Инновационное внеурочное мероприятие «Сохранение объектов культурного наследия города Курска. Реконструкция. Реставрация. Ремонт».
статья
В статье рассматривается инновационное внеурочное мероприятие - викторина. Это внеурочное мероприятие является подготовкой к ряду уроков по профессиональному модулю ПМ 04 «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов», где студенты подробно изучают такие понятия, как «реконструкция», «реставрация», «ремонт».
Внеурочное мероприятие является ярким примером педагогической технологии опережающего обучения, так как краткие основы тем даются до того, как начинается изучение по программе. Мероприятие предусматривает и такую универсальную педагогическую технологию, как наставничество: студенты старших курсов, знакомые с понятиями из ПМ 04, помогают студентам 2 курсов подготовить презентации с учётом уже полученных знаний для первой части внеурочного мероприятия, которая называется «домашнее задание».
Вторая часть внеурочного мероприятия – викторина, вопросы которой связаны с сохранением культурного наследия города Курска. Данное мероприятие способствует не только усвоению ключевых понятий по специальности, но и формированию у студентов чувства патриотизма и уважения к культурному наследию человечества и в частности города Курска.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационное внеурочное мероприятие «Сохранение объектов культурного наследия города Курска. Реконструкция. Реставрация. Ремонт».
Соцкова Ольга Алексеевна
Харькова Виктория Петровна
преподаватели
ОБПОУ «Курский монтажный техникум»
Традиционный урок в профессиональном образовании – это базовый урок, но при преподавании профессиональных модулей (ПМ) и особенно строительных дисциплин этого мало. Необходимо искать новые технологии, формы, методы. Важно предусматривать сочетание различных видов деятельности студентов. Необходимы проективные (анализ-прогноз-проект) и рефлексивные (контрольно-оценочные) умения не только преподавателя, но и студентов. Проективные умения невозможны без совместных творческих дел, а рефлексивные - без контроля этой деятельности.
Компетентность учителя профессиональная - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.(1)
Учебное пособие Сластенина В., Исаева И. и др. «Педагогика» даёт чёткую структуру профессиональной компетентности:
«1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.»(4)
То есть, понятие профессиональной компетентности педагога есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
Создавать новое - это и есть инновация. Инновация включает в себя применение активных методов обучения, освоение педагогических технологий опережающего обучения, наставничества.
Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. (2) Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. (3)
Викторина является одним из видов игровой технологии, она подразумевает высокий уровень мотивации, потребность в усвоении знаний, результативность.
Идея провести внеурочное мероприятие для 2 курсов при сотрудничестве со студентами 3 и 4 курсов специальности СЭЗС возникла именно при изучении технологий опережающего обучения и наставничества и для участия в областном заседании научно-методического объединения строительного профиля. Название мероприятия - «Сохранение объектов культурного наследия города Курска. Реконструкция. Реставрация. Ремонт».
Именно для мероприятий такого уровня удобна такая игровая технология, как викторина, потому что она способна поддержать высокий интерес, показать обучение в форме развлечения.
Цели внеурочного мероприятия:
- Содействовать уровню повышения мотивации получения знаний, содействовать обеспечению коммуникативной культуры, развитию наставничества.
- Способствовать расширению кругозора, умению отвечать на вопросы в эмоционально-напряжённой обстановке.
- Ознакомить с основными понятиями (реконструкция, реставрация, ремонт).
Задачи:
- Организовать деятельность студентов по изучению объектов культурного наследия в г. Курске.
- Способствовать формированию у студентов чувства патриотизма и уважения к культурному наследию г. Курска.
- Обеспечить развитие коммуникационной и информационной культуры студентов.
- Организовать команды участников и наставников.
Была сформирована и методическая цель. Методическая цель - это рефлексия проведения урока и его результатов (апробация методов, средств, форм обучения, оценка и самооценка мероприятия и т.п.). Методическая цель – содействовать уровню повышения мотивации получения знаний, содействовать обеспечению коммуникативной культуры, содействовать развитию наставничества.
Мероприятия организационной части.
- За 2-3 недели до сведения студентов доводится информация о предстоящей викторине. Набираются 3 команды участников. Для подготовки домашнего задания «История одного здания» каждой команде предоставляются наставники (старшекурсники), которые отвечают за подготовку презентаций по реконструкции, реставрации или ремонту памятников архитектуры г. Курска.
- Преподаватели сообщают название, цели мероприятия, побуждая интерес к нему.
- Назначаются члены жюри и секретарь.
- Сообщается организационный регламент и правила ведения игры. Объявляются критерии оценок.
- После каждого конкурса объявляются баллы.
- По итогам домашнего задания и викторины подводятся итоги и делаются выводы. Данная игровая технология требует много времени для подготовки преподавателей и студентов. Результативность оправдывает затраченное время.
Внеурочное мероприятие «Сохранение объектов культурного наследия города Курска. Реконструкция. Реставрация. Ремонт» подразумевает использование интерактивного оборудования (интерактивной доски). Викторина провидится с применением специальной программы, которая позволяет удобно управлять викториной, не приглашать помощников, переключаться на презентации, иллюстрации, используя гиперссылки. Подготовка к мероприятию включает в себя изучение преподавателями 20 объектов культурного наследия г. Курска, подготовку буклетов, грамот, призов, вопроса «кот в мешке», анонсированию мероприятия, выбору команд. В подготовку входит и умение пользоваться интерактивным оборудованием, выбор музыки и видео из истории г. Курска в паузах. Ход мероприятия подробно расписывается по этапам.
Итог данного мероприятия – достижение всех намеченных целей и задач и благодарность от комитета образования и науки Курской области.
Рис. 1. Атмосфера мероприятия
Список литературы
- Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006,- 135 с.
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения
Книга для учителя. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с. - Е.Е. Склярова – к.э.н., специалист по работе с большими данными (аналитик) ЦОПП Тверской области. Методические рекомендации об организации наставничества в образовательных организациях и организациях реального сектора экономики Тверской области. – Тверь: ГБПОУ «Тверской политехнический колледж», Центр опережающей профессиональной подготовки Тверской области, 2020. – 90 с.
- Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие, - М.: Издательский центр «Академия», 2002, - 576с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»
Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...
«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»
Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...
рабочая программа по дисциплине "Культурное наследие родного края"
Рабочая программа дисциплины «Культурное наследие родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по по...
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ТРАНСЛЯЦИЯ
В работе проанализированы основные угрозы по сохранению историко-культурного потенциала Северного Кавказа. Предложены механизмы активизации и популяризации культурного наследия регио...
Сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга по средствам возрождения народных художественных промыслов
Настоящая стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Санкт-Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ан...
Сохранение фольклорного искусства, как части культурного наследия. Приобщение детей к русской культуре и традициям.
Особое место в охране культуры наследия - занимает фольклор. Поэтому в настоящее время, необходимо сохранять и возрождать традиции фольклора в системе образования детей с помощью тематических ур...
Сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга по средствам возрождения народных художественных промыслов
Культурное наследие — духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и при...