Концепция мастера производственного обучения
материал на тему
Мое видение работы мастера производственного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальное изложение профессионального опыта
мастера производственного обучения
ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
Внуковой Натальи Витальевны
по направлению
«Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»
«Мир стареет в былых надеждах, но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат и несут на себе мастера!
Руки вещие простирая к перекресткам звездных миров,
Время движется мастерами и надеется на мастеров!»
Роберт Рождественский
Отличительной особенностью системы профессионального образования является то, что на протяжении всего времени обучения рядом со студентами находятся мастера производственного обучения. От их опыта, профессионализма, нравственной зрелости зависит успех обучения и воспитания будущих специалистов. Педагогическое влияние мастера производственного обучения настолько велико, что выходит за пределы учебных занятий. Недаром именно мастер является главной фигурой в учебно-воспитательном процессе.
Мастерство - это высочайший уровень профессионализма. Но чтобы стать настоящим Мастером, только профессиональных умений и навыков недостаточно. Кропотливый каждодневный труд души, честность, порядочность во всех отношениях, умение принимать на себя ответственность в решении возникающих проблем, образованность и культура - это тоже восхождение по ступеням мастерства. Словом, надо быть интересной и содержательной личностью, чтобы заслужить доверие и уважение ребят.
Мастера производственного обучения – это воспитатели, наставники, умельцы, замечательные люди, делающие великое дело - формирования будущего поколения хозяев страны. И это не красивые слова, это реальное предназначение людей, профессия которых обозначена таким емким определением: «Мастер!»
В состав формула успеха входят: постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию, искренняя и глубокая вера в свои возможности, любовь к профессии, знание особенностей подростка, умение искать и находить путь к сердцам детей.
В профессионализме мастера производственного обучения - профессионализм будущего специалиста.
Уровень профессионального образования специалиста строительного профиля должен соответствовать новым требованиям производства и личным притязаниям выпускников профессиональных образовательных учреждений, одновременно удовлетворять качеству, определенному государственным образовательным стандартом.
Рынку труда нужны специалисты, готовые "без испытательного срока" приступить к производству продукции с высоким качеством уже сегодня.
Это, естественно, предполагает интенсивную подготовку специалистов, обладающих высокой самостоятельностью, свободой выбора, ответственностью, профессиональной и социальной мобильностью, конкурентоспособностью, компетентностью, профессионализмом, коммуникабельностью, адаптивностью, способностью эффективно трудиться в коллективе и индивидуально, знать основы менеджмента и маркетинга, философии и политологии, иметь широкую общенаучную, общепроизводственную, общеотраслевую, общепрофессиональную и астнопрофессиональную подготовку.
Они должны быть самостоятельными на производстве, на рынке труда, в жизнедеятельности, чтобы иметь право выбора, свободы для собственного становления, для участия в различных видах деятельности, для выбора места жительства, места работы, удовлетворения уровня своих притязаний.
В свою очередь, производство в условиях нынешней экономики более остро нуждается в квалифицированных специалистах. Сегодня социум переживает острый дефицит в специалистах многих рабочих профессий. Более того, данная проблема обостряется в связи со складывающейся неблагоприятной демографической ситуацией в России.
В реализованной модели учебно-познавательной деятельности студентов в условиях профессионально-технологической системы практического обучения квалифицированных специалистов эти требования учтены и рассматриваются как требования к личности специалиста, в том числе как профессионально значимые интегративные качества. Однако они имеют более широкую интерпретацию, определяя направленность личности на различные ценности материальной и духовной культуры общества, определяя ее свободу.
Более того, это требует и инновационного подхода к подготовке и переподготовке педагогических кадров, оценке их деятельности, а также разработки собственных средств педагогической коммуникации и современных инновационных технологий.
Требования к профессиональному образованию определяют уровень профессионального мастерства специалиста строительного профиля, инженерно-технического уровня труда. Создаваемые специалистом этой отрасли материальные ценности являются результатом его творческих способностей, достоянием, ценностью, принадлежащей профессиональной культуре, являющейся одной из частей общей культуры. Требования к личности специалиста, к его профессиональному образованию определяют требования к специальному предмету, основой которых является формирование специалиста интегративного типа, высококвалифицированного труда, инженерно-технического уровня профессиональной деятельности, обладающего качествами специалиста XXI века. С учетом этих требований в модели сформулированы цели учебно-познавательной деятельности.
