Санникова Наталья Валентиновна

сайт учителя дополнительного образования

Профессия: педагог дополнительного образования

Профессиональные интересы: художественное искусство

Увлечения: создание авторской куклы

Регион: Ленинградская область

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ СОШ №539 Кировского район

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya-valentinovna-s

О себе

Педагог дополнительного образования

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 "Война и мир" Льва Толстого, "Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков

Моё портфолио

Методическая разработка блока занятий по декоративно- прикладному искусству

1.Введение

Тема « Декоративное искусство в современном мире» дает возможность  обратиться к истокам народного  творчества, в нем  черпать вдохновение, силы, создавать нечто новое, свое. Зная образный язык народного прикладного искусства ощущаешь связь времен, понимая что хотел рассказать наш далекий предок, украшая дом, предметы, которые окружали его. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного. В обобщенном виде композиция в народном искусстве есть отражение народного мировозрения. Воззрения наших предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно – образной модели мирового древа, в котором воплощена идея целостности мира, поэтому мировое древо стало образом коллективной работы, которая завершает четверть – создание  панно «Мировое древо»  по мотивам росписей по дереву Русского Севера, по мотивам пермогорской и борецкой росписи. Создание детьми росписи дает возможность самим побывать мастерами, что придает знаниям учащихся эмоциональную окрашенность, формируя эмоционально - ценностное отношение к миру. Результат – изготовление панно для украшения интерьера по мотивам Северной росписи.

Цель: сформировать у школьников представление о многообразии современного декоративного искусства, обратиться к истокам народного творчества, познакомить детей с традиционной росписью по дереву – пермогорской и борецкой. Создатьдекоративную композицию, как элемент оформления школы, по мотивам древней росписи.

Задачи:

·                    развить творческий опыт, как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределеннности;

·                    познакомить с новым видом  древней росписи по дереву.

·                   Развивать художественно – творческие способности учащихся,

 образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно – образную память, эмоционально – эстетическое восприятие действительности;

·                   овладение умениями и навыками художественной деятельности;

·                   сплотить, соединить колектив общей целью;

·                   приобрести опыт доведения  до завершения замысел

В результате проделанной работы у детей расшились знания о работе художников росписи по дереву, возникли новые навыки работы на большой повехности панно, появился опыт самостоятельных действий в ситуации неопределенности.

Актуальность работы в том, что происходит  обращение к нашим  истокам, берущим начало в  живописных традициях новгородцев – иконописцев. Это обращение к  нашим корням благотворно влияет на развитие детей, показывает связь времен, связь современного искусства и народного творчества.  Выполнение коллективной работы дает возможность участия в совместной декоративной деятельности, которую можно назвать учебным творческим сотрудничеством детей и учителя, формируются коммуникативные действия. В процессе создания композиции в конкретном материале школьники учатся планировать и организовывать свою работу, работать, как настоящие художники, поэтапно – от разработки обобщенно – лаконичных композиционных эскизов до завершающего этапа, осознано используя знание языка данного вида искусству.

Раздел2.1. Теоретические основы данной темы

Начальный этап обучения в основной школе начинается с декоративно- образного  языка. Приобщение учащихся к народному, классическому и современному декоративно - прикладному искусству направлено на формирование у учащихся целостной картины мира,  художественно- образного мышления, приобретение опыта декоративно - творческой деятельности, на воспитание гражданственности и патриотизма. Декоративно - прикладное искусство – это и крестьянское искусство, и художественные промыслы, и классика - памятники мирового декоративного искусства,  и современное декоративное искусство. В совершенных образцах народного прикладного искусства скрыты содержательные смыслы, их следует рассматривать с  точки зрения единства формы и содержания. В символических образах  заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всем историческом пути развития народной культуры достаточно четко проявлялась  планетарность народного мышления. Крестьянская вещь несет в себе двойственность содержания – функция и идея, воплощенная в образной форме предмета. Обыденный предмет становится художественным, благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи. Форма, обьем, линия, энергия цвета, своеобразная фактура, ритмы орнамента,  магия трехчастности – всеми тайнами пластических построений - плоскостной, обьемной, обьемно – пространственной. «Человек – вообще срединное существо между небом и землей. Поэтому он всегда себя моделирует  между ними. У равнинного народа таким архетипом - братом человека по срединности - является дерево», - размышляет культуролог Г. Д. Гачев. Воззрения наших предков на устройство Вселенной прослеживается в трехчастности народного жилища, костюме, прялке. Наиболее полное выражение в художественно – образной модели мирового древа, в котором воплощена идея целостности мира ( единство небесного, земного и подземно - подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер). Во всех уроках блока  « Декоративное искусство в современном мире» рассматривается эта тема. Обращение к пермогорской и борецкой росписям возникло из – за их простоты исполнения и красоты. Используя минимальное количество красок, народные мастера создавали и расписывали необыкновенные ковши, чаши, блюда, санки, хлебницы, жбаны, которые в условиях длинной и холодной северной зимы напоминала о тепле и солнце, о красоте цветов, птиц.

Начинается блок уроков с «Современного выставочного искусства».

Знакомство с произведениями современного декоративного искусства дает возможность учащимся сопоставить два склада мышления – народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.

Второй урок – «Мировое древо», урок комбинированный,  направленный на понимание детьми целостной картины мира, целостного мировозрения в народном – крестьянском – прикладном искусстве. Завершается созданием эскиза мирового древа.

Третий урок – урок формирования новых знаний. Дети знакомятся с новым для них видом росписи по дереву – пермогорской и борецкой росписью и выполняют упражнения по видам росписи.

Четвертый урок и далее – уроки практические, направленные на создание коллективной работы по мотивам пермогорской и борецкой росписи. Итог - создание панно для оформления интерьера школы.     

Пермогорская и борецкая росписи – это традиционное искусство Русского севера, имеющее глубокие корни в культуре нашего народа. Знакомство с этими росписями и выполнение собственной композиции по мотивам этих росписей  перебрасывает мостик между настоящим и прошлым, доставляя радость  и эстетическое наслаждение.

Раздел 2.2.Практический.

                                 3. Заключение

Данная работа является итогом годичной работы по изучению декоративно – прикладного искусства в 5 классе. За время обучения учащиеся познакомились с многообразием современного декоративно – прикладного искусства, получили представление о видах керамики. Увидели, что современная керамика может располагаться в наших садах и парках, украшая их, а фарфор и фаянс – это та же глина, только более тонкая и белая. Осознали, сколь сложна работа художника-стекольщика, создающего художественное стекло. Увидели  разную технику работы с металлом – ковку, литье, чеканку. Узнали что традиционные ткацкие  материалы – это шерсть и лен. Однако сегодня художники используют все новые и новые материалы – синтетические волокна, шнуры, веревки, металлические нити, кусочки кожи, дерево. Оттого фактура современных гобеленов так разнообразна. Художники по тканям используют специальные краски, которые подобно акварели перетекают одна в другую, создавая чудесные цветовые разводы.

На уроке по теме «Мировое древо», учащиеся осознали древние корни  народного прикладного искусства, расширили знание образного языка , познакомились с духовно – содержательным смыслом народного искусства, с универсальной концепцией мира –образом мирового древа, узнали, что мировое древо воплощает небесное царство, землю, подземное царство; день и ночь; прошлое, настоящее и будущее.

Дети познакомились с новым графическим видом росписи по дереву -  пермогорской и борецкой, а также приобрели навыки художественной деятельности, создавая коллективную работу.Результатом явилось коллективное панно «Мировое древо», выполненное по мотивам пермогорской и борецкой росписи. Данное панно будет украшать стены кабинета изобразительного искусства.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы