Главные вкладки
Моисеева Клавдия Каадыр-ооловна
Сайт воспитателя детского сада подготовительной группы
Профессия: Воспитатель.
Профессиональные интересы: Воспитание детей.
Увлечения: Готовить, стряпать.
Страна: Россия
Регион: Республика Тыва (Тува)
Населенный пункт: г. Шагонар
Место работы: МАДОУ №3 "Ручеёк"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/moiseeva-klavdiya-kaadyr-oolovnaДурная голова, ногам покоя не дает.
Сколько нужно ласки и заботы
Каждому помочь и каждого понять.
Благодарна и трудна работа -
Ежедневно маму заменять.
О себе
Я Моисеева Клавдия Каадвр-ооловна. Родилась 31 июля 1964 года. В 1985 году начала работать в детском саду и посей день. 30 лет стажа.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Педагогическая поэма" - А. С. Макаренко, "Сердце отдаю детям" - В. А. Сухомлинский, "Собачье сердце" - М. А. Булгаков, "о воспитании" - Мария Мантессори.
Мой взгляд на мир
Долгое время ум выступал синонимом знаний. Однако каждый на своём опыте наверняка убедился в том, что знания сами по себе ещё не говорят об уме человека. Можно иметь много знаний, но не быть умным и творческим человеком.
" Одно из самых больших бедствий цивилизации - учёный дурак!" - Карл Чапек.
Возможной причиной такого рода нигилизма умственно ограниченного человека может быть и защитная реакция, призванная скрыть неумение и нежелание думать, напрягать свои интелектуальные силы, а главное - стремление самоутвердить своё "Я", подчеркнуть силу своего ума. Вот довольно наивный, но старый и устойчивый способ подчёркивания своей умственной оригинальности, высмечнный историком В. О. Ключевским: "Некоторые думают, что стоит обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным".
/p
Мои достижения
Кожуунный конкурс: «Воспитатель года», 2009г.I место.
Поощрения, награды:
13.02.2009г. – Диплом. Администрация Улуг-Хемского кожууна. Управление образования Улуг-Хемского кожууна.
24.04.2009г. - Почётная грамота. Администрация города.
24.08.2010г. - Грамота. Управление образования Улуг-Хемского кожууна.
27.09.2010г. – Грамота. Профком.
17.03.2011г. - Грамота. Управление образования Улуг-Хемского кожууна.
31.03.2011г. - Грамота. Управление образования Улуг-Хемского кожууна.
07.02.2012г. - Грамота. Управление образования Улуг-Хемского кожууна.
11.06.2013г. - Грамота. Администрация МАДОУ д/с №3 «Ручеёк».
11.09.2013г. - Грамота. Председатель администрации города.
nbsp; Улуг-Хемского кожууна.
Моё портфолио
Моя педагогическая философия.
Сколько нужно ласки и заботы
Каждому помочь и каждого понять.
Благодарна и трудна работа –
Ежедневно маму заменять.
Перед каждым человеком на пороге жизни встаёт вопрос о выборе профессии. Со школьной скамьи я мечтала стать учителем, но судьба сложилась так, что уже много лет я воспитатель ДОУ и очень горжусь своей профессией.
С юных лет я любила «возиться» с детьми, отвечала на их многочисленные вопросы, учила стихи, загадывала загадки, устраивала маленькие концерты.
С самого раннего возраста мы учим детей, быть честными, правдивыми, любить Родину, дорожить друзьями. Мне нравится наблюдать за поведением детей, как по-разному они относятся друг к другу, животным, игрушкам.
Всё больше убеждаюсь в том, что светлые, добрые чувства нужно воспитывать в детях постоянно. Важно сделать так, чтобы в детских сердцах утвердилась доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому. Часто читаю книги детям о животных, природе, Родине, школе. Затем вместе с детьми делаю выводы о прочитанном. Книги позволяют воспитывать у детей любовь и уважение. Дети учатся добру, осуждают зло, оценивают поступки людей. На занятиях, прогулках, во время экскурсий часто рассказываю детям о памятных местах, о почётных людях нашего города, провожу тематические занятия, воспитывая у детей патриотические чувства. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей,
Поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, я стремлюсь сделать счастливым детство каждого ребёнка. Воспитатель постоянно с детьми, в одних случаях он советует, объясняет, в других – играет вместе с ними, радуется, огорчается.
Воспитание – кропотливый процесс, требующий от взрослого умения понимать детей, учитывать их особенности и избирательно использовать педагогические методы. Суть моей работы заключается в моей вере в потенциальные возможности детей. И чем раньше их побудить и развивать,
тем лучше для ребёнка. Я пытаюсь дать детям знания о том, что с давних времён человек любит наблюдать за чем-то новым, приобретая полезные сведения об окружающем мире, стараясь познать неизведанное. Дети дошкольного возраста познают предметы через свойства – форму, цвет, запах, т. е. через чувственный образ, который сохраняется в их сознании на всю жизнь. А как важны для ребёнка знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска! Они прочны и надёжны и дают реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. Экспериментирование обогащает память, активизирует мыслительные процессы, развивает речь, любознательность, инициативу. Таким образом, и происходит зарождение первичного образа мира.
И как приятно видеть в глазах детей радость, когда у них всё получается.
И ты понимаешь: ты нужен им. Все большие чувства, будущего гражданина, закладываются именно в дошкольном возрасте. И в этом случае очень важна
роль воспитателя детского сада.
В нашем детском саду создана спокойная обстановка, дети играют с игрушками, рисуют, лепят, поют и пляшут. Здесь им тепло, весело и уютно.
В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки». Воспитатель должен быть таким же ребёнком и вместе с ним, прыгать, летать, рисовать, быть мамой и папой. Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь
не обойтись, кого-то надо приласкать и пожалеть, а кого-то и пожурить не помешает, Ведь воспитатель – это вторая мама, у неё должен быть ключик к каждому ребёнку. Все мы хотим видеть своих детей счастливыми – сейчас и
в будущем, когда они вырастут, хотим, чтобы с лица ребёнка не сходила улыбка. Государство доверило нам воспитывать подрастающее поколение, и мы постараемся оправдать это высокое доверие.
"Профессии нашей нет лучше на свете.
В неё влюблён навсегда."
Без культуры нет воспитания,
Без воспитания нет духовности,
Без духовности нет личности,
Если нет личности,
Значит нет народа.
Интересно, чем человек умнее, тем больше оригинального и поучительного находит он у других людей. Люди посредственные и ограниченные, так сказать, серые, видят в таких же серых тонах окружающих людей.
Человек - как солнце: чем он умнее и ярче его сияние, тем сильнее он освещает и видит своеобразие окружающих людей.
Конспект занятия «Осенние мотивы»
(старший дошкольный возраст)
Проблема: «Художественное своеобразие осени как времени года и литературные фантазии детей».
Игровая мотивация: помочь детям жаркой Индии понять особенности российской осени.
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
- развивать поисковую деятельность детей:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
- побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалки и т.д.).
- продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода осени, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;
- побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных тому или иному возрасту человека;
4. развивать художественный вкус;
5. совершенствовать стиль партнерских отношений.
Ход занятия:
- «Почтальон» передает телеграмму из детского сада в Индии. Дети читают текст:
«Мы получили в подарок книгу «Русского народное творчество». Нам очень понравились сказки, потешки, загадки, считалочки. Наша осень не похожа на вашу. Помогите нам понять, какая у вас осень».
- Воспитатель предлагает детям найти на карте Индию и Россию и сравнить климат этих двух стран.
Диалоговая беседа.
Воспитатель: А какая погода характерна для Индии?
Дети: В Индии очень тепло, зима не похожа на нашу, зимой идут дожди, не переставая.
- Бывает ли в Индии такая осень как у нас?
- Происходят ли такие же изменения с растениями, как у нас? Почему?
- А что у нас происходит осень растениями?
- Давайте вспомним, какая осень была в этом году:
Сентябрь – солнечно, тепло, урожай яблок, орехов, рябины, грибов;
Октябрь – золотая осень, «лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», листопад;
Ноябрь – птицы улетают на юг, холод, дожди, день короче - ночь длиннее, первые заморозки и выпадение снега – предзимье.
- Постановка проблемы: «Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью?»
Обсуждение проблемы: Дети предлагают придумать сказки, рассказы, стихи, потешки, нарисовать приметы осени.
