Статья "Методика использования закрепления знаний на уроках спецдисциплин"
статья на тему

Ананьева Инна Викторовна

Применение методики на уроках спецдисциплин по профессии "Мастер отделочых строительных работ" для закреления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prepodavatelya.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Методика использования закрепления знаний на уроках спецдисциплин

Ананьева И.В.  преподаватель спецдисциплин  Санкт- Петербург

   

    Основные теоретические знания, необходимые для овладения профессией «Мастер отделочных строительных работ», обучающиеся  получают на уроках спец.дисциплин, учитывая органическую связь с  учебной практикой, что способствует конкретизации и углублению знаний обучающихся, придает осмысленный характер труду, делает его более продуктивным, обогащает жизненный опыт обучающихся.

    Учебный материал считается изученным, если обучающиеся могут  оперировать им в соответствии с различными заданиями  в теории и на практике. Поэтому в этой дидактической функции решающее значение имеют закрепление и повторение, которые направлены на обеспечение глубокого и прочного овладения основными положениями учебного материала. Степень прочности знаний и систематичность их усвоения оценивается определенными критериями. Наиболее значимым критерием на уроках спец.дисциплин является мобильность. Она характеризуется способностью обучающихся  быстро и оперативно выбрать из имеющейся системы знаний, умений и навыков те, которые наикратчайшим путем и с максимальной эффективностью обеспечат решение поставленной задачи.

    Одно из требований, которое определяет выбор методов  и методических приемов закрепления знаний - их разнообразие. Это могут быть как различные виды практических заданий, так и методические приемы повышения активности обучающихся в ходе опроса, которые должны  обеспечивать доступность  содержания учебного материала.

     Опыт собственной деятельности с обучающимися  разного уровня подготовки, а также анализ теоретических научных психолого-педагогических источников позволили разработать методику «Пять вопросов», которая состоит из системы  приемов закрепления материала для более прочного усвоения знаний.  В условиях урочной организации учебного процесса преподавателю важно иметь четкое представление об уровне подготовленности всей группы обучающихся. Поэтому, не исключая возможности сочетания повторения и опроса, актуализацию более целесообразно проводить в форме устных и письменных ответов. Большое значение  при этом имеет характер содержания и формулировка вопросов.

«Что?» - означает определение цели изучения темы или конкретной операции  или рабочего приема.

«Для чего?» - означает назначение изучаемой технологии производства работ, операции, приёма.

«Из чего?» - требуется перечислить и назвать отделочные материалы, используемые для выполнения изучаемых видов работ.

«Чем?» - назвать инструменты и приспособления, необходимые для выполнения работ.

«Как?» - назвать способы выполнения изучаемых видов работ или отдельных технологических операций.

Необходимо соблюдать следующие требования к формулировке вопросов:

- вопрос должен быть определенным по содержанию;

- реальным  по характеру;

- кратким по форме;

- вопрос должен требовать четкого ответа;

   При проведении урока данные вопросы представлены в виде обзорно-повторительной таблицы. Таблица, исходя из формы закрепления, может быть представлена на доске, карточке - задания, в конспекте обучающегося.

№ п/п

Наименование вопроса

Формулировка вопроса

1

«Что?»

Определение

2

«Для чего?»

Назначение

3

«Из чего?»

Материалы

4

«Чем?»

Инструменты

5

«Как?»

Способы выполнения

    Табличная форма заданий, позволяет преподавателю точно фиксировать характер ошибок каждого обучающегося, а также осуществлять самоконтроль  своей деятельности. Табличная форма заданий обладает большой наглядностью. Вопросы в таблице сформулированы и расположены в таком порядке, что на них нельзя ответить без вдумчивой и осмысленной работы. Заполнение таблицы требует от обучающихся значительной умственной работы при отборе материала и формулирование ответов на вопросы. Особенно ценной является возможность анализировать заполненную таблицу и отыскивать причинно- следственные зависимости.

Такая форма закрепления и совершенствование знаний путем проведения систематизации изученного материала в значительной степени способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их мышления.

 Использование методики  «Пять вопросов» позволило:

- увеличить темп обучения при закреплении знаний;

- охватить всех обучающихся группы;

- более прочно усвоить последовательность операций, приемов;

- обобщить  и кратко изложить изученный материал;

- увеличить возможность общения педагога и обучающегося;

- применить полученные знания  на производственной практике;

- повысить заинтересованность в овладении профессией.;

- иметь эффективный способ самоконтроля обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление знаний правописание разделительного Ъ и Ь

В данном материале даны задания для самостоятельной работы, которая проверит умения правильно расставлять Ъ и Ь знаки в словах. Так же повторение правил правописания Ъ и Ь знака....

Дидактический материал для закрепления знаний по теме: «Снаряжение пожарных»

Дидактический материал для закрепления знаний по разделу «Снаряжение пожарных» по программе «ДЮП –«Ради Жизни на Земле» второго года обучения Включает в себя: • Настольные игры • Кроссворд • Пояс...

Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи"

Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи", реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на ос...

Урок закрепления знаний и умений

Урок закрепления знаний по глаголу...

«Использование игровых технологий с элементами проблемного обучения на уроках спецдисциплин»

ГБПОУ ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»   ДОКЛАД  на предметно-цикловой комиссии по теме:    «Использование и...

«Обобщение, закрепление знаний о предельных и непредельных углеводородах»

Данный урок предназначен для обучающихся I-го курса, составлен с учетом их возраста и личностных особенностей. В группе обучаются студенты средних способностей. Урок проводится в форме игры-соревнован...

Статья " Использование учебных игр для контроля и закрепления знаний на практических занятиях ПМ .04 Выполнение работ по должности Младшая медицинская сестра по уходу за больными"

В статье  рассказывается о использовании учебных ролевых игр для практических занятий по сестринскому делу  представлен личный опыт преподавателя . Показана цель - активизировать учебный про...