Представление об организации баз данных и системах управления ими
план-конспект занятия

Шерстнева Лиана Владимировна

Теоретический материал о базах данных и их системах управления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция

Тема: Представление об организации баз данных и системах управления ими

Цель: дать представление о базах данных и их системах управления.

Задание: изучить теоретический материал, письменно в тетради ответить на контрольные вопросы.

Теоретический материал

База данных (БД) – представляет собой совокупность структурированных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отображающих состояние объектов и их взаимосвязей в рассматриваемой предметной области.

Например:

- база данных книжного фонда библиотеки;

- база данных кадрового состава учреждения;

- база данных современной эстрадной песни.

По характеру хранимой информации БД делятся на:

  1. Фактографические (БД содержат краткие сведения об объектах, представленные в строго определенном формате).
  2. Документальные (БД содержат документы разного типа: текстового; графического; звукового; мультимедийного).

По способу хранения БД делятся на:

  1. Централизованные БД - БД хранящиеся на одном компьютере.
  2. Распределенные БД - различные части одной БД хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью (н.р. Интернет)

Реляционные БД - БД с табличной формой организации информации, состоящие из одной или нескольких взаимосвязанных двумерных таблиц.

Реляционные БД содержат 4 типа полей:

  1. Числовой (имеет поля значения, которых м.б. только числами);
  2. Символьный (поля, в которых будут храниться символьные последовательности-слова, тексты, коды);
  3. Дата (поля содержащие календарные данные в различной форме);
  4. Логический (поля которые могут принимать только 2 значения «ДА» и «НЕТ» или «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ».

Не реляционные БД делятся на:

  1. Иерархическая модель - представляющая совокупность элементов, расположенных в порядке их подчинения (н.р. дерево)
  2. Сетевая модель - БД похожа на иерархическую структуру.

Запись - строка таблицы. Одна запись содержит информацию об отдельном объекте, описываемом в БД.

Поле - столбец таблицы. Поле содержит определенное свойство объекта. Каждое поле имеет свое имя.

Значения поля - некоторые величины определенных типов, от которых зависят те действия, которые можно с ней производить.

Поля могут содержать данные следующих основных типов:

  1. Счетчик - целые числа, которые задаются автоматически при вводе записей. Эти числа не могут быть изменены пользователем;
  2. Текстовый - тексты, содержащие до 255 символов;
  3. Числовой - числа;
  4. Дата/время - дата или время;
  5. Денежный - числа в денежном формате;
  6. Логический - значения Истина (Да) или Ложь (Нет);
  7. Гиперссылка - ссылки на информационный ресурс в Интернете (например, Web-сайт).

Поле каждого типа имеет свой набор свойств. Наиболее важными свойствами полей являются:

  1. Размер поля - определяет максимальную длину текстового или числового поля;
  2. Формат поля - устанавливает формат данных;
  3. Обязательное поле - указывает на то, что данное поле обязательно надо заполнить.

Каждая таблица должна содержать, по крайней мере, одно ключевое поле, содержимое которого уникально для каждой записи в этой таблице. Ключевое поле позволяет однозначно идентифицировать каждую запись в таблице.

Первичный (главный) ключ БД - это поле или группа полей, с помощью которых можно однозначно идентифицировать запись. Значение не должны повторяться у разных записей.

Тип - определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

Логическую структуру данных, хранимых в базе, называют моделью представления данных.

Запросы БД

Одним из семи стандартных объектов Microsoft Access является запрос. Запросы-средств извлечения информации из БД, отвечающим некоторым условиям, задаваемым пользователем. Результат запроса выводится в виде таблицы, все записи которой удовлетворяют условиям. Запросы могут служить источником данных для форм и отчетов Microsoft Access. Сам запрос не содержит данных, но позволяет выбирать данные из таблиц и выполнять над ними ряд операций.

Существует несколько различных типов запросов:

  • Запросы на выборку.
  • Запросы с обобщением.
  • Запросы с параметрами.
  • Перекрестные запросы.
  • Активные запросы (запросы на изменение).
  • Специальные запросы.

Одной из основных задач создания и использования баз данных является предоставление пользователям необходимой информации на основе существующих данных. В MS Access 2007 для этих целей предназначены формы и отчеты.

Отчеты позволяют выбрать из базы данных требуемую пользователем информацию и оформить ее в виде документов, которые можно просмотреть и напечатать.

Форма – средство интерфейса пользователя БД, используемое чаще всего для просмотра, ввода и редактирования данных в таблицах. Если записи изменяются или вставляются редко, то для ввода, редактирования и отображения данных достаточно использовать таблицу. В форму можно добавить объекты, созданные в других приложениях – например, иллюстрации, диаграммы и др.

MS Access поддерживает импорт данных из других приложений и экспорт данных в другие приложения, слияние данных с документами MS Word, анализ данных средствами MS Excel.

Контрольные вопросы

  1. Что такое БД?
  2. Назовите основные объекты БД?
  3. Как происходит поиск записей с помощью фильтров и запросов
  4. В каком режиме происходит редактирование?
  5. Что такое форма и отчеты в БД?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для внеаудиторной работы студентов:"Система управления базами данных".

Методический материал содержит теоретические сведения, необходимые для выполнения  практических работ: некоторые понятия и термины баз данных, технологию создания базы данных, способы создания та...

Учебное пособие по предмету «Информатика» Тема: Системы управления базами данных Microsoft Office Access

Учебное пособие по предмету «Информатика». Тема: Системы управления базами данных Microsoft Office AccessУчебное пособие предназначено для студентов при изучении учебной дисциплины «...

Задания для проведения семестровой контрольной работы по специальности: 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» ПМ.01 «Организация перевозочного процесса на ВТ» МДК.01.03 «Автоматизированные системы управления на ВТ»

Целью проведения семестровой контрольной работы является:закрепление теоретических знаний;получение практических навыков самостоятельной работы;определение уровня знаний обучающимисяполученные в проце...

МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта) Программа и методические указания для студентов заочного отделения специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Междисциплинарный курс МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта) входит в состав профессионального модуля ПМ.01 Организация перевозочного процесса (по видам т...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению практических работ по дисциплине ЕН.02 Информатика Система Управления Базами Данных (СУБД) Microsoft Access

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению практических работ по дисциплине ЕН.02  Информатика Система Управления Базами Данных (СУБД) Microsoft Acce...

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА «УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

Методическое пособие является Руководством АБС «Управление кредитной организации», которая является конфигурацией для системы 1С:Предприятие и предназначено для учащихся, работающих с огра...