Воспитатель обращает внимание детей на необходимость отражения в рисунках характерных особенностей каждого периода осени (начало, середина, конец), подводя детей к созданию определенного образа, предлагает создать коллажи (в большом количестве рисунков нет необходимости, так как образ осени не будет понятен тому, кто их посылают).
-- Как мы передадим образ осени? Можно создать портреты – коллажи каждого периода осени.
- Дети делятся на группы, договариваются, кто какой период будет изображать. К ним подключаются воспитатель, педагоги по ИЗО и дизайну.
- Работа в подгруппах: обсуждение этапов работы и продуктивная изодеятельность и дизайн. Выполнение работ сопровождается музыкальной композицией из альбома П.И. Чайковского «Времена Года».
- Презентация коллажа. Один из участников каждой подгруппы представляет свой коллаж (название, акцентирование особенностей). Детские высказывания записываются на диктофон.
- Воспитатель: Дополнить портреты осени нам поможет волшебный ларец. В нем лежат фанты. К каждому фанту дается определенное задание.
(Дети достают фанты – листики: лист липы – загадки, лист клена – стихи, лист дуба – заклинки, лист рябины – считалки.)
Воспитатель обращает внимание детей на листочки, цвета которых характеризуют изображаемые периоды: зеленый – начало осени, желтый – середину, светло – коричневый – конец.
В качестве разминки детям дается начало четверостишия и предлагается досочинить его конец.
Дети сочиняют стихи, загадки, заклички, считалки (в зависимости от вытянутого фанта), педагоги записывают из на листиках и крепят на коллажах. (Работа по словотворчеству ведется одновременно в 3 подгруппах).
Воспитатель: Вот и готовы наши коллажи. В них вы показали, какова наша русская осень. А как вы думаете, чем можно дополнить созданные вами образы?
- Песня о России (по выбору детей). Исполнение песни записывается на диктофон.
- Постановка новой проблемы.
Воспитатель: Наша посылка готова к отправлению. А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей из Индии? Почему?
Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: помочь детям Индии понять особенности русской зимы и русского зимнего фольклора.
Затем они вместе с воспитателями определяют пути реализации поставленной проблемы:
-- зимние коллажи;
--сочинение зимней сказки;
--постановка спектакля и запись его на видеопленку.
Стихотворчество детей по проекту
«Осенние мотивы».
Вид | «Сентябринка». | «Октябрина» | «Ноябринушка» |
Стихи | Нам щедрая осень Приносит дары. Дают урожая, поля и сады.
В саду яблоки созрели И большие груши. Собери весь урожай И с друзьями скушай.
Рано утром в лес пойдем И грибов мы наберем. Принесем себе домой, Праздник сделаем большой. | Ты лети, лети листок, Через запад на восток, Ковром землю застели, Птиц в дорогу проводи.
Золотые, золотые Листья под ногами. Соберем букет последний И подарим маме.
Ночь. Уснули улицы. Лишь не спится туче. Тише, туча, тише! Громкие дождинки Не роняй на крышу.
| Ходят утки по болоту, Собираются к полету, Потому что по утру – Льдинки плавают в пруду.
Чтобы осень не размокла, Не раскисла от воды, Превратились лужи в стекла, Стали снежными сады.
В ноябре, ноябре Лес готовится к зиме. Белка шубку поменяла, Будет спать в своем дупле.
Дождик превратился в снег, Сколько по дорожке. Я сегодня обуваю Новые сапожки. |
Загадки | Капуста На одной ножке стоит матрешка, в зеленых одежках.
Яблоко Растет на дереве сочное, круглое, кислое.
Грибок. На одной ножке стоит мальчишка. Шляпкой покрывается, прохожим улыбается.
| Листопад Льется дождик золотой, но не мочит нас с тобой.
Листок Летит, но не птица | Журавли Кто нарисовал острый угол в небе.
Заяц Летом бегал серенький – осень поздняя прошила – стал беленький.
Поздняя осень Старушка несмелая темным покрывалом всю землю одела. |
Считалки | Раз, два, три, четыре, пять, Пойдем яблоки срывать. Соберем и груши. На, Ванюша, кушай. | Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Клена лист, дубовый лист… Кто не знает, берегись! | Раз, два – осень пришла. Три, четыре – дожди дорогу размыли. Пять, шесть – птицам нечего есть. Семь, восемь – улетать их просим. |
Заклички | Сентябринка, ты ребяток пригласи, соком фруктов угости! | Октябрина – яркий цвет! Подари нам осенний букет!
