РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МДК РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЙ
статья

Остролуцкая Ольга Александровна

Возможности внедрения элементов краеведения в изучении МДК Реконструкцмя зданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МДК РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЙ

О.А.ОСТРОЛУЦКАЯ, преподаватель

ГБПОУ ВО ВГППК

Педагог К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями».

Усиление внимания к патриотическому воспитанию молодежи в современных условиях обусловлено несколькими причинами: развитием процессов демократизации общества и деполитизации системы образования, увеличением потока информации, сложностью преобразований, происходящих в обществе, расширением международных связей, необходимостью переосмысления концептуальных и методологических основ теории патриотического воспитания подрастающего поколения и др.

В воспитании учащейся молодежи образовательные учреждения играют ведущую роль, патриотическое воспитание выступает как неотъемлемая часть системы профессиональной подготовки обучающихся.

Большими возможностями в реализации патриотического воспитания будущих строителей имеет региональный компонент программы профессиональной подготовки, в рамках которого и может осуществляться данное направление воспитательной работы.

Цель и задачи патриотического воспитания обучающихся реализуются на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания как составной его части.

Поскольку специальность, на которой ведётся изучение МДК Реконструкция зданий называется Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, то для обучающихся очень важным является изучение опыта по реконструкции, реставрации и реновации, который уже имеется в нашем городе. Изучение процессов изменения облика строительных объектов, их влияние на формирование городской среды,  а так же возможность    анализировать и давать самостоятельную оценку происходящему в строительной отрасли региона – основная задача, которая стоит перед  обучающимися, и всё это, вместе взятое, способствует не только формированию общих и  профессиональных компетенций, а и живого интереса к истории родного края.  

Большинство обучающихся в нашем колледже  являются жителями города и области, т.е. людьми, чьей малой Родиной является Воронежский край. Большинство из них равнодушно относятся к опыту прошлых поколений, не интересуются русской историей. Проживая рядом с историческими местами, молодые люди не проявляют интереса к прошлому.

В настоящее время перед нами стоит задача - возродить интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого всем нам; заинтересовать обучающихся современными проблемами градостроительной политики города и области, обсуждать спорные вопросы, представлять разные мнения и точки зрения.

Работа по воспитанию патриотизма у обучающихся во время образовательного процесса различна. Патриотическое воспитание включает в лекции, работу с историческим материалом, посещение музеев, экскурсии к памятникам истории и культуры и так далее.

Большая роль в системе патриотического воспитания всегда отводилась историко-краеведческому направлению. Краеведение помогает реализовать идею воспитания активного гражданина России, патриота малой Родины.

К сожалению, в настоящее время в рамках аудиторных занятий нет часов по краеведению и истории Воронежа и Воронежской области, но эти знания необходимы для формирования любого гражданина, патриота и просто хорошего человека. В основу регионального компонента положена система знаний по ознакомлению с прошлым родного края

В ходе преподавания МДК Реконструкция зданий на отделении Строительство и эксплуатация зданий и сооружений для изучения большинства тем хорошо подходит региональный компонент.

Именно поэтому появилась потребность в рамках изучения МДК Реконструкция зданий, входящих в профессиональный модуль Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов заняться изучением истории развития города Воронежа.

В городе Воронее в настоящее время существует множество объектов разных периодов постройки, на примере которых можно проследить основные изменения объёмно-планировочных и конструктивных решений, формирование современного облика города. Среди объектов, подвергшихся  или нуждающихся в реконструкции, есть объекты, являющиеся памятниками истории и архитектуры, а так же  объекты, не представляющие исторической  и культурной ценности, но являющиеся  важными элементами городской инфраструктуры: жилые дома, учреждения культуры, производственные здания.

В ходе изучения МДК Реконструкция зданий обучающиеся выполняют информационный проект, тематика которого связана с краеведением. Например: «Реконструкция Воронежского академического театра драмы им. А.Кольцова», «Реновация территории мыловаренного завода Финист", «Реконструкция международного аэропорта Воронеж им. Петра I » и т.п.

Обучающиеся самостоятельно выбирают тему информационных проектов из предложенного списка, ориентируясь на собственные предпочтения и интересы. В ходе подготовки информационных проектов обучающиеся изучают исторические документы, карты города разных временных периодов, материалы периодической печати, активно пользуются возможностями современных информационно-коммуникационых технологий, отбирая те сведения, которые являются значимыми и интересными. Молодые люди  погружаются в историю родного края, учатся сравнивать старое и новое, анализировать, делать собственные выводы.

Итоговым этапом работы над информационным проектом является написание реферативного сообщения  и его защита, сопровождаемая мультимедийной презентацией.

Хочется отметить, что обучающиеся с интересом работают над своими информационными проектами, при этом идёт закрепление знаний и по основным МДК, изучаемым на строительном отделении и отработка навыков работы с ИКТ, которые так необходимы и востребованы в современном мире. Увлекаясь, студенты набирают большое количество фактического и иллюстративного материала, подходят за консультациями, советами.

Огромный интерес проявляют обучающиеся и к защите информационных проектов в рамках аудиторных занятий, ведь сейчас навыки самопрезентации востребованы в бизнес среде. Эта среда ориентирована на выбор лучших. Чтобы выбрать, нужно увидеть. А для того, чтобы быть увиденным, нужно себя показать.

Таким образом региональный компонент или ознакомление с историей строительной отрасли родного края естественно «входит» в целостный образовательный процесс.

