Статья "Методика использования закрепления знаний на уроках спецдисциплин"
статья на тему
Применение методики на уроках спецдисциплин по профессии "Мастер отделочых строительных работ" для закреления материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prepodavatelya.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика использования закрепления знаний на уроках спецдисциплин
Ананьева И.В. преподаватель спецдисциплин Санкт- Петербург
Основные теоретические знания, необходимые для овладения профессией «Мастер отделочных строительных работ», обучающиеся получают на уроках спец.дисциплин, учитывая органическую связь с учебной практикой, что способствует конкретизации и углублению знаний обучающихся, придает осмысленный характер труду, делает его более продуктивным, обогащает жизненный опыт обучающихся.
Учебный материал считается изученным, если обучающиеся могут оперировать им в соответствии с различными заданиями в теории и на практике. Поэтому в этой дидактической функции решающее значение имеют закрепление и повторение, которые направлены на обеспечение глубокого и прочного овладения основными положениями учебного материала. Степень прочности знаний и систематичность их усвоения оценивается определенными критериями. Наиболее значимым критерием на уроках спец.дисциплин является мобильность. Она характеризуется способностью обучающихся быстро и оперативно выбрать из имеющейся системы знаний, умений и навыков те, которые наикратчайшим путем и с максимальной эффективностью обеспечат решение поставленной задачи.
Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов закрепления знаний - их разнообразие. Это могут быть как различные виды практических заданий, так и методические приемы повышения активности обучающихся в ходе опроса, которые должны обеспечивать доступность содержания учебного материала.
Опыт собственной деятельности с обучающимися разного уровня подготовки, а также анализ теоретических научных психолого-педагогических источников позволили разработать методику «Пять вопросов», которая состоит из системы приемов закрепления материала для более прочного усвоения знаний. В условиях урочной организации учебного процесса преподавателю важно иметь четкое представление об уровне подготовленности всей группы обучающихся. Поэтому, не исключая возможности сочетания повторения и опроса, актуализацию более целесообразно проводить в форме устных и письменных ответов. Большое значение при этом имеет характер содержания и формулировка вопросов.
«Что?» - означает определение цели изучения темы или конкретной операции или рабочего приема.
«Для чего?» - означает назначение изучаемой технологии производства работ, операции, приёма.
«Из чего?» - требуется перечислить и назвать отделочные материалы, используемые для выполнения изучаемых видов работ.
«Чем?» - назвать инструменты и приспособления, необходимые для выполнения работ.
«Как?» - назвать способы выполнения изучаемых видов работ или отдельных технологических операций.
Необходимо соблюдать следующие требования к формулировке вопросов:
- вопрос должен быть определенным по содержанию;
- реальным по характеру;
- кратким по форме;
- вопрос должен требовать четкого ответа;
При проведении урока данные вопросы представлены в виде обзорно-повторительной таблицы. Таблица, исходя из формы закрепления, может быть представлена на доске, карточке - задания, в конспекте обучающегося.
№ п/п | Наименование вопроса | Формулировка вопроса |
1 | «Что?» | Определение |
2 | «Для чего?» | Назначение |
3 | «Из чего?» | Материалы |
4 | «Чем?» | Инструменты |
5 | «Как?» | Способы выполнения |
Табличная форма заданий, позволяет преподавателю точно фиксировать характер ошибок каждого обучающегося, а также осуществлять самоконтроль своей деятельности. Табличная форма заданий обладает большой наглядностью. Вопросы в таблице сформулированы и расположены в таком порядке, что на них нельзя ответить без вдумчивой и осмысленной работы. Заполнение таблицы требует от обучающихся значительной умственной работы при отборе материала и формулирование ответов на вопросы. Особенно ценной является возможность анализировать заполненную таблицу и отыскивать причинно- следственные зависимости.
Такая форма закрепления и совершенствование знаний путем проведения систематизации изученного материала в значительной степени способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их мышления.
Использование методики «Пять вопросов» позволило:
- увеличить темп обучения при закреплении знаний;
- охватить всех обучающихся группы;
- более прочно усвоить последовательность операций, приемов;
- обобщить и кратко изложить изученный материал;
- увеличить возможность общения педагога и обучающегося;
- применить полученные знания на производственной практике;
- повысить заинтересованность в овладении профессией.;
- иметь эффективный способ самоконтроля обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление знаний правописание разделительного Ъ и Ь
В данном материале даны задания для самостоятельной работы, которая проверит умения правильно расставлять Ъ и Ь знаки в словах. Так же повторение правил правописания Ъ и Ь знака....
Дидактический материал для закрепления знаний по теме: «Снаряжение пожарных»
Дидактический материал для закрепления знаний по разделу «Снаряжение пожарных» по программе «ДЮП –«Ради Жизни на Земле» второго года обучения Включает в себя: • Настольные игры • Кроссворд • Пояс...
Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи"
Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи", реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на ос...
Урок закрепления знаний и умений
Урок закрепления знаний по глаголу...
«Использование игровых технологий с элементами проблемного обучения на уроках спецдисциплин»
ГБПОУ ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий» ДОКЛАД на предметно-цикловой комиссии по теме: «Использование и...
«Обобщение, закрепление знаний о предельных и непредельных углеводородах»
Данный урок предназначен для обучающихся I-го курса, составлен с учетом их возраста и личностных особенностей. В группе обучаются студенты средних способностей. Урок проводится в форме игры-соревнован...
Статья " Использование учебных игр для контроля и закрепления знаний на практических занятиях ПМ .04 Выполнение работ по должности Младшая медицинская сестра по уходу за больными"
В статье рассказывается о использовании учебных ролевых игр для практических занятий по сестринскому делу представлен личный опыт преподавателя . Показана цель - активизировать учебный про...