Главные вкладки
Друганина Надежда Михайловна
сайт музыкального руководителя
Профессия: Музыкальный руководитель
Профессиональные интересы: Повышение собственной компетенции
Увлечения: книги
Регион: Архангельская область
Населенный пункт: П. Плесецк, Плесецкий округ
Место работы: МБДОУ детский сад "Чебурашка"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nadezhda-druganinaО себе
Истоки моей профессии начались с детского сада "Елочка", где я представляла себя музыкальным руководителем. И вот 18 лет я в профессии! Имею среднее-специальное образование, высшую категорию и огромное желание работать с детьми. Дома меня поддерживают два сына.
Мои достижения
1. Почетная грамота Министерства образования науки Архангельской области (2018 г.).
2. Диплом победителя (3 место) во всероссийском профессиональном конкурсе сценариев культурно-досуговых мероприятий "Творческий ракурс". Конкурсная работа "Праздник Великой Победы" (2017 г.)
3. Диплом победителя (№ место) во всероссийском профессиональном конкурсе методических разработок "Методический потенциал". Конкурсная работа: Комплексное занятие во второй младшей группе "Весеннее солнышко" (2017 г.).
4. Сертификат о внесении во Всероссийскую книгу почета "Лучшие педагоги России". Центр интеллектуального развития "Академия таланта" (2017 г.).
5. Диплом 2 степени за победу во всероссийском творческом конкурсе лучшего оформления в осенний период "Оформление ДОУ осенью", номинация "Осенний лес" (2020 г.).
6. Диплом 2 степени за победу во всероссийском творческом конкурсе "Новогоднее оформление 2019", номинация "Волшебство в музыкальном зале" (2020 г.)
7. Диплом 1 степени в международном творческом конкурсе "Наши мальчишки. Наши девчонки", номинация "Оформление стендов, уголков к праздникам "День защитника Отечества" (2020 г.)
8. Диплом победителя (3 место) во всероссийском профессиональном конкурсе сценариев культурно-досуговых мероприятий "Серебристый дождь", номинация: Сценарий выпускного праздника "Прощай, любимый детский сад".
9. Диплом 3 степени во всероссийском конкурсе "Защитники Отечества", сценарий "Школа молодого бойца" (2019 г.).
10. Диплом 2 степени во всероссийском конкурсе "Весна пришла! Весне дорогу!", сценарий "Профессии наших мам" (2019 г.).
11. Диплом 2 степени в международном конкурсе "Новогоднее чудо", сценарий новогоднего праздника "Новоселье у снеговика" (2019 г.).
12. Свидетельство о поддтверждении публикации в международном сетевом издании "Солнечный свет" опыта работы по теме " Музыкальная игра как средство развития музыкально-речевых способностей детей дошкольного возраста" (2022 г.)
Моё портфолио
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка»
Опыт работы по теме
«Музыкальная игра как средство развития музыкально-речевых способностей детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель:
Друганина Надежда Михайловна
п.Плесецк
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основымузыкальной игры как средства
развития музыкально-речевых способностей детей
дошкольного возраста……………………………………………………..4
1.1.Музыкальные способности..……………………………… ….............4
1.2. Музыкальная игра – как средство развития детей………………..5
2.Основная часть…………………………………………………………….6
2.1. Актуальность опыта работы………………………………………......6
2.2.. Цель и задачи……………………………………………………….......7
2.3. Материалы и методы……………………………………………..........8
2.4.Предполагаемые результаты ………………………………………........9
Заключение…………………………………………………………………......10
Литература……………………………………………………………………....11
Приложение …………………………………………………………….. ....12-18
Введение
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики – интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л. С. Выгодский, при условии «единства интеллекта и аффекта».
Известно также, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического. Огромную роль в развитии эмоциональной сферы играет искусство – явление, прежде всего эмоциональное по самой своей природе. В наибольшей степени это относится к музыке, которая, по замечательному определению профессора В. Медушевского, является «моделью человеческих эмоций».
