"Основы электротехники" специальность 08.02.01
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы электротехники" по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (повышенный и базовый уровни)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.88 КБ |
![]() | 68.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовский области
«Ростовский-на-Дону строительный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Основы электротехники»
Для специальности среднего профессионального образования
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины)
программы подготовки специалистов среднего звена СПО
Углублённая подготовка
2014
Рассмотрено цикловой комиссией естественно- научных дисциплин протокол № ___ от «___»_____ 20___ г. Председатель цикловой комиссии: ________________ /О.М. Хараева/ | Утверждаю Заместитель директора по УР ______________Сухаревская О.В. «___»______ 20___ г |
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Электротехника и электроника», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденной ФГУ ИОЦ «Новый город» в 2011 г.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО РО РСК
Составитель: Донченко И.Ю., преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Ростовский-на-Дону строительный колледж»
Рецензенты:
Шаравин Ю.И., генеральный директор НПП «Нобигаз»
Кострубин О.Н., Генеральный директор ООО СК “Стройиндустрия”
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы электротехники
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (повышенный уровень), по направлению подготовки 08.00.00 «Техника и технологии строительства».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплине – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
− читать электрические схемы,
− вести оперативный учет работы энергетических установок.
знать:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
− основы электротехники и электроники,
− устройство и принцип действия электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления электроустановками.
Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
код | Наименование результатов обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 2.1. | Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке. |
ПК 2.2. | Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов. |
ПК 4.3. | Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий. |
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучается – 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 44 часа, самостоятельной работы обучающегося – 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
В том числе: | |
Лабораторные занятия | 12 |
Контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
В том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа Практические работы Реферат по заданной тематике | 10 8 4 |
Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника и электроника.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Задачи и содержание дисциплины, её связь с другими дисциплинами, её значение в подготовке специалистов. Электрическая энергия, её свойства и применение. Современное состояние и перспективы развития электротехники, электроники, электроэнергетики. | 2 | 1 |
Раздел 1. Основы электротехники | 34 | ||
Тема 1.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала Основные свойства и характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроизоляционные материалы, их применение. Конденсаторы, емкость конденсаторов. Соединения конденсаторов. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Расчетное задание на определение эквивалентной емкости. Формы и методы контроля: Проверка и анализ работы на определение эквивалентной емкости | 1 | ||
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала Электрическая цепь и её основные элементы. Электрический ток, его направление. Напряжение на зажимах источника. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи и всей цепи. Последовательное, параллельное и смешанное соединение резисторов. Законы Кирхгофа, их применение для расчета цепей. | 2 | 3 |
Лабораторные работы: | |||
№1. Исследование цепей постоянного тока с последовательным и параллельным соединением резисторов. Формы и методы контроля: Проверка и анализ письменного отчета. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа Расчетное задание на определение эквивалентного сопротивления. Формы и методы контроля: Проверка и анализ работы на определение эквивалентного сопротивления. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.3. Электромагнетизм | Содержание учебного материала Магнитное поле и его характеристики. Единицы измерения магнитных величин. Закон Ампера. Закон полного тока. Классификация магнитных материалов. Электромагнитная сила. Ферромагнитные вещества и их намагничивание. Электромагнитная индукция при движении проводника в магнитном поле. Самоиндукция и взаимоиндукция. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Вихревые токи. Электромагниты и их применение. Расчет подъемной силы. Формы и методы контроля. Устный фронтальный опрос на знание понятий. Проверка конспекта | 2 | ||
Тема 1.4. Однофазные цепи переменного тока | Содержание учебного материала Переменный ток. Период и частота переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Виды сопротивлений в цепях переменного тока. Параметры цепи переменного тока. Цепи переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью, ёмкостью. Векторные диаграммы. Кривые тока и напряжения. Законы Ома. Мощность. Неразветвленная цепь переменного тока, содержащая активное сопротивление, индуктивность и емкость. Векторная диаграмма. Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Резонанс напряжений. Разветвленная цепь переменного тока с параллельным соединением актино-индуктивного и емкостного сопротивлений. Векторная диаграмма. Резонанс токов. Коэффициент мощности. | 4 | 3 |
Контрольная работа: Расчет электрических цепей переменного тока. | 2 | ||
Лабораторные работы: | |||
№2. Исследование неразветвленной цепи однофазного переменного тока. Формы и методы контроля: Проверка и анализ письменного отчета. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа Расчет параметров неразветвленной и разветвленной цепей переменного тока. Формы и методы контроля: Проверка и анализ работы на определение параметров неразветвленной и разветвленной цепей переменного тока. | 2 | ||
Тема 1.5. Трехфазные электрические цепи. | Содержание учебного материала Трехфазная система переменного тока, её преимущества перед однофазной. Получение трехфазной ЭДС. Соединение обмоток генератора и потребителей «звездой». Фазные и линейные напряжения, соотношения между ними. Трехфазные симметричные цепи. Векторная диаграмма напряжений и токов. Нулевой провод и его значение. Соединение обмоток генератора и приемников по схеме «треугольник». Соотношения между фазными и линейными токами. Векторная диаграмма напряжений и токов. Мощность трехфазной цепи при соединении потребителей звездой и треугольником. | 4 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Лабораторные работы: | |||
№3. Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей «звездой» при симметричной и несимметричной нагрузках. Формы и методы контроля: Проверка и анализ письменного отчета. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа Расчет параметров трехфазных цепей переменного тока при соединении потребителей звездой и треугольником. Формы и методы контроля: Проверка и анализ работы на определение параметров трехфазных цепей переменного тока при соединении потребителей звездой и треугольником. | 2 | ||
Тема 1.6. Электрические измерения | Содержание учебного материала Виды электрических измерений. Классификация измерительных приборов, их характеристики. Погрешности измерений. Измерение напряжений и токов. | 2 | 3 |
Лабораторные работы: | 2 | ||
№4. Проверка однофазного счетчика индукционной системы. Формы и методы контроля: Проверка и анализ письменного отчета. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа Измерение электрической мощности и энергии. Измерение сопротивлений. Формы и методы контроля: Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий. Проверка конспекта | 2 | ||
Раздел 2. Трансформаторы и электрические машины | 14 | ||
Тема 2.1. Трансформаторы | Содержание учебного материала Назначение трансформаторов. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Потери и коэффициент полезного действия трансформатора. Трехфазные трансформаторы, соединение их обмоток. Технические данные силового трансформатора. Понятие об автотрансформаторах и измерительных трансформаторах тока и напряжения. | 2 | 3 |
Лабораторные работы: | 2 | ||
№5. Исследование работы однофазного трансформатора в различных режимах работы. Формы и методы контроля: Проверка и анализ письменного отчета. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа Расчетные задания на определение параметров трансформатора. Формы и методы контроля: Проверка и анализ работы на определение параметров трансформатора. | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2.2. Электрические машины переменного тока | Содержание учебного материала Назначение машин переменного тока, их классификация. Устройство трехфазного двигателя и основные элементы его конструкции. Получение вращающегося магнитного поля машины. Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Скольжение. Вращающий момент. Рабочий процесс асинхронного двигателя и его механические характеристики. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным роторами. Регулирование частоты вращения. Реверсирование. Потери энергии и коэффициент полезного действия. | 2 | 3 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Исследовательская работа «Теоретические и экспериментальные исследования в области сверхпроводящих материалов. Сверхпроводниковые электрогенераторы, трансформаторы» Формы и методы контроля: оценка устного сообщения и презентации. | 4 | ||
