Окраска поверхностей масляными составами (технологическая карта)
план-конспект занятия

Тимошко Валентина Васильевна

Специальность

08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»

Учебный цикл

ПМ .03 «Выполнение малярных работ»

Учебная дисциплина/МДК

МДК 01.03. «Технология малярных работ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС СПО

Автор-разработчик

Тимошко В.В.

 1 квалификационная категория

Специальность

08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»

Учебный цикл

ПМ .03 «Выполнение малярных работ»

Учебная дисциплина/МДК

МДК 01.03. «Технология малярных работ»

Междисциплинарные связи

Предшествующие учебные дисциплины/МДК

Последующие учебные дисциплины/МДК

ОП 01. «Основы материаловедения»

ОП 03. «Основы строительного черчения»

ОП 04. «Основы технологии отделочных строительных работ»

ОП 06. «Охрана труда»

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ПК 1.1

Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ПК 1.2

Окрашивать поверхности различными малярными составами.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Требования к результатам освоения дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

У2

организовывать рабочее место;

З1

основы трудового законодательства;

У3

просчитывать объемы работ и потребности материалов;

З4

нормы расходов сырья и материалов на выполняемые работы;

У4

экономно расходовать материалы;

З6

правила техники безопасности;

У7

очищать поверхности инструментами и машинами;

З7

 виды основных материалов, применяемых при производстве малярных и обойных работ;

У9

подмазывать отдельные места;

З8

требования, предъявляемые к качеству материалов, применяемых при производстве малярных и обойных работ;

У10

соскабливать старую краску и набел с расшивкой трещин и расчисткой выбоин;

З9

способы подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание поверхностей;

У12

подготавливать различные поверхности к окраске;

З10

назначение и правила применения ручного инструмента, приспособлений, машин и механизмов;

У17

приготавливать шпаклевочные составы;

З16

способы приготовления окрасочных составов;

У21

контролировать качество подготовки и обработки поверхности;

З17

способы подбора окрасочных составов;

У24

грунтовать поверхности кистями, валиком, краскопультом с ручным приводом;

З21

основные требования, предъявляемые к качеству окрашивания;

У25

 шпатлевать и шлифовать поверхности вручную и механизированным способом;

З23

технологическую последовательность выполнения малярных работ;

У26

окрашивать различные поверхности вручную и механизированным способом водными и неводными составами;

З26

 способы вытягивания филенок;

У28

вытягивать филенки;

З28

виды, причины и технология устранения дефектов;

У40

соблюдать безопасные условия труда.

З29

контроль качества малярных работ;

Раздел

Раздел ПМ 01

«Технология окрашивания поверхностей различными малярными составами»

132 часа

Тема

Тема № 1.11

«Окраска поверхностей масляными составами»

6 часов

Уровень освоения

2-репродуктивный («делай, как я»)

Тема учебного занятия

«Окраска поверхностей масляными составами»

Тип учебного занятия

Урок постановки учебной задачи (урок по изучению трудовых приемов и операций)

Формы и методы обучения

Урок упражнений.

Формы организации учебно-

производственной деятельности

Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.)

Образовательные технологии

Игровые технологии. Проблемное обучение.

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

  • Сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.

  • Способствовать развитию навыков производственной самостоятельности, самоконтроля и оценки качества технологических операций.
  • Развитие эмоций обучающихся.
  • Развитие аналитического мышления.
  • Воспитание технологической дисциплины.
  • Воспитание ответственности за результаты выполненной работы.
  • Содействие в ходе урока созданию атмосферы взаимопомощи и отношений.

К концу урока обучающиеся будут

Знать:

Технологию нанесения масляной краски на поверхность.

Возможные дефекты при выполнении данной техники и способы их устранения.

Уметь:

Владеть приемами нанесения масляной краски  на поверхность.

Требования к результатам освоения темы учебного занятия

Освоенные умения

Усвоенные знания

У2

организовывать рабочее место;

З3

методы организации труда на рабочем месте;

У3

просчитывать объемы работ и потребности материалов;

З4

нормы расходов сырья и материалов на выполняемые работы;

У4

экономно расходовать материалы;

З6

правила техники безопасности;

У5

определять пригодность применяемых материалов;

З7

 виды основных материалов, применяемых при производстве малярных и обойных работ;

У6

создавать безопасные условия труда;

З9

способы подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание поверхностей;

У21

контролировать качество подготовки и обработки поверхности;

З10

назначение и правила применения ручного инструмента, приспособлений, машин и механизмов;

У26

окрашивать различные поверхности вручную и механизированным способом водными и неводными составами;

З16

способы приготовления окрасочных составов;

У28

вытягивать филенки;

З17

способы подбора окрасочных составов;

У40

соблюдать безопасные условия труда.

З21

основные требования, предъявляемые к качеству окрашивания.

