Мальцева Инна

сайт учителя иностранного языка

Меняй в своей жизни то, что можешь изменить. Ищи силы принять то, что изменить не можешь и проси мудрости, чтобы отличить одно от другого.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: методика преподавания иностранных языков

Увлечения: путешествия

Регион: Ивановская область

Населенный пункт: г.Южа

Место работы: МБОУСОШ №3

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/maltseva-inna
В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры.
Шалва Александрович Амонашвили

Целью создания своего мини-сайта является необходимость проанализировать и систематизировать результаты своей деятельности, объективно оценить свои возможности и спланировать деятельность по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

О себе

Учитель иностранного языка. Преподаю немецкий и английский язык. Стаж работы 26 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 Шалва Александрович Амонашвили "Гуманная педагогика", "Педагогическая симфония", "Педагогические притчи"

Книги Ш.А. Амонашвили пропитаны верой и любовью к детям, людям. Читая их, можно прикоснуться к мудрости гуманного воспитания.

 

Мой взгляд на мир

Два глаза каждому дано,

Но поглядев в одно окно,

Один, там дождь и слякоть видит,

Другой - осеннее панно.

А.Рашид

Мои достижения

Моё портфолио

Из опыта работы

Инновационные изменения, произошедшие за последнее время в образовании: модернизация, профилизация, введение государственных стандартов,  Единый государственный экзамен по иностранному языку заставили каждого из нас, а так же меня задуматься над тем, что ценности и цели образования в новых условиях видоизменяются, и задачи учителя в настоящее время изменились по сравнению с прошлым.

С этой точки зрения моя задача состоит в том, чтобы помочь учащимся развивать возможности из осознанного и ответственного учения, объяснение стратегии и методов учения, процессов оценки собственной деятельности.

В связи с этим появилась проблема, какие технологии могут стать наиболее успешными? Каким образом я, учитель могу научить ребенка быть не единицей общества, а его активной составляющей, умеющей жить и работать в социуме?

Таким образом, целью моей педагогической работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности, умения самому добывать информацию; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование коммуникативной компетентности.

Для достижения целей я поставила перед собой следующие задачи:

- применять такие методы и способы работы, чтобы развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить;

- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.

Основной идей моей педагогической концепции является обязательное создание условий для развития и саморазвития не только коммуникативных умений, но и для развития творческих навыков.

Актуальность моего опыта работы состоит в том, что традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Одной из ведущих целей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативность является методическим содержанием современного урока иностранного языка. Система моей работы основана на принципе коммуникативно - ориентированного обучения, который возможен в условиях системно-деятельностного подхода.

Коммуникативное обучение мною реализуются через использование заданий коммуникативного характера, которые стараюсь выстраивать на основе игрового, имитационного и свободного общения. В этой связи как одна из форм организации деятельности учащихся среднего школьного возраста выступает игра.

Задачи любой ролевой игры заключаются в том, чтобы научить учеников инициировать, поддерживать и заканчивать беседу в ситуациях общения, приближенных к реальности, принимать решение, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, переспрашивать, уточнять информацию, высказывать свое мнение, просьбу, восстанавливать общение в случаях сбоя.

Ролевая игра позволяет справиться с проблемой неоднородности учебной группы, а разнообразие ролей позволяет учитывать не только уровень языковой или профессиональной подготовки участников, но и их индивидуальные особенности (застенчивость, скрытность и т.п.). С другой стороны, преимущество ролевой игры заключается еще в том, что «спрятавшись» за роль, застенчивому человеку легче говорить: он говорит не от своего имени и действует в рамках, предписанных ролью. Отсюда - одно из достоинств ролевой игры: благодаря условности игровой ситуации снижается психологическая напряженность участников игры, повышается их контактность.

Игры не должны быть ни слишком легкими, ни слишком трудными. При разработке ролевой игры можно выделить следующие элементы: модель игры; участники игры; правила игры.

Эффективность игры во многом зависит от подбора участников игры. Одним из условий результативного протекания игры является заинтересованность участников в достижении конечных результатов.

Важно учитывать и степень готовности к игре. Игроки, хорошо усвоившие структуру игры, знающие материал и ясно представляющие ее цели, быстрее вовлекаются в игру, проявляют больший интерес.