Мотивационный компонент модели учебно-познавательной деятельности студентов рассматривает логику ее мотивации, исходя из потребностей, профессиональных интересов личности, реализуемых в процессе обучения профессионально-образовательных задач, а в процессе профессиональной деятельности специалистов, - материальных ценностей для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Поэтому формирование норм и ценностей является одной из главных задач социально-педагогического значения. Обучающиеся, поступающие в профессиональные училища, лицеи, техникумы, колледжи, видят личностный смысл профессии, специальности строительного профиля, которая выбрана ими.
Установленные нормы педагогического поведения студентов на учебных занятиях по производственному обучению, в связи с интенсификацией учебно-познавательной деятельности, осознаются ими как образец поведения, которому они следуют по внутреннему убеждению. Характерным для формирования ценностного отношения студентов к учебным занятиям является осознание ими процесса формирования общих и профессиональных компетенций как общечеловеческой ценности. Исследование показало, что студенты еще в процессе восприятия нового обобщенного знания соотносят его с присвоенной ценностью, но не в виде конечного результата в момент его усвоения, а как ценность системы знаний, умений и навыков и, тем самым, определяют в ходе оценки свою готовность к формированию профессионализма.
Сформированное в процессе использования усвоенных обобщенных знаний в производительном труде умение становится ценностью для студентов при совершенствовании его в процессе многократных упражнений.
Промежуточные результаты формирования профессионального умения и навыка вызывают интерес, когда каждое новое повторение отличается от предыдущего изменением в последовательности, условиях, содержании, действиях, времени проведения, ориентированности на производственное обучение. Рассмотренная целостность процессов теоретического и производственного обучения позволяет проследить логику дальнейшей ценностной ориентации учебно-познавательной деятельности, связанной с признанием ценностей специального предмета для производственного обучения на новом качественном уровне.
Формирование системы компетенций в процессе учебно-познавательной деятельности студента начинается с самого первого учебного занятия, на котором мастер проводит диагностику его способности самостоятельно учиться. Студент, воспринимая сообщение мастера о функциях, содержании, технологии учебно-познавательной деятельности, контроле и оценке процесса и результата практического обучения в условиях профессионально- технологической системы, овладевает основами и методикой систематизации знаний, формирования на их основе умений и совершенствования умений с целью формирования навыка. Весь процесс становится целостным, ценностно определенным, целенаправленно мотивированным, востребованным студентами, прежде всего, как последовательный ход получения результатов в усвоении новых знаний, формировании новых умений, навыков и в итоге – их системы, целостность которой закономерна.
Система компетенций, норм и ценностей, формируемая у студентов в процессе учебно-познавательной деятельности, представляет собой интегрированные образовательные области, спроектированные на основе логики учебного предмета и логики учебного процесса в результате дидактического реконструирования содержания образования. Каждая из систем представляет собой профессиональную образовательную ценность и относится к профессиональной культуре.
Система знаний - это образовательная целостность, каждая единица которой взаимосвязана системообразующими ценностно-целевыми связями, имеет свою статическую структуру, определенную логикой специального предмета, и динамическую структуру, определенную логикой процесса обучения. Она находится в режиме непрерывного изменения, совершенствования, развития.
Уровень развития рассматриваемой системы знаний в условиях профессионально-технологического обучения может быть оценен на основе следующих положений:
- знания интегрированы на общенаучном, общепроизводственном, общеотраслевом, общепрофессиональном и частно-профессиональном уровнях;
- отдельный самостоятельный уровень интеграции знаний представляет собой целостность, организованную системообразующей его целью;
- учебно-познавательная деятельность студентов по усвоению знаний реализуется исходя из логики процесса практического обучения;
- каждое знание является основой формирования умений и навыков его использования и может быть усвоено на одном из выбранных уровней с учетом требований государственного образовательного стандарта;
- в совокупной целостности системы знаний выделены системные комплексы в соответствии с уровнями образовательных областей;
- комплексы знаний используются мастером при планировании и проведении учебных занятий;
- каждый студент знает объем, структуру, место в целостности отдельного знания, может восстановить его преемственные связи.
Система умений - это образовательная целостность, каждая единица которой системно взаимосвязана с соответствующим ей знанием, является обобщением низшего, по сравнению со знанием, уровня, умственным действием, действием с моделями натуральных объектов и с натуральными объектами, выполняемыми обучающимися самостоятельно или при поддержке мастера.
Формирование способностей студентов в процессе учебно-познавательной, коллективно-индивидуальной деятельности осуществляется в последовательности, предполагающей овладение методами, умениями и способностями, отличающимися оригинальностью, творчеством.
Разнообразные формы собственности, действующие в основном на мелких и средних предприятиях, постепенное освоение работниками широких полномочий и самостоятельности в принятии решений, характер межличностных отношений в трудовых коллективах предприятий строительной отрасли предполагают реализацию научных подходов к коллективно-индивидуальным отношениям. Как и в других отраслях, в строительстве коллективно-индивидуальные отношения определяют основу морально-нравственных ценностей, обеспечивающих направленность личности специалиста, уровень его убежденности в высокопроизводительном, качественном труде. В связи с этим возникла задача специально моделировать условия коллективно-индивидуальной деятельности. В процессе исследования и на практике использовались потенциальные возможности парно-индивидуальной формы педагогического взаимодействия студентов и мастера, обучающихся между собой. Установлено, что успешное овладение методами коллективно-индивидуальной деятельности достигаетсяпри систематизации знаний, умений и навыков, их использовании с первого учебного занятия, разделении учебной группы на учебные пары и проведении упражнений по реализации морально-нравственных отношений в процессе учебно-познавательной деятельности. Их совершенствование продолжается в течение всей системы учебных занятий по практическому обучению.
Профессиональное мастерство специалиста, определяемое объемом и уровнем присвоенных компетенций, норм и ценностей, опытом практической деятельности и профессионально значимыми качествами, составляет интегративное качество их личности профессионализм.
Готовность к профессиональной деятельности и социальному самоопределению определяется по уровню реализации образовательных задач, установленному стандартом, по результатам сформированности профессионально значимых качеств личности специалиста.
Контрольно-оценочная деятельность студента в профессионально-технологической системе включает взаимоконтроль и самоконтроль компетенций, уровней овладения ими, освоенности умений переноса системы знаний в новые, неизвестные ситуации, сформированности творческих умений и навыков, продвижения в умственном и физическом развитии и воспитании. В ходе исследования и педагогической практики был выявлен повышенный интерес к самоконтролю и самооценке студентами личной учебно-познавательной деятельности. Общим результатом учебно-познавательной деятельности, как уже отмечалось, является готовность выпускника к профессиональной деятельности и социальному самоопределению, подготавливаемая всем ходом процесса обучения, в котором главное действующее лицо - студент ведет мониторинг своего профессионального становления как специалиста.
Мотивация обучающей, научно-методической деятельности в модели определяется как потребность, вызванная направленностью личности, ее высшей ценностью и ценностью общей и профессиональной культуры, присваиваемых мастером как потенциал в процессе практического обучения.
Проектирование методической структуры учебного занятия по практическому обучению осуществляется на основе следующих требований:
- соблюдения целостности и взаимосвязи процессов теоретического обучения специальным предметам и производственного обучения;
- гарантированности реализации требований образовательных стандартов к уровню и качеству подготовки квалифицированного специалиста;
- решения задач умственного развития студентов;
- достижения воспитательных задач, обеспечения готовности к социальной самореализации;
- обеспечения полноты и качества учебно-познавательной деятельности студентов;
- обеспечения полноты и качества обучающей и научно-методической деятельности мастера;
- учета необходимости продвижения студентов в самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- обеспечения мастером гарантированной поддержки и помощи студенту в овладении учебным материалом на уровне требований образовательного стандарта;
- создания условий диалогового общения студента и мастера, обучающихся друг с другом;
- создания условий для коллективно-индивидуальной учебно-познавательной деятельности студентов;
- профессионально-технологической ориентированности педагогического взаимодействия студентов и мастера.