Основные показатели оценки результата  изучения темы учебного занятия

Выполнение учебной задачи в соответствии с поставленной целью:

Доля обучающихся, освоивших качественный уровень выполнения работ:  

Доля обучающихся,  выполнивших  основные виды работ:

Окраска поверхности масляной краской.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия

Самоконтроль, рефлексия, тест.

Уровневая оценка (высокий, достаточный,  низкий)

Балльная система оценки результатов (0-5)

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Формы работы на занятии

Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронные информационные и образовательные ресурсы

  • Материал:

Масляная краска, коллеры. Инструмент: Кисть флейцевая, кисть-ручник, валик меховой.

1. Петрова И.В. Общая технология отделочных строительных работ. – М.: ОИЦ «Академия», 2013г.

2. Е.П.Прекрасная «Технология малярных работ»

Москва, Издательский центр «Академия»

2018

3. Завражин Н.Н. Малярные работы высокой сложности. – М.: ОИЦ «Академия», 2010.

1.Л.А.Зинева «Справочник инженера-строителя. Специальные работы: расход материала». Ростов-на-Дону «Феникс», 2006г.

2.Т.Ю. Барышникова. «Школа ремонта. Интерьер и благоустройство дома», М «Эксмо», 2008г

3.Т.Ю.Барышников «Школа евроремонта. Поэтапное проведение работ», М «Эксмо», 2008г

4.Энциклопедия ремонта «Подробное руководство для проведения высококачественного ремонта с применением современных технологий и оборудования

Интернет-ресурсы:

http://www.peredelka.tv

http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-10/2.htm

Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Формирование умения сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Освоение знаний, необходимых для исследования проблемы, составления инструкционной карты.
  • Формирование умения оценивать представленную работу и применить её для выполнения практического задания.
  • Формирование умения производить окраску поверхности.
  • Работа с презентацией, анализ представленной информации.
  • Способствовать формированию трудовых навыков и умений, развитию интереса к профессии.
  • Развитие системного мышления и умения пользоваться инструкционными картами и применения знаний технологии для практического опыта.
  • Развитие мотивации, познавательного интереса к проблеме.
  • Развитие трудовых способностей.
  • Развитие трудовой активности.
  • Развитие ответственности и адаптивности.

Ход урока

1 этап. Вводный инструктаж

Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

  • Здравствуйте, юноши! Приятно видеть вас бодрыми и здоровыми в полном составе. Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова из Китайской пословицы.

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.

  • Подумайте и ответьте,  в чём смысл этих слов?  

        Вы правы, ведь как говорится в одной пословице: «Глаза боятся , а руки делают». И сегодня на уроке учебной практики мы продолжим учиться трудиться так, чтобы получить удовлетворение от сделанной работы, именно это чувство приносит настоящее счастье, делает нашу жизнь прекрасной и наполненной смыслом. 

        Сегодняшний урок я хочу построить иначе, практически всегда вы работали индивидуально. А сегодня попробуем поработать в звеньях или малых бригадах, то есть выполнить коллективную работу.

        Только участие в коллективном труде позволяет человеку  выбрать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда (Макаренко).

        При работе в таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости.

        А теперь давайте поделимся на звенья. У нас получилось 3 звена.

        Актуализация ранее изученного.

        Сейчас мы с вами проходим один из самых больших разделов ПМ .01 «Технология окрашивания поверхностей различными малярными составами». Давайте вспомним, что же мы уже знаем и умеем.

        Фронтальная работа.

        Мастер показывает отвалившийся от стены кусок, дает рассмотреть и спрашивает -Что это?

        Ответ-лакокрасочное покрытие.

        Блиц-опрос  (мастер составляет на доске кластер).

        Из чего состоит лакокрасочное покрытие?

Лакокрасочные покрытия, как правило, состоят из слоя грунтовки, одного или нескольких слоев шпатлевки с промежуточными слоями грунтовки, верхнего слоя грунтовки и одного--трех слоев окрасочного состава.

Назначение лакокрасочных покрытий? (Лакокрасочные покрытия служат для защиты поверхностей от атмосферных воздействий, металлических изделий от коррозии, деревянных от разрушения и износа, для декоративной отделки, а также в эстетических целях.)

Чем отличаются водные составы от неводных? (Окрасочные составы, в зависимости от разбавителя, подразделяют на водные (клеевые, известковые, силикатные, казеиновые и водоэмульсионные) и неводные (лаки, масляные краски и эмали).Водные составы более дешевы, покрытая ими поверхность пропускает воздух и водяные пары (как говорят, поверхность дышит), но они (кроме водоэмульсионной) имеют небольшую прочность истирания, т. е. пачкаются. Неводные составы более стойкие, имеют большую прочность истирания, но окрашенная ими поверхность «не дышит».)

Масляная краска бывает? Глянцевая и матовая.