Елки, сосны, зеленейте, Травки, вяньте, засыхайте! | Ты, сударушка, Ноябринушка, не грусти, Зиму вместе с нами жди! |
Предметный мир.
Ознакомление детей с предметным миром и его значимость в познании социальной действительности.
Предметы характеризуются признаками, которые ребенок познает сенсорным путем, то есть зрительно, осязательно, тактильно и т.д. и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.
Существенное значение имеет многоаспектное содержание предметного мира: этнографическое, культурологическое, познавательное, социально-нравственное, трудовое. Предметы представляют интерес с художественной, исторической, этнографической, социологической, научной и воспитательной точек зрения, выражают целостность человека, его чувства, знания и поведение (В.И. Логинова, М.И. Богомолова, В.Я. Кисленко, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, М.В. Крулехт, Г.А. Поровская, Т.Я. Шпикалова, О.В. Дыбина и др.)
Познакомить детей с предметным миром, значит направить восприятие, мышление, желания детей действовать на предмет с целью его изучения (овладеть сведениями о предмете), освоения (вполне овладеть предметом, научившись пользоваться им), присвоения сделать его своим), потребления (удовлетворить им свои потребности) и преобразования (изменить предмет) [5,7].
Понимание значимости предметного мира, успешное его использование в формировании личности ребенка во многом зависят от уровня профессиональной подготовки педагогов. Только педагог, ориентированный в вопросах вещного мира и его многофункциональности, может знакомить детей с предметным миром и на этой основе решать задачи разностороннего формирования детей дошкольного возраста.
Анализ работы дошкольных образовательных учреждений, изучение планов учебно-воспитательной работы, анкетирование педагогов, непосредственно работающих с детьми дошкольного возраста, показали, что предметный мир, являясь объектом занятий по ознакомлению с социальной действительностью, используется для сенсорного, математического, речевого развития детей. Некоторые воспитатели (45%), демонстрируя связь между предметом и деятельностью человека, выделяют общественное значение труда, умелость человека, владение трудовым процессом и технологией при создании предметов. Творческое отношение взрослого к созданию и преобразованию предметов раскрывается неконкретно, расплывчато. Если в стихийном познании ребенок еще способен понять процесс создания предметов, то увидеть и осознать связь «человек – предмет» без помощи взрослого не может. [7,24].
Анализ деятельности воспитателей показывает, что не все умеют правильно организовывать педагогический процесс. Недостаточное внимание уделяется развитию у детей позиции творца, формированию мотивации, эмоционально-оценочным умениям и использованию для этого предметного мира. Недооценивается развитие прогнозирования, предвосхищения и видения предметов в движении и изменении как способов проявления творчества. [14,9].
В совместной деятельности взрослого и детей наблюдается нарушение соотношения собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым. Сбалансированность этих процессов часто нарушается при слишком энергичном воздействии взрослого, которое обычно снижает активность детей и в конечном итоге отрицательно влияет не только на творческое развитие, но и на другие стороны личности ребенка.
Развивающая среда не побуждает ребенка к целостному познанию предметного мира. В большинстве дошкольных учреждений (69%) не организованы творческие мастерские, не выделены уголки рукотворного мира, не созданы музеи истории предметов. Это затрудняет эмоционально- оценочное восприятие и осмысление предмета как продукта творческой мысли человека, овладение способами действий по присвоению опыта творчества, проявление стремления к творческому преобразованию предметов. В практике дошкольного воспитания не системы работы по ознакомлению детей с предметным миром. Одна из причин такого положения – отсутствие теоретического обоснования и методического обеспечения данного процесса. [17,464].
Проблема – каковы условия формирования представлений о предметном мире социальной действительности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель – выявить наиболее эффективные педагогические условия для формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о предметном мире.
Область исследования – теория и методика экологического образования.
Объект исследования – формирование представлений о предметном мире.
Предмет исследования – формирование представлений о предметном мире у дошкольников.
