Леонтьева Наталья Павловна

учитель географии и биологии

Профессия: Учитель географии и биологии

Профессиональные интересы: география и биология

Увлечения: путешествия

Регион: Нижегородская область

Населенный пункт: Нижний Новгород

Место работы: МБОУ СОШ № 77

Звание, ученая степень: магистр

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya-pavlovna-leonteva
Все новое - хорошо забытое старое.

Здравствуйте! Рада приветствовать Вас на моём мини-сайте.  Я  работаю заместителем директора в МБОУ СОШ №77 города Нижнего Новгорода. Буду рада поделиться своими методическими разработками и познакомиться с учителями из других регионов .

О себе

Образование - МГПИ им.Ленина

Стаж работы-25 лет

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

тематика разнообразна

Моё портфолио

Особенности содержания методической работы с педагогическими кадрами в развивающейся школе.

        Развитие и новые цели образования обусловили введение инноваций в развивающейся школе.

         Основные цели и задачи российского образования сформулированы в стратегии социально- экономического развития России до 2020 года. Образование должно обеспечить формирование у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций , навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования. Основными инструментами государственной политики в сфере образования в последние годы выступили Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой даны главные направления развития общего образования-

1. Переход на новые образовательные стандарты,

2.Развитие системы поддержки талантливых детей,

 3. Совершенствование учительского корпуса,

 4. Изменение школьной инфраструктуры,

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников,

 6. Расширение самостоятельности школ.

Главным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения стало внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.

В основе ФГОС заложены такие фундаментальные принципы как преемственность и инновационность. ФГОС обеспечат преемственность всей системы основных образовательных программ- от дошкольных до профессиональных, развивают многие идеи реализованные или декларированные в предшествующих проектах образовательных стандартов( или их аналогов). Инновационность ФГОС заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, системообразующего ресурса социокультурной модернизации России. Реализация этих принципов возможна в развивающейся школе. Стандарты это социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством, фундаментальное ядро инноваций. Главными субъектами инноваций в школе являются ученик и учитель.

Развивающаяся школа это школа в которой реализуется инновационный процесс. Перевод школы в режим развития определяет новые подходы к управлению внутришкольной методической работой.

1.Ведущее место стала занимать стимулирующая мотивационная управленческая деятельность учителей, когда наряду с моральными факторами поощрения практикуются и материальные вознаграждения;

2. В основе анализа – исследовательский подход к конечным результатам методического и учебно-воспитательного процессов, установление связей между факторами и условиями, препятствующими и способствующими оптимальному достижению прогнозируемых результатов.

3. Целеполагание занимает центральное место в определении всей деятельности учителей и руководителей школы.

4. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля

Условиями, способствующими переводу школы в режим развития, являются следующие:-наличие концепции и программы развития школы;

-проведение в школе инновационной экспериментальной и опытной работы;

-наличие сплоченного по общности цели коллектива учителей;

-организация системы самоуправления;

-система эффективной научно-методической деятельности;

-наличие достаточной учебно-материальной базы для формирования оптимальной образовательной среды;

- набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

Развивающаяся школа требует новых учителей. Учителей, которые владеют современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы 21 века; умеют применять здоровьесберегающие технологии; способны улучшать среду обучения, проектировать психологический комфортную образовательную среду; развивать в процессе обучения и воспитания креативную личность.

В развивающейся школе методическая работа- методическое сопровождение учителя- приобретает ряд особенностей:

-методическая работа строится на основе сочетания науки и практики;

- методическая работа носит перспективных характер, рассчитана на ряд лет и ведется по общешкольной тематике;

- возможна разработка целевой комплексной программы, включающей все субъекты образовательного процесса в работу по избранной теме;

-сочетание коллективной и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей, возможностей и необходимости для работы в данном учреждении;

-своевременная и целенаправленная помощь педагогам в профессиональном росте.

Внутришкольная методическая работа- одно из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов.

В контексте инновационного подхода выделяют три группы форм методической работы:

- формы организации методической работы не являющиеся профессиональными объединениями;

- формы организации методической работы являющиеся профессиональными объединениями педагогов;

- формы организации методической работы являющиеся межшкольными профессиональными объединениями педагогов.