Тема 2.3. Электрические машины постоянного тока | Содержание учебного материала Назначение машин постоянного тока, их классификация. Устройство машин постоянного тока, основные элементы конструкции и их назначение. Обратимость машин. Основные сведения о генераторах и электродвигателях постоянного тока. Принцип работы генератора и электродвигателя. Характеристики и область применения машин постоянного тока. | 2 | 3 |
Раздел 3. Основы электроники. | 16 | ||
Тема 3.1. Классификация электронных приборов, их применение. | Содержание учебного материала Электрофизические свойства полупроводников, собственная и дырочная проводимости. Электронно-дырочный переход и его свойства. Полупроводниковые диоды, область их применения. Биполярные транзисторы: устройство, применение. Фотоэлектронные приборы с внешним и внутренним фотоэффектом. Понятие о фоторезисторах и фотодиодах. | 4 | 2 |
Лабораторные работы: | 2 | ||
№ 6. Исследование работы фотоэлемента с внешним фотоэффектом. Формы и методы контроля: Проверка и анализ письменного отчета. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа Схемы включения транзисторов, их основные параметры и характеристики. Формы и методы контроля: Устный фронтальный опрос во время аудиторных занятий. Проверка конспекта | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 3.2. Электронные выпрямители | Содержание учебного материала Основные сведения о выпрямителях. Однофазные и трехфазные схемы выпрямления, принцип их работы. Сглаживающие фильтры выпрямителей. Электронные стабилизаторы напряжения. | 2 | 3 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Самостоятельное изучение по учебнику темы: сглаживающие фильтры выпрямителей, с составлением конспекта. Формы и методы контроля: Устный фронтальный опрос во время аудиторных занятий. Проверка конспекта | 2 | ||
Тема 3.3. Электронные усилители и генераторы. | Содержание учебного материала Классификация и основные параметры усилителей. Принцип построения каскада усиления. Режим транзисторного каскада по постоянному току. Обратные связи в усилителях. Операционные усилители. Усилители интегрального исполнения. Электронные генераторы синусоидальных колебаний типа L-C. Генераторы пилообразных напряжений: схема, понятие о работе, применение. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Выходные каскады усилителей. Формы и методы контроля: Устный фронтальный опрос во время аудиторных занятий. Проверка конспекта | 2 | ||
Всего: | 66 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет - лаборатории по электротехнике;
Оборудование учебного кабинета:
- Посадочные места для обучающихся -34;
- Рабочее место преподавателя - 1;
- Механизм зашторивания окон - 1;
- Механизм открывания-закрывания экрана - 1;
- Пульт дистанционного управления оборудованием - 1;
- Учебно-наглядные пособия:
- Модели измерительных приборов -3;
- Модель трехфазного генератора -1;
- Модель однофазного трансформатора -1;
- Модель трехфазного трансформатора -1;
- Модель трехфазного асинхронного электродвигателя -1;
- Модель машины постоянного тока -1;
- Модель магнитного пускателя -1;
- Модель теплового реле -1;
- Модель фотоэлектронного реле -1;
- Модель электронного выпрямителя -1;
- Модель усилителя низкой частоты -1;
- Плакаты по различным темам - более 50;
Оборудование учебной лаборатории «Электротехника»:
- Лабораторные стенды, оборудованные в соответствии с перечнем
выполняемых лабораторных работ. -3;
- Силовой распределительный щит -2;
- Фазометр Д-5000 -3;
Мультиметр -2;
- Осциллограф ОДШ -1;
- Ваттметр Д 539 -3;
Технические средства обучения:
- Телевизор «DAEWOO» -1;
- Видеокамера «Panasonic» -1;
- DVD проигрыватель «ВВК» -1;
- Магнитола «SONY» -1;
- Акустическая система «SVEN» -1;
- Кинопроектор «Украина 5» -1;
- Кадропроектор «протон» -1;
Диапроектор «ЛЭТИ» -1;
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебный изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
- Н.Ю. Морозова « Электротехника и электроника», М.: Академия, 2012.
- Ю.Г. Синдеев «Электротехника с основами электроники»», Р-н-Д: Феникс 2013.
- В.А. Зайцев, Т.А. Нестерова «Электротехника. Электроснабжение. Электротехнология и электрооборудование строительных площадок», Москва «ACADEMA» 2008.
Дополнительные источники:
- Т.Ф. Березкина «Задачник по общей электротехнике с основами электроники», М.: Высшая школа 2007.
- Л.В. Усс, А.С. Красько, Г.С. Климович «Электротехника с основами электроники», Минск: «Высшая школа» 2008.
- Ф.Е. Евдокимов «Общая электротехника», М.: Высшая школа 2008.
Интернет-ресурсы:
- www.electrono.ru. Теория электротехники, физические основы. Машины постоянного и переменного тока. Трансформаторы, магнитные усилители. Электротехнические материалы.
- www.netelectro.ru. Новости электротехники, электротехническое оборудование и материалы.
- www.e-scientist.ru. Электротехника в России. История развития электротехники и современность.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, устных опросов, тестирования, а также выполнения студентами домашних заданий, индивидуальных заданий, исследований.
Таблица 4.1 Освоенные умения, усвоенные знания
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: − читать электрические схемы | Текущий контроль: - наблюдение при выполнении лабораторных работ. |
− вести оперативный учет работы энергетических установок | Текущий контроль: - правильность проведения электрических измерений при выполнении лабораторных работ. |
Знать: − основы электротехники и электроники | Текущий контроль: - оценка качества выполненных лабораторных и практических работ, проверка письменных домашних работ; -устный опрос. Рубежный контроль: Оценка и анализ контрольной работы. Итоговый контроль: промежуточный контроль в форме зачета. |
− устройство и принцип действия электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления электроустановками | Текущий контроль: - оценка качества выполненных лабораторных и практических работ, проверка письменных домашних работ; -устный опрос. Рубежный контроль: Оценка и анализ контрольной работы. Итоговый контроль: промежуточный контроль в форме зачета. |
В процессе обучения преподаватель обязан формировать у студентов следующие компетенции:
Таблица 4.2 - Освоенные общие компетенции
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
1 | 2 | 3 |
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии. | Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студентов в процессе обучения. Оценка исследовательской работы по теме: 2.2. |
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и количество. | Выбор и применение методов профессиональных задач путём самостоятельной работы с источниками. | Оценка письменной самостоятельной работы по темам: 1.3; 1.6; 5.1; 5.2; 5.3. |
ОК.З. Принимать решение в стандартных и не в стандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Умение принимать решение в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Уметь решать стандартные и не стандартные задачи с применением справочной литературы. Проверка и оценка письменных работ по темам: 1.1; 1.2; 1.4; 1.5; 2.1. |
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Эффективный поиск необходимой информации в ходе самостоятельной и практической работы. | Выполнения самостоятельных работ, предполагающих использование интернета: написание рефератов, составление конспектов. Проверка и оценка рефератов и конспектов по темам: 2.2.; 1.3; 1.6; 5.1; 5.2; 5.3 |
ОК.5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий. | Навыки работы на компьютере с использованием информационных технологий в процессе подготовки к занятиям. | Проверка и оценка составления конспектов и написания рефератов по темам: 2.2.; 1.3; 1.6; 5.1; 5.2; 5.3 |
ОК.6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Умение работать в коллективе в процессе подготовки коллективных заданий. | Выполнение лабораторных работ бригадами. Проверка письменных отчётов по лабораторным работам №1-№6. |
1 | 2 | 3 |
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённому), результатов выполнения заданий | Наличие лидерских качеств в процессе выполнения командных заданий. | Выполнение лабораторных работ малыми группами. Осуществление контроля в соответствии с поставленной задачей, проверка письменных отчётов по лабораторным работам №1-№6 |
ОК.8. Самостоятельное определение задачи профессионального личностного развития , заниматься самообразованием , осознанно планировать повышении квалификации. | Умение организовывать внеаудиторную самостоятельную работу. | Самостоятельное конспектирование учебного материала по различным источникам информации. Проверка устных и письменных индивидуальных заданий по темам: 1.3; 1.6; 5.1; 5.2; 5.3. |
ОК.9. Ориентироваться в условиях частей смены технологий в профессиональной деятельности. | Умение проводить анализ новаций в процессе изучения тем. | -Иметь представление о современных технологиях производства. -Иметь представление энерговооружённости предприятий их новейшими видами техники. Контроль по результатам устных опросов студентов. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Готовность к несению воинской службы. | Интерпретация участия в спортивных мероприятиях. |
Таблица 4.3 - Освоенные профессиональные компетенции
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке. | Получение положительных результатов при работе в группе обучающихся. | - наблюдение и интерпретация участия при выполнении лабораторных и практических работ |
ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов. | Получение положительных результатов при снятии показаний различных измерительных приборов при выполнении лабораторных работ. | - правильность проведения электрических измерений при выполнении лабораторных работ; -анализ отчетов по лабораторным работам. |
ПК 4.3. Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий. | Получение положительных результатов при снятии показаний различных измерительных приборов при выполнении лабораторных работ. | - правильность проведения электрических измерений при выполнении лабораторных работ; -анализ отчетов по лабораторным работам. |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовский области
«Ростовский-на-Дону строительный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Основы электротехники»
Для специальности среднего профессионального образования
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины)
программы подготовки специалистов среднего звена СПО
(базовая подготовка)
2014
Рассмотрено Цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин протокол № ___ от «___»_____ 20___ г. Председатель цикловой комиссии: ________________ /О.М. Хараева/ | Утверждаю Заместитель директора по УР ______________Сухаревская О.В. «___»______ 20___ г |
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Электротехника и электроника», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденной ФГУ ИОЦ «Новый город» в 2011 г.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО РО РСК
Составитель: Донченко И.Ю., преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Ростовский-на-Дону строительный колледж»
Рецензенты:
Шаравин Ю.И., генеральный директор НПП «Нобигаз»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы электротехники
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая подготовка), по направлению подготовки 08.00.00 «Техника и технологии строительства».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплине – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
− читать электрические схемы,
− вести оперативный учет работы энергетических установок.