Гипотеза – мы предполагаем, что практические занятия по ознакомлению с социальным миром способствуют обогащению опыта детей, развитию стремлений к творческому преобразованию предметного мира.
Задачи:
-- Изучить состояние данной проблемы в научно-методической литературе;
-- Исследовать уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о предметном мире.
-- Проверить эффективность разработанной системы практических занятий по формированию представлений о предметном мире дошкольников.
Метод исследования – теоретический анализ литературы по проблеме исследований, беседа, наблюдение, эксперимент.
База исследования: - МДОУ № 3 «Ручеек» г. Шагонара гр. «Буратино».
Психолого-педагогическая основа ознакомления дошкольника c предметным миром
Вещный мир (предметы, объекты) имеет в жизни ребенка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.
К раскрытию основ восприятия и осмысления предметного мира мы подходим через рассмотрение характеристик предмета и выявление его потенциальных возможностей в творческом развитии ребенка.
Прежде всего для реализации поставленной задачи определим то содержание, которое вкладываем в понятие «предметный мир».
Анализ определений предмета в разных исследованиях позволил выявить то общее, что роднит их, а именно: в предметах материализован, овеществлен многовековой человеческий опыт, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях. При этом качество понимается как объективная и общая характеристика предметов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств, а свойство – сторона предмета, которая обусловливает его отличие от других предметов или общность с ними и ярче проявляется в их отношениях.
Опираясь на исследования, авторы которых в той или иной мере изучали предметный мир, необходимо рассмотреть его как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной (размером), цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их созданием и преобразованием. Необходимо сделать акцент на тех признаках, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека (взрослого и ребенка): форме, материале, функции, назначении, его создании и преобразовании. Через эти особенности предметного мира перед детьми вбольшей степени раскрываются все аспекты социальной действительности (природа, человек, общество, вещный мир) в движении и развитии. Кроме того, выделенные свойства предоставляют дошкольникам возможность самим включаться в процесс создания и преобразования предметов и проявлять творчество.
Содержание значимых для данного исследования признаков предметного мира раскрывается в ряде работ. Так, форма предмета рассматривается как носитель предметного содержания окружающей действительности, как пространственный признак, выражающийся во внешнем очертании и получивший обобщенное отражение в геометрических фигурах (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.А. Кислюк, А.Г. Рузская и др.). Функция выступает как способ использования предметов, способ употребления их человеком, а назначение – как способность удовлетворять определенные потребности человека. При этом отчетливо проявляется признак предмета как результата труда, продукта деятельности человека (В.И. Логинова). Наполняясь конкретным содержанием, предмет несет в себе доступную для дошкольника информацию об окружающей действительности, помогает познать ее. [2,68].
В теории и практике педагогической науки проблема ознакомления с миром предметов уже рассматривалась в педагогической теории Яна Амоса Коменского (1592-1670). В своем труде «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) он предложил для накопления конкретных представлений с помощью органов чувств использовать различные предметы. Его труд – своеобразная энциклопедия для детей, в основе которой лежит идея – ребенку можно рассказать обо всем многообразии мира и достижениях науки, но делать это доступно с помощью наглядности. Из этого следует, что главным критерием отбора знаний он назвал принцип энциклопедичности.
В русской педагогике прогрессивные деятели XIX века (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой) считали, что ребенок, родившийся у определенного (русского) народа, должен «впитать» в себя дух своего народа, стать его частью через познание культуры, быта, языка. При этом значительный акцент делался на введение ребенка в непосредственно окружающую его среду. Можно сказать, что позиция русских педагогов по приобщению детей к социальному миру основана на краеведческом принципе, учете национальной принадлежности, принципе народности. [34,270].
Однако на русскую педагогику влияла педагогика Запада. Наибольший интерес представляли теории Ф. Фребеля и М. Монтессори.
Ф. Фребель указывал на важность ознакомления с предметным миром. Он считал, что главное умение для маленького ребенка – это умение правильно рассматривать, обозначать предметы, устанавливать связи. С этой целью он создал систему даров, позволяющую знакомить детей, начиная с раннего возраста, с формой, цветом, материалом различных объектов социальной действительности.
М. Монтессори считала, что главное – упражнения детей в выявлении наиболее важных характеристик предмета (формы, цвета, величины и др.). Она применяла материал, который был устроен так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, приобретая тем самым знания и активность. [28,35-45].
Информативная функция предмета заключается в предоставлении детям знаний о свойствах предмета: форме, величине (размере), цвете, материале и т.д. Знания, с одной стороны, ориентируют ребенка в социальном окружении, с другой – формируют представление о деятельности человека, его личностных качествах, проявляющихся в процессе деятельности. Для данного исследования наиболее значимой является последняя сторона знания.
Информативная функция предметного мира открывает ребенку многоаспектное его содержание (сенсорное, культурологическое, социальное, этнографическое, трудовое, эстетическое и т.д.).
Анализ многих исследований позволяет сделать вывод, что наиболее ценными в предмете являются характеристики, которые ребенок познает сенсорным путем, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и т.д. Благодаря такой особенности при помощи ощущения и восприятия дети ориентируются во внешних свойствах предметов и в их совокупности. [47,239].
И.М. Сеченов писал, что корни мыслей лежат в чувствовании. Продолжая развитие этого положения, психолог А.Б. Брушлинский говорил о том, что та чувственная картина мира, которую дают органы чувств, необходима, но недостаточна для глубокого ориентирования в мире предметов. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для ознакомления с внутренними связями, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К.Д. Ушинский). Затем с помощью мышления ребенок начинает постигать причинно-следственные временные отношения и ориентироваться в них. [47,238].
Информативная функция предметного мира способствует выработке необходимых представлений о социальной действительности, центральным звеном которых выступают знания о трудовой деятельности взрослых. Выработка представлений достигается потому, что предмет представляет собой реальный, яркий продукт творческого процесса. Он является «овеществленным трудом» (К. Маркс), поскольку содержит знания о цели труда, о материале, из которого он сделан, о действиях человека по созданию и преобразованию предмета, об отношении создателя к процессу и результату своей деятельности. В исследовании В.И. Логиновой предмет выступает как компонент трудовой деятельности и системности познания мира. [48,11-29].
Информативная функция предметного окружения обеспечивает детям доступные знания об общественной ценности продуктов труда: каждая вещь является результатом труда и создана для того, чтобы служить не одному человеку, а многим. В ряде исследований показана прямая связь между предметом и деятельностью человека, поэтому сущность труда рассматривается как особая деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности, имеющая собственную значимость – удовлетворение потребностей человека. Для осуществления трудовой деятельностnbsp;Интересно, чем человек умнее, тем больше оригинального и поучительного находит он у других людей. Люди посредственные и ограниченные, так сказать, серые, видят в таких же серых тонах окружающих людей.nbsp;/pНа одной ножке стоnbsp;nbsp;pnbsp;pит мальчишка.Цельи человек должен владеть знаниями трудового процесса, технологией.
Однако, показывая связь между предметом и деятельностью человека, исследователи делают главный акцент на ознакомлении дошкольников с трудовым процессом, с компоненnbsp;nbsp;pтами трудовой деятельности. Чеheight/pnbsp;/em/pловек-труженик остается в тени, как и вне поля зрения детей остаются качественные характеристики nbsp;/pspan style=8/pcenterтрудовой деятельности (творческий потенциал человека, творческое отношение к созданию и преобразованию предметов). Если связь человека и предмета очевидна для взрослых, то для детей, в силу их возрастных особенностей, она скрыта. Человек как высшая ценность общества и его творческая деятельность остаются за рамками такого познания предмета. В стихийном познании предмета как результата труда ребенок еще способен как-то выделить процессы в деятельности человека, но увидеть и оценить отношение человека к предметному миру как продукту (на уровне творчества) без помощи взрослого дошкольник не в состоянии. Позиция ребенка в познании вне взаимодействия с человеком труда носит созерцательный и формальный характер и способствует развитию такого же отношения к миру предметов. [23,60-66]
Выделение признаков предметов открывает детям мир взрослых людей, роль предметов в их жизни, практической деятельности, удовлетворении интеллектуальных и духовных потребностей. Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, дарования взрослых, их характерные черты и жизненный опыт, творчество (О.В. Дыбина, С.А. Козлова). Таким образом, прослеживается взаимосвязь между познанием мира предметов и познанием человека – преобразователя этого мира. Правомерно рассматривать предметы как источник познания творческого начала в человеке. Однако в таком аспекте вопрос изучался применительно к детям старшей возрастной группы. Кроме того, не исследовалась роль вещного мира в формировании творчества у детей дошкольного возраста. [42,20].
