу  и ставку налога.

1. Петром I была введена подушная подать: каждая «мужская душа» (мужчины от рождения до смерти) была обязана ежегодно платить в казну 74 копейки.

2. В 2002 году в России введен налог на добычу полезных ископаемых. За добычу 1 тонны нефти в казну уплачивается 419 рублей. УПРАЖНЕНИЕ 1. Вариант 3

Определите базу  и ставку налога.

1. При Петре I купец, не желавший брить бороду, должен был уплатить в казну сумму равную 100 рублям в год.

2. В России при подаче искового заявления в суд уплачивается налог в размере 5% от цены иска

УПРАЖНЕНИЕ 2.  Задание Определите прямые и косвенные налоги

Основные виды налогов в Римской империи. Вариант 1

1. Сбор на содержание надзора за рынком.

2. Портовые пошлины при погрузке и выгрузке.

3. Дорожная пошлина.

4. Налог на закрепление сделки (налог с продаж).

5. Сбор за ярлык для ослов.

6. Налог на наследство.

7. Сбор за обмен и размен денег.

8. Сбор при уплате налога за выписку квитанции.

9. Сбор со скота.

10. Налог на владение рабами.

11. Налог в продовольственный фонд столицы.

12. Земельный налог.

13. Специальный налог на огороды.

14. Налог на вино.

15. Налог на пшеницу.

УПРАЖНЕНИЕ 2.  Задание Определите прямые и косвенные налоги

Основные виды налогов в Римской империи. Вариант 2

1. Налог на огурцы.

2. Сбор с квартирной платы.

3. Сбор с рыботорговцев.

4. Сбор с ломовиков.

5. Сбор с банщиков.

6. Пошлины на пропуск в ворота.

7. Подушная подать.

8. Налог на доход с фиников.

9. Налог на доход с земли под постройкой.

10. Сбор на воздвижение статуй.

11. Сбор на содержание неимущих.

12. Квартирный налог.

13. Пошлины с вина.

14. Сбор на содержание бань.

15. Сбор на содержание именитых гостей.

УПРАЖНЕНИЕ 2.  Задание Определите прямые и косвенные налоги

Основные виды налогов в Римской империи. Вариант 3

1. Сбор на содержание речной стражи.

2. Сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков.

3. Сбор на содержание гарнизона.

4. Сбор на содержание сторожевых вышек.

5. Сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти.

6. Сбор на жалование полиции.

7. Сбор на содержание и ремонт плотин.

8. Сбор на содержание сборщиков налогов.

9. Сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений.

10. Сбор на устройство зрелищ.

11. Сбор на содержание начальника района.

12. Сбор на благотворительность.

13. Налог на торговый оборот.

14. Налог на мыло.

15. Пошлины ввозные и вывозные.

Упражнение 3

Кейс «НАЛОГИ» 1 вариант

Слушай: платить обязались черти

Мне оброк по самой моей смерти

Лучшего б не надобно дохода,

Да есть на них недоимка за три года.

Как наешься ты своей полбы,

Собери-ка с чертей оброк мне полный.

А. С. Пушкин (1799–1837)

1. Прочитайте текст

2. Какую функцию выполняют налоги, если учесть, что поп, требовавший собрать оброк (налог), был государственным лицом?

Кейс «НАЛОГИ» 2 вариант

В статье 7 Конституции Российской Федерации отмечается, что наша страна - «социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.»

1. Прочитайте текст

2. Какую функцию в связи с этим выполняют налоги?

Кейс «НАЛОГИ» 3 вариант

Начатая в 1906 г. аграрная реформа Столыпина предусматривала: устранение множества сословных и правовых ограничений, которые мешали развитию хозяйственной деятельности крестьянства; постепенное введение частной собственности крестьян на земельные наделы. В период проведения столыпинской аграрной реформы крестьян, отправлявшихся в Сибирь в ходе переселенческой политики, на 5 лет освобождали от налогов.

1. Прочитайте текст.

2.  Какую функцию выполняли налоги?

