План урока: "Области применения природных каменных материалов"
план-конспект урока на тему

Урок усвоения новых знаний по предмету "Материаловедение" по профессии 19727 Штукатур для лиц с ОВЗ. На уроке  представлены представлены общие сведения о материалах и изделиях из природного камня,  каменных материалах, их области применения каменных материалов. Виды отделочных керамических  изделий. Для закрепления пройденного материала, учащиеся работают в парах, записывают на листах вопросы и обмениваются ими с другими учащимися. Все отвечают на поставленные вопросы и оценивают себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kamennye_materialy.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по теме: «Области применения природных каменных материалов»

Преподаватель: Червова Наталья Викторовна

Образовательное  учреждение: ГПОУ с. Тарасово

Профессия: «Штукатур»

Дисциплина: Материаловедение

Тема урока: «Области применения природных каменных материалов»

Тип урока: изучение новых знаний

 Цель урока:  обобщение и систематизация знаний по теме: «Области применения природных каменных материалов».

Задачи: 

Образовательная:          

1.  способствовать закреплению  знаний  по теме «Каменные материалы»;

2. систематизировать и углубить знания по теме «Область применения и свойства природных каменных  материалов»;

3. применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Развивающая:  

  1. содействовать формированию причинно-следственных связей, умений анализировать, делать выводы, вносить предложения;
  2. обеспечивать развитие речи учащихся.
  3. развивать образное мышление, фантазию, воображение, творческий подход к выполняемой работе.

Воспитательная: 

  1. Способствовать развитию ответственности, товарищества;
  2. Повышать интерес к выбранной профессии.
  3. Закреплять навыки коллективной деятельности.

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: работа в микро группах, практическая работа (работа с карточками - заданиями), беседа.  

Междисциплинарные связи: Специальная технология, производственное обучение.

Материально-техническое оснащение: ТСО (проектор)

Учебно-методическое обеспечение: 

  1. рабочие тетради учащихся;
  2. учебник В.А.Смирнов  «Материаловедение»;
  3. карточки – задания;
  4. образцы материалов.

Ход урока

1. Организационный момент

        Приветствие, сверка списочного состава, активизация учащихся к выполнению работы, целеполагание, сообщение темы и задач урока.

2. Проверка ранее усвоенного материала. Выяснит степень усвоения ранее изученного материала.

_____________________________________________________________________________Карточка 1. Задание 1. Заполните кроссворд, используя пройденный материал  (с.37-39)              

6

а

д

г

е

5

з

1

к

р

и

с

т

а

л

и

з

а

ц

и

я

А

я

С

Т

2

т

В

е

р

д

е

н

и

е

О

Р

9

И

8

г

М

Г

О

3

п

О

л

и

м

е

р

и

з

А

ц

и

я

Р

С

ш

ю

Т

7

Е

Ч

ь

С

Н

Е

4

Т

о

к

с

И

ч

н

о

с

Т

ь

о

е

Ь

й

к

о

С

Т

ь

                   

             

_____________________________________________________________________________

Задание 2.  Вставьте пропущенные слова.

Износостойкость – способность материала …………………….. одновременному воздействию  истирания и удара.

Вязкость – способность материала поглощать механическую энергию при …………………………………..

Свойство материала под действием нагрузки разрушаться без заметной пластической деформации называется ………………………………

Способность материала сопротивляться разрушению под действием внутренних напряжений называется …………………………………………….

_____________________________________________________________________________

3.Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; обозначить его практическую значимость.

4. Объяснение нового материала

а)   мотивация введения новых понятий.

б) объяснение нового материала с использованием ТСО и средств наглядности.

Вопросы:

  1. Общие сведения о  материалах и изделиях из природного камня;
  2. Основные факторы природных каменных материалов;

3.   Области применения природных каменных материалов;

4.   Керамические материалы;

5.   Виды отделочных керамических изделий.

Конспект нового материала.

1. Природный камень – это горные породы, т.е. скопление материалов в земной коре, обладающих постоянным составом и свойствами. По условиям образования горные породы подразделяются:

  • Магматические – горные породы, образующиеся из расплава магмы (граниты, сиениты, габбро, лабродониты, которые  отличаются прочностью, морозостойкостью, большой теплопроводностью, низким водопоглощением, износостойкостью. Другая группа, состоящаяиз амфорной массы с большим вкраплением кристаллов: порфиры, базальты, диабазы, андезиты); Третья группа – рыхлые вулканические пеплы, пески и сцементированные туфы и трассы.
  • Осадочные (вторичные) – горные породы, образующиеся в процессе разрушения или выветривания магматических пород. Они залегают слоями, к ним относятся:

- механические  отложения – рыхлые (песок, глина, щебень, гравий, образовавшиеся в результате физической коррозии,  и сцементированные (песчаник, брекчия, конгломерат).

-  органогенные отложения – продукты отмерших животных организмов и растений (мел, известняк, трепел, опока, диатомит).

  • Метаморфические (видоизмененные) породы, образовались под действием высоких температур, давлений из магматических и осадочных пород (слоистые граниты, кварциты, мраморы глинистые сланцы).