Поэтому более благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Все указанные факты позволяют считать актуальной тему «Музыкальная игра как средство развития музыкально-речевых способностей детей дошкольного возраста».
1.Теоретические основымузыкальной игры как средства развития музыкально-речевых способностей детей дошкольного возраста
1.1.Музыкальные способности
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру.
В связи с этим развитие музыкальных способностей детей - всегда были и ныне остаются актуальными на данном современном этапе дошкольного образования.
Развитие музыкальных способностей детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды.
2. Музыкальная игра – как средство развития детей
Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А. В. Кенеман. В 1955 году она опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты следующие положения:
- музыкальная игра может быть одним из средств эффективного музыкального развития детей при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр;
- восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных способностей.
Музыкальная игра исследовалась А. В. Кенеман как одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
К музыкальным играм А. В. Кенеман предъявляла следующие требования:
- музыкальная игра – это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы
- тематика и содержания музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю
- основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ–эмоционально-конкретный, выраженный в простой, доступной художественно-музыкальной теме.
И учёные и практики отмечают, что музыка в музыкальных играх усиливает эмоциональную окрашенность переживаний детей. Дошкольники с большим желанием включаются в передачу музыкально-игровых образов, привыкают не только слышать, но и слушать музыку, осознанно реагируя на особенности её формы, жанра, средств музыкальной выразительности.
Классификация музыкальных игр
Игры под инструментальную музыку | Игры с пением | Музыкально-дидактические игры | Ритмические игры со словом | Игры спектакли |
Сюжетные, несюжетные, игры-инсценировки | Хороводы, инсценирование песен, Народные игры с пением | На развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха | На развитие чувства ритма,на развитие ориентировки в пространстве | Музыкально-драматические, ритмо-пластические на обрядовой основе,на основе певческих импровизаций |
2.Основная часть
2.1.Актуальность опыта работы
Проблема:
В ходе диагностических мероприятий (д/с «Чебурашка» старший дошкольный возраст) ежегодно выявляется более 70% детей с нарушениями слоговой структуры слова.
Последние исследования ученых подтверждают взаимосвязь нарушений слоговой структуры речи с особенностями развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, динамической и ритмической организации движений.
При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. Все чаще, наряду со звукопроизношением у детей выявляются трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушаться порядок слов, некоторые из них опускаются, либо добавляются новые звуки или слоги.
В свою очередь, формирование слоговой структуры слова соотносится с усвоением лексико-грамматической стороной речи и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением.
В связи с этим на своих музыкальных занятиях мы стали вводить упражнения, разработанные педагогами И. Новоскольцевой, И. Каплуновой, которые направлены на развитие чувства ритма. В основе этих разработок – идея об интеграции движения, восприятия слухового внимания и игровой деятельности ребенка.
Таким образом, актуальность работы обусловлена большим развивающим потенциалом игровых, здоровьесберегающих технологий и ограниченным его использованием в музыкальной практике с детьми.
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Проблема определения более эффективных средств в развитии музыкальных способностей детей требует глубокого рассмотрения научно-методической литературы. Изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие средства развития музыкальных способностей детей, мною было определенно, что музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников.
2.2. Цель и задачи работы
Цель:Развитие музыкально – речевых способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить и закрепить понятие «Долгий-короткий звук»; научить выкладывать ритмосхемы; закрепить понятия: «Общий характер музыки», «Регистр», «Динамические оттенки», «Темп».
2. Развивать детское произвольное внимание, мышление, координацию речи и движения, моторику, двигательную память.
3. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, накоплению слушательского опыта.
4. Воспитывать доброе отношение друг к другу, активизировать на индивидуальное выполнение заданий.
Работа проводится в игровой форме и начинается с простейших для восприятия звуков (шлепки, хлопки) и продолжается в упражнениях с использованием слогов. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года (рекомендуем повторять игры 2 раза в месяц). Возможен вариант кружковой работы по данной теме.
