Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение по ОП ПП "Каменщик"
рабочая программа на тему

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:  12680 Каменщик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное автономное  образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

Свердловской области

«Каменск-Уральский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

(ГАОУ СПО СО «КУТС и ЖКХ»)

СОГЛАСОВАНО

Метод.совет

Протокол №_________

«_____»________________ 2014г

УТВЕРЖДАЮ:

 Директор  ГБОУ СПО СО

 «КУТС и ЖКХ»

_________________С.Н.Журавлев

«_____»________________ 2014 г

Профессиональная подготовка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ 

Профессия: Каменщик

2014


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО)  Строительство 279802.09 Мастер общестроительных работ, профессии НПО  каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций

Организация-разработчик: ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства»  г. Каменска-Уральского Свердловской области

Разработчики:

Сидорова Марина Энгельсовна, методист ГАОУ СПО СО «КУТС и ЖКХ» г. Каменск-Уральский

Симченко Лариса Сережитиновна, преподаватель спецдисциплин строительного профиля ГАОУ СПО СО «КУТС и ЖКХ» г. Каменск-Уральский

Тульская Ирина Евгеньевна, заместитель директора ГАОУ СПО СО «КУТС и ЖКХ» г. Каменск-Уральский

Каменских Ирина Викторовна, преподаватель спецдисциплин строительного профиля ГАОУ СПО СО «КУТС и ЖКХ» г. Каменск-Уральский


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы материаловедения

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:  12680 Каменщик.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель изучения дисциплины: овладение учащимися основными теоретическими знаниями о видах, свойствах, структуре, составе и применении строительных материалов, используемых при производстве строительно-монтажных работ.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять материалы и их свойства;

- выбирать режимы обработки с учетом характеристик материалов;

- соблюдать технологическую последовательность при выполнении каменных, сварочных, монтажных работ.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные виды металлических и неметаллических материалов;

- основные сведения о назначении и свойствах материалов;

- особенности строения материалов, технологию их производства;

- свойства материалов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 40 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

118

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

        лабораторные работы

3

        практические занятия

10

        контрольные работы

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

10

       домашние задания

30

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1

Значение строительных материалов для строительства. Номенклатура материалов, применяемых в строительстве. Основные требования, предъявляемые к ним

2

1

Раздел 1. Основные сведения о строительных материалах и их свойства

14

Основные и вспомогательные материалы для сборных строительных конструкций

2

1

Основные физические свойства

4

1

Механические свойства материалов

3

1

Химические свойства материалов

2

1

Лабораторные работы

2

2

Ознакомление со структурой и свойствами материалов

Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов

Контрольная работа по теме «Свойства материалов»

1

2

Раздел 2. Природные каменные материалы

4

Классификация. Получение природных каменных материалов.

2

1

Применение в строительстве.

2

1

Раздел 3. Искусственные каменные материалы и изделия

6

Сырье для производства. Свойства глин.

2

1

Обыкновенный глиняный кирпич. Свойства, получение, применение.

Легкий строительный кирпич. Кирпич пустотелый.

3

2

Лабораторная работа

1

2

Виды и свойства кирпича

Раздел 4. Вяжущие материалы и добавки

12

Определение понятий «вяжущие» вещества. Виды и классификация.

2

1

Строительный гипс. Сырье и процесс производства

2

1

Известь гидравлическая. Гашение ручным и механизированным способом. Известковое молоко, пушенка, тесто. Их свойства.

2

1

Цементы. Виды, сырье, получение. Портландцемент. Расширяющий, быстротвердеющий и т.д. Марки цемента. Способы определения прочности. Понятие о процессе схватывания.

2

1

Добавки: активные гидравлические, пластификаторы, противоморозные и

т.д.

2

1

Контрольная работа по теме «Вяжущие материалы и добавки»

2

2

Раздел 5. Заполнители для растворов и бетонов

6

Виды и их классификация. Пески и их виды.

2

1

Гравий. Крупность гравия для различных бетонных изделий. Примеси и способы его очистки.

2

1

Щебень из естественного камня, способы его получения. Размер щебня. Применение.

2

1

Раздел 6. Строительные растворы

4

Классификация. Свойства растворной смеси.

2

1

Составы кладочных растворов и их подбор. Приготовление и транспортировка.

2

1

Раздел 7. Бетоны

6

Классификация. Материалы для приготовления тяжелого бетона. Свойства бетонной смеси. Подбор состава бетона.

2

1

Тяжелые бетоны специального назначения. Легкие бетоны на пористых заполнителях. Ячеистые бетоны

2

1

Контрольная работа по теме «Строительные растворы и бетоны»

2

2

Раздел 8. Металлы и сплавы для строительных конструкций

4

Чугун, сталь. Получение. Классификация по назначению. Требования к строительным сплавам. Марки сталей, применяемые в строительстве. Сортамент профилей проката

2

1

Алюминий. Сплавы и их маркировка. Достоинства и недостатки. Применение. Коррозия, меры защиты от нее.

2

1

Раздел 9. Железобетон и железобетонные изделия

6

Преимущества и недостатки железобетона. Применение.

2

1

Арматура, назначение и виды. Армирование бетона. Тип каркасов. Защитный слой бетона. Предварительно напряженной конструкции.

2

1

Монолитный и сборный железобетон. Номенклатура бетонных и железобетонных изделий и элементов.

2

1

Раздел 10. Тепло- и гидроизоляционные материалы

6

Классификация. Органические теплоизоляционные материалы. ДВП, фибролит, камышит и т.д. Свойства, получение и применение. Неорганические теплоизоляционные материалы. Свойства, область применения.

2

1

Битумные эмульсии и пасты, их состав и применение. Мастики: состав, марки, основные физико-механические показатели. Рулонные и листовые материалы.

2

1

Контрольная работа по теме «Тепло-, гидроизоляционные материалы»

2

Раздел 11. Герметизирующие материалы

8

Виды и назначение. Эластичные прокладки и их применение.

2

2

Уплотнители и тиоколовые мастики, их изготовление и применение.

2

2

Контрольная работа по теме «Герметизирующие материалы»

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Применение основных свойств материалов в строительстве.

Какие свойства строительных материалов обеспечивают из успешное применение в строительных конструкциях?

Изменения свойств материалов при эксплуатации  строительных конструкций.

30

10

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Штоль Т.М. Материаловедение для каменщиков и монтажников конструкций. – М., Высшая школа, 1972. – 256 с.

Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения. – М., Высшая школа, 1974. – 464 с.

Воробьев В.А., Комар А.Г. Строительные материалы. – М., Стройиздат, 1976 – 475 с.

Дополнительные источники:


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Контроль уровня усвоения и качества знаний осуществляется путем проведения промежуточной аттестации в форме зачета, в конце полугодия, в конце обучения сдается экзамен.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

определять материалы и их свойства

отчет по лабораторной работе

подбирать строительные материалы с учетом условий эксплуатации

отчет по лабораторным работам, индивидуальные домашние задания

пользоваться справочными таблицами для осуществления профессиональной деятельности

отчет по лабораторным работам, домашняя работа

Знания:

основные виды металлических и неметаллических материалов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

основные сведения о назначении и свойствах материалов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

свойства гидро-, теплоизоляционных материалов

контрольная работа

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися знаний и умений как результатов освоения учебной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Материаловедение» (2 курс СПО)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины "Материаловедение"

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины  «Материаловедение» для специальности 13.02.08 Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника.Перечислены знания, умения и профессиональные...

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»

Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» Профессия НПО 190631.01 Автомеханик...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материаловедение по специальности 23.0205 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного).

ОдобренаПредметно-цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин       Наименование комиссииРазработана на основе Федерального Государственного стандарта по специально...

Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение

Рабочая программа учебной дисциплины ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Материаловедение швейного производства по профессии: 19601 Швея

Рабочая программа учебной дисциплины является частью Адаптированной программы профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих по професс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ 15220 «ОБЛИЦОВЩИК-ПЛИТОЧНИК»

Дисциплина «материаловедение» является одной из основных дисциплин базовой (вариативной) части профессионального цикла учебного плана подготовки по направлению мастер отделочных работ. Для...