Доклад на тему: Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для обучающихся с ОВЗ
материал на тему
Анализ эффективности использования здоровьесберегающих технологий в профессиональном образовании для лиц с ОВЗ и ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_doklad_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 107.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский центр профессионального обучения №2
им. Героя России Ю.М.Наумова»
заседание методического объединения
Доклад
на тему: Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для обучающихся с ОВЗ
подготовила:
М. Н. Филиппова
преподаватель первой
квалификационной категории
Новосибирск, 2017г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………....3
1 Принципы здоровьесберегающей педагогики в профессиональном образовательном учреждении……………………………………………………..5
1.1. Принципы здоровьесберегающих технологий построения урока………….5
1.2 Требования к построению урока с учетом здоровьесбережения обучающихся………………………………………………………………………..6
1.3.Критерии урока с точки зрения здоровьесбережения………………………..8
2. Мониторинг отношения к здоровью участников образовательного процесса
в НЦПО №2…………………………………………………………………………10
2.1 Анализ отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни обучающихся НЦПО №2…………………………………………………………..11
2.2 Оценка уровня здоровья педагогов …………………………………………..17
3 Методы здоровьесберегающих технологий, применяемые для работы с обучающимися ……………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………24
Введение
“Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся”.
Н.К. Смирнов
Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения подростков, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с обучающимися медиков и педагогов.
В Российской Федерации провозглашен приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики в области образования. На практике этот принцип может быть воплощен усилиями профессиональных образовательных учреждений, направленных на сбережение и приумножение здоровья обучающихся. Поэтому в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов профессионального образования и воспитания лиц с ОВЗ относятся вопросы, связанные с проблемой формирования у обучающихся привычек к здоровому образу жизни, через применение здоровьесберегающих технологии в профессиональных образовательных учреждениях.
Здоровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность.
Укрепление здоровья - система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума.
Актуальность темы
В Новосибирском центре профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова (НЦПО №2) приобретают профессии лица с ОВЗ, выпускники коррекционных школ VII и VIII вида. Учитывая специфику работы с такими обучающимися, необходимо внедрять здоровьесберегающие технологий в учебный процесс и обратить особое внимание на оздоровление, как подростков, так и педагогов с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для НЦПО №2 является:
- Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению обучающихся.
- Анализ условий для здоровьесбережения, созданных в НЦПО№2 . Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность профессиональных образовательных учреждений по здоровьесбережению.
- Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития обучающихся.
- Выработка алгоритма деятельности педагогических работников.
- Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения
Основная цель, которую ставит перед собой педагогический коллектив НЦПО №2 - воспитание у обучающихся и всех субъектов образовательного процесса культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
- формирование у обучающихся ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта.
Условия:
- непосредственное обучение подростков элементарным приемам здорового образа жизни;
- привитие обучающимся элементарных навыков гигиены;
- использование физкультминуток;
- проветривание, влажная уборка помещений;
- чередование занятий с высокой и низкой активностью;
- специально организованная двигательная активность обучающегося;
- комфортное начало и окончание урока;
- упорядочение системы домашних заданий;
- объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающегося;
- учет индивидуальных способностей и особенностей обучающегося;
- личный пример педагога;
- организация саморефлексии;
- игровые методы психокоррекции;
- массовые оздоровительные и спортивные мероприятия.
- Принципы здоровьесберегающей педагогики в профессиональном образовательном учреждении
Многочисленные исследования последних лет показывают, что большинство причин ухудшения здоровья обучающихся вовремя обучения носит не столь объективный, сколько субъективный характер и связано, или с неправильными действиями преподавателей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья.
Поэтому в настоящее время остро встал вопрос о приобщения педагогического состава НЦПО №2 к здоровьесберегающей педагогике. Данный процесс можно представить следующим образом:
– осознание возможности негативного воздействия образовательного учреждения на здоровье обучающихся при нерациональной организации учебного процесса, формирование убежденности, что привычное отношение к здоровью необходимо менять как у обучающегося, так и у педагога;
– поиск новых путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты этой работы;
– овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение соответствующих профессиональных компетенций);
– перестройка своей работы в соответствии с полученными знаниями;
– активное участие во внеклассной работе и методической работе по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.
Преподаватель понимает, что сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, чтобы этот урок обеспечивал и обучающемуся и педагогу сохранение и даже увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока. Какими принципами необходимо руководствоваться чтобы добиться этого?
- Принципы здоровьесберегающих технологий построения урока
Основополагающий элемент нашей образовательной системы – урок сам по себе является стрессогенным фактором, так как заставляет и педагога, и его воспитанников успеть за занятие выполнить все намеченное. Угроза «не успеть» - одна из самых стрессогенных для современного человека. У педагога к этому добавляется необходимость решить несколько педагогических задач: уследить за каждым обучающимся, реализуя индивидуальный подход, поддержать дисциплину в группе, доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения, поставить объективные оценки – все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, т.к. решаются с высоким чувством ответственности. Поэтому умение предупреждать возникновение стресса относится к необходимой составляющей профессиональной компетенции педагога. Для этого необходимо приднрживаться здоровьесберегающих технологий при построении урока.
Принципы здоровьесберегающих технологий должны способствовать
- профилактике, диагностике и коррекции здоровья обучающихся в учебном процессе;
- развитию познавательной деятельности обучающихся;
- гуманизации образования.
Основными принципами здоровьесберегающих технологий, которыми руководствуется педагог при работе с обучающимися являются:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
- принцип соответствия содержания и организации возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
- принцип комплексного подхода.
1.2.Требования к построению урока с учетом здоровьесбережения обучающихся
Основные требования предъявляемые к построению урока:
1.Плотность урока
- рациональный уровень – не менее 60% и не более 70%;
- недостаточно рациональный – 85% - 90%;
- нерациональный – более 90%.