Предлагаемые разработки условно разделены на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе: 1ступень – младшая группа, 2 ступень – средняя группа, 3 ступень – старшая группа и 4 ступень – подготовительная группа. (По опыту работы считаем целесообразным начинать занятия со среднего возраста, чтобы не выработать у детей автоматизации непроизносимых звуков).
Вся работа ведется в соответствии с принципами:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения
- принцип доступности обучения
- принцип систематичности
- принцип связи с жизнью и практикой.
Если работа начинается со старшими детьми, то они легко и быстро справляются с начальными ступенями.
Основной целью диагностики является выявление уровня музыкально – речевых навыков.
Диагностика проводилась по следующим разделам:
- «Общий характер музыки». Задача: прослушать музыку и выполнить движения (марш, бег, подскоки и др.)
- «Динамические оттенки». Задача: прослушать музыку и соответственно выполнить упражнение (двигаемся либо тихо на носочках, либо обычной ходьбой).
- «Темповые изменения». Задача: реагировать на изменение темпа музыки (замедляя, ускоряя движение).
- «Повтори». Задача: прохлопать заданный ритмический рисунок.
- «Звуковысотный смысл». Состоит из двух пунктов:
- Регистр – учитывается различие регистров: высокий, средний и низкий (в младшей и средней группах данный пункт заменяется на различие тембров музыкальных инструментов)
- Определение направления мелодии – учитывается правильность ответа (в младшей и средней группах допускается использование «лесенки и матрешки»)
2.3.Материалы и методы
Целесообразно проводить игры и упражнения в данной последовательности, так как вся система построена на принципе «от простого к сложному».
Перспективное планирование (система работы)
Игры и упражнения | Принципы работы | Усложнение для старшего дошкольного возраста |
1.Игры с игрушками или картинками (фланелеграф, магнитная доска) 1) «Песенка про игрушку» 2) «Паровоз»
| Произнести и прохлопать название. Придумать имя игрушке, прошлепать его.
| Назвать ласково; четко и ритмично проговаривать ритмические цепочки. |
2.Игры с именами 1) «Кто твой дружок?» | Назвать свое имя, имя друга, соседа и т.д. | Назвать имя, сопровождая его любыми звучащими жестами: хлопки, шлепки, стук, хлопки. |
3.Игры с предметами, музыкальными инструментами, палочками. | Ходьба по залу с прохлопыванием названий любых предметов (стол, стул …)
| Добавить эпитеты к тем предметам, которые окружают детей (красный стол…) Ходьба по залу с отхлопыванием сильной доли; замена хлопков ударом бубна (барабана, погремушки и т.д.) |
4.Долгий и короткий звук; направление мелодии: 1) «Звучащий клубок» 2) «Веселые солнышки», 3) «Гусеница», 4)«Мухоморчики», 5) «Рыбки», 6) «Божьи коровки»
| Отрезается длина нити, соответствующая долготе произносимого или звучащего звука;
Выкладывание ритмосхем. | Знакомство с длительностями; прохлопывание и выкладывание ритмосхем; определение направления мелодии. |
5.Ритм в стихах ; пальчиковые гимнастики; | Проговаривать небольшие стихотворения, ритмично прохлопать в ладоши, по коленям и т д. | Стихи с движениями |
6.Музыкально-дидактические игры | Играем в речевые и дидактические игры | Голосовые и двигательные импровизации |
2.4.Предполагаемые результаты
Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям, к семи годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей:
- музыкальное восприятие;
- проявляется интерес к музыке;
- формируется оценочное отношение к исполнительской деятельности;
- обогащается эмоциональная сфера;
- активизируется творческий потенциал.
Для достижения этих качеств создана картотека дидактических игр по различным видам деятельности.
Заключение
В ходе диагностических мероприятий выявлен рост в развитии чувства ритма, который в свою очередь положительно влияет на коррекцию в формировании слоговой структуры речи. (На начало около70%, конец – около 20%) .
Опыт работы обобщен и распространен на уровне детского сада и муниципальном уровне (консультации для педагогов ДОУ, конкурс стендовых докладов по теме самообразования; выступление на районном профессиональном объединении воспитателей и учителей – логопедов ДОУ).
Занятия по развитию музыкально-речевых способностей должны носить непринужденный характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой. И если дети на занятиях получают удовольствие, то задача будет успешно решена!
Литература
1.Бабаева Т. И. идр. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб . : Детство – пресс, 2011 г.
2.Журнал «Музыкальный руководитель». Статья Тарасовой К.В. Музыкальность и составляющие ее музыкальные способности.
3.Журнал «Музыкальная палитра» под редакцией Бурениной А. И.
4. Каплунова И.М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей). Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: Композитор, 2005г.
5.Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
6.Итернет-ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Музыкальные игры для старших дошкольников имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:
- Усложнение задач и способов познавательной музыкальной активности.
- Обогащение содержания представлений о свойствах и качества чувственно воспринимаемых явлений.
- Изменение характера игрового общения детей и педагога (проявление направленности на сверстника, как на партнера по игровой деятельности).
Участие старшего дошкольника в музыкальной игре требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.
Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начала творчества. Приобретение первичных умений вокального исполнительства, а также ритмико-двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносит детям истинную радость.
Музыкально-ритмические игры
Направленные на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти
- «Передай ритм»
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий отстукивает ритм на плечи того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник «передает» ритм, хлопая в ладоши.
- «Музыкальные стульчики»
Стулья стоят по кругу, на каждом шумовом или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием музыки берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют. С началом нового тура один стул убирают.
- «Сосульки»
Дети делятся на три группы. Первая группа выполняет движение на счет четвертями: наклоны головой вправо-влево, со словами «кап, кап».
Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, со словами «кап-кап, кап-кап».
Третья группа – на счет шестнадцатыми, движения пальчиками: вверх-вниз, cо словами: «кап-кап-кап-кап».
Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.
- «Барабанщики»
Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.
Направленные на определение мажорного и минорного лада
- «Замри»
Дети свободно перемещаются по залу род определенную (мажорную) мелодию. Как только звучит минорная, они мгновенно замирают.
Музыкально-подвижная игра
- «Запев-припев»
У играющих по флажку в каждой руке. На запев песни дети идут по кругу, размахивая флажками над головой. На припев поворачиваются лицом в круг, встают на одно колено и стучат палочками флажка по полу в ритм припева.
- «Музыкальные змейки»
Играющие делятся на три группы, построенные в колонны в определенном месте зала. Для каждой колонны выбирается определенная мелодия (вальс, полька, марш). Как только звучит мелодия - двигается та колонна, для которой предназначена музыка. Звучит другая мелодия, двигается следующая колонна и т.д. По сигналу педагога все колонны занимают первоначальные позиции. Та команда, которая раньше построится – выигрывает.
Игры на определение звука
1. Дети стоят в рассыпную. У каждого перед собой стрелка в виде ладошки, глаза закрыты. Ведущий бегает и звенит колокольчиком, остальные поворачивают стрелку в ту сторону, откуда слышат звук.
На развитие звуковысотного слуха
1.Все дети держат обручи. Поется попевка. Если мелодия двигается вверх – они поднимают обручи вверх, если вниз – отпускают.
2. «Ау»
Позвать друг друга («Ау, где ты?») пропевая фразу в разной высотности и с различным тембром.
- «Едем в поезде»
На слог «чу» импровизировать несложный мотив в разном темпе и ритме.
Дидактические игры
- «У бабушки Нюры»
На фланелеграфе под первое четверостишие выкладывают фигурки персонажей: бабушки, петушка, двух курочек, собачки, кошечки и Антошки.
М.Р. – У бабушки Нюры петух есть и куры,
Собачка и кошка, и внучек Антошка.
Петух кукарекает звонко, протяжно:
КУ – ка – ре – ку – у!
Кудахчут две курочки громко и важно:
Кудах – тах – тах! Кудах – тах – тах!
Собачка залаяла голосом низким:
Гав – гав – гав!
Потом замяукала жалобно киска:
Мяу – мяу – мяу!
А что же Антошка ребятам сказал?
Антошка молчал и баранку жевал.
Дети подражают голосам животных, различая высокий и низкий тембр, протяжно кукарекают.
- «Чем друзей мы угостим?»
На фланелеграфе вверху расположены фигурки: петушок, собака Дружок, кошка, Ваня; внизу картинки: горка зерна и крошек, косточка, конфета, яблоко, ягода.
М.Р. – Чем друзей мы угостим? Что кому подарим?
Где гостинцы разметим? Догадайтесь сами.
Любит Петя – петушок зернышки и крошки. (угощают по тексту)
Любит косточку Дружок. Молочко – для кошки.
Что нам Ване подарить? Зернышки и кости? (нет)
Кто сумеет положить угощенье гостю? (угощают либо яблоком, конфетой, ягодой)
На следующем занятии Ване предлагают грушу, апельсин, банан, огурец и т.д.
Вокальные импровизации
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста
- «Машина»
Детям предлагается поиграть с автомобилем, погудеть («Би – би – би»), затем взять разные по величине машины и показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяя наиболее удачные сочетания звуков.
- «Птички»
Спеть на слог «ку – ку», как поет большая птичка, как – птичка поменьше, как – совсем крохотная; при этом звучание должно отличаться по высоте.
- «Лошадки»
Проговаривать в разном темпе и ритме «цок – цок», поясняя, что лошадка сначала скачет быстро, а потом медленно, устало.
- «Баю – бай»
Напевать колыбельную кукле на слог «баю», подпевая ребенку, закрепляя сочинённую им интонацию.
- «Пляска»
Показать, как танцует или шагает кукла, напевая свою интонацию на слог «ля».
- «Зоопарк»
Сочинить различные звукоподражания, соответствующие: большому и маленькому тигренку, медведице и медвежонку, гусю и гусенку и т.д.
- «Кто как поет»
Звукоподражание птицам и животным
- «Песенки музыкальных инструментов»
Импровизации простейших попевок с подражанием звучания барабана, трубы, гармошки, дудочки, колокольчика, скрипки – на разные слоги, с разной интонацией, в высоком и низком регистрах.
Пальчиковые игры
1."Сколько знаем мы дождей?"
Сколько знаем мы дождей (ручки разводим в стороны)
Посчитайте поскорей (считаем пальчики)
Дождик с ветром (ручками качаем над головой)
Дождь грибной (делаем над головой "домик")
Дождик с радугой-дугой ("рисуем" над головой радугу)
Дождик с солнцем (ручки вверх, ладошки раскрыты)
Дождик с градом (потопали ножками)
Дождик с тихим листопадом (потихоньку приседаем, ручки опускаем вниз)
2.Все зверюшки на опушке ищут грузди и волнушки,
Белочки скакали - рыжики искали,
Лисичка бежала - лисички искала,
Скакали зайчатки - искали опятки,
Медведь проходил - мухомор раздавил! (топнуть ножкой)
«Пушистый урок»
Тематическое занятие по принципам Карла Орфа для детей младшего дошкольного возраста.
Цели занятия:
• развивать ритмический, интонационный, тембровый слух в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами;
• формировать определенные навыки общения, используя интонацию, мимику, жесты.
Пособия и материалы:
• музыкальные инструменты;
• шапочки животных;
• фонограмма.
Ход занятия
Предлагаю детям отгадать загадку:
Кто сметану любит?
Кто клубочком спит?
А когда погладят
Песню заурчит?
Да, это наши любимые животные кошки. Я хочу вместе с вами отправиться к ним в гости. Хотите?
