Главные вкладки
Леонтьева Наталья Павловна
учитель географии и биологии
Профессия: Учитель географии и биологии
Профессиональные интересы: география и биология
Увлечения: путешествия
Регион: Нижегородская область
Населенный пункт: Нижний Новгород
Место работы: МБОУ СОШ № 77
Звание, ученая степень: магистр
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya-pavlovna-leontevaВсе новое - хорошо забытое старое.
Здравствуйте! Рада приветствовать Вас на моём мини-сайте. Я работаю заместителем директора в МБОУ СОШ №77 города Нижнего Новгорода. Буду рада поделиться своими методическими разработками и познакомиться с учителями из других регионов .
О себе
Образование - МГПИ им.Ленина
Стаж работы-25 лет
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
тематика разнообразна
Моё портфолио
Особенности содержания методической работы с педагогическими кадрами в развивающейся школе.
Развитие и новые цели образования обусловили введение инноваций в развивающейся школе.
Основные цели и задачи российского образования сформулированы в стратегии социально- экономического развития России до 2020 года. Образование должно обеспечить формирование у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций , навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования. Основными инструментами государственной политики в сфере образования в последние годы выступили Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой даны главные направления развития общего образования-
1. Переход на новые образовательные стандарты,
2.Развитие системы поддержки талантливых детей,
3. Совершенствование учительского корпуса,
4. Изменение школьной инфраструктуры,
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников,
6. Расширение самостоятельности школ.
Главным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения стало внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.
В основе ФГОС заложены такие фундаментальные принципы как преемственность и инновационность. ФГОС обеспечат преемственность всей системы основных образовательных программ- от дошкольных до профессиональных, развивают многие идеи реализованные или декларированные в предшествующих проектах образовательных стандартов( или их аналогов). Инновационность ФГОС заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, системообразующего ресурса социокультурной модернизации России. Реализация этих принципов возможна в развивающейся школе. Стандарты это социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством, фундаментальное ядро инноваций. Главными субъектами инноваций в школе являются ученик и учитель.
Развивающаяся школа это школа в которой реализуется инновационный процесс. Перевод школы в режим развития определяет новые подходы к управлению внутришкольной методической работой.
1.Ведущее место стала занимать стимулирующая мотивационная управленческая деятельность учителей, когда наряду с моральными факторами поощрения практикуются и материальные вознаграждения;
2. В основе анализа – исследовательский подход к конечным результатам методического и учебно-воспитательного процессов, установление связей между факторами и условиями, препятствующими и способствующими оптимальному достижению прогнозируемых результатов.
3. Целеполагание занимает центральное место в определении всей деятельности учителей и руководителей школы.
4. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля
Условиями, способствующими переводу школы в режим развития, являются следующие:-наличие концепции и программы развития школы;
-проведение в школе инновационной экспериментальной и опытной работы;
-наличие сплоченного по общности цели коллектива учителей;
-организация системы самоуправления;
-система эффективной научно-методической деятельности;
-наличие достаточной учебно-материальной базы для формирования оптимальной образовательной среды;
- набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.
Развивающаяся школа требует новых учителей. Учителей, которые владеют современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы 21 века; умеют применять здоровьесберегающие технологии; способны улучшать среду обучения, проектировать психологический комфортную образовательную среду; развивать в процессе обучения и воспитания креативную личность.
В развивающейся школе методическая работа- методическое сопровождение учителя- приобретает ряд особенностей:
-методическая работа строится на основе сочетания науки и практики;
- методическая работа носит перспективных характер, рассчитана на ряд лет и ведется по общешкольной тематике;
- возможна разработка целевой комплексной программы, включающей все субъекты образовательного процесса в работу по избранной теме;
-сочетание коллективной и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей, возможностей и необходимости для работы в данном учреждении;
-своевременная и целенаправленная помощь педагогам в профессиональном росте.
Внутришкольная методическая работа- одно из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов.