С рассматриваемых позиций информативная функция предметного мира, помимо сказанного, должна включать представление о предмете как продукте творческой мысли человека, о развитии предмета (его прошлом, настоящем, будущем), о практической деятельности по его преобразованию (в эстетическом и функциональном планах). При эмоциональной насыщенности сведений данная функция несет в себе заряд нравственного воздействия на чувства ребенка, вызывает эмоциональное, творческое отношение к предметному миру и человеку – преобразователю этого мира.
Установлено, что эмоционально насыщенный материал вызывает у детей эмоциональный подъем, чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате трудовой деятельности человека. У ребенка вырабатывается адекватное отношение к вещному миру. Эффективность формирования отношения к действительности обусловлена единством эмоциональных и интеллектуальных процессов, на взаимосвязь которых указывал Л.С. Выготский. Здесь можно говорить о возникновении «умных эмоций», так как именно они обеспечивают процесс активного познания предметного мира – продукта деятельности взрослых (на уровне творчества). Это происходит потому, что предметное окружение – благоприятное окружение, которое затрагивает не только ум, но и душу ребенка.
Существенное значение имеет этнографическое, культурологическое содержание предметного мира. Предметы народного искусства представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точки зрения (Т.Я. Шпикалова, Г.А. Поровская). Можно добавить – и с воспитательной точки зрения.
В каждой вещи отражаются достижения человека. Вещь, представляющая «свою меру жизни», свой отсчет времени независимо от его действительного течения, выражает целостное мировидение, миропонимание человека, его чувства, знания, поведение. Ее ценность в воспитательном плане чрезвычайно высока. Необычные яркие предметы народного искусства доступны детям дошкольного возраста. Эти вещи вечны, но в то же время на каждом историческом этапе в них вносится что-то новое, оригинальное.
Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Заиченко, И.И. Розановой и др. Они изучали процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых, формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир рассматривался учеными как средство воспитания бережливости, аккуратности, трудолюбия, понимания, что каждая вещь имеет свое место, а также осознания того, что взрослые много трудятся над созданием вещи и результаты их труда необходимо беречь. Но за рамками исследований остается такой важнейший фактор, как творческое преобразование предметного мира. Ознакомление с преобразованием предметов значительно расширяет представление детей о творчестве человека.
Исследования психологов и педагогов убедительно показывают что, ознакомление с предметным миром основано на знаниях и реализуется в практической деятельности. Движущей силой выступает активное стремление ребенка к овладению предметным окружением. Предмет, прежде всего, предстает перед ребенком как объект деятельности и ее результат. Для нашего исследования регуляторная функция вещного мира занимает центральное место при построении концепции формирования творчества у детей. [37,93].
Наличие у предметов таких признаков, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности), позволяет ребенку овладеть способами практических, творческих действий с предметами. На этой основе складывается опыт практической, в данном случае, преобразовательной деятельности в окружающей действительности. Многолетние (1992-2002) опытно-экспериментальные работы свидетельствуют о том, что накопление опыта происходит в условиях присвоения детьми готовых способов действий, иллюстрируемых взрослыми, и в ходе собственной деятельности дошкольников, объектом которой выступает вещный мир. В связи с функциональным значением и назначением предмета важны такие виды деятельности, как игровая, трудовая, художественная. Взаимодействуя с предметным миром, ребенок активно овладевает миром вещей, что, по мнению В.Я. Кисленко, дает ему значительные человеческие достижения (на взгляд автора, и творческие проявления). Психологически ребенок входит в мир постоянных вещей, обретает свободу обращения с предметами, влияющими на усвоение им социальных норм поведения. Деятельность ребенка реализует его связи с человеком и связи с вещами – через человека. Совершенно очевидно, что в различных видах деятельности ребенку открываются не только физические свойства предметов, но и те признаки, которые они приобретают в человеческой деятельности, то есть то, ради чего предметы сделаны и преобразованы. Кроме того, существует и обратная связь: ориентируясь в признаках, ребенок начинает умело их использовать в собственной деятельности, проявляя творчество.