Формы очень разнообразны, они дают большие возможности для реализации инноваций в развивающейся школе. Формы можно подразделить на традиционные и новые, это деление условно и для каждого конкретного учреждения оно будет своим.

формы организации методической работы не являющиеся профессиональными объединениями

Традиционные

Новые

- работа педагогического коллектива над единой методической темой

- психолого-педагогические семинары

-теоретические и научно-практические конференции

-читательские и зрительские конференции

-педагогические чтения

- методические выставки

- методические кабинеты

- предметный кабинет

- индивидуальное наставничество

- деловые игры

-педагогические советы

- творческие отчеты

- открытые уроки

- рецензирование проектных и методических материалов.

- стажерство

- школа профессионального мастерства

- педагогические мастерские

- школа исследователя

- мастер-класс

- методические посиделки

- получение второго высшего образования

- сайт учителя в Интернете

формы организации методической работы являющиеся профессиональными объединениями педагогов

- методические объединения педагогов

- лаборатории

-консилиумы

- кафедры (ведение научно-исследовательской работы по своему профилю)

- творческие микрогруппы

-кружки качества

- временный творческий коллектив

- проектная команда

- годичная команда учителей класса

формы организации методической работы являющиеся межшкольными профессиональными объединениями педагогов.

 

-районные методические объединения учителей

- консультационные центры

- педагогическая студия

-учительские клубы

- ассоциации учителей

-сетевые сообщества

-дистанционное обучение

-центр педагогического изобретательства

 

 

Главным ресурсом повышения качества образования и реализации новых образовательных задач является кадровый ресурс. Повышение профессионального мастерства и социального статуса, улучшение материального положения педагогических работников, ротация педагогического корпуса относятся к числу постоянных приоритетов в образовательной деятельности школы. Большинство педагогов работающих в развивающейся школе имеют высшее образование, большой стаж педагогической деятельности, высшую или первую квалификационную категории. Педагоги постоянно проходят курсы повышения квалификации. В аспекте повышения компетентности педагогических работников активно используются такие формы методической работы как педагогические советы, семинары –практикумы, круглые столы, консультации, тренинги, методические объединения, научные конференции. Педагоги ежегодно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства

- конкурс «Учитель года», где участвуют педагоги, достигшие высокого уровня профессионального мастерства;

- конкурс «Я выбираю учительство», имеющий огромное значение для молодых педагогов, ведь это первое волнение, первый профессиональный опыт и первые награды.

Путь педагога к победе в конкурсе это чрезвычайно трудная, глубинная работа по преобразованию себя, ведь главное в педагогическом конкурсе показать свой индивидуальный почерк и возможности учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями вместе с учителем.

Одной из форм методической работы и саморазвития  педагога  в развивающейся школе является освоение интернет ресурсов. Педагоги принимают активное участие в сетевых педагогических сообществах, создают и используют на уроках электронные образовательные ресурсы. Наличие и использование ИКТ насыщенной среды напрямую связано с ростом профессиональных компетенций учителя.

Развивающаяся школа это новые учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет, методически подготовленные к реализации новых ФГОС.

Современный учитель должен быть способен принять изменения происходящие в обществе и реализовать новый стандарт второго поколения, потому что никакой стандарт не сможет быть реализован если он не будет подкреплен ресурсом того человека, которого мы называем Учитель.

« Методически неподготовленный учитель беспомощен во всех вопросах, аспектах развития школы и участвовать в развитии учреждения просто не сможет…» М.М. Поташник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация  методической работы образовательного учреждения
в условиях перехода на новые образовательные стандарты

      В российских школах, в последние годы активно реализуются инновации, которые способствуют переводу школ в режим развития. Инновационный процесс в школе планируется в  виде программы развития образовательного учреждения и внедрения Федеральных образовательных стандартов второго поколения (далее ФГОС). Комплексная программа развития является нормативным документом школы, который отражает специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса, учитывающим потребности всех субъектов образовательной политики.

