Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение по ОП ПП "Каменщик"
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 12680 Каменщик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Свердловской области
«Каменск-Уральский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
(ГАОУ СПО СО «КУТС и ЖКХ»)
СОГЛАСОВАНО Метод.совет Протокол №_________ «_____»________________ 2014г | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ СПО СО «КУТС и ЖКХ» _________________С.Н.Журавлев «_____»________________ 2014 г |
Профессиональная подготовка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
Профессия: Каменщик
2014
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) Строительство 279802.09 Мастер общестроительных работ, профессии НПО каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций
Организация-разработчик: ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства» г. Каменска-Уральского Свердловской области
Разработчики:
Сидорова Марина Энгельсовна, методист ГАОУ СПО СО «КУТС и ЖКХ» г. Каменск-Уральский
Симченко Лариса Сережитиновна, преподаватель спецдисциплин строительного профиля ГАОУ СПО СО «КУТС и ЖКХ» г. Каменск-Уральский
Тульская Ирина Евгеньевна, заместитель директора ГАОУ СПО СО «КУТС и ЖКХ» г. Каменск-Уральский
Каменских Ирина Викторовна, преподаватель спецдисциплин строительного профиля ГАОУ СПО СО «КУТС и ЖКХ» г. Каменск-Уральский
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 12680 Каменщик.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель изучения дисциплины: овладение учащимися основными теоретическими знаниями о видах, свойствах, структуре, составе и применении строительных материалов, используемых при производстве строительно-монтажных работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять материалы и их свойства;
- выбирать режимы обработки с учетом характеристик материалов;
- соблюдать технологическую последовательность при выполнении каменных, сварочных, монтажных работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные виды металлических и неметаллических материалов;
- основные сведения о назначении и свойствах материалов;
- особенности строения материалов, технологию их производства;
- свойства материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 118 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 3 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 10 |
домашние задания | 30 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | 1 | Значение строительных материалов для строительства. Номенклатура материалов, применяемых в строительстве. Основные требования, предъявляемые к ним | 2 | 1 |
Раздел 1. Основные сведения о строительных материалах и их свойства | 14 | |||
Основные и вспомогательные материалы для сборных строительных конструкций | 2 | 1 | ||
Основные физические свойства | 4 | 1 | ||
Механические свойства материалов | 3 | 1 | ||
Химические свойства материалов | 2 | 1 | ||
Лабораторные работы | 2 | 2 | ||
Ознакомление со структурой и свойствами материалов | ||||
Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов | ||||
Контрольная работа по теме «Свойства материалов» | 1 | 2 | ||
Раздел 2. Природные каменные материалы | 4 | |||
Классификация. Получение природных каменных материалов. | 2 | 1 | ||
Применение в строительстве. | 2 | 1 | ||
Раздел 3. Искусственные каменные материалы и изделия | 6 | |||
Сырье для производства. Свойства глин. | 2 | 1 | ||
Обыкновенный глиняный кирпич. Свойства, получение, применение. Легкий строительный кирпич. Кирпич пустотелый. | 3 | 2 | ||
Лабораторная работа | 1 | 2 | ||
Виды и свойства кирпича | ||||
Раздел 4. Вяжущие материалы и добавки | 12 | |||
Определение понятий «вяжущие» вещества. Виды и классификация. | 2 | 1 | ||
Строительный гипс. Сырье и процесс производства | 2 | 1 | ||
Известь гидравлическая. Гашение ручным и механизированным способом. Известковое молоко, пушенка, тесто. Их свойства. | 2 | 1 | ||
Цементы. Виды, сырье, получение. Портландцемент. Расширяющий, быстротвердеющий и т.д. Марки цемента. Способы определения прочности. Понятие о процессе схватывания. | 2 | 1 | ||
Добавки: активные гидравлические, пластификаторы, противоморозные и т.д. | 2 | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Вяжущие материалы и добавки» | 2 | 2 | ||
Раздел 5. Заполнители для растворов и бетонов | 6 | |||
Виды и их классификация. Пески и их виды. | 2 | 1 | ||
Гравий. Крупность гравия для различных бетонных изделий. Примеси и способы его очистки. | 2 | 1 | ||
Щебень из естественного камня, способы его получения. Размер щебня. Применение. | 2 | 1 | ||
Раздел 6. Строительные растворы | 4 | |||
Классификация. Свойства растворной смеси. | 2 | 1 | ||
Составы кладочных растворов и их подбор. Приготовление и транспортировка. | 2 | 1 | ||
Раздел 7. Бетоны | 6 | |||