В контексте инновационного подхода выделяют три группы форм методической работы:
- формы организации методической работы не являющиеся профессиональными объединениями;
- формы организации методической работы являющиеся профессиональными объединениями педагогов;
- формы организации методической работы являющиеся межшкольными профессиональными объединениями педагогов.
Формы очень разнообразны, они дают большие возможности для реализации инноваций в развивающейся школе. Формы можно подразделить на традиционные и новые, это деление условно и для каждого конкретного учреждения оно будет своим.
формы организации методической работы не являющиеся профессиональными объединениями | |
Традиционные | Новые |
- работа педагогического коллектива над единой методической темой - психолого-педагогические семинары -теоретические и научно-практические конференции -читательские и зрительские конференции -педагогические чтения - методические выставки - методические кабинеты - предметный кабинет - индивидуальное наставничество - деловые игры -педагогические советы - творческие отчеты - открытые уроки - рецензирование проектных и методических материалов. | - стажерство - школа профессионального мастерства - педагогические мастерские - школа исследователя - мастер-класс - методические посиделки - получение второго высшего образования - сайт учителя в Интернете |
формы организации методической работы являющиеся профессиональными объединениями педагогов | |
- методические объединения педагогов - лаборатории -консилиумы | - кафедры (ведение научно-исследовательской работы по своему профилю) - творческие микрогруппы -кружки качества - временный творческий коллектив - проектная команда - годичная команда учителей класса |
формы организации методической работы являющиеся межшкольными профессиональными объединениями педагогов.
| |
-районные методические объединения учителей - консультационные центры | - педагогическая студия -учительские клубы - ассоциации учителей -сетевые сообщества -дистанционное обучение -центр педагогического изобретательства |
Главным ресурсом повышения качества образования и реализации новых образовательных задач является кадровый ресурс. Повышение профессионального мастерства и социального статуса, улучшение материального положения педагогических работников, ротация педагогического корпуса относятся к числу постоянных приоритетов в образовательной деятельности школы. Большинство педагогов работающих в развивающейся школе имеют высшее образование, большой стаж педагогической деятельности, высшую или первую квалификационную категории. Педагоги постоянно проходят курсы повышения квалификации. В аспекте повышения компетентности педагогических работников активно используются такие формы методической работы как педагогические советы, семинары –практикумы, круглые столы, консультации, тренинги, методические объединения, научные конференции. Педагоги ежегодно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства
- конкурс «Учитель года», где участвуют педагоги, достигшие высокого уровня профессионального мастерства;
- конкурс «Я выбираю учительство», имеющий огромное значение для молодых педагогов, ведь это первое волнение, первый профессиональный опыт и первые награды.
Путь педагога к победе в конкурсе это чрезвычайно трудная, глубинная работа по преобразованию себя, ведь главное в педагогическом конкурсе показать свой индивидуальный почерк и возможности учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями вместе с учителем.
Одной из форм методической работы и саморазвития педагога в развивающейся школе является освоение интернет ресурсов. Педагоги принимают активное участие в сетевых педагогических сообществах, создают и используют на уроках электронные образовательные ресурсы. Наличие и использование ИКТ насыщенной среды напрямую связано с ростом профессиональных компетенций учителя.
Развивающаяся школа это новые учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет, методически подготовленные к реализации новых ФГОС.
Современный учитель должен быть способен принять изменения происходящие в обществе и реализовать новый стандарт второго поколения, потому что никакой стандарт не сможет быть реализован если он не будет подкреплен ресурсом того человека, которого мы называем Учитель.
« Методически неподготовленный учитель беспомощен во всех вопросах, аспектах развития школы и участвовать в развитии учреждения просто не сможет…» М.М. Поташник.
Организация методической работы образовательного учреждения
в условиях перехода на новые образовательные стандарты
В российских школах, в последние годы активно реализуются инновации, которые способствуют переводу школ в режим развития. Инновационный процесс в школе планируется в виде программы развития образовательного учреждения и внедрения Федеральных образовательных стандартов второго поколения (далее ФГОС). Комплексная программа развития является нормативным документом школы, который отражает специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса, учитывающим потребности всех субъектов образовательной политики.