Главное отличие ремонтных работ с масляным составом – это стойкий запах. Интоксикация организма при пренебрежении правил безопасности может быть сильной, потребуется госпитализация. Однако стоит помнить, что первые признаки распознать крайне сложно, головная боль, тошнота и рвота – это уже осложнения отравления химикатами.

Также важно помнить о том, что масляная краска со временем выгорает, шелушится и горит. Поэтому при выборе материала для окрашивания стен стоит обратить внимание на доступность света, удаленность от горячих бытовых предметов. При постоянном тепловом контакте краска будет лопаться, шелушиться и отпадать от стены.

Сегодня масляная краска для покраски стен или потолка применяется крайне редко. Чаще такой состав используют для работ на улице или для окрашивания полов. В любом случае стоит придерживаться правил безопасности: проветривать помещение и использовать респираторы.

Чтобы составить наиболее полное впечатление и мнение об этом материале, следует назвать его недостатки и преимущества.

К преимуществам можно отнести:

  1. Сравнительную дешевизну.
  2. Универсальность. Состав можно наносить на самые разные поверхности: металл, дерево, камень, бетон, штукатурку и прочие;
  3. Неплохая укрывистость.
  4. Влагостойкость. Пленка не пропускает влагу, что делает ее неплохой защитой материалов от коррозии и отсыревания;
  5. Возможность многократного нанесения без удаления предыдущего слоя масляной краски;
  6. Прочность. Пленка достаточно прочна и неплохо противостоит износу и механическим воздействиям;
  7. Стабильность. Материал не боится обработки моющими средствами и бытовой химией, не содержащей фракций нефти и растворителей;
  8. Защита от электрохимической коррозии.

Если говорить о недостатках покрытия, то следует перечислить такие их них:

  1. Токсичность;
  2. Низкая эластичность;
  3. Недолговечность;
  4. Потеря цвета со временем;
  5. Боязнь высоких температур
  6. Необходимость сложной подготовки поверхности и тщательной грунтовки.
  7. Ограниченный выбор оттенков.

Блиц-опрос  (мастер составляет на доске кластер).

Для получения качественно окрашенной поверхности, при кажущейся простоте работы, требуется соблюдать определенную последовательность и правила.

Во-первых, надо тщательно подготовить к работе краску, инструменты и саму поверхность.

Во-вторых, соблюдать технологию окрашивания и выдерживать временные интервалы сушки.

  • А от чего же зависит число технологических операций?

Черный ящик. Угадайте загадку!

Тело из дерева,

Ноги волосяные (кисточка).

Правильно, значит речь сейчас пойдет об инструментах.

В черном ящике лежат инструменты, которые применяются при окраске помещений масляными составами. Вы сейчас по одному будете доставать инструмент , после чего должны будете назвать его  и рассказать область его применения .

Каждому звену по 2 инструмента. За правильный ответ смайлик. И в конце урока мы посчитаем чьё звено заработало больше смайликов.

Подготовка инструмента.

  1. В любой новой кисти содержится пыль и сломанные волоски, поэтому такую кисть следует вымыть в теплой мыльной воде и просушить.
  2. Лучшие результаты дает кисть конусообразной формы, поэтому рационально поработать новой кистью на неответственных операциях по шероховатой поверхности (огрунтовывание), после чего очистить и применять для покровных слоев.
  3. Валики, используемые для окраски, должны быть чистыми, мягкими и не содержать остатков предыдущей краски. Идеально работать каждый раз с новым валиком.
  4. В ходе окраски поверхности валиком используют специальные лотки. Они разделены на непосредственно емкость для краски и специальную наклонную поверхность для выдавливания из валика лишней жидкости.
  5. Иногда для окрашивания используют специальные приборы - пульверизаторы.

Подготовка масляной краски к нанесению.

  1. Новый материал тщательно перемешиваем, особенно при наличии осадка. При использовании густотертых  лакокрасочных материалов – разбавляем олифой до рабочей консистенции. Доводим до однородности.
  2.  Если краска используется, как основа, добавляем в нее ЛКМ другого цвета или пасту для тонировки. Здесь важно, чтобы добавки были на той же основе, что и базовая краска. Тщательно размешиваем готовый состав и, в случае неоднородности структуры, процеживаем.
  3. Если краска старая и внутренняя поверхность банки заржавела, ее перед работой необходимо процедить и перелить в другую тару.
  4. Любую краску слишком плотной консистенции для удобства работы надо разбавить. В качестве разбавителей используют растворители для масляных и алкидных красок.
  5. Для решения проблемы рекомендовано прогревать масляный ЛКМ перед работой до 60°C, погружая плотно закрытую банку в кипящую воду.

Подготовка поверхности к покрытию масляной краской.

  1. Неокрашенную ранее поверхность перед окраской протирают сухой губкой для того, чтобы она была сухой и чистой.
  2. Если поверхность уже была окрашена, то ее, либо полностью очищают, либо наносят слой поверху старой краски.