Классификация. Материалы для приготовления тяжелого бетона. Свойства бетонной смеси. Подбор состава бетона. | 2 | 1 | ||
Тяжелые бетоны специального назначения. Легкие бетоны на пористых заполнителях. Ячеистые бетоны | 2 | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Строительные растворы и бетоны» | 2 | 2 | ||
Раздел 8. Металлы и сплавы для строительных конструкций | 4 | |||
Чугун, сталь. Получение. Классификация по назначению. Требования к строительным сплавам. Марки сталей, применяемые в строительстве. Сортамент профилей проката | 2 | 1 | ||
Алюминий. Сплавы и их маркировка. Достоинства и недостатки. Применение. Коррозия, меры защиты от нее. | 2 | 1 | ||
Раздел 9. Железобетон и железобетонные изделия | 6 | |||
Преимущества и недостатки железобетона. Применение. | 2 | 1 | ||
Арматура, назначение и виды. Армирование бетона. Тип каркасов. Защитный слой бетона. Предварительно напряженной конструкции. | 2 | 1 | ||
Монолитный и сборный железобетон. Номенклатура бетонных и железобетонных изделий и элементов. | 2 | 1 | ||
Раздел 10. Тепло- и гидроизоляционные материалы | 6 | |||
Классификация. Органические теплоизоляционные материалы. ДВП, фибролит, камышит и т.д. Свойства, получение и применение. Неорганические теплоизоляционные материалы. Свойства, область применения. | 2 | 1 | ||
Битумные эмульсии и пасты, их состав и применение. Мастики: состав, марки, основные физико-механические показатели. Рулонные и листовые материалы. | 2 | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Тепло-, гидроизоляционные материалы» | 2 | |||
Раздел 11. Герметизирующие материалы | 8 | |||
Виды и назначение. Эластичные прокладки и их применение. | 2 | 2 | ||
Уплотнители и тиоколовые мастики, их изготовление и применение. | 2 | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Герметизирующие материалы» | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Применение основных свойств материалов в строительстве. Какие свойства строительных материалов обеспечивают из успешное применение в строительных конструкциях? Изменения свойств материалов при эксплуатации строительных конструкций. | 30 10 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Штоль Т.М. Материаловедение для каменщиков и монтажников конструкций. – М., Высшая школа, 1972. – 256 с.
Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения. – М., Высшая школа, 1974. – 464 с.
Воробьев В.А., Комар А.Г. Строительные материалы. – М., Стройиздат, 1976 – 475 с.
Дополнительные источники:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Контроль уровня усвоения и качества знаний осуществляется путем проведения промежуточной аттестации в форме зачета, в конце полугодия, в конце обучения сдается экзамен.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
определять материалы и их свойства | отчет по лабораторной работе |
подбирать строительные материалы с учетом условий эксплуатации | отчет по лабораторным работам, индивидуальные домашние задания |
пользоваться справочными таблицами для осуществления профессиональной деятельности | отчет по лабораторным работам, домашняя работа |
Знания: | |
основные виды металлических и неметаллических материалов | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
основные сведения о назначении и свойствах материалов | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
свойства гидро-, теплоизоляционных материалов | контрольная работа |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися знаний и умений как результатов освоения учебной дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Материаловедение» (2 курс СПО)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины "Материаловедение"
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Материаловедение» для специальности 13.02.08 Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника.Перечислены знания, умения и профессиональные...

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» Профессия НПО 190631.01 Автомеханик...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материаловедение по специальности 23.0205 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного).
ОдобренаПредметно-цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин Наименование комиссииРазработана на основе Федерального Государственного стандарта по специально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Материаловедение швейного производства по профессии: 19601 Швея
Рабочая программа учебной дисциплины является частью Адаптированной программы профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих по професс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ 15220 «ОБЛИЦОВЩИК-ПЛИТОЧНИК»
Дисциплина «материаловедение» является одной из основных дисциплин базовой (вариативной) части профессионального цикла учебного плана подготовки по направлению мастер отделочных работ. Для...