2.Виды учебной деятельности
- чтение;
- чтение;
- слушание;
- рассказ;
- рассматривание пособий;
- ответ на вопрос;
- решение примеров.
3.Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
- рациональный уровень – не более 10 минут;
- нерациональный – более 15 минут.
4.Частота чередования различных видов учебной деятельности
- рациональная смена – через каждые 7-10 минут;
- нерациональная – через 15-20 минут
5.Количество видов преподавания
- рациональный уровень – не менее 3;
- нерациональный уровень – 1 вид.
6.Наличие эмоциональных разрядок
- поговорка;
- веселое четверостишие;
- юмористическая или поучительная картинка;
- высказывание.
7.Чередование позы обучающегося.
8.Наличие физкультминуток.
Характеристика основных требований.
Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времени (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) ко всей продолжительности урока, и выражается в процентах. Например, если в уроке эта сумма составила 41 минут), то общая плотность урока будет равна 91,1% (сумма рационально затраченного времени на все виды деятельности умножается на 100% и делится на 45').
Считается рациональным использование от 4 до 7 видов учебной деятельности.
Чередование видов учебной деятельности через 15-20 минут считается нерациональной потому что у обучающегося уже появляются признаки утомления.
Виды преподавания
Словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.
Необходимо использовать чередование видов преподавания для предотвращения появления утомляемости. Норма – не позже чем через 10-15 минут.
Рационально использовать на уроке 2-3 разрядки.
На протяжении урока педагогу необходимо постоянно наблюдать за посадкой обучающихся. Поза меняется в соответствии с видом деятельности.
Правильная поза обучающегося
- голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;
- между краем стола и грудной клеткой сидящего обучающегося необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка;
- позвоночник опирается на спинку стула;
- расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см;
- тетрадь при письме должна лежать под углом 30º.
Наличие, место и продолжительность физкультминуток
- проводятся на 20-й и 30-й минуте урока ( в период снижения работоспособности продолжительность – 1 минута;
- состоят из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого;
- комплексы упражнений должны меняться.
Обязательными на занятии являются динамические паузы. Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья. Важно не просто проводить физкультминутки, но и использовать различные виды: дыхательные, зрительные, пальчиковые гимнастики, упражнения для формирования осанки.
1.3.Критерии урока с точки зрения здоровьесбережения
Критерии, данные в таблице, можно использовать при оценке урока.
Критерии здоровьесбережения | Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в аудитории | Температура и свежесть воздуха, освещение аудитории и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители |
Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности | Продолжительность деятельности – 3-10 минут. Потом рекомендуется сменить деятельность. |
Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа. |
Чередование видов преподавания | На усмотрение преподавателя. |
Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (обучающийся в роли: педагога, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки. |
Место и длительность применения ТСО | Умение преподавателя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. |
Поза обучающегося, чередование позы | Правильная посадка обучающегося, смена видов деятельности требует смены позы. |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. |
Наличие мотивации деятельности студентов на занятии | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: |
Психологический климат на занятии | Взаимоотношения на уроке: педагог – обучающийся (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей); педагог – обучающийся (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие). |
Эмоциональные разрядки на занятии | Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие. |
Момент наступления утомления и снижения учебной активности | Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. |
Темп окончания занятия | Не скомкан. Позитивный настрой на следующие уроки. |
- Мониторинг здоровья участников образовательного процесса НЦПО №2
Процессы модернизации российского профессионального образования напрямую касаются всех направлений деятельности образовательных учреждений. Снижение двигательной активности обучающихся, увеличение психологических нагрузок, ухудшение экологической ситуации, резко повлияло на молодой и неокрепший организм обучающихся и породило у них болезни и нарушения состояния их здоровья. Учитывая то, что в НЦПО №2 проходят обучение подростки с ОВЗ, данная проблема в нашем образовательном учреждении выходит на первый план.
Поэтому необходимо проводить контроль у обучающихся знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни, умения обучающихся контролировать состоянием своего здоровья, способности оценивать свои возможности.
Для того чтобы отслеживать ситуацию состояния здоровья обучающихся, с целью принятия конкретных мер изменения условий обучения, призванных помочь подростку, улучшить показатели состояния его здоровья, необходимо проведение комплексного мониторинга здоровья.
Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своем здоровье и здоровье другого, и в первую очередь, это здоровье обучающихся. Но без заботы о здоровье педагогических работников создание здоровьесберегающего пространства является труднодостижимой целью.
Проблема здоровья педагогов имеет свою важную специфику, связанную с отношением педагогов к своему здоровью. Грамотен ли преподаватель в вопросах здоровья, ведет ли он здоровый образ жизни? По ответам на эти вопросы можно не только увидеть причины многих болезней, но и оценить влияние преподавателя на здоровье обучающихся в соответствии с принципом, гласящим: «Больной преподаватель не может воспитать здоровых обучающихся».
Изучение специальной литературы, наблюдения, беседы с педагогами позволяют сделать вывод, что ключевыми проблемами являются низкая престижность здоровья, резко заниженное самосознание педагога о его ценности, а также специфика профессии, которая приводит к эмоциональному сгоранию, синдрому хронической усталости, которому очень способствуют ежедневные стрессы.
2.1. Анализ отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни обучающихся НЦПО №2
2.1.1. Определение уровня осведомленности обучающихся о ЗОЖ.
Для определение уровня осведомленности о проблемах здоровья и здорового образа жизни у обучающихся мною было проведено анкетирование подростков (приложение 1) в группах 1-2 по профессии штукатур, маляр, 1-5 и 1-6 по профессии швея. Всего опросом охвачено 20 обучающихся 1 курса из них:
- Пол, возраст респондентов
Юнши-4 человека.
Девушки – 16 человек.
16лет-3 человека
17 лет-8 человек
18 лет-2 человека
19 лет-3 человека
20 лет-3 человека
21 год-1 человек.
- Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
75 % оценили уровень своего здоровья как «хорошее»;
5% - считают свое здоровье «удовлетворительным»;
10% - расценивают его как «плохое»;
10%- затруднились ответить на поставленный вопрос.
- Какие из ценностей, приведенных ниже для Вас наиболее предпочтительны?
Показатель: личностная ценность здоровья
Выбор «Хорошее здоровье»
Если бальная оценка составляет:
6-8 - высокая личностная значимость здоровья
4-5 – недостаточная личная значимость здоровья
менее 4 – низкая значимость здоровья
Средний балл составил 6,4, что говорит о высокой личностной значимости здоровья у обучающихся.
- Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными?
Показатель: оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.
- хорошая наследственность (6) – 0 баллов
-хорошие экологические условия (12) – 0 баллов
- выполнение правил здорового образа жизни (14) – 2 балла
- возможность консультации у хорошего врача (12) – 0 баллов
- знания о том, как заботиться о своем здоровье (16) – 2 балла
- отсутствие физических и умственных перегрузок (3) – 0 баллов
- регулярные занятия спортом (10) – 2 балла
- достаточные материальные средства для хорошего питания, занятия спортом и т.д. (5) – 0 баллов
-отказ от вредных привычек (10) – 2 балла
Если средняя бальная оценка составляет:
6-8 – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.
4 – недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья
2 или менее – отсутствие понимания роли активности в сохранении и укреплении здоровья.
Средняя бальная оценка по данному вопросу составила 5 баллов. У обучающихся наблюдается понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.
- Как Вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?
Показатель: отношение к информации, связанной со здоровьем.
- это всегда интересная и полезная информация (11) – 4 балла
- иногда достаточно полезная и интересная информация (6) – 3 балла
- не очень интересная и полезная информация (3) – 2 балла
- эта информация меня не интересует (-) – 0 баллов
Если бальная оценка составляет:
4 – очень интересная и полезная 2 –не очень интересна и полезна
3- довольно интересна и полезна 0 –не нужна и неинтересна
Средняя бальная оценка по данному вопросу составила 3,4 балла, что указывает на заинтересованность у обучающихся в информации, связанной со здоровьем.
6.Достаточно ли Вы заботитесь о своем здоровье?
Показатель: адекватность оценки обучающимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ
- вполне достаточно (13) – 4 балла
- не вполне достаточно (7) – 3 балла
- недостаточно (-) – 2 балла
Если бальная оценка составляет:
4 балла – адекватная оценка обучающимся своего образа жизни
3 балла – недостаточно адекватная оценка обучающимся своего образа жизни
2 балла – неадекватная оценка обучающимся своего образа жизни.
Средняя бальная оценка по данному вопросу составила 3,15 балла, что характеризует оценку обучающимися своего образа жизни как недостаточно адекватную.
7.Откуда Вы узнаете о том, как заботиться о своем здоровье?
от родителей | часто-13; от случая к случаю-3;никогда-4 | 65;15;20 |
от друзей | часто-3; от случая к случаю-10;никогда-7 | 15;50;35 |
в образовательном учреждении | часто-16; от случая к случаю-3;никогда-1 | 80;15;5 |
из журналов и книг | часто-5; от случая к случаю-8;никогда-7 | 25;40;35 |
из передач ТВ | часто-6; от случая к случаю-10;никогда-4 | 30;50;20 |
через интернет | часто-8; от случая к случаю-5;никогда-7 | 40;25;35 |
Основным источником информации для обучающихся является образовательное учреждение.
8. Считаете ли Вы следующее вредным для Вашего здоровья?
неправильное питание (15) – 3 балла |
употребление алкоголя (19) – 4 балла |
употребление наркотиков (19) – 4 балла |
сидячий образ жизни (15) – 2 балла |
курение (19) - 4 балла |
недоедание ( 12) -2 балла |
Показатель: адекватность оценки обучающимся негативного влияния на здоровье вредных привычек
4 балла – адекватная оценка обучающимся вредных привычек
3 балла – недостаточно адекватная оценка обучающимся вреда, наносимого здоровью вредными привычками
2 балла – неадекватная оценка обучающимся риска употребления наркотических средств.
Средняя бальная оценка по данному вопросу составила 3,75 балла, что характеризует адекватную оценку обучающимися вреда наносимого здоровью вредными привычками.
9. Вы курите?
да, регулярно – 8 человек (40 %);
нет – 12 человек (60 %):
иногда по настроению -0 человек;
только попробовал -0 человек.
У более половины опрошенных отсутствует вредная привычка – курение, что говорит о заботе с их стороны о своем здоровье.
10. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
никогда – 12 человек (60%)
пару раз в год – 5 человек (25%)
один или два раза в месяц – 2 человека (10%)
каждую неделю – 0%
почти каждый день – 1 человек (5%)
60 % опрошенных никогда алкоголь не употребляли, что говорит о приоритете для них ЗОЖ. 1 человек ответил, что практически ежедневно употребляет алкоголь – это является поводом для работы с ним психолога, социального педагога и консультации у нарколога.
11. Пробовали Вы кода-нибудь наркотические или токсические вещества
100% опрошенных ответили отрицательно.
12. В каком возрасте, по Вашему мнению, следует говорить о вреде алкоголя, курения, наркотиках и болезнях, передаваемых половым путем?
Средний возраст с которого следует начинать говорить на эти темы - 14 лет.
13. Какие темы о здоровье больше всего Вас интересуют?
курение | 5 человек | 25% |
снижение и набор веса | 8 человек | 40% |
алкоголь | 5 человек | 25% |
половое воспитание | 6 человек | 30% |
нарушение питания | 11 человек | 55% |
влияние наркотиков | 5 человек | 25% |
инфекции, передаваемые половым путем | 9 человек | 45% |
физические упражнения и спорт | 12 человек | 60% |
управление эмоциями | 6 человек | 30% |
межличностные отношения | 7 человек | 35% |
Отмечается интерес обучающихся к следующим темам:
- физические упражнения и спорт;
- нарушение питания;
- инфекции, передаваемые половым путем;
- снижение и набор веса;
- межличностные отношения.