Соответствие рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов − один из факторов инвестиционной привлекательности региона, поскольку определяющим параметром рынка труда является потребность в рабочей силе, удовлетворенность работодателя уровнем квалификации выпускников учреждений профессионального образования.
Современное состояние трудовых ресурсов не отвечает требованиям растущей экономики. Существует дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, что порождает, с одной стороны, безработицу, а с другой – нехватку работников требуемой квалификации. В результате складывается ситуация, когда образовательный уровень безработных год от года растет, в то время как большинство предприятий испытывают «кадровый голод».
Сегодня ключевая задача – включить работодателя в процесс образования. Работодатель диктует, чему учить, а образовательное учреждение – как учить. Только в условиях партнерства науки, образования и производства можно подготовить специалиста, отвечающего современным требованиям.
Целью профессиональной подготовки на современном этапе становится не только передача систематизированных научных знаний, но и обеспечение ускоренной интеграции выпускников в рынок труда и повышение конкурентоспособности на данном рынке.
В отличие от нынешних программ интегрированные должны быть максимально гибкими, состоящими из учебных модулей и учебных блоков. Только такая структура позволит корректировать содержание обучения в зависимости от потребностей меняющегося общества, экономики и рынка труда. Каждый обучающийся сможет осваивать учебные элементы не только последовательно, но и параллельно. Избранную образовательную траекторию можно корректировать на любом из уровней профессионального образования.
Одно из ключевых изменений, обеспечивающих инновационный менеджмент, – интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования, создание оптимальной системы непрерывного профессионального образования на основе систематического мониторинга актуальных и перспективных потребностей областного рынка труда.
На современном этапе развития региона перед профессиональной школой встает задача эффективного кадрового обеспечения основных направлений и видов экономической деятельности в соответствии со стратегическими ориентирами развития области. Для этого необходимо создать институциональные условия и механизмы, обеспечивающие устранение диспропорций на областных рынках труда и образовательных услуг; привести структуру подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования в соответствие с актуальными и перспективными потребностями экономики региона.
В современных условиях конкурентные преимущества в развитии российской экономики напрямую связаны с накоплением и реализацией человеческого капитала, который рассматривается как главная форма завершенных капиталовложений общества. Развитие страны и отдельных регионов, переход экономики от сырьевой модели к инновационной невозможны без подготовки высококвалифицированных специалистов. Реализация намеченных мероприятий в полном объеме возможна только совместными усилиями работодателей, учреждений профессионального образования, всех заинтересованных сторон.
Выгодность использования инструмента государственно-частного партнерства очевидна – государство получает конкурентоспособный рынок образовательных услуг, бизнес имеет возможность влиять на качество подготовки специалистов, учреждения профессионального образования при получении дополнительного инвестирования реализуют инновационные образовательные программы.
Список использованной литературы:
- Голубков Е. П. Изучение потребителей // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - № 6 - 174 с.
- Ильмушкин Г.М. Концепция единого педагогического пространства в системе “Школа-колледж-вуз” в малых и средних городах России: Монография. – Самара: Изд-во: Самар. ГПУ, 2007. –144 с.
- Ильмушкин Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста. Монография. – Москва -Димитровград: Изд-во: ДИТУД УлГТУ, 2012. – 354 с.
- Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2010. – 244 с.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2009. – 222 c.
- Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 2012.- С.20-26.
- Статья: Квалифицированные рабочие кадры для инновационной экономики: в чем проблема и как ее решать ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2010, № 11).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»
В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...
Самопрезентация мастера производственного обучения на конкурс "Мастер года"
Самопрезентация мастера производственного обучения по профессии "Повар, кондитер" на конкурс "Мастер года - 2013"...
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...
ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»
Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудни...
Мастер-класс мастера производственного обучения ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский Политехнический Техникум" Хертек Айдыс Арбын-ооловича
Мастер-класс мастера производственного обучения ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский Политехнический Техникум" Хертек Айдыс Арбын-ооловича по теме "Диагностика двигателя"...
Всероссийский конкурс «Мастер года» среди мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций Москвы
C 8.04.2022 по 6.05 2022 проходил Всероссийский конкурс "Мастер года", в котором я принимала участие, подготовив свою визитную карточку и видео мастер-класс. Это был очень интересный опыт. П...