Применение технологии проблемного обучения на практических занятиях по дисциплине "Строительство зелёных объектов в интерьере" (проектирование)
статья на тему
краткое описание технологии проблемного обучения и опыта применения её на практических занятиях по дисциплине проектированию объектов озеленения (дисциплина "Строительство зелёных объектов в интерьере")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_tehnologiya_lepehova_s.v._lksa_i_ot.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепехова С.В. ЛКСАиОТ
Применение технологии проблемного обучения на практических занятиях по дисциплине "Строительство зелёных объектов в интерьере" (проектирование)
- Особенности методики
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
.
Методические приемы создания проблемных ситуаций на занятиях:
- преподаватель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские работы, проектирование);
Для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания
- Обоснование выбора технологии проблемного обучения на моих занятиях.
Выбор мною данной технологии не случаен. Во – первых, он был подсказан спецификой преподаваемой мной дисциплины «Строительство зеленых объектов в интерьере»: в изучении дисциплины предусмотрены практические виды деятельности для конкретных ситуаций (выполнение проектов строительства и озеленения различных объектов интерьера ). Во- вторых, вступившие в силу новые Образовательные Стандарты являются основополагающими для деятельности современного учителя. В соответствии с этими документами, меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик – активный, творческий, мыслящий. ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции. Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии, основной задачей которых является формирование УУД (универсальных учебных действий)
Итак, особенности Стандарта в современном учебном процессе – это:
- Ориентация на результат
- Системно – деятельностный подход к процессу обучения
Прогнозируемый результат:
- Формирование у учащихся учебной деятельности (умение думать, рассуждать вслух, спорить, доказывать, делать выводы)
- Самостоятельность ученика при решении учебных и жизненных задач. Как показатель сформированности учебной деятельности
- Активность познавательной деятельности как условие развития интеллектуальных способностей ученика
- Для планирования и проведения занятий я использую адаптированный вариант деятельностного метода.
Так, структура практического занятия по данной дисциплине имеет следующий вид:
1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения начинается уже на стадии выдачи задания на проектирование: дается характеристика интерьерного объекта озеленения (каскад, водоём, фонтан, балкон, флорариум, ), описываются его параметры, индивидуальные особенности; по ходу обсуждения задания начинают выявляются трудности и противоречия.
2 Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения
Соответственно данный этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение;
- тренировку соответствующих мыслительных операций;
- мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
- фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обоснования.
3 Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
- выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке шага, операций, где возникло затруднение;
- учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для выполнения данного задания
4 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. Фактически, одно исходное задание разбивается на ряд «подзадач»
5 Реализация построенного проекта
На данном этапе урока осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные проекты, предложенные учащимися, обсуждаются все положительные моменты и ошибки, которые сразу фиксируются. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
6.Первичное закрепление с комментированием.
На данном этапе учащиеся рассматривают ранее выполненные проекты других учащихся, находят ошибки, фиксируют их.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на проектирование (стадия эскиза) и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. После выполнения эскиза и его самопроверки, проект проверяется преподавателем и обсуждается успешность его выполнения. Далее проект выполняется на чертёжной бумаге с последующим завершением оформления (отмывка, нанесение обозначений, лист условных обозначений)
8 Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии проблемного обучения в СПО и НПО
Применение технологии проблемного обучения в СПО и НПО...
Применение технологии проблемного обучения в учереждениях СПО и НПО
Применение технологии проблемного обучения в учереждениях СПО и НПО...
План бинарного урока (литература +история) на тему "Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского"с применением технологии проблемного обучения
На данном уроке применяется технология проблемного обучения, используются активные формы и методы обучения, элемент технологии критического мышления, позволяющие быстро включиться в работу, сделать вы...
Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения на тему «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского»
Методическая разработка представляет собой план-конспект бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения, активных форм и методов обучения, элемента технолог...
Применение технологии проблемного обучения, как условие развития творческих способностей студента
В статье описывается использование технологии проблемного обучения, а также применении исследовательского метода, путем сотрудничества техникума с предприятиями....
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ, МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором»
В докладе для преподавателей освещается тема проблемного обучения на уроках МДК03.02 "Хоровой класс и управление хором"...
Открытый урок с применением технологии проблемного обучения
Технологическая карта урока по теме"Способы управления кредитным риском"...