(Таблица итогов анкетирования в приложении 2).
Основными критериями отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни обучающихся НЦПО №2 выступили:
1. Знания обучающихся о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
2. Активное отношение подростков к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
4. Стремление обучающихся к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из различных источников.
В целом обучающиеся показали высокий уровень осведомлённости о требованиях ЗОЖ и заинтересованность в вопросах здоровьесбережения.
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у обучающихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности и привычек к здоровому образу жизни.
2.1.2. Влияние образовательного учреждения на состояние здоровья обучающихся
Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть – влияет ли среда образовательного учреждения, в которой находятся обучающиеся на состояние их здоровья? Мною были опрошены (приложение 3) те же обучающиеся что и при первом анкетировании.
Влияние образовательного учреждения на состояние здоровья обучающихся
- Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
1. отличное (8) – 40%
2.хорошее (10) – 50%
3.удовлетворительные (1) – 5%
4.плохое (1) - 5%
5.очень плохое (-)
- Как, по Вашему мнению, влияет ли образовательное учреждение на Ваше здоровье?
1.хорошо влияет (10) - 50%
2.почти не влияет (3) -15%
3.плохо влияет (2) -10%
4.не знаю (5) - 25%
- Испытываете ли Вы чувство усталости на уроках?
1.да, почти всегда (4) – 20%
2.да, достаточно часто (2) - 10%
3.редко (12) – 60%
4.совсем не устаю (2) - 10%
- Возвращаясь домой после занятий, чувствуете ли Вы себя уставшим?
1.да, всегда (4) - 20%
2.часто (5) – 25%
3.редко (10) - 50%
4.никогда (1) – 5%
- Имеется ли у Вас необходимость в физических и эмоциональных разрядках на уроках?
1.имеется (4) - 20%
2.иногда (5) - 25%
3.нет необходимости (11) – 55%
(Таблица итогов анкетирования в приложении 4).
Выводы: анкетирование показало, что практически 100% респондентов оценивают состояние своего здоровья как отличное и хорошее. У 50% обучающихся сложилось мнение о положительном влиянии образовательного учреждения на их здоровье, лишь 10% расценивает данное влияние как негативное. На уроках 70% обучающихся либо не устают , либо испытывают чувство усталости редко. Однако 30% отмечают чувство усталости на уроках. Поэтому необходимо более эффективно использовать здоровьесберегающие технологии во время подготовки и проведения уроков теоретического и практического обучения. О необходимости использования на занятиях физических и эмоциональных разрядок высказались 45 %, а 55% не считают подобный вид здоровьесберегающих технологий необходимым.
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у обучающихся потребностей в здоровом образе жизни, повышении уровня положительного влияния образовательного учреждения на здоровье подростков посредством построения обучающего процесса с использованием здоровьесберегающих технологий.
Рекомендации: продолжать работу по формированию активного отношения обучающихся к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении, расширять кругозор в сфере здоровья и здорового образа жизни у подростков.
Можно выделить общие задачи сохранения здоровья обучающихся и формировании привычек к здоровому образу жизни:
- Научить обучающихся определять свое состояние и ощущения.
- Сформировать активную жизненную позицию.
- Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
- Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
- Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
- Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
- Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
2.2. Оценка уровня здоровья педагогов
При работе с обучающимися, страдающими ОВЗ необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методов воспитания. Очень важно работать в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса. Поэтому поставленной цели будет трудно достичь без заботы о здоровье преподавателей и мастеров производственного обучения, так как нездоровый педагог не только не может обеспечить тот уровень внимания к обучающимся, который необходим для эффективной заботы о его здоровье, но и в воспитательном воздействии педагога. А полноценное воспитание – это и формирование культуры здоровья, в том числе личным примером.
Чтобы оценить уровень здоровья педагогических работников нашего образовательного учреждения мною было проведено анкетирование самооценки общего состояния здоровья по В.П. Войтенко.
Между субъективной оценкой здоровья и многими объективными показателями состояния организма имеется достоверная зависимость. Это позволило В.П.Войтенко (1991) предложить для самооценки здоровья анкету (приложение 5), которая состоит из 28 пунктов - вопросов, на 27 из которых предусмотрены ответы «да» или «нет», на последний вопрос: «хорошее», «удовлетворительное», «плохое», «очень плохое»
Подсчитывается число неблагоприятных для анкетируемого ответов на первые 27 вопросов и, если на последний вопрос дан ответ «плохо» или «очень плохо», то прибавляется единица Итоговая оценка дает количественную самооценку здоровья, равную 0 — при «идеальном», 1 - 6 - «хорошем», 11-12 - «удовлетворительном», 13-18 - «плохом» и 19 - 28 при «очень плохом» самочувствии.
Итоги анкетирования:
Всего опрошено 9 человек, из них
1 человек – имеет отличное здоровье;
5 человек –хорошее здоровье, наблюдается тенденция ухудшения;
1 человек – удовлетворительное;
1человек – плохое;
1человек – очень плохое.
Можно сделать вывод, что педагогическому составу необходимо обратить внимание на вопрос укрепления здоровья.
Чтобы выяснить, что влияет на ухудшение здоровья проведено анкетирование педагогов с целью выяснить их отношение к здоровому образу жизни (приложение 6). Опрошено 7 человек.