Фискальная

Регулирующая

Стимулирующая

Формат выполненной работы:  Решенные упражнения  кейса

Критерии оценки: правильность решения кейса

Контроль выполнения: оценка правильности решения кейса

Основные источники: 

  1. Череданова Л.Д. Основы экономики и предпринимательства: учеб.для нач. проф. образования. – 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

Дополнительные источники:

  1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
  2. А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010.
  3. Галенко В.П., Самарина Г.П. Страхова О.А. Бизнес-планирование в    условиях открытой экономики, - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  4. Слагода В.Г. Основы экономической теории: Учебник для среднего профессионального образования – М: Издательство «Инфра-М», 2013.
  5. Терещенко О.Н. Основы экономики: Практикум для средних профессиональных учебных заведений. – М.: Дашков и К. – 2013.

Приложение 1

Как написать реферат

Несколько НЕ

Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.

Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.

Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.

В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

Реферат состоит иэ нескольких частей:

  • титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);
  • оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;
  • введение;
  • основная часть, состоящая из глав;
  • заключение;
  • список использованной литературы.

Этапы (план) работы над рефератом

Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.

Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.

Найти книги и статьи по выбранной теме. (для средних классов - не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы.

Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

Составить план основной части реферата.

Написать черновой вариант каждой главы.

Показать черновик педагогу.

Написать реферат.

Составить сообщение на 5-7 минут, не более.

Приложение 2

Как написать доклад

Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом.

Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).

Составление библиографии.

Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

Разработка плана доклада.

Написание.

Публичное выступление с результатами исследования.

Приложение 3

Как написать рецензию и аннотацию

Рецензию и аннотацию характеризует небольшой объём и краткость.

   Любое аннотируемое или рецензируемое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

    Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.

Приложение 4

Как подготовить учебную презентацию

Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд, или кадр Основные правила подготовки учебной презентации:

 При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом.

Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на всем уроке. При создании предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.

Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых.

При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников.

Обязательными структурными элементами, как правило, являются:

  • обложка;
  • титульный слайд;
  • оглавление;
  • учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);
  • словарь терминов;
  • справочная система по работе с управляющими элементами;
  • система контроля знаний;
  • информационные ресурсы по теме.

Приложение 5

Работа с кейсами

Метод case-stady или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода case-stady – научить обучающихся анализировать  проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить обучающихся работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую. Итогом будет являться – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Задачи:

1.Формирование и развитие информационной компетентности;

2.Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;

3.Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;

4.Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;

5.Развитие умений и навыков сотрудничества.

Анализ кейса, данный обучающимся при письменной работе, считается удовлетворительным, если:

– было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

– были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других учеников;

– решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.

Развитие компетенций при решении кейсов

Компетентности

Их характеристика

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

Способность к обучению

Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации

Системное мышление

Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкость

Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией

Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Коммуникативные способности

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт

Способность к межличностным контактам

Умение слушать и понимать собеседника

Проблемность мышления

Умение вырабатывать модели решения проблем

Критерии оценки кейса

Критерии

Индикативные показатели

Баллы

оценка

Презентация работы

Грамотная речь

1 балл –

недостаточно просматривается

  1. балла –

просматривается

частично

  1. балла –

реализуется

полностью

30 баллов 28 – оценка 5

27-26 баллов –  оценка 4

25-22 баллов – оценка 3

21 балл – оценка 5

Емкость, лаконичность, полное

раскрытие темы, решение

проблемы

Качество ответов на

дополнительные вопросы

Доказательная база

Оценка приложений

(презентации, рисунки,

 буклеты и пр.)

Качественность выполнения работы (соответствие работы основным особенностям изучаемой проблемы, соответствие с темой)

Полное отражение в приложении изучаемой проблемы

Оформление работы не должно мешать восприятию проблемы

Работа в

группе

Существенные дополнения к

 выступлению

Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания

Участие в обсуждении проблемы

РЕЦЕНЗИЯ

на методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной

работе студентов по дисциплине Основы экономики

Автор - составитель: Балязина Алена Валерьевна

преподаватель высшей квалификационной категории

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины «Статистика»

Методические указания  содержат теоретический материал и методики решения задач по следующим темам: "Сводка и группировка статистических данных", "Средние величины и показатели вариации", "Выборо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 110800.03(35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине  «Безопасность жизнедеятельности»           Для п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 110800.02(35.01.13) «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине         «Безопасность жизнедеятельности »...

Методические указания для самостоятельного изучения дисциплины гидравлические и пневматические системы

Конспект лекций позволяющий студентам самостоятельно изучать дисциплину...