знать:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
− основы электротехники и электроники,
− устройство и принцип действия электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления электроустановками.
Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
код | Наименование результатов обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 2.1. | Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке. |
ПК 2.2. | Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов. |
ПК 4.3. | Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий. |
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучается – 57 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 38 часа, самостоятельной работы обучающегося – 19 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
В том числе: | |
Лабораторные занятия | 10 |
Контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 |
В том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа Практические работы Реферат по заданной тематике | 8 7 6 |
Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника и электроника.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Задачи и содержание дисциплины, её связь с другими дисциплинами, её значение в подготовке специалистов. Электрическая энергия, её свойства и применение. Современное состояние и перспективы развития электротехники, электроники, электроэнергетики. | 2 | 1 |
Раздел 1. Основы электротехники | 25 | ||
Тема 1.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала Основные свойства и характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроизоляционные материалы, их применение. Конденсаторы, емкость конденсаторов. Соединения конденсаторов. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Расчетное задание на определение эквивалентной емкости. Формы и методы контроля: Проверка и анализ работы на определение эквивалентной емкости | 1 | ||
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала Электрическая цепь и её основные элементы. Электрический ток, его направление. Напряжение на зажимах источника. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи и всей цепи. Последовательное, параллельное и смешанное соединение резисторов. Законы Кирхгофа, их применение для расчета цепей. | 2 | 3 |
Лабораторные работы: | |||
№1. Исследование цепей постоянного тока с последовательным и параллельным соединением резисторов. Формы и методы контроля: Проверка и анализ письменного отчета. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа Расчетное задание на определение эквивалентного сопротивления. Формы и методы контроля: Проверка и анализ работы на определение эквивалентного сопротивления. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.3. Электромагнетизм | Содержание учебного материала Магнитное поле и его характеристики. Единицы измерения магнитных величин. Закон Ампера. Закон полного тока. Классификация магнитных материалов. Электромагнитная сила. Ферромагнитные вещества и их намагничивание. Электромагнитная индукция при движении проводника в магнитном поле. Самоиндукция и взаимоиндукция. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Вихревые токи. Электромагниты и их применение. Расчет подъемной силы. Формы и методы контроля. Устный фронтальный опрос на знание понятий. Проверка конспекта. | 1 | ||
Тема 1.4. Однофазные цепи переменного тока | Содержание учебного материала Переменный ток. Период и частота переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Виды сопротивлений в цепях переменного тока. Параметры цепи переменного тока. Цепи переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью, ёмкостью. Векторные диаграммы. Кривые тока и напряжения. Законы Ома. Мощность. Неразветвленная цепь переменного тока, содержащая активное сопротивление, индуктивность и емкость. Векторная диаграмма. Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Резонанс напряжений. Разветвленная цепь переменного тока с параллельным соединением актино-индуктивного и емкостного сопротивлений. Векторная диаграмма. Резонанс токов. Коэффициент мощности. | 2 | 3 |
Контрольная работа: Расчет электрических цепей переменного тока. | 2 | ||
Лабораторные работы: | |||
№2. Исследование неразветвленной цепи однофазного переменного тока. Формы и методы контроля: Проверка и анализ письменного отчета. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа Расчет параметров неразветвленной и разветвленной цепей переменного тока. Формы и методы контроля: Проверка и анализ работы на определение параметров неразветвленной и разветвленной цепей переменного тока. | 2 | ||
Тема 1.5. Трехфазные электрические цепи. | Содержание учебного материала Трехфазная система переменного тока, её преимущества перед однофазной. Получение трехфазной ЭДС. Соединение обмоток генератора и потребителей «звездой». Фазные и линейные напряжения, соотношения между ними. Трехфазные симметричные цепи. Векторная диаграмма напряжений и токов. Нулевой провод и его значение. Соединение обмоток генератора и приемников по схеме «треугольник». Соотношения между фазными и линейными токами. Векторная диаграмма напряжений и токов. Мощность трехфазной цепи при соединении потребителей звездой и треугольником. | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Лабораторные работы: | |||
№3. Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей «звездой» при симметричной и несимметричной нагрузках. Формы и методы контроля: Проверка и анализ письменного отчета. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа Расчет параметров трехфазных цепей переменного тока при соединении потребителей звездой и треугольником. Формы и методы контроля: Проверка и анализ работы на определение параметров трехфазных цепей переменного тока при соединении потребителей звездой и треугольником. | 1 | ||
Тема 1.6. Электрические измерения | Содержание учебного материала Виды электрических измерений. Классификация измерительных приборов, их характеристики. Погрешности измерений. Измерение напряжений и токов. | 2 | 3 |
Лабораторные работы: | 2 | ||
№4. Проверка однофазного счетчика индукционной системы. Формы и методы контроля: Проверка и анализ письменного отчета. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа Измерение электрической мощности и энергии. Измерение сопротивлений. Формы и методы контроля: Индивидуальный опрос во время аудиторных занятий. Проверка конспекта | 1 | ||
Раздел 2. Трансформаторы и электрические машины | 14 | ||
Тема 2.1. Трансформаторы | Содержание учебного материала Назначение трансформаторов. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Потери и коэффициент полезного действия трансформатора. Трехфазные трансформаторы, соединение их обмоток. Технические данные силового трансформатора. Понятие об автотрансформаторах и измерительных трансформаторах тока и напряжения. | 2 | 3 |
Лабораторные работы: | 2 | ||
№5. Исследование работы однофазного трансформатора в различных режимах работы. Формы и методы контроля: Проверка и анализ письменного отчета. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа Расчетные задания на определение параметров трансформатора. Формы и методы контроля: Проверка и анализ работы на определение параметров трансформатора. | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2.2. Электрические машины переменного тока | Содержание учебного материала Назначение машин переменного тока, их классификация. Устройство трехфазного двигателя и основные элементы его конструкции. Получение вращающегося магнитного поля машины. Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Скольжение. Вращающий момент. Рабочий процесс асинхронного двигателя и его механические характеристики. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным роторами. Регулирование частоты вращения. Реверсирование. Потери энергии и коэффициент полезного действия. | 2 | 3 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Исследовательская работа «Теоретические и экспериментальные исследования в области сверхпроводящих материалов. Сверхпроводниковые электрогенераторы, трансформаторы» Формы и методы контроля: оценка устного сообщения и презентации. | 4 | ||
Тема 2.3. Электрические машины постоянного тока | Содержание учебного материала Назначение машин постоянного тока, их классификация. Устройство машин постоянного тока, основные элементы конструкции и их назначение. Обратимость машин. Основные сведения о генераторах и электродвигателях постоянного тока. Принцип работы генератора и электродвигателя. Характеристики и область применения машин постоянного тока. | 2 | 3 |
Раздел 3. Основы электроники. | 14 | ||