Итоги анкетирования отношение педагогических работников к ЗОЖ
Вопрос | Да | Нет | Редко |
Часто ли вы болеете? | |||
1 | 1 | 5 | |
По каким причинам чаще всего болеете? | |||
простуда | 2 | ||
отсутствие закаливающих процедур | |||
физическая перегрузка | |||
хронические заболевания | 4 | ||
наличие профессиональных заболеваний | |||
эмоциональная усталость | 1 | ||
малоподвижный образ жизни | |||
Делаете ли вы утреннюю зарядку? | |||
3 | 3 | 1 | |
Занимаетесь ли вы регулярно каким-либо видом спорта? | |||
7 | |||
Владеете ли вы способами психологической саморегуляции? | |||
3 | 4 | ||
Что является для Вас причиной невыхода на работу? | |||
легкое недомогоние | |||
незначительное повышение температуры | |||
начальные признаки простудного заболевания | 1 | ||
плохое состояние здоровья не является причиной невыхода на работу | 6 |
1 человек на вопрос часто ли вы болеете ответил нет не указал причин – расценивать как то что человек не болеет вообще.
По итогам анкетирования педагогов можно сделать вывод что они болеют редко. В большинстве причиной заболеваемости являются простуда, хронические заболевания. Утреннюю зарядку делает 3 человека из опрошенных.
Данные исследований, проведенных в НЦПО №2 с помощью анкет, устных опросов, позволили прийти к выводу, что для педагогов характерна тенденция выходить на работу, даже несмотря на заметные нарушения состояния здоровья, и сокращать время пребывания «на больничном» после перенесенного заболевания.
Из предлагаемых вариантов ответа на вопрос «что является для вас причиной невыхода на работу?» 85,7% педагогов не выделили в качестве такой причины «легкое недомогание», «незначительное повышение температуры», «начальные признаки простудного заболевания». Многие из опрошенных даже с повышением температуры тела до 38 градусов стараются не прекращать выполнять свои профессиональные обязанности.
У педагогов основным мотивом такого стремления выйти на работу служит высокое чувство долга, ответственности, особенно у преподавателей «старой закалки».
Этот факт необходимо учитывать не только для правильной организации лечебной работы с преподавателями, но и внедряя в образовательные учреждения здоровьесберегающие образовательные технологии, которые часто рассматривают только в аспекте охраны здоровья обучающихся. Наряду с охраной труда педагогов надо учитывать, что у нездорового педагога снижена работоспособность, другие стороны его профессиональной деятельности. А это оказывает отрицательное воздействие на образовательный процесс в целом и обучающихся в частности.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией подразумевается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех педагогов НЦПО №2.
В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья педагогов, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации здоровьесберегающей технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возраста и состояния педагогов и разработка здоровьесберегающей стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и физического здоровья педагогов.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности педагогов, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Именно педагог призван в контексте общей культуры человека не только формировать у обучающихся систему ценностных ориентаций в отношении здоровья, но и владеть методами обучения здоровью так, чтобы мотивация на здоровый образ жизни стала алгоритмом поведения молодого человека.
Здоровье обучающихся напрямую зависит от здоровья педагогов. Работа педагога характеризуется не только высокими нагрузками на состояние здоровья, но и постоянными нервно – эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Поэтому для предупреждения профессионально – личностной деформации, поддержания высокой работоспособности, сохранения здоровья и обеспечения долголетия педагогу необходимо специально и грамотно заботиться как о своем физическом здоровье, так и психическом состоянии.
3. Методы здоровьесберегающих технологий, применяемые для работы с обучающимися
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.
Метод обучения (от греч. metodos — буквально путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:
- специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления);
- общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:
- рассказ;
- дидактический рассказ;
- беседа;
- дискуссия;
- работа с книгой;
- демонстрация;
- иллюстрация;
- видеометод;
- наглядность;
- практический метод;
- познавательная игра;
- обучающий контроль;
- ситуационный метод;
- игровой метод;
- соревновательный метод;
- воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно обучающийся будет приучаться записывать (сначала с помощью педагогов, родителей, а затем — самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем. При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером — перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.
Самочувствие — чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил. В дневник записывают: самочувствие хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе); плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения).
Боль – защитный безусловный рефлекс. Боли сопровождаются учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, увеличением содержания сахара в крови и др. При появлении болей необходимо срочно выяснить их причину (нужна консультация врача) и принять необходимые меры. Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащегося. В дневнике отмечают: вечером, перед сном — устал/не устал, переутомился; на следующий день — усталости нет, осталось чувство усталости и т. п.
Настроение – внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними – удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т. п. Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции. В дневник записывают: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.
Сон — имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предупреждает истощение нервных клеток, создает условия для восстановления их работоспособности. Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9-10 часов. Эффективность сна зависит от соблюдения ряда гигиенических правил: ужинать полагается за 2-3 часа до сна; полезна прогулка (20-30 мин.) перед сном; спать надо с открытым окном или форточкой и, в крайнем случае, в хорошо проветренном помещении; не кутаться. Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность подразумевает вполне определенное время отхода ко сну и подъема — это вырабатывает привычку сразу просыпаться в конкретное время, а также быстро и крепко засыпать именно в указанное время. Продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма обучающегося с ОВЗ: снижается работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. В дневник записывают продолжительность, качество сна, а также причины его нарушения.
Аппетит — это один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Ослабление аппетита, его отсутствие могут быть при заболеваниях, а также в результате утомления или болезненного состояния. Для нормальной деятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определенных гигиенических правил. Прием пищи в одно и то же время вызывает аппетит, улучшает работу пищеварительных желез, способствует выделению желудочного сока, благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывают: хороший, удовлетворительный, повышенный, плохой, отсутствует. Пищеварение и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения у здорового человека может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма, переутомления. В дневнике записывают: нормальный стул, запор, понос, изжога, отрыжка и др.
Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневник записывают: повышенная, обычная, пониженная.
Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с обучающимися о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья обучающихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению у обучающихся.