Работа в парах.

У вас на партах  карточки - задания. Ваша задача-достроить схему технологического процесса при улучшенной окраске по штукатурке неводными составами. Осуществите самопроверку  по эталону на слайде.

        

Очистка → сглаживание → расшивка трещин → проолифка → частичная подмазка   →      шлифование   →    1-ое сплошное шпатлевание   →   шлифование   →    ?        →        ?       →     огрунтовка   →         ?    →    ?  

 Ответ:    2-ое сплошное шпатлевание, шлифование, 1-ое окрашивание, 2-ое окрашивание

Изложение нового материала.

Совсем скоро вы покинете стены нашего училища  и,  приехав домой столкнётесь с реалиями жизни. Кто-то приедет в обустроенное жильё,  а кому-то  придется  потрудиться,  чтобы сделать свой  дом уютным  и комфортным.

Целеполагание.  На слайде -кроссенс! Давайте попробуем прочитать его и сформулировать тему нашего урока. Какие цели необходимо сегодня реализовать на уроке?

Тема урока : «Окраска поверхностей масляными составами»

Цель урока: Освоение профессиональных компетенций.

  • Формирование первоначальных умений выполнения приемов простой, улучшенной покраски поверхностей с применением ручных инструментов.
  • Формирование привычек самоконтроля, ухода за инструментом и рабочим местом.

Показ мастера.

Окраска – нетрудное занятие. Здесь главное соблюдать порядок действий и уметь правильно обращаться со строительным инструментом. Не мешает запастись вдохновением. Ведь малярная работа все ж таки творчество.

Пословица: Каков маляр, такова и ….(окраска).

Для выполнения любого вида работ необходимо выполнить организацию рабочих мест:

  • Установка стремянок
  • Освободить рабочее пространство от посторонних предметов, мусора
  • Подготовить окрасочный состав и емкости для краски
  • Укрыть пол
  • Работу начинают с проверки исправности инструмента.
  • Необходимые инструменты, приспособления, инвентарь располагают в непосредственной близости от места работы, но так, что бы они не мешали передвижению.

Безопасные условия труда:

а)        Индивидуальные средства защиты

б)        Правила использования стремянок, подмостей

в)        Правила пребывания на рабочем месте при работе с масляными красками.

  • при выполнении малярных работ внутри помещений, особенно масляными красками должна быть естественная вентиляция;
  • продолжительность пребывания людей в помещениях, свежеокрашенных масляной краской, не должна превышать 4 часов;
  • в зоне работы с красками запрещается курить и выполнять работы связанные с использованием огня, не оставлять материал без присмотра;
  • для защиты органов дыхания от паров краски необходимо пользоваться респиратором;
  • для защиты открытых кожных покровов от действия вредных малярных составов необходимо применять профилактические мази, пасты или пользоваться резиновыми перчатками;
  • применять растворители следует только при строгом соблюдении инструкций заводов изготовителей

Методика окрашивания с помощью кисти.

        Нанесение лакокрасочных материалов кистью- один из старейших методов окрашивания, известный многие века. Сейчас этой операцией пользуются при  окрашивании малых и сложной конфигурации площадей и поверхностей при высококачественной отделке, для исправления дефектов, при ремонте.

        Кроме того. Метод окрашивания кистью имеет ряд преимуществ – он прост, лакокрасочный материал хорошо прилипает к основанию при растушевывании, экономно расходуются материалы. К недостаткам относят высокую трудоёмкость ( 1кв.м-за 4-6 мин ).

        Если наносить масляный состав на поверхность тонким, равномерным слоем, то качество окраски будет высоким.

        Во время работ рекомендуется соблюдать следующее правило: окрашивать минимальным количеством краски максимальную площадь поверхности. В противном случае, на вертикальных поверхностях она стекает, а на горизонтальных - образует неровности.

        Перед началом работы кисть «разрабатывают»-окунают в окрашиваемый состав, отжимают о стенку, поворачивают т.д. до тех пор, покапучок волос не будет равномерно смочен на половину длины. Во время работы кисть окунают неглубоко, постукивая по краю рабочей емкости для равномерного распределения краски.

        Не следует погружать кисть глубоко в лакокрасочный материал. Волосяная часть кисти опускается в краску на половину длины. Излишки удаляют, встряхивая кисть или вытирая ее о край банки.

        Окрашивание проводят конусом кисти. При этом избегают сильного нажима. Держат кисть под углом 45-60° к поверхности. Полосы краски растушевывают сверху вниз и справа налево.        

        Если надо окрасить большую площадь, то ее удобнее разбить на сектора и работать с ними последовательно.  Чтобы не возник эффект утолщения граничного слоя, сморщивания или разницы в цвете, следует перекрыть слой краски до начала высыхания «границы» предыдущего сектора. Растушевку проводят в одном направлении быстро и аккуратно.