Тема 3.1. Классификация электронных приборов, их применение. | Содержание учебного материала Электрофизические свойства полупроводников, собственная и дырочная проводимости. Электронно-дырочный переход и его свойства. Полупроводниковые диоды, область их применения. Биполярные транзисторы: устройство, применение. Фотоэлектронные приборы с внешним и внутренним фотоэффектом. Понятие о фоторезисторах и фотодиодах. | 4 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Самостоятельное изучение по учебнику темы: Схемы включения транзисторов, их основные параметры и характеристики, с составлением конспекта. Формы и методы контроля: Устный фронтальный опрос во время аудиторных занятий. Проверка конспекта. | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 3.2. Электронные выпрямители | Содержание учебного материала Основные сведения о выпрямителях. Однофазные и трехфазные схемы выпрямления, принцип их работы. Сглаживающие фильтры выпрямителей. Электронные стабилизаторы напряжения. | 2 | 3 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Самостоятельное изучение по учебнику темы: сглаживающие фильтры выпрямителей, с составлением конспекта. Формы и методы контроля: Устный фронтальный опрос во время аудиторных занятий. Проверка конспекта | 2 | ||
Тема 3.3. Электронные усилители и генераторы. | Содержание учебного материала Классификация и основные параметры усилителей. Принцип построения каскада усиления. Режим транзисторного каскада по постоянному току. Обратные связи в усилителях. Операционные усилители. Усилители интегрального исполнения. Электронные генераторы синусоидальных колебаний типа L-C. Генераторы пилообразных напряжений: схема, понятие о работе, применение. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Самостоятельное изучение по учебнику темы: Выходные каскады усилителей, с составлением конспекта. Формы и методы контроля: Устный фронтальный опрос во время аудиторных занятий. Проверка конспекта | 2 | ||
Всего: | 57 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет - лаборатории по электротехнике;
Оборудование учебного кабинета:
- Посадочные места для обучающихся -34;
- Рабочее место преподавателя - 1;
- Механизм зашторивания окон - 1;
- Механизм открывания-закрывания экрана - 1;
- Пульт дистанционного управления оборудованием - 1;
- Учебно-наглядные пособия:
- Модели измерительных приборов -3;
- Модель трехфазного генератора -1;
- Модель однофазного трансформатора -1;
- Модель трехфазного трансформатора -1;
- Модель трехфазного асинхронного электродвигателя -1;
- Модель машины постоянного тока -1;
- Модель магнитного пускателя -1;
- Модель теплового реле -1;
- Модель фотоэлектронного реле -1;
- Модель электронного выпрямителя -1;
- Модель усилителя низкой частоты -1;
- Плакаты по различным темам - более 50;
Оборудование учебной лаборатории «Электротехника»:
- Лабораторные стенды, оборудованные в соответствии с перечнем
выполняемых лабораторных работ. -3;
- Силовой распределительный щит -2;
- Фазометр Д-5000 -3;
Мультиметр -2;
- Осциллограф ОДШ -1;
- Ваттметр Д 539 -3;
Технические средства обучения:
- Телевизор «DAEWOO» -1;
- Видеокамера «Panasonic» -1;
- DVD проигрыватель «ВВК» -1;
- Магнитола «SONY» -1;
- Акустическая система «SVEN» -1;
- Кинопроектор «Украина 5» -1;
- Кадропроектор «протон» -1;
Диапроектор «ЛЭТИ» -1;
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебный изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
- Н.Ю. Морозова « Электротехника и электроника», М.: Академия, 2012.
- Ю.Г. Синдеев «Электротехника с основами электроники»», Р-н-Д: Феникс 2013.
- В.А. Зайцев, Т.А. Нестерова «Электротехника. Электроснабжение. Электротехнология и электрооборудование строительных площадок», Москва «ACADEMA» 2008.
Дополнительные источники:
- Т.Ф. Березкина «Задачник по общей электротехнике с основами электроники», М.: Высшая школа 2007.
- Л.В. Усс, А.С. Красько, Г.С. Климович «Электротехника с основами электроники», Минск: «Высшая школа» 2008.
- Ф.Е. Евдокимов «Общая электротехника», М.: Высшая школа 2008.
Интернет-ресурсы:
- www.electrono.ru. Теория электротехники, физические основы. Машины постоянного и переменного тока. Трансформаторы, магнитные усилители. Электротехнические материалы.
- www.netelectro.ru. Новости электротехники, электротехническое оборудование и материалы.
- www.e-scientist.ru. Электротехника в России. История развития электротехники и современность.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, устных опросов, тестирования, а также выполнения студентами домашних заданий, индивидуальных заданий, исследований.
