Конспект урока по МДК 01.02
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урок – игра «Счастливый случай»
по профессиональному модулю ПМ. 01
Участие в проектировании зданий и сооружений
Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ.
МДК. 01.02 Проект производства работ.
по теме Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок.
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Разработала: Шашнина И.О.
Рославль 2019 г.
Введение
Учитывая невысокие дидактические результаты традиционных форм организации занятий, педагоги – ведут поиски путей их активизации и совершенствования методов проведения.
В настоящее время наиболее актуальными являются активные формы и методы обучения. В процессе таких занятий каждый студент непрерывно побуждается к активной деятельности, желая этого или нет. Вырабатывается навык принятия самостоятельного решения в эмоционально напряженной ситуации.
- Развитие самостоятельности и активности студентов в учебной работе.
Учебные занятия по реконструкции гражданских и промышленных зданий и сооружений решают целый комплекс задач по углубленному курсу конструкторскому образованию, развитию индивидуальных способностей студентов.
В подготовительной работе к занятиям необходимо выделить два направления: организация и дидактика.
Организационная деятельность должна возбудить у студентов интерес к занятиям реконструкции гражданских зданий и промышленных сооружений, привлечь их к участию в массовых мероприятиях.
Дидактическая роль подготовительной работы состоит в том, чтобы помочь студенту в преодолении трудностей при изучении данной дисциплины, поддержать возникающий интерес к дисциплине.
Преподаватель осуществляет свою учебную работу поэтапно, а именно:
- первый этап – преподаватель знакомит студентов с элементарными формами познавательной деятельности. С той целью он использует лекционную форму или беседу;
- второй этап – преподаватель привлекает студентов к обсуждению проблемных вопросов и ситуаций, организует самостоятельное изучение студентами нового материала по учебным пособиям; студентам предлагается решить конструкторские задачи повышенной трудности, для них проводятся олимпиады, рекомендуется для чтения научно – технической литературы;
- третий этап – на этом этапе большое внимание уделяется индивидуальной работе со студентами /подготовка рефератов и докладов; подготовка к участию в семинарах/.
Подготовительная работа эффективна, если она проводится в условиях дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей. В дидактике установлено, что самостоятельная деятельность студентов по приобретению новых знаний сверх программы освоение того или иного раздела дисциплины возможно лишь при наличии серьезного отношения к изучаемому материалу, увлечение рассматриваемыми проблемами.
- Виды занятий для активизации работы студентов.
Среди активных форм и методов обучения важная роль принадлежит нетрадиционному уроку, заключающему в себе что – то оригинальное, творческое.
Это особо организованный урок, требующий эмоционального и умственного напряжения.
Различные формы нетрадиционных уроков создают наилучшие условия для передачи студентам знаний, умений, приобретение ими навыков и их и их закрепление. Это прежде всего уроки - соревнования, уроки – конференции, интегративные уроки, уроки по типу телепередач. Они выполняются в общей цепи уроков, как правило, на завершающем этапе работы под темой, разделами.
Цель вышеназванных уроков – закрепление и систематизация знаний студентов, совершенствование ранее приобретенных умений и навыков, развитие интереса к дисциплине.
Урок - игра «Счастливый случай»
Этот урок – игру лучше проводить как заключительный урок. Студенты задают вопросы друг другу и отвечают на них. Для этого выбирают две команды. Жюри, оценивающие ответы. Студенты – болельщики могут помочь в случае возникновения затруднений у команды.
МДК. 01.02 Проект производства работ.
Тема. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок.
Цель занятия: повторение и закрепление знаний, формирование устойчивого интереса к изучению профессиональных модулей, подготовка к профессиональной деятельности.
Образовательная – проверка уровня профессиональных знаний, умение обобщать и систематизировать полученные знания, выбирать рациональные пути решения заданий, выбирать оптимальный вариант.
Развивающая - развитие творческого и логического мышления, познавательных интересов студентов, формирование умений и навыков самостоятельного и коллективного умственного труда.
Воспитательная – воспитание чувства коллективизма, социальной активности, организаторских способностей работы в малых группах ответственности, самостоятельности, воли к победе, формирование культуры общения.
Тип учебного занятия – обобщение и систематизация знаний и умений.
Методы обучения: творчески – воспроизводящие; проблемно - поисковые
Оборудование:
- мультимедийный проектор, ноутбук для демонстрации слайдов.
Карточки с заданием, микроплакаты, таблица с кармашками с вставленными карточками – заданиями.
Междисциплинапрные связи
ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений.
МДК. 01. 01 Проектирование зданий и сооружений.
1. Организационный момент.
Проверка присутствующих и их готовность к занятию. Проверка аудитории.
2. Вводная часть.
2.1. Сообщение темы, целей урока.
2.2. Мотивация деятельности студентов.