        При окрашивании вертикальных поверхностей для уменьшения стекания масляной краски, необходимо выполнять окрашивание снизу вверх.

        Окрашивая деревянные поверхности, заключительные мазки наносят вдоль направления волокон. А окраску масляной краской потолков следует проводить по направлению к свету.

        По окончании окраски масляной краской кисти отжимают с помощью шпателя, вымывают в растворителе, вытирают и высушивают. Кисти из натуральных материалов (беличьего, барсучьего волоса и пр.) дополнительно промывают в теплой мыльной воде.

Методика окрашивания с помощью валика.

Валик для окрашивания - удобный универсальный инструмент для ровных поверхностей, имеющих большую площадь. Губка или волосяной материал, из которого состоит валик, равномерно пропитывается. При окрашивании валиком происходит не только перенос ЛКМ на поверхность, но и его частичная растушевка.

Этот метод  по сравнению с кистевым более производительный, но имеет ограничение, так как может применен только для плоских поверхностей.

Пи окрашивании валик передвигают вверх-вниз (стены, двери) и вперед-назад  (потолки, полы), пока не израсходуется краска на валике, а затем обратно и сухим валиком растушевывает поверхность.

При окраске использует специальные лотки, которые оборудованы наклонной рифленой поверхностью для удаления излишков краски. При окрашивании стен валик перемещают вверх-вниз, а при окрашивании полов или потолка вперед-назад. Полосы наносят последовательно с перекрытием слоя в 4-5 см.

Сила нажима на валик завысит от количества масляной краски на нем. Чем ее меньше, тем больше нажим.

Окрашивание валиком проводят, как правило, в 2-3 слоя. Каждый последующий слой ЛКМ наносят после полного отверждения ранее нанесенного. Направление окрашивания каждого слоя (кроме первого) противоположно предыдущему.

Тщательная подготовка поверхности, материала и следование инструкции позволяют получать качественное лакокрасочное покрытие. Недостатками масляных покрытий является длительность высыхания пленки и невысокая атмосферостойкость. Но благодаря современным технологиям и материалам данные недостатки в наше время нивелируются.

На слайде -кроссенс!  Давайте попробуем разгадать, что же он означает. Правильно дефекты окраски масляной краской.

БЛИЦ- ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

  1. Естественное освещение – инсоляция
  2. Допустимая влажность оштукатуренных поверхностей под масляную окраску - 8%
  3. Как называют нижнюю часть стены – панель
  4. Какие кисти применяют при покраске радиаторов – специальные
  5. В зависимости от какого компонента красочные составы называют водными – связующее
  6. Лакокрасочный материал, который служит для окончательной отделки поверхностей – краска
  7. Свойство окрасочного состава скрывать цвет основания – укрывистость
  8. В каком направлении, ведут растушевку при окрашивании стен – вертикально
  9. Какая окраска требует, обязательного сплошного шпатлевания – масляная
  10. Что является связующим в масляных красках – олифа
  11. Какие краски называют неводными - масляные, эмалевые
  12. Что используют для доведения малярных составов до рабочей вязкости, мытья кистей – разбавители
  13. Сколько требуется масляной краски на 1кв. м поверхности - 200 - 300 гр.
  14. Приспособление, применяемое при отбивке границ – шнур
  15. Причина появления дефекта (грубая фактура окраски) - поверхность не шлифована
  16.  Срок высыхания олифы оксоль – сутки
  • Определение заданий студентам повыполнению  учебно –производственных работ.
  • Сообщение норм времени, критериев оценок.
  • Норма времени = 4 часа;
  • Норма выработки = 7 кв.м.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Неводные окраски по штукатурке.

Признаки некачественного выполнения работы

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

(брак)

Просвечивание нижележащих слоев краски или пятен, cледы кисти, морщины, потеки, наличие пленок и волос от кисти на окрашенной поверхности, пропуски, шероховатости.

Царапины от шпателя или песка, песчинки на  поверхности.

Искривление линии филенок и закраски поверхностей, окрашенных разными по цвету колерами.

Жухлые пятна

Загрязнение не подлежащих окраске данной краской поверхностей или чистых полов

Отсутствуют

Отсутствуют

Отсутствуют

Отсутствуют

Отсутствуют

Отсутствуют

Не более 2 на 1 кв. м.

До 1мм. на 1 м., но не более 5 мм. по горизонтали на все помещение  

Не более 1 пятна на комнату или марш лестницы

Отсутствуют

Отсутствуют

Не более 4 на 1 кв. м.

До 2 мм. на 1 м., но не более 10 мм. по горизонтали на все помещение  

Не более 2 пятен на комнату

Едва заметные в 1-2 местах

Имеются

Заметные на глаз или более 4 на 1 кв. м.

Более 2 мм. на 1 м., и более 10 мм. по горизонтали на все помещение  

Более 2 пятен на комнату

Заметные, более двух мест в одном помещении.

2 этап. Текущий инструктаж.

Самостоятельная дифференцированная  работа в парах.

Целевые обходы.

Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию. Особое внимание обратить на слабых обучающихся.

Второй обход: обратить внимание на рабочую позу обучающихся и захват инструмента.

Третий обход: проверить правильность выполнения приемов окраски, соблюдения правил безопасности труда.

Четвертый обходпроверить умение контролировать свою деятельность и произвести контроль качества выполняемой окраски провести приемку и оценку работ.

По окончанию урока прием выполненной работы будет происходить исходя из показателей качества окрашенных поверхностей неводными составами. Звено, выполнившее наиболее качественно свою работу получит дополнительный жетон.

3 этап. Заключительный инструктаж.

Организация рефлексивного пространства

1. Выявление студентами своих затруднений и ошибок при выполнении упражнений.

2. Определение причин ошибок.

3. Проектирование способов исправления ошибок.

4. Анализ трудовой дисциплины и соблюдения правил техники безопасности.

4.2 Выявление лучших работ , выставление оценок за работу на уроке

4.3 Подсчет количества жетонов в бригаде, объявление победителей

4.4 Сдача инструментов

4.5 Уборка рабочих мест и помещения мастерской.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые

компетенции

Организационная часть

Орг.момент

Проверить явку обучающихся и их готовность к уроку.

Приветствие и эмоциональный настрой на урок, работа с эпиграфом.

Сдают  рапорт.

Высказывают  мнения  о роли  труда в жизни человека.  

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Вводный  инструктаж

Актуализация ранее изученного материала  

Показ неизвестного образца.

Что это?

Фронтальная работа. 

  • Составление кластера.

«Лакокрасочное покрытие»

  • Назвать недостатки и преимущества масляной краски.
  • Черный ящик. Назвать инструменты.
  • Работа в парах.

Дифференцированное задание по достройке схемы технологического процесса при улучшенной окраске по штукатурке неводными составами

Отвечают  на вопросы, выполняют  задания  в парах.

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели способов её достижения, определённых мастером.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности

Целеполагание

Демонстрация кроссенса. 

Разгадывают кроссенс,

формулируют  тему, цели урока.

Тема урока: «Окраска поверхностей масляными составами»

 Цель урока: Освоение профессиональных компетенций.  

  • Формирование первоначальных умений выполнения приемов простой, улучшенной покраски поверхностей с применением ручных инструментов.
  • Формирование привычек самоконтроля, ухода за инструментом и рабочим местом.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Изложение нового материала

Рассказ мастера из  истории вопроса.  

Разбор технологической последовательности выполнения окраски поверхности масляной краской.

Активно слушают.  

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Формирование ориентировочной основы деятельности.

1. Каждой бригаде раздать инструкционно-технологические карты по теме: «Окрашивание оштукатуренных поверхностей неводными составами вручную» (приложение № 1). Объясняя, что порядок выполнения всех работ должен идти строго по инструкции с соблюдением требований к качеству и  правил по технике безопасности. Напомнить, что практические задания для бригад будут одинаковыми, т.е. окрасить панели неводными составами при помощи валика. По окончанию урока производственного обучения прием выполненной работы будет происходить исходя из показателей качества окрашенных оштукатуренных поверхностей, неводными составами (приложение № 2). Бригада, выполнившая наиболее качественно свою работу получит дополнительный жетон.

2. После того, как мастер убедится в том, что  все обучающиеся помнят  количество и последовательность операций, по подготовке, обработке и окраске оштукатуренных поверхностей неводными составами, он приступает к показу приемов  работы кистью и валиком:

  • напоминает, что сокращение положенного количества операций при окраске поверхностей за счет шпатлевания, шлифования и т.п. ухудшает подготовку поверхностей, что снижает качество окраски;
  • напоминает преимущества и недостатки работы кистью;
  • указать приемы окрашивания поверхностей неводными составами с помощью ручной кисти;
  • предупреждает, что окраску стен начинают с отводки по границе, намеченной омеленным шнуром, затем кистью-ручником окрашивают места примыкания к плинтусам и наличникам, основные поверхности окрашивают маховыми кистями или валиками;
  • знакомит обучающихся с требованиями, предъявляемыми к качеству окрашиваемой поверхности;
  • разбирает возможные дефекты окраски неводными составами;
  • демонстрирует планшеты с видами различных дефектов, указывает на причины их появления и способы устранения;
  • напомнить правила техники безопасности, выполняемые при окрашивании поверхностей неводными составами: при выполнении малярных работ внутри помещений, особенно масляными красками должна быть естественная вентиляция; продолжительность пребывания людей в помещениях, свежеокрашенных масляной краской, не должна превышать 4 часов; в зоне работы с красками запрещается курить и выполнять работы связанные с использованием огня, не оставлять материал без присмотра; для защиты органов дыхания от паров краски необходимо пользоваться респиратором; для защиты открытых кожных покровов от действия вредных малярных составов необходимо применять профилактические мази, пасты или пользоваться резиновыми перчатками; применять растворители следует только при строгом соблюдении инструкций заводов изготовителей.

 3. Предложить обучающимся из каждой бригады продемонстрировать приемы работы кистью и валиком. Обучающие поясняют, что при окрашивании краску набирают на кисть в небольшом количестве. Избыток краски с кисти слегка отжимают о край емкости. Сначала краску наносят отдельными точками, а затем продольными зигзагообразными движениями кисти распределяют ее по поверхности и после этого растушевывают в вертикальном или горизонтальном направлении. Принятого порядка наложения краски и растушевки следует придерживаться до конца работ. При окрашивании поверхностей валиком, валик опускают в ванночку с краской и прокатывают им по решетке, отжимая излишки краски. Его приставляют к окрашиваемой поверхности и ведут на стенах сверху вниз, на потолках по направлению света, то есть к окну. Окрашивая стены сверху вниз. Затем снизу в верх, накладывают параллельные полосы краски так, чтобы они перекрывались на 4-5 см.

 4. В качестве закрепления материала вводного инструктажа мастер п\о предлагает провести в бригадах тестирование (приложение № 3). Набравшим большее количество баллов дополнительный жетон.

Внимание на объяснение мастера, изучение инструкционно - технологической карты. Вопросы выяснения неясных моментов.

 

Самостоятельно показывают приемы работы.

Закрепляют полученные знания вводного инструктажа тестовыми заданиями или мозговой штурм

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

                                                        Текущий инструктаж

Самостоятельная дифференцированная работа обучающихся в парах

Во время выполнения производственного задания мастер проводит целевые обходы:

Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию. Особое внимание обратить на слабых учащихся.

Второй обход: обратить внимание на рабочую позу обучающихся и захват инструмента.

Третий обход: проверить правильность выполнения приемов окраски, соблюдения правил безопасности труда.

Четвертый обход: проверить умение контролировать свою деятельность и произвести контроль качества выполняемой окраски провести приемку и оценку работ.

Уборка рабочих мест.

Обучающиеся в бригаде выполняют производственные задания:

- отбивают шнуром границы обработки;

- делают отводку по намеченной черте кистью-ручником;

- перемешивают и процеживают готовый окрасочный состав;

- окрашивают ранее подготовленную оштукатуренную поверхность валиками;

-проверить, как промыты кисти, валики, ведра и т.д.

- правильность хранения инструмента и приспособлений.

ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

          Заключительный инструктаж

Подведение итогов

Сообщение о достижении цели урока;

Доклад бригадиров о выполненной работе;

Подведение итогов работы с указанием успехов и недостатков.

Анализ трудовой дисциплины и соблюдения правил техники безопасности;

 Заполнение листа контроля работы обучающихся на уроке (приложение № 4).

Выявление лучших работ, сообщение оценок за урок;

Подсчет  количества жетонов  в бригаде, объявление победителей.

Самоанализ урока: слушают, анализируют, соотносят,  проводят рефлексию

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


Инструкционно-технологическая карта

«Подготовка и окраска оштукатуренных  поверхностей неводными составами»

Последовательность

операций.

П

У

В

Инструменты,

механизмы,

приспособления.

Способ производства работ

1.Очистка, сглаживание поверхности торцом дерева или лещадью

+    

+

+

Обойма для лещади или торца дерева, стремянки, столики

Сглаживание новых оштукатуренных поверхностей и очистка от брызг раствора лещадью, силикатным кирпичом или торцом дерева (хвойные породы). Для работы на высоте без подмостей эти материалы заключаются в обойму с длинной ручкой.

2.Расшивка трещин

+

+

+

Нож, щетка,

Расшивку трещин выполняют ножом на всю толщину штукатурки, расширяя трещину к основанию. Поверхность и расшитые трещины очищают от пыли щетками, ветошью или обдувают сжатым воздухом.

3.Проолифка

+

+

+

Кисти: ручники маховые; валики, распылитель

На границе масляной и клеевой окрасок отбивают линию их раздела. По линии раздела проолифку выполняют ручником. Остальную поверхность проолифливают маховыми кистями. При больших объемах работы применяют краскораспылитель, а вместо олифы используют эмульсию. На границе двух колеров используют отводную линейку. Во избежании пропусков в олифу вводят сухой пигмент – охру.

4.Частичное подмазывание со шлифованием и проолифкой

+

+

+

Деревянный шпатель, кисть-ручник

 Промазывание расшитых трещин делают по окончательно просохшей после олифки поверхности. Чтобы подмазачная паста глубже вошла в трещины, ее наносят взаимно противоположными движениями шпателя поперек трещин, а выравнивают такими же движениями вдоль трещин. Подмазанные места шлифуют и олифят.

5.Сплошное шпатлевание

-

+

+

Ящик для шпатлевки, шпатели деревянные и резиновые, кисть. При механизированном производстве работы: механический шпатель, распылитель

На стены шпатлевку можно наносить несколькими способами: деревянным шпателем, полутерком, маховой кистью с разравниваем резиновым или механическим шпателем.

    При механизированном способе производства работ устанавливают шпатлевочный агрегат, плотно привинчивают шланги к штуцерам с помощью хомутиков, заземляют компрессор и подключают к сети электродвигатель. Бачок заполняют шпатлевочным составом и плотно закрепляют болтами его крышкой. Струю распыленной шпатлевки наносят на поверхность под прямым углом до появления блеска: разглаживают шпатлевку широким резиновым шпателем.

6.Шлифование

-

+

+

Обойма для вставки пемзы, шкуркодержатель, шлифовальная машина

Шлифование выполняют через сутки после нанесения шпатлевки. Шлифуют поверхность закрепленной в обойму пемзой или стеклянной шкуркой. Пыль после шлифования обметают волосяной щеткой. Ветошь применять не рекомендуется, т.к. она втирает пыль в поры шпатлевки, что приводит к отслаиванию окрасочной пленки.

   

7.Второе сплошное шпатлевание

-

-

+

См. операцию № 5

Под высококачественную окраску производится второе сплошное шпатлевание такими же способами, как и первое.

8. Шлифование

-

-

+

См. операцию № 6

См. операцию № 6

9. Огрунтовка

-

+

+

Кисть маховая, ручник, пистолет с компрессорной установкой

Зашпатлеванные поверхности грунтуют масляной грунтовкой маховыми кистями, при механизированном способе – краскораспылителем с плоским факелом распыления.

10.Флейцевание

-

+

+

Кисть-флейц

 Сухой кистью-флейцем разглаживают слой грунтовки, слегка касаясь ее концом кисти. В течении рабочего дня кисть-флейц несколько раз промыть и просушить.

11. Шлифование шкуркой

-

+

+

Шкуркодержатель

Шкуркой осторожно снимают бугорки, следы кисти, отдельные шероховатости. Пыль удаляют щетками или обдувают сжатым воздухом.

12.Первая окраска

-

+

+

Кисть маховая, ручник, макловица, валики, ведро с мешалкой и щеткой, краскораспылитель, отводная линейка, кисть-флейц или торцовка

При ручной окраске сначала делают отводку ручником у потолка, карниза или гобелена, а затем маховой кистью или макловицей окрашивают всю поверхность. Кисть обмакивают в колер только концами щетины, снимают лишнюю краску и наносят колер на поверхность отдельными мазками. Распределяют колер на поверхности зигзагообразными движениями кисти и  растушевывают параллельными отрывистыми движениями.  Нельзя повышать укрывистость, нанося с одного раза толстый слой краски.

   

13.Флейцевание

-

+

+

Кисть-флейц

Флейцевание окрашенной поверхности производится  - концами кисти разглаживают  свеженанесенный слой краски.

14. Шлифование шкуркой

-

+

+

Шкуркодержатель

Шкуркой или порошком пемзы с водой снимают шероховатости и следы кисти.

15.Вторая окраска

+

+

+

См. операцию №12

См. операцию № 12

16.Флейцевание или торцевание

-

+

+

Кисть-флейц или торцовка

Торцуют щеткой с твердой щетиной длиной 8-10 см., которой ударяют несколько раз по свежеокрашенной поверхности. Не следует ударять щеткой несколько раз по одному и тому же месту, а также делать пропуски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока учебной практики Тема: «Окраска поверхностей неводными составами вручную»

Данная методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Окраска поверхностей неводными составами вручную» разработана для обучающихся образовательных учреждений IIIV- вида с целью об...

Проект занятия учебной практики (производственного обучения) для обучающихся на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Тема: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков»

Данная методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков» разработана для обучающихся образовательных уч...

План урока УП.03. Окраска поверхностей с помощью краскопульта ручного.

Технология окраски поверхностей с помощью краскопульта ручного. Инструкционная карта....

Инструкционно-технологические карты " Окрашивание поверхностей с помощью кистей, валиков и краскопульта ручного"

Техника  окрашивания стен и потолков с помощью кистей, валиков, краскопульта ручного. Отделка окрашиваемых поверхностей флейцеванием и торцеванием. Инструкционно-технологические карты № 1-4 включ...

Технологическая карта замены масляного насоса

Применение при проведении учебной практики....

Шпатлевание поверхностей под окрашивание (технологическая карта)

08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»ПМ .03 «Выполнение малярных работ»МДК 01.03. «Технология малярных работ»Тема: «Шпатлевание поверхностей под окр...