Заключение
Сохранение здоровья обучающегося и педагога– это стратегическая проблема нашего образовательного учреждения. Будущее нашего города, области закладывается уже сегодня в подрастающем поколении. Поэтому НЦПО №2 следует рассматривать не только как образовательное учреждение, а прежде всего как социальный институт занятости, защищенности и охраны здоровья всех участников учебно – воспитательного процесса.
Путь к здоровью через образование будет инвестицией в наше будущее, если:
- будут созданы организационно-педагогические условия для внедрения здоровьесберегающих технологий с целью оздоровления педагогов, занимающихся подготовкой рабочих, владеющих культурой здорового образа жизни;
- включить в данный процесс концептуальные положения национальной культуры;
- направить развитие мотивации педагогов на сохранение и укрепление их здоровья.
Проблема здоровья педагогов имеет свою важную специфику, связанную с отношением педагогов к своему здоровью. Грамотен ли преподаватель в вопросах здоровья, ведет ли он здоровый образ жизни? По ответам на эти вопросы можно не только увидеть причины многих болезней, но и оценить влияние преподавателя на здоровье студентов в соответствии с принципом, гласящим: «Больной преподаватель не может воспитать здоровых студентов».
Вы не должны забывать, что в ЗОЖ входят не только полезные привычки, занятия спортом, правильное питание, хорошее настроение, но и гуманное, доброе отношение к окружающим.
Список литературы:
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000 г. № 2
- Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья– СПб., 1997. 5. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений— 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005г.
- Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. / Под ред. М.М.Безруких. – М., 2003.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007..
- Щербатова Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. — 2015. — №19.
- Соколова О.А. Здоровьесберегающие образовательные технологи [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.shkolnymir.info/.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с. 7. "Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений" под ред. М.М. Безруких, методическое пособие, 2003
- Здоровая Россия [Электронный ресурс] : интернет – портал о здоровье и здоровом образе жизни. – Режим доступа: www.takzdorovo.ru;
- Здоровье нации - основа процветания России [Электронный ресурс] : всерос. форум. – Режим доступа: www.znopr.ru
- Здоровый человек успешен [Электронный ресурс] : информ. портал по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурени. – Режим доступа: www.obsheedelo.ru
- Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми [Электронный ресурс] http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Rvc2hrb2xuaWsucnUvb2J6aC8xMjA5LW9iemgtcmFib3RhLmh0bWw %3D
- Российское образование [Электронный ресурс] : единый доступ к образовательным ресурсам, раздел «здоровье, физическая культура и спорт». – Режим доступа: www.edu.ru
Приложение 1
Анкета для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни.
Дорогой друг!
Просим принять участие в изучении отношения к своему здоровью.
Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий ответ и обведите его номер кружком.
Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.
Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.
Пожалуйста, укажите
1.Ваш пол
-мужской
-женский
Ваш возраст_________________(укажите полное число лет)
2.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
1.Хорошее
2.Удовлетворительное
3.Плохое
4.Затрудняюсь ответить
3. Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны?
Оцените их, проставив баллы от 8(самое важное) до 1 (наименее важное)
Материальное благополучие,
Качественное образование,
Хорошее здоровье,
Привлекательная внешность,
Любимая работа,
Возможность общаться с интересными людьми,
Благополучная семья,
Свода и независимость.
4.Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для Вас.
Хорошая наследственность,
Хорошие экологические условия,
Выполнение правил здорового образа жизни,
Возможность консультаций и лечения у хорошего врача,
Знания о том, как заботиться о своем здоровье,
Отсутствие физических и умственных перегрузок,
Регулярные занятия спортом,
Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д.
5.Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?
Это всегда интересная и полезная информация,
Иногда это достаточно интересная и полезная информация,
Не очень интересная и полезная информация,
Эта информация меня не интересует.
6.Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье
Вполне достаточно,
Не вполне достаточно,
Недостаточно.
7.Откуда Вы узнаете о том, как заботиться о здоровье? (напишите напротив каждой позиции нужный вариант: часто, от случая к случаю, никогда)
От родителей
От друзей
В образовательном учреждении)
Из журналов, книг
Из передач ТВ
Через интернет
8.Считаете ли вы следующее вредным для Вашего здоровья? ( Вы должны ответить на каждый пункт.)
Вредно
Трудно сказать
Совсем не вредно
1.Неправильное питание (очень много жирного и сладкого и очень мало овощей и фруктов)\переедание
2.Употребление алкоголя
3.Употребление наркотиков
4.Сидячий образ жизни
5.Курение
6.Недоедание
9.Вы курите?
Да, регулярно,
Нет,
Иногда, по настроению или «за компанию»
Только попробовал(а)
10. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
Никогда
Пару раз в год
Один или два раза в месяц
Каждую неделю
Почти каждый день.
11.Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?
Да
Нет
12. В каком возрасте, по Вашему мнению, следует говорить о вреде алкоголя, курения, наркотиках и болезнях, передаваемых половым путем?
13. Какие темы о здоровье больше всего интересуют Вас?(Вы можете выбрать больше чем одну тему)
Курение
Снижение и набор веса
Алкоголь
Половое воспитание
Нарушение питания
Влияние наркотиков
Инфекции, передаваемые половым путем
Физические упражнения и спорт
Управление эмоциями
Межличностные отношения
Другое (указать что именно)
Приложение 2
Итоги анкетирования обучающихся Новосибирского центра профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова
по теме Уровень отношения обучающихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни
В процессе анкетирования было опрошено 20 обучающихся 1 курса (группы 1-2, 1-5, 1-6).
1. Пол, возраст респондентов
Юнши-4 человека.
Девушки – 16 человек.