Главным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения стало внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов. В основе ФГОС заложены такие фундаментальные принципы как преемственность и инновационность. ФГОС обеспечивают преемственность всей системы основных образовательных программ- от дошкольных до профессиональных, развивают многие идеи реализованные или декларированные в предшествующих проектах образовательных стандартов( или их аналогов). Инновационность ФГОС заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, системообразующего ресурса социокультурной модернизации России. Введение ФГОС является многоплановым процессом. Основным фактором , обеспечивающим успешность введения данных инноваций в школе является их комплексное сопровождение . Для преодоления сопротивления педагогов и создания благоприятной инновационной среды проводится научная и методическая подготовка учителей.
« Методически неподготовленный учитель беспомощен во всех вопросах, аспектах развития школы и участвовать в развитии учреждения просто не сможет…» М.М. Поташник.
Методическая работа в условиях внедрения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу (далее – ООП) школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.
Методическая работа в школе(если она грамотно организована)- это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, а, в конечном счете, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащихся.-(1.с15)
Основной целью методической работы нашего образовательного учреждения стало:
· Создание модели методического сопровождения перехода начального общего образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
· Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития
Задачи:
1.Внедрение технологий системно-деятельностного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);
2 Научно-методическое сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы .
Методическая работа школы в условиях введения новых образовательных стандартов выстраивается в соответствии с критериям( 1.-17):
· Критерий результативности. Он определяется по уменьшению затруднений учителей после проведения работы по повышению уровня знаний, мастерства, квалификации по сравнению стем уровнем, что был у них до начала работы с ними.
Реализация данного критерия предполагает:
· изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;
· актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу – проведение методических мероприятий);
Критерий рациональности расходования времени.
· оказание адресной помощи педагогу, дифференцированный подход к учителю;
· Критерий стимулирующей роли методической работы.
Реализация данного критерия предусматривает:
· определение востребованной тематики и проведение методических мероприятий высокого качества;
· выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.
Для подготовки педагогов к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы проводилась методическая работа по следующим направлениям:
1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС НОО.( Утверждение плана-графика введения ФГОС; формирование рабочей группы и плана работы; разработка , обсуждение и утверждение основной образовательной программы начального общего образования)
2. Создание организационного обеспечения введения ФГОС НОО.
3. Кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС НОО.(Повышение квалификации педагогических работников, проведение методических семинаров)
4. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО
.( Обеспечение доступа педагогов и обучающихся к электронным образовательным ресурсам.)
5. Создание информационного обеспечения введения ФГОС НОО.
6. Работа с родителями, общественностью.
7. Организация оптимальной модели внеурочной деятельности.
Основные темы, которые рассматривались в процессе методической работы по научно-методическому сопровождению введения ФГОС:
· реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности школы;
· современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;
· технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка в ГИА и ЕГЭ;
· ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
· новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя;
· мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.
· нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС
· управление введением ФГОС на школьном уровне
· создание системы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей становление личностных характеристик выпускника школы
· Разработка оптимальных моделей внеурочной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС.
· Системно-деятельностный подход
· Разработка и презентация технологических карт уроков на основе системно-деятельностного подхода, соответствующих требованиям ФГОС НОО.
· Урок в начальной школе: современные подходы к его проведению и анализу. Методические основания проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС.
Учитель – ключевая фигура современной школы от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть: Креативный
· Владеющий современными образовательными технологиями
· Эффективно взаимодействующий с семьями обучающихся
· Открытый новшествам
· Мотивированный на работу с учащимися
· Способный к личностному и профессиональному развитию
Методическая работа оказывает значительное влияние на качество обучения и воспитания учащихся, является важным фактором управления учебно-воспитательным процессом. Результатом успешности реализации инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.
1.М.М.Поташник Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Пособие для учителей и руководителей школы.Москва.2011.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты