Проектирование карьеры – первый, творческий этап профессиональной самореализации.
статья на тему

Манина Галина Евгеньевна

Проектирование профессиональной карьеры - процесс осмысления своих профессиональных представлений, потребностей в будущем, создания профессиональной жизненной канвы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_karery.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование карьеры – творческий этап профессиональной самореализации.

Манина Галина Евгеньевна

ГПБОУ ШАПТ

В настоящее время вопросам проектирования профессиональной карьеры уделяется большое внимание, как на государственном уровне, так и на региональном.

В условиях современного общества с его непостоянностью и неопределённостью,  современному молодому специалисту мало иметь хорошие знания в области своей профессиональной деятельности, кроме этого, он должен прекрасно ориентироваться на рынке труда, быть мобильным, смотреть в будущее, представлять свои жизненные этапы хотя бы на несколько лет вперёд.

Обучаясь, студенты должны заранее намечать пути, этапы карьеры в профессии или специальности. Поэтому педагоги должны развивать у них профессиональную мотивацию, помогать будущим выпускникам социально адаптироваться в обществе ещё до выхода из учебного заведения, оказывать содействие в  проектировании их будущего профессионального роста. Ещё со студенческой скамьи студент должен уметь предвидеть и предупреждать возможные риски на рынке труда в области своей профессиональной деятельности. При этом должны обязательно учитываться потребности рынка, чтобы, оказавшись один на один с жизненными реалиями, студент оказался востребован и конкурентоспособен, а не затерялся в огромной массе подобных себе выпускников.

Проектирование профессиональной карьеры - процесс осмысления своих профессиональных представлений, потребностей в будущем, создания профессиональной жизненной канвы. Это – большая трудоёмкая работа,  включающая:

  • оценку исходной ситуации (собственных внутренних возможностей и потребностей человека, внешних спроса,  предложений и требований);
  • определение образа планируемого (желаемого) профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями, конструирования профессиональной сферы и вида деятельности из элементов спроса и предложения;
  • анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего;
  • построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.
  • контроль, корректировку и анализ поставленных целей.

 Проектирование профессиональной карьеры предполагает активную жизненную позицию личности, понимание своих возможностей и профессиональных перспектив, определение конкретных целевых установок и планов, рассмотрение и осмысление возможных путей их осуществления.

Понятие и термин "профессиональная карьера" в российской научной среде стало использоваться лишь два-три десятилетия назад, при этом российские ученые опираются  на опыт и идеи западных исследователей.

Изучению аспектов, связанных с построением и управлением профессиональной карьерой посвящено в последние годы немало трудов.

Анализируя феномен карьеры в целом, исследователи  предлагают практические рекомендации по формированию профессиональной карьеры и управлению ею. При этом отмечается, что трудность в решении вопросов, связанных с проектированием и карьерным ростом заключается в том, что современные студенты демонстрируют низкую степень владения современными технологиями трудоустройства, плохую осведомленность о ситуации на региональных рынках труда, а зачастую,  и сам выбор ими будущей профессии делается на основе идеализированных представлений о будущей работе, а не в результате анализа объективной ситуации и собственных способностей и возможностей. Профессор НГУ Г.М. Мкртчян отмечает, что "….особую теоретическую сложность представляет проблема взвешивания шансов на успешную карьеру: как планировать свои действия, чтобы достичь наилучшего из существующих вариантов в масштабах социальной дифференциации групп, различающихся по статусу, степени успеха на рынке труда и потребления, а главное — о собственном месте на нем" [1, с.102].

Результативной считается деятельность профессиональной образовательной организации, если молодой специалист, завершив обучение, успешно овладел не только профессиональными компетенциями и способностью грамотно решать профессиональные задачи, но и таким важным компонентом, как сформированным социально-профессиональным самоопределением, включающим в себя готовность к профессиональной самоидентификации и готовность к проектированию профессиональной карьеры.

В целях активизации профессионального самоопределения обучающихся государственных бюджетных образовательных учреждений в Нижегородской области министерством образования разработаны рекомендации "Об организации педагогической поддержки профессионального становления обучающихся".[2]. Человеческие ресурсы – двигатель успешного развития страны. Регионы и работодатели заинтересованы в профессионально грамотных, интеллектуально развитых молодых специалистах. С целью их успешной самопрезентации при выходе в социум, областное Министерство образование, начиная с 2011 года, проводит конкурс "Моя профессиональная карьера", в котором участвуют будущие выпускники, задумывающиеся о своём будущем и планирующие его.  