Весело нам жить на свете,
Мы к котятам в гости едем.
Поезд отправляется –
Поездка начинается.
1. Рече-двигательное упражнение “Поезд”
Поезд подает сигнал,
Он стоять уже устал, дети тянут “у – у – у”
Набирает поезд ход,
Свою песенку поёт.
Дети двигаются дробными шагами, произносят “чух – чух” с ускорением и замедлением темпа. В конце на выдохе произносят “пш – ш – ш”.
Вот уютный светлый дом,
Наши киски живут в доме том.
2. Давайте попробуем изобразить повадки кошек.
Осторожно, словно кошки,
До дивана от окошка,
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь…
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну.
Спинку я дугою выгну,
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко,
А из блюдца молочко
Полакаю язычком,
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки.
Под спокойную музыку, дети выполняют движения по тексту, импровизируя по – своему движения.
3. Коммуникативная игра «Два кота»
Та-та два кота - стоят парами по кругу
Восемь лапок, два хвоста -лицом кдруг другу.
Серый кот в чулане, - выполняют хлопки сдруг другом
Все усы в сметане -поворачиваются спинками
Черный кот полез в подвал - и парами двигаются боком
И мышонка там поймал. - приставным шагом в центр
Так же двигаются из круга.
С окончанием, повернувшись
Лицом обхватывают друг друга.
4. Русская народная потешка «У кота воркота» (модель Т.Э. Тютюнниковой).
Дети делятся на две группы:
1-я часть сидит в центре круга, поют песню под аккомпанемент инструментов.
2-я водит хоровод вокруг кота. На припев останавливаются и, разомкнув руки, “качают колыбель”.
– Но кошки не всегда спят, они ещё и много трудятся.
5. Песня «Цап – царапки» Л.Гусевой (сб. “Колокольчик” № 9 1998 г.).
Дети выполняют образные движения в конце песни можно предложить каждому ребенку пропеть по – своему “Мяу”, изучить возможности своего голоса.
Я котят благодарю,
Всех к себе плясать зову.
6. “Весёлые котята” на мотив “Если нравится тебе”.
Если кушаешь ты рыбку,
Делай так: “Мур, мур!” – 2 раза –облизываются 2 раза.
Если кушаешь ты рыбку,
То не прячь в усах улыбку.
Если кушаешь ты рыбку,
Делай так “Мур – мур!” – облизываются
Если пес полез кусаться,
Делай так: “Фыр! Фыр!” – 2 раза раздувают щеки выгнув спинки
Если пес полез кусаться,
Приготовься защищаться.
Если пес полез кусаться,
Делай так: “Фыр! Фыр!”
Если киска схватит мышку,
Делай так: “Цап – Цап” –царапающие движение руками.
Если киска схватит мышку,
Дай за это ей сосиску.
Если киска схватит мышку,
Делай так: “Цап – цап”.
Если любят кошку люди,
Делай так: “Кис – Кис” – 2 раза поглаживающие движения
Если любят кошку люди,
Кошка верным другом будет.
Если любят кошку люди,
Делай так: “Кис – кис”.
Вот на солнышке пригрелись,
Спать котятам захотелось.
7. Игра “Котята” – двигательная импровизация.
На ковре котята спят – лежат парами, спинками кдруг другу.
Мур – Мур, Мур – Мур!
Просыпаться не хотят.
Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне – мурлыкают.
Вот на спинку все легки – перевернулись, “шалят” кто как хочет.
Расшалились все они.
Лапки вверх и все подряд
Все мурлыкают, шалят.
Вот идет лохматый пес,
А зовут его Барбос.
Барбос:
Тут котята все шалят? – дети прислушиваются, затем разбегаются.
Напугаю всех котят.
Нет красивей наших Кис.
Вот вам маленький сюрприз.
Вносят в большой корзине живого кота. Дети гладят его, говорят ему ласковые слова.
– Нам с котятами пора проститься и обратно возвратиться.
Уезжают на чем приехали