Современный человек значительную часть времени проводит в помещениях, которые в холодный период времени необходимо отапливать. Отопительная система это самый сложный инженерный проект в структуре дома. Основной показатель эффективности ее работы – стабильность температуры комфортной для проживания человека.
При изучении темы «Отопление» вы получаете знания по конструкциям, принципом действия и характерным свойством различных систем отопления, используемых в современной отопительной технике, знакомство с перспективными путями развития способов отопления зданий. Поэтому так важна эта тема.
3. Основная часть.
Мы рады приветствовать вас на игре «Счастливый случай».
Но наши команды приготовились идти по этому нелегкому пути к победе, и сегодня они будут бороться не только за победу, но и за счастливый случай.
И я с удовольствием представляю наши команды /команду № 1
и команду № 2/.
Проведем жеребьевку. «Кто же первый начнет игру».
Представляю жюри:
Председатель жюри – зав. отделением.
Преподаватели строительных дисциплин и профессиональных модулей.
Итак, мы начинаем игру.
Игра состоит из 6 геймов.
На 1 – й гейм – всего минутка
Пока всего одна минутка
Поспеши и не зевай
Правильный ответ давай.
Каждой команде предлагается ответить на 6 вопросов по теме. Время ограничено, за каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не дает ответ, то быстро говорит дальше.
Гейм 1-й «Дальше, дальше, дальше…»
Вопросы для команд | |
1 – я команда | 2 - я команда |
1. Назовите схемы тепловых сетей? 2. Как подразделяются водяные тепловые сети по количеству трубопроводов? 3. Какие виды тепловых нагрузок обеспечиваются системами теплоснабжения? 4. Объясните назначение и применения действия элеватора. 5. Какие теплоносители используются в системах теплоснабжения? 6. Перечислите схемы присоединения систем отопления к водяной теплосети.
| 1. Каковы условия применения надземной и подземной прокладки тепловых сетей. 2. Укажите типы подземных каналов. 3. Дать характеристику централизованным и децентрализованным системам. 4. Почему теплоснабжение от крупных районных котельных выгоднее, чем от мелких. 5. Почему для промышленных предприятий применяется схема непосредственного присоединения к местной сети. 6. Перечислите виды опор для восприятия массы трубопроводов. |
Мы переходим ко второму гейму.
Гейм 2. «Спешите видеть».
К доске выходят по два представителя команды для предоставления задания второго гейма. Цена ответа на предоставленное задание – 3 балла.
Вопросы для команд | |
1 – я команда | 2 – я команда |
Вычертить схему атомной теплоцентрали (АТЭЦ). Объяснить почему АТЭЦ построена по трехконтурной схеме. | Вычертить схему активного солнечного низкотемпературно отопления с плоским теплоприемником. Как повышают активность коллекторов. |
Гейм 3-й «Счастливый случай».
Для работы команд в 3 – м гейме на доске вывешивается таблица, начерченная на ватмане, на которой наклеены кармашки, каждый кармашек пронумерован. В них вставлены карточки с заданием.
Задание – дать наиболее полные ответы.
Каждый студент выбирает один номер, достает карточку из кармашка и дает наиболее полную информацию. В одном из кармашков лежит подкова. Это и есть счастливый случай, который засчитывается сразу как правильный ответ.
Цена ответа за одну карточку задание – 1 балл
Таблица для гейма 3 – го.
Q=K F(tb –tn) 1. | + + 2. | 3. | Qкн=(Кос –Кст) F (tb –tn) 4. | Rут пола = R неут + 5. |
+ + 6. | 7. | 8. | 9. | R = + + + 10. |
11. | 12. | 0 13. | 14. | Q=R1S1+R2S2 …+… Rn x Sn 15. |
Итак: уважаемое жюри озвучьте общий результат.
По предварительным подсчетам начинает гейм та команда, у которой больше очков. Командам задаются аналогичные, но разные вопросы, студенты отвечают на вопросы за (1 минуту). Баллы присваиваются тому, кто быстрее ответит. Цена вопроса 1 балл.
Гейм 4 – й «Гонка за лидером».
Вопросы для команд | |
|
|
1. Каким требованиям должны удовлетворять системы отопления зданий. 2. По каким признакам делятся центральные системы отопления зданий. 3. Какова схема подключения циркуляционных насосов в системе водяного отопления. 4. Поясните, в чем положительные и отрицательные свойства печного отопления. | 1. Каков принцип действия поквартирной системы водяного отопления. 2. В чем назначение расширительного бочка и каковы схемы его присоединения к системе водяного отопления. 3. Обрисуйте возможность понижения температуры в помещении при лучистом отоплении, по сравнению с температурой воздуха при конвективном отоплении. 4. Назовите разновидности отопительных приборов. |
Большое место в работе специалиста занимают задачи аналитического характера.