В нашем учебном заведении проблема проектирования профессиональной карьеры обучающимися решается на дополнительных занятиях  по курсу общеразвивающей программы "Технология карьерного проектирования", созданной психологом учебного заведения Мезенцевой Ириной Юрьевной. Программа разработана с целью "… совершенствования психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессионального будущего обучающихся ГБПОУ ШАПТ, организации педагогической поддержки процессов их становления, подготовки выпускников к активному поведению на рынке труда".[3, стр. 3]. Занятия по усвоению систематизированных знаний и формированию представлений о технологии профессиональной карьеры помогают выпускникам техникума найти своё место на рынке труда с учетом значимых для него факторов личной и профессиональной самореализации, адаптироваться к жизни в обществе, активно включиться в социальную и профессиональную практику. Выпускники учатся выгодно представлять себя работодателю, включая все свои ресурсы при поиске работы, оценивать предложенные варианты трудоустройства, используя при этом все полученные в техникуме знания.

Кроме прохождения курса по карьерному проектированию, обучающиеся активно участвуют в региональных конкурсах "Моя профессиональная карьера", где они рассматривают собственные внутренние и внешние возможности, строят карьерный план, изучают региональный и местный рынок и двигаются впоследствии по разработанному ими плану профессионального роста. Участие в данном конкурсе помогает не только проявить себя творчески, но и даёт возможность развития своих лидерских и предпринимательских качеств, так как перед участниками проводятся мастер-классы по предпринимательской деятельности, по искусству самопрезентации.

          Трудоустроиться после окончания обучения помогает многофункциональный ресурсный центр ГБПОУ ШАПТ, который проводит анализ и исследование рынка труда и содействует профессиональному продвижению выпускника после окончания техникума.

В наше нестабильное время рынок труда выдвигает большие требования к молодым специалистам и рабочим. От выпускников требуется не только овладение профессиональными компетенциями в области своей профессиональной деятельности, но и развитие у них готовности постоянно работать над собой, самосовершенствоваться на протяжении всей своей жизни в профессиональном и культурном плане. Трудно не согласиться со словами американского писателя, психолога, предпринимателя, занимающегося темой саморазвития Энтони Роббинса, который считает, что "дорога, ведущая к успеху, вечно обновляется. Успех — это поступательное движение, а не точка, которую можно достичь".   

Литература:

  1. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления. // СОЦИС. М.: Наука, 2005. - № 12.
  2. Рекомендации "Об организации педагогической поддержки профессионального становления обучающихся" (письмо № 316-01-100-1914/14 от 23.06.2014 г.)
  3. Рабочая дополнительная общеразвивающая программа по курсу "Технология карьерного проектирования" для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, г. Шахунья, 2015, 20 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ В УСЛОВИЯХ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА

В статье рассматриваются вопросы готовности будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности, мотивы и условия выбора вида профессиональной деятельности в условиях моногорода. Приведены да...

Тест на определение будущей профессиональной самореализации студентов

Тест составлен для определения предпочтений студентов в дальнейшей своей деятельности после окончания полного курса профессиональной подготовки по специальности "Техническое обслуживание и ремонт авто...

Первый отборочный этап международной олимпиады в сфере информационных технологий "IT-планета 2013/2014"

Презентация "Разработка системы выгрузки данных из подразделений Московского авиационного техникума им. Н.Н. Годовикова"...

Первый отборочный этап международной олимпиады в сфере информационных технологий "IT-планета 2013/2014"

Презентация "Разработка системы выгрузки данных из подразделений Московского авиационного техникума им. Н.Н. Годовикова"...

Применение метода проектирования для развития творческого потенциала учащихся "в сборнике материалов зональной НПК учителей технологии

Статья о применении метода проектирования для развития творческого потенциала учащихся на урках технологии...

1 этап профессионального конкурса преподавателей «Ключ к успеху»

1 этап профессионального конкурса преподавателей «Ключ к успеху»...

Развитие творческого потенциала и самореализация личности студентов в процессе прохождения практики по внеучебной воспитательной работе

Статья раскрывает характер деятельности студентов в период прохождения практики. Четко прослеживается взаимосвязь активной творческой деятельности студентов во время практики и развитие их творческого...