Таблица 4.1 Освоенные умения, усвоенные знания
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: − читать электрические схемы | Текущий контроль: - наблюдение при выполнении лабораторных работ. |
− вести оперативный учет работы энергетических установок | Текущий контроль: - правильность проведения электрических измерений при выполнении лабораторных работ. |
Знать: − основы электротехники и электроники | Текущий контроль: - оценка качества выполненных лабораторных и практических работ, проверка письменных домашних работ; -устный опрос. Рубежный контроль: Оценка и анализ контрольной работы. Итоговый контроль: промежуточный контроль в форме зачета. |
− устройство и принцип действия электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления электроустановками | Текущий контроль: - оценка качества выполненных лабораторных и практических работ, проверка письменных домашних работ; -устный опрос. Рубежный контроль: Оценка и анализ контрольной работы. Итоговый контроль: промежуточный контроль в форме зачета. |
В процессе обучения преподаватель обязан формировать у студентов следующие компетенции:
Таблица 4.2 - Освоенные общие компетенции
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
1 | 2 | 3 |
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии. | Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студентов в процессе обучения. Оценка исследовательской работы по теме: 2.2. |
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и количество. | Выбор и применение методов профессиональных задач путём самостоятельной работы с источниками. | Оценка письменной самостоятельной работы по темам: 1.3; 1.6; 5.1; 5.2; 5.3. |
ОК.З. Принимать решение в стандартных и не в стандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Умение принимать решение в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Уметь решать стандартные и не стандартные задачи с применением справочной литературы. Проверка и оценка письменных работ по темам: 1.1; 1.2; 1.4; 1.5; 2.1. |
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Эффективный поиск необходимой информации в ходе самостоятельной и практической работы. | Выполнения самостоятельных работ, предполагающих использование интернета: написание рефератов, составление конспектов. Проверка и оценка рефератов и конспектов по темам: 2.2.; 1.3; 1.6; 5.1; 5.2; 5.3 |
ОК.5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий. | Навыки работы на компьютере с использованием информационных технологий в процессе подготовки к занятиям. | Проверка и оценка составления конспектов и написания рефератов по темам: 2.2.; 1.3; 1.6; 5.1; 5.2; 5.3 |
ОК.6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Умение работать в коллективе в процессе подготовки коллективных заданий. | Выполнение лабораторных работ бригадами. Проверка письменных отчётов по лабораторным работам №1-№5. |
1 | 2 | 3 |
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённому), результатов выполнения заданий | Наличие лидерских качеств в процессе выполнения командных заданий. | Выполнение лабораторных работ малыми группами. Осуществление контроля в соответствии с поставленной задачей, проверка письменных отчётов по лабораторным работам №1-№5 |
ОК.8. Самостоятельное определение задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием , осознанно планировать повышении квалификации. | Умение организовывать внеаудиторную самостоятельную работу. | Самостоятельное конспектирование учебного материала по различным источникам информации. Проверка устных и письменных индивидуальных заданий по темам: 1.3; 1.6; 5.1; 5.2; 5.3. |
ОК.9. Ориентироваться в условиях частей смены технологий в профессиональной деятельности. | Умение проводить анализ новаций в процессе изучения тем. | -Иметь представление о современных технологиях производства. -Иметь представление энерговооружённости предприятий их новейшими видами техники. Контроль по результатам устных опросов студентов. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Готовность к несению воинской службы. | Интерпретация участия в спортивных мероприятиях. |
Таблица 4.3 - Освоенные профессиональные компетенции
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке. | Получение положительных результатов при работе в группе обучающихся. | - наблюдение и интерпретация участия при выполнении лабораторных и практических работ |
ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов. | Получение положительных результатов при снятии показаний различных измерительных приборов при выполнении лабораторных работ. | - правильность проведения электрических измерений при выполнении лабораторных работ; -анализ отчетов по лабораторным работам. |
ПК 4.3. Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий. | Получение положительных результатов при снятии показаний различных измерительных приборов при выполнении лабораторных работ. | - правильность проведения электрических измерений при выполнении лабораторных работ; -анализ отчетов по лабораторным работам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/28/picture-507984-1417189111.jpg)
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга (раздел Основы менеджмента) для студентов заочной формы оучения специальность 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В пособии представлены теоретические и практические задания для самостоятельного выполнения студентами ОЗО. Контрольная работа со...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-637068-1459106356.jpg)
Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» -раздел "Основы экономики".
Данный тестовый материал предназначен для контроля уровня знаний по разделу «Основы экономики» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экономики, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-637068-1459106356.jpg)
Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы маркетинга».
Данный тестовый материал предназначен для контроля уровня знаний по разделу «Основы маркетинга» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экон...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-637068-1459106356.jpg)
Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы менеджмента».
Данный тестовый материал предназначен для контроля уровня знаний по разделу «Основы менеджмента» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы эко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/04/picture-647030-1436024499.jpg)
Вопросы по "Теоретическим основам организации внеурочной работы" и "Основам организации обучения"
Предлагается перечень вопросов для подготовки студентов педагогического колледжа к экзамену по данному предмету....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»
Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-720823-1449327609.jpg)
Рабочая программа по дисциплинам "Основы стандартизации, сертификации и метрологии" и "Основы управления качеством"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в части освоения ...