       Главным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения стало внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов. В основе ФГОС заложены такие фундаментальные принципы как преемственность и инновационность. ФГОС обеспечивают преемственность всей системы основных образовательных программ- от дошкольных до профессиональных, развивают многие идеи реализованные или декларированные в предшествующих проектах образовательных стандартов( или их аналогов). Инновационность ФГОС заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, системообразующего ресурса социокультурной модернизации России.  Введение ФГОС является многоплановым процессом. Основным фактором , обеспечивающим успешность введения данных инноваций в школе является их  комплексное сопровождение . Для преодоления  сопротивления педагогов и создания благоприятной инновационной среды проводится научная и методическая подготовка учителей.

« Методически неподготовленный учитель беспомощен во всех вопросах, аспектах развития школы и участвовать в развитии учреждения просто не сможет…» М.М. Поташник.

Методическая работа в условиях внедрения и реализации ФГОС является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу (далее – ООП) школы и обеспечивающим результаты образовательной деятельности.

        Методическая работа в школе(если она грамотно организована)- это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, а, в конечном счете, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащихся.-(1.с15)

Основной целью методической работы нашего образовательного учреждения стало:

·         Создание модели методического сопровождения перехода начального общего образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

·         Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития

        Задачи:

1.Внедрение технологий системно-деятельностного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

2 Научно-методическое сопровождение разработки  и реализации основной  образовательной программы .

Методическая работа школы в условиях введения новых образовательных стандартов  выстраивается в соответствии с критериям( 1.-17):

·         Критерий результативности. Он определяется по уменьшению затруднений учителей после проведения работы по повышению уровня знаний, мастерства, квалификации по сравнению стем уровнем, что был у них до начала работы с ними.

Реализация данного критерия предполагает:

·         изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;

·         актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу – проведение методических мероприятий);

Критерий рациональности расходования времени.

·         оказание адресной помощи педагогу, дифференцированный подход к учителю;

·         Критерий стимулирующей роли методической работы.

Реализация данного критерия предусматривает:

·         определение востребованной тематики и проведение методических мероприятий высокого качества;

·         выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.

Для подготовки педагогов к реализации  Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы проводилась методическая работа  по следующим направлениям:

1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС НОО.( Утверждение плана-графика введения ФГОС; формирование рабочей группы и плана работы; разработка , обсуждение и утверждение основной образовательной программы начального общего образования)

2. Создание организационного обеспечения введения ФГОС НОО.

3. Кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС НОО.(Повышение квалификации педагогических работников, проведение методических семинаров)

4. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО

.( Обеспечение доступа педагогов и обучающихся к электронным образовательным ресурсам.)

5. Создание информационного обеспечения введения ФГОС НОО.

6. Работа с родителями, общественностью.

7. Организация оптимальной модели внеурочной деятельности.

Основные темы, которые рассматривались в процессе методической работы по научно-методическому сопровождению введения ФГОС:

·         реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности школы;

·         современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;

·         технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка в ГИА и ЕГЭ;

·         ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;

·         новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя;

·         мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.

·         нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС

·         управление введением ФГОС на школьном уровне

·         создание системы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей становление личностных характеристик выпускника школы

·         Разработка оптимальных моделей внеурочной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС.

·          Системно-деятельностный подход

·         Разработка и презентация технологических карт уроков на основе системно-деятельностного подхода, соответствующих требованиям ФГОС НОО.

·         Урок в начальной школе: современные подходы к его проведению и анализу. Методические основания проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС.

        Учитель – ключевая фигура современной школы от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть: Креативный

·         Владеющий современными образовательными технологиями

·         Эффективно взаимодействующий с семьями обучающихся

·         Открытый новшествам

·         Мотивированный на работу с учащимися

·         Способный к личностному и профессиональному развитию

Методическая работа оказывает значительное влияние на  качество обучения и воспитания учащихся, является важным фактором управления учебно-воспитательным процессом. Результатом успешности реализации инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.

 

1.М.М.Поташник Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Пособие для учителей и руководителей школы.Москва.2011.

Добавить грамоту в портфолио