2. К основным факторам, определяющим практическую ценность горных пород относятся:

- Декоративность. Основными показателями являются фактура лицевой поверхности, окраска, рисунок, структура горных пород;

        - Долговечность – срок и степень сохранности камня в наружных облицовках.

- Блочность – совокупность таких свойств пород, как форма природных блоков, размеры и процент выхода из горной массы.

- Физико – механические свойства определяют технологию добычи и обработки камня, диапазон и направление его практического использования.

3. Области применения (прочитать самим) стр. 58, 62, 66, 67.

        (Для изготовления полов,  для изготовления декоративной мозаики,  профильные элементы для облицовки стен).

4. Керамические  материалы  - материалы и изделия, изготавливаемые путем формования и обжига из глинистого теста.

        Глина – распространенный осадочный вид полиминерального сырья. В ее состав входят оксиды алюминия, оксиды кремния и вода. Пластичность глиняного сырья зависит от содержания глинистых минералов и влажности массы.

В зависимости от содержания глинистых минералов, глины подразделяются:

- жирные – более 60%;

- обычные – 30…60%;

- тяжелые суглинки – 20…30%;

- средние и легкие суглинки – менее 20%.

По пластичности глинистые материалы подразделяются на:

- высоко пластичные;

- средне пластичные;

- умеренно пластичные;

- мало пластичные.

        Вода, абсорбированная поверхностью глинистых частиц в процессе приготовления сырьевой смеси, играет роль гидродинамической смазки,

Что и  обеспечивает  во многом ее пластические характеристики. Вместе с тем удаление воды из глинистых частиц в процессе сушки и обжига вызывает явление воздушной огневой усадки, что и приводит к возникновению внутренних напряжений, влияющих на качество изделий из глины.  Для уменьшения усадки и предотвращения трещин, в пластичные глины вводят отощающие добавки (гидратированная глина, золы, шамот, котельные шлаки, кварцевые пески). Введение в состав смеси плавней (полевой шпат, доломит, тальк, магнезит, карбонаты бария и стронция) обеспечивает более низкую температуру спекания.

Вывод: искусственный керамический материал получается в результате сложных физических, химических изменений, происходящих при воздействии высоких температур.

5. Виды отделочных керамических изделий.

Материалы для наружной облицовки (лицевой кирпич, лицевые камни, крупноразмерные облицовочные плиты, плитки различных размеров и ковры из них).

1. Кирпич и камни керамические (применяют для кладки и облицовки несущих и самонесущих стен и др. элементов зданий и сооружений).

2. Кирпич и камни лицевые укладывают вместе в кладкой стен и служат конструктивным несущим элементом.

3. Крупноразмерные облицовочные керамические плиты, применяют для облицовки фасадов, цоколей зданий, подземных переходов, покрытия полов в общественных зданиях.

4. Плитки керамические фасадные и ковры из них применяют для облицовки наружных стен кирпичных зданий, наружных поверхностей ж/б с стеновых панелей, подземных переходов.

5. Коврово- мозаичная плитка применяется для отделки стен. Наносят как на заводе, так и по свежеуложенной штукатурке.

6. Терракота – крупноразмерные плиты в виде  плит, частей колонн, наличников и др. арх. изделий.

Материалы для внутренней облицовки подразделяют:

       

5. Закрепление изученного материала

1. Умение учащихся соотносить между собой понятия о видах материалов для наружной и внутренней облицовки.

 2. Закрепить полученные знания на уроке (учащиеся,  составляют по два вопроса по новой теме урока друг другу и записывают их  на листе, затем обмениваются листами с вопросами  друг с другом, затем оценивают ответы друг друга).

6. Подведение итогов урока

Самооценка и оценка учащихся и группы. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

7. Домашнее задание

Информация о домашнем задании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План итогового занятия по дисциплине "Строительные материалы и изделия"

План - конспект итогового занятия по дисциплине "Строительные материалы и изделия" по  специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Элементы методической разработки заня...

Познавательно - творческий проект. «Природные дары для поделок и игры с природным материалом»

Развитие познавательных способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду....

Природные каменные материалы

Для специальностей  08.02.01 и 07.02.01...

Методическая разработка открытого урока «Область применения древесины в строительстве» по ПМ 01. МДК 01.01. Участие в проектировании архитектурно-конструктивной части проекта здания

Цели урока:- обучающая: расширить знания учащихся вобласти применения древесины;- развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить сравнения, делать необходим...

План урока с применением игровых технологий

Применение игровых технологий  на занятиях   дает возможность  в  непринужденной, свободной обстановке решать сложные  и  нестандартные задачи.  А это создает в...

план урока с применением кейс технологий

Одна из важных форм организации методической работы – открытые уроки. Открытый урок в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время н...

План урока с применением технологии личностно-ориентированного обучения по профессиональному модулю ПМ. 01. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению

План урока с использованием кластеров во время дистационного обучения по МДК.01.01 Лесоразведение и воспроизводство лесов по теме: "Организация лесных питомников"...