16лет-3 человека
17 лет-8 человек
18 лет-2 человека
19 лет-3 человека
20 лет-3 человека
21 год-1 человек
№ | Вопрос | Ответ | % |
2. | Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? | ||
хорошее | 15 | 75 | |
удовлетворительное | 1 | 5 | |
плохое | 2 | 10 | |
затрудняюсь ответить | 2 | 10 | |
3. | Какие из ценностей, приведенные ниже для Вас наиболее важны? | Средний бал | |
материальное благополучие | 6;1;7;5;6;4;2;4;2;2;7;7;6;5;5;1;7;7;6;2 | 4,3 | |
качественное образование | 4;2;6;1;3;6;7;7;3;4;2;6;5;6;8;7;6;5;7;4 | 4.95 | |
хорошее здоровье | 8;3;8;3;1;8;3;8;8;8;8;8;7;8;7;8;1;8;8;7 | 6,4 | |
привлекательная внешность | 7;4;3;8;5;2;8;5;4;5;1;2;3;2;6;5;4;1;1;1 | 3,85 | |
любимая работа | 1;5;1;2;2;1;6;2;6;1;6;4;4;4;3;3;5;6;4;3 | 3,45 | |
возможность общаться с интересными людьми | 5;6;2;6;7;3;5;3;1;7;3;3;2;3;1;4;2;3;3;5 | 3.7 | |
благополучная семья | 2;7;5;4;4;5;1;6;7;6;4;5;8;7;4;6;3;4;5;8 | 5,05 | |
свобода и независимость | 3;8;3;7;8;7;4;1;5;3;5;1;1;1;2;2;8;2;2;6 | 3,95 | |
4. | Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? | ||
хорошая наследственность | 6 | 30 | |
хорошие экологические условия | 12 | 60 | |
выполнение правил здорового образа жизни | 14 | 70 | |
возможность консультации у хорошего врача | 12 | 60 | |
знания о том, как заботиться о своем здоровье | 16 | 80 | |
отсутствие физических и умственных перегрузок | 3 | 15 | |
регулярные занятия спортом | 10 | 50 | |
достаточные материальные средства для хорошего питания, занятия спортом и т.д. | 5 | 25 | |
отказ от вредных привычек | 10 | 50 | |
5. | Как Вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье? | ||
это всегда интересная и полезная информация | 11 | 55 | |
иногда достаточно полезная и интересная информация | 6 | 30 | |
не очень интересная и полезная информация | 3 | 15 | |
эта информация меня не интересует | |||
6. | Достаточно ли Вы заботитесь о своем здоровье? | ||
вполне достаточно | 13 | 65 | |
не вполне достаточно | 7 | 35 | |
недостаточно | |||
7. | Откуда Вы узнаете о том, как заботиться о своем здоровье? | ||
от родителей | часто-13; от случая к случаю-3;никогда-4 | 65;15;20 | |
от друзей | часто-3; от случая к случаю-10;никогда-7 | 15;50;35 | |
в образовательном учреждении | часто-16; от случая к случаю-3;никогда-1 | 80;15;5 | |
из журналов и книг | часто-5; от случая к случаю-8;никогда-7 | 25;40;35 | |
из передач ТВ | часто-6; от случая к случаю-10;никогда-4 | 30;50;20 | |
через интернет | часто-8; от случая к случаю-5;никогда-7 | 40;25;35 | |
8. | Считаете ли Вы следующее вредным для Вашего здоровья? | ||
неправильное питание | вредно-15 ; трудно сказать –5 | 75;25 | |
употребление алкоголя | вредно-19 ; трудно сказать – 1 | 95;5 | |
употребление наркотиков | вредно-19 ; совсем не вредно -1 | 95;5 | |
сидячий образ жизни | вредно- 15; трудно сказать –3 ; совсем не вредно -2 | 75;15;10 | |
курение | вредно-19 ; трудно сказать –1 | 95;5 | |
недоедание | вредно-12 ; трудно сказать –5 ; совсем не вредно -3 | 60;25;15 | |
9. | Вы курите? | ||
да, регулярно | 8 | 40 | |
нет | 12 | 60 | |
иногда по настроению «за компанию» | |||
только попробовал(а) | |||
10. | Как часто Вы употребляете спиртные напитки? | ||
никогда | 12 | 60 | |
пару раз в год | 5 | 25 | |
один или два раза в месяц | 2 | 10 | |
каждую неделю | |||
почти каждый день | 1 | 5 | |
11. | Пробовали Вы кода-нибудь наркотические или токсические вещества | ||
да | |||
нет | 20 | 100 | |
12. | В каком возрасте, по Вашему мнению, следует говорить о вреде алкоголя, курения, наркотиках и болезнях, передаваемых половым путем? | ||
18;любой;год;14.14.17.13.18.14.12.19.13.15.12.4. | 14 | ||
Какие темы о здоровье больше всего Вас интересуют? | |||
курение | 5 | 25 | |
снижение и набор веса | 8 | 40 | |
алкоголь | 5 | 25 | |
половое воспитание | 6 | 30 | |
нарушение питания | 11 | 55 | |
влияние наркотиков | 5 | 25 | |
инфекции, передаваемые половым путем | 9 | 45 | |
физические упражнения и спорт | 12 | 60 | |
управление эмоциями | 6 | 30 | |
межличностные отношения | 7 | 35 |
Приложение 3
Анкета для обучающихся
влияние образовательного учреждения на состояние здоровья обучающихся
Для проведения социологического опроса по теме здоровьесбережения в образовательном учреждении нам необходимо узнать Ваше мнение. Пожалуйста, ответьте на наши вопросы, выбрав на Ваш взгляд наиболее верный вариант ответа.
- Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
1. отличное
2.хорошее
3.удовлетворительные
4.плохое
5.очень плохое
- Как, по Вашему мнению, влияет ли образовательное учреждение на Ваше здоровье?
1.хорошо влияет
2.почти не влияет
3.плохо влияет
4.не знаю
- Испытываете ли Вы чувство усталости на уроках?
1.да, почти всегда
2.да, достаточно часто
3.редко
4.совсем не устаю
- Возвращаясь домой после занятий, чувствуете ли Вы себя уставшим?