Формы, методы и средства патриотического воспитания, применяемых при изучении МДК Реконструкция зданий  вряд ли можно отнести к разряду специфических. Скорее всего, можно говорить об использовании сочетаний традиционных и нетрадиционных педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия для решения конкретных задач патриотического воспитания.

В качестве общепедагогических принципов, составляющих основу патриотического воспитания в рамках изучения МДК Реконструкция зданий, выступают: принцип научности; ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучающихся; сознательности и активности субъектов педагогического взаимодействия; связи теории с практикой; единства образовательных, воспитательных и развивающих результатов педагогического взаимодействия и др.


Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Панова В. Н. Краеведение как средство патриотического воспитания // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 10.12.2019).


Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Панова В. Н. Краеведение как средство патриотического воспитания // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 10.12.2019).

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Панова В. Н. Краеведение как средство патриотического воспитания // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 10.12.2019).

В качестве цели патриотического воспитания выступает формирование патриотизма как социально-нравственного императива, характеризующего их взаимоотношения с Родиной и Отечеством.

Целостная характеристика патриотизма основывается на комплексном анализе его аспектов, основанном на применении метода содержательного обобщения и принципа дополнительности. При этом патриотизм связывается не с отдельным политическим или нравственным принципом и не с отдельным нравственным качеством личности, а с интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм как социально-нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности.

Отражая совокупность социальных и нравственных норм конкретного общества, патриотизм составляет необходимое условие дальнейшего прогрессивного развития страны, государства. Включая рациональный, эмоционально-психологический и деятельностный компоненты, патриотизм выступает как побуждение, «толчок» к патриотически направленной деятельности. Причем данное побуждение носит относительно устойчивый характер, что позволяет рассматривать патриотизм как социально-нравственный императив, который выражает ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждает его к патриотически направленной деятельности.

Задачи и содержание патриотического воспитания студентов вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера, расширение опыта и формирование положительного отношения к патриотической деятельности.

В качестве общепедагогических принципов, составляющих основу патриотического воспитания, выступают: принцип гуманистической направленности; научности; ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности;

согласованности требований субъектов педагогического взаимодействия; связи теории с практикой; единства образовательных, воспитательных и развивающих результатов педагогического взаимодействия и др.

К специфическим принципам, отражающим особенности патриотического воспитания, относятся принципы: народности, интегративности, вариативности и гибкости.

. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова Н.Ю. Шведовой дается такое толкование: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [5; 496]. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат целенаправленного воздействия на человека, начиная с раннего детства.

Нравственно-патриотическое воспитание детей

Региональный компонент или ознакомление с родным краем естественно «входит» в целостный образовательный процесс.

Краеведение помогает реализовать идею воспитания активного гражданина России, патриота малой родины. В основу регионального компонента положена система знаний по ознакомлению с прошлым родного края

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм - это одна из устойчивых характеристика человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Баранов С.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1997. - С.91.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов // Вестник РАН. - 2005. - №2, С. - 99. Охватывает своим воздействием все поколения и все стороны жизни.

В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3, с.24].

 

Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

 

Патриотическое воспитание в настоящее время рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений работы образовательных учреждений всех типов и уровней. Это не случайно, поскольку дети и молодежь составляют основную объектную базу патриотического воспитания, а школы, учреждения среднего профессионального и высшего образования — ведущие учреждение, где закладываются основы гражданско-патриотического становления подрастающего поколения — будущего нашей страны.

Воспитанию гражданственности и патриотизма уделяли большое вниманиеи знаменитые педагоги.

 

Педагог А. С. Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Его идея - это идея воспитания в коллективе и через коллектив, но при сохранении творческой индивидуальности личности, позволяющей в полной мере реализовать все свои возможности и способности [1, с.125].

 

В. А. Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. Он писал: «Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье». В своей статье, вышедшей в 1966 году в журнале «Воспитание школьников», В.А. Сухомлинский писал: «… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу… Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души" [1, с.178].

 

Педагог К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями».

 

Педагогическое наследие известных педагогов остаётся востребованным и сегодня. Их подходы в вопросах воспитания гражданских и патриотических качеств личности основаны на воспитании базовых нравственных качеств, имеющих неоспоримую ценность при любых историко-политических условиях. Гражданственность и патриотизм рассматриваются педагогами как общественно-значимые и личностно-значимые ценности. Их теоретические идеи формируют у нас представление о том, что гражданин - это человек, обладающий качествами и чувствами высшего порядка, несущий в себе единство духовности, гражданской ответственности, социальной активности, сознание своей неразделенности, неразрывности с Отечеством, готовый жертвовать жизнью ради своей Родины» [1, с.102].

 

Таким образом, воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность образовательных учреждений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

 

Прививать любовь к Родине, создать условия для воспитания чувства патриотизма можно и на занятиях междисциплинарного курса «Словесное действие».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Современные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности

Доклад  для  выступленияна  Педагогическом  советеСовременные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности...

Использование компьютерных технологий на уроках географии при изучении регионального компонента

Статья содержит основные направления работы по внедрению регионального компонента в усовиях преподавания естественного цикла, рассмотрена актуальность использования компьютерных технологий при изучени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЗАДАНИЯХ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ 1С: «УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛЕЙ»

Особенное значение в подготовке специалиста представляет тот момент, что информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов информационн...

Методическая разработка «Инновационные технологии в реализации регионального компонента стандарта образования»

Необходимость качественных изменений в образовании сегодня осознается как теоретиками, так и многими практиками образования, а процессы разработки и освоения новшеств (инновационные процессы) прочно в...