Неотъемлемое качество каждого руководителя на основании умений анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого анализа принимать правильное решение.
Для выполнения этого задания.
Приложите все старания
И победу тот возьмет
У кого экономичнее проект
Команды выполнили задание, выступают по представителю от каждой команды. Цена выполненного задания - 3 балла.
Гейм 5 – й «Решение ситуационных задач».
1-я команда | 2-я команда |
Проанализируйте, опишите техническое решение системы отопления выбранной вами для общественного здания. Исходя из каких достоинств и недостатков вы выполнили выбор системы отопления. Предложите более экономичный вариант. | Проанализируйте, опишите техническое решение выбранной вами системы отопления для жилого здания. Исходя из каких достоинств и недостатков вы выполнили выбор системы отопления. Предложите более экономичный вариант. |
Гейм 6 – й «Ты мне, я - тебе».
Каждая команда подготовила несколько вопросов по теме урока для команды соперников. Отвечающего соперника выбирают сами. Вопросы подготавливаются заранее самостоятельно, при этом могут использоваться учебные пособия, СНиП, могут привлекать в помощь студентов – зрителей.
Будет весело в игре
По вопросу зададим,
И, конечно, победим.
Это конкурс домашнее задание. Команды обмениваются вопросами, которые заранее заготовили. Отвечает только тот, кому адресован вопрос, команда молчит. Если оппонент не может ответить, то вопрос адресуется команде, но ответ оценивается на балл ниже. Цена вопроса – 2 балла.
4. Подведение итогов (5 минут).
По окончанию всех геймов жюри оценивает работу команд, дает заключение об уровне профессиональных знаний каждого из участников (членов) команд.
Команда победителей получает оценки «отлично» и приз, команде проигравшая – «хорошо» и утешительный приз.
5. Заключительное слово преподавателя (5 минут).
Преподаватель. Наша игра завершилась. Спасибо вам за игру. Преподаватель проводит краткий анализ игры, отмечает особенно активных, делает замечания, кто давал не полные ответы.
Не смотря на результаты игры, сегодня нет проигравших, ведь каждый из вас боролся за себя и за команду.
Вы получили бесценный опыт работ в коллективе, почувствовали ответственность за ближнего. Конечно, не у всех все получилось, а это значит, что нужно работать над собой: развивать мышление, повторять забытое, прорабатывать упущенное.
Ведь нас ждет впереди много «Счастливых случаев», надо их не упускать.
Поэтому желаю всем успехов и до новых встреч.
Оценочный лист.
Урок – игра «Счастливый случай»
Название конкурса | Максимальный балл командам. | Команда № 1 | Команда № 2 |
1. Гейм 1 «Дальше, дальше, дальше» / 1 балл – за ответ/ | 6 | ||
2. Гейм 2 «Спешите видеть» /3 балла за предоставленное задание/ | 3 | ||
3. Гейм 3 «Счастливый случай» /1 балл – за ответ + счастливый случай 1 балл/ | 7 (7 + 1балл с. лучай) | ||
4. Гейм 4 «Гонка за лидером» / 1 балл – за правильный ответ/ | 4 | ||
5. Гейм 5 «Решение ситуационных задач» /цена - 3 балла/ | 3 | ||
6. Гейм 6 «Ты мне, я тебе» /цена – 2 балла – если отвечает кто – то из команды – 1 балл/ | 8 | ||
Итого: | 31 (32) |
Жюри: Зав. отделением.
Преподаватели:
6. Рефлексия.
Рефлексия работы студентов.
Студенты с большим интересом и активно работают на таком уроке.
Коллективная мыслительная деятельность помогает им:
- четко выделить цель;
- освоили работу в команде;
- сравнить свою позицию с позицией другого;
- переработать полученную информацию;
- обобщить, сделать выводы, чтобы успешно трудиться в дальнейшем в современных условиях.
Рефлексия преподавателя.
Усиливаются междисциплинарные связи между профессиональными модулями, дисциплинами.
Игровые занятия способствуют усилению познавательной деятельности студентов, улучшение качества их знаний, повышают уровень профессиональной подготовки студентов.
Умение вести поисковую деятельность в сфере преподавателей профессиональной деятельности.
Список литературы.
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие под ред. Е.С. Полот – 2 –е изд., - М.: издательский центр «Академия», 2009.
2. Семушкин А.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие преп. Учреждений сред. проф. образования – М.: Мастерства 2011.
3. Богословский В.И., Сканавич А.Н. «Отопление» Москва Стройиздат 2011.
4. Под редакцией проф. Сосина Ю.П. «Инженерные сети. Оборудование зданий и сооружений» Москва «Высшая школа» 2001.
5. Под редакцией Николаевская И.А. «Благоустройство территорий». Москва «АСАDЕМА» 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....
Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"
Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...
Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."
Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....