1.да, всегда
2.часто
3.редко
4.никогда
- Имеется ли у Вас необходимость в физических и эмоциональных разрядках на уроках?
1.имеется
2.иногда
3.нет необходимости
Спасибо за сотрудничество.
Приложение 4
Итоги анкетирования обучающихся по теме
Влияние образовательного учреждения на состояние здоровья обучающихся
Анкетированием были охвачены обучающиеся 1 курса (группы 1-2, 1-5,1-6) в количестве 20 человек.
Итоги анкетирования представлены в таблице.
Вариант ответа Формулировка вопроса | отличное | хорошее | удовлетворительное | плохое | очень плохое | хорошо влияет | почти не влияет | плохо влияет | не знаю | да, почти всегда | да, достаточно часто | редко | совсем не устаю | да, всегда | часто | редко | никогда | имеется | иногда | нет необходимости |
Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? | 8 | 10 | 1 | 1 | ||||||||||||||||
Как, по Вашему мнению, влияет образовательное учреждение на Ваше здоровье? | 10 | 3 | 2 | 5 | ||||||||||||||||
Испытываете ли Вы чувство усталости на уроке? | 4 | 2 | 12 | 2 | ||||||||||||||||
Возвращаясь домой после занятий, чувствуете ли Вы усталость? | 4 | 5 | 10 | 1 | ||||||||||||||||
Имеется ли у Вас необходимость в физических и эмоциональных разрядках? | 4 | 5 | 11 |
Приложение 5
Уважаемые коллеги!
Просим серьезно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы. На первые 27 вопросов предусмотрены ответы «да» или «нет».
В 28 необходимо выбрать 1 из вариантов.
Анкета самооценки общего состояния здоровья по В.П. Войтенко
№ | Вопросы | Да | Нет |
1. | Беспокоит ли Вас головная боль? | ||
2. | Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого звука? | ||
3. | Беспокоят ли Вас боли в области сердца? | ||
4. | Считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение? | ||
5. | Считаете ли Вы, что у Вас ухудшился слух? | ||
6. | Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду? | ||
7. | Беспокоят ли Вас боли в суставах? | ||
8. | Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды? | ||
9. | Бывают ли у Вас периоды, когда из-за волнения Вы теряете сон? | ||
10. | Беспокоят ли Вас запоры? | ||
11. | Беспокоит ли Вас боль в области правого подреберья? | ||
12. | Бывают ли у Вас головокружения? | ||
13. | Стало ли Вам труднее сосредотачиваться, чем в прошлые годы? | ||
14. | Беспокоят ли Вас ослабление памяти, забывчивость? | ||
15. | Ощущаете ли Вы в различных областях жжение, покалывание, «ползание мурашек»? | ||
16. | Беспокоит ли Вас шум или звон в ушах? | ||
17. | Держите ли Вы для себя в домашней аптечке валидол, нитроглицерин, сердечные капли? | ||
18. | Бывают ли у Вас отеки на ногах? | ||
19. | Пришлось ли вам отказаться от некоторых блюд? | ||
20. | Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе? | ||
21. | Беспокоит ли Вас боль в области поясницы? | ||
22. | Приходятся ли Вам использовать в лечебных целях минеральную воду? | ||
23. | Можно ли сказать, что Вы стали легко плакать? | ||
24. | Бываете ли вы на пляже? | ||
25. | Считаете ли Вы, что Вы сейчас также работоспособны, как прежде? | ||
26. | Бывают ли у Вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбужденными, счастливыми? | ||
27. | Много ли Вы курите? | ||
28. | Как Вы оцениваете свое состояние здоровья: хорошее удовлетворительно плохое очень плохое |
Большое спасибо за потраченное время.
Приложение 6
Анкета для педагогических работников «Мое здоровье»
Цель: выяснить отношение педагогов к здоровому образу жизни.
1. Часто ли вы болеете? (Да, нет, редко.)
2. По каким причинам чаще всего болеете?
а) простуда;
б) отсутствие закаливающих процедур;
в) физическая перегрузка;
г) хронические заболевания;
д) наличие профессиональных заболеваний;
е) эмоциональная усталость;
ж) малоподвижный образ жизни.
3. Делаете ли вы утреннюю зарядку? (Да, нет, нерегулярно.)
4. Занимаетесь ли вы регулярно каким-либо видом спорта? (Да, нет.)
5. Владеете ли вы способами психологической саморегуляции? (Да, нет.)
6. Что является для Вас причиной невыхода на работу?
1.легкое недомогание;
2. незначительное повышение температуры;
3. начальные признаки простудного заболевания;
4. плохое состояние здоровья не является причиной невыхода на работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для родительского собрания на тему:«Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии.
Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. ...
Методическая разработка по теме "Деятельность воспитателей Д/Д в формировании сознательного восприятия здорового образа жизни."
Предложенная методическая разработка призвана помочь организовать информационно-обучающие мероприятия по пропоганде здорового образа жизни, повышению духовности и культуры подростков, об...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения...
сценарий открытого внеклассного мероприятия на тему: "Бросай вредные привычки - выбирай здоровый образ жизни!"
Замечательное внеклассное мероприятие подготовили и провели студенты группы Б611 совместно Некоммерческой автономной организацией г. Брянска "Любовь" 29.01. 2019 года...
Лекция по теме: «Здоровье и здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии».
Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гиги...
Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций
ГБПОУ «Московского колледжа управлtybz гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Тимофеев В.С.Научная статья на тему:«Основы формирования личного стиля з...
Статья на конференцию: "Воспитательная работа в процессе формирования и развития мотивации здорового образа жизни у обучающихся"
Сохранить здоровье молодого поколения - одна из важнейших социальных задач общества. Чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов необходимо укреплять и формировать здоровый образ жизни, спо...