Для того чтобы сократить время ознакомления участников с условиями игры, и, следовательно, повысить эффективность ее использования, необходимо составить к ней четкое и ясное руководство. Поэтому правилам игры отводится особенно важная роль. Правила игры определяют взаимоотношения людей в процессе игры. Четкость заданий и правил игры не должна, однако, исключать свободы индивидуального поведения игроков. Более того, эти правила должны стимулировать развитие творческой инициативы, выработку наиболее эффективных решений.

Для получения наибольшей эффективности от проведения ролевых игр, к их организации предъявляется ряд методических требований.

Первое требование - это соответствие игры задачам обучения. Преподаватель должен хорошо представлять себе, чему он хочет научить слушателей на конкретном занятии и чего можно достичь с помощью данной игры.

Второе требование состоит в том, что игра должна иметь возможное сходство с реальными условиями, в которых предстоит работать или общаться участникам игры. Реалистичность игры заключается в подборе типичных ситуаций, но одновременно она должна представлять для игроков какую-либо новизну, проблему, требующую разрешения.

Третье требование предполагает интеллектуальную и эмоциональную готовность участников к игре и создание атмосферы непринужденности и поиска. Необходима четкая система подготовки к игре и квалифицированный контроль за ее ходом. Суть следующего требования заключается в соответствии содержания игры уровню подготовленности ее участников. Чем меньше у них знаний и опыта, тем проще должны быть избираемые игры. Однако если игра слишком упрощена, она не стимулирует деятельность участников. Важнейшим требованием эффективного использования игр является тщательная подготовка учебно-методической документации, включающей в себя все элементы процесса разработки игры. Она может быть оформлена в виде сценария игры или методических указаний.

 

Преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры – тренировка неподготовленной речи. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.

Несмотря на то, что цель ролевой игры заключается в тренировке неподготовленной спонтанной речи, тем не менее, к ролевой игре учащихся необходимо заранее готовить, при этом необходимо учитывать следующие принципы построения ролевой игры:

·         от простого к сложному,

·         от контролируемых упражнений до ситуации общения, приближенной к реальности,

·         принцип тематического отбора.

Новизна использования ролевой игры заключается в разработке системы упражнений для небольших групп учащихся по принципу PPP: Presentation > Practice > Production. Так, в 5 классе при изучении тем “Знакомство” и “Семья” при подготовке ролевой игры учащиеся знакомятся с новыми лексическими единицами и речевыми конструкциями. Затем в мини-группах по три человека эти речевые клише закрепляются в виде небольших полилогов. Следующим этапом являются мини-ситуации, например, “в больнице” или “в школе” и т.д. Финалом служит урок-обобщение в виде ролевой игры, где “проигранные” мини-ситуации объединяются в одну и подчиняются одной общей цели.

 

По изречению А.С Выготского «Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни». Так при закреплении лексики я применяю ролевую игру «Бюро находок» (The lost Property office), где ученикам предлагается выступить в роли человека потерявшего вещь и в роли работника бюро. В ходе совместного диалога у обучающихся формируются навыки речевого общения, закрепляется речевые клише на заданную тему. В старших же классах организую деловые игры, которые представляют собой практическое занятие. Примерами используемых деловых игр являются «Тинейджерский суд», «Туристы и экскурсовод», «В магазине», «Телемост».

При подготовке к урокам подбираю такие задания, которые невозможно выполнить без партнёра или партнёров.

За время работы я достигла некоторых успехов.

Безусловным результатом эффективности моей работы стало повышение мотивации учащихся к изучению английского языка, положительная динамика качества обучения при 100% успеваемости. Подтверждением этого является желание детей участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.

Чтобы идти в ногу со временем, не отставая от жизни, учитель иностранного языка просто обязан применять в своей работе новые методы преподавания. Я считаю, что прийти на урок просто с учебником - это заведомо обречь свой урок на провал. Менторский подход к работе не интересен даже для самого учителя, не говоря уже о детях. Зажечь огонек в их глазах - вот благородная цель учителя, но как? Разумеется, я в своей работе использую множество современных подходов к обучению, но не объять необъятное! Что-то получается лучше, что-то хуже. Начав работать с серией учебников В.П. Кузовлева, я познакомилась с проектной формой преподавания, и, признаться честно, я по началу не очень-то верила в эффективность этого метода. Как велико было мое удивление, когда я с восторгом выслушала эти первые детские проекты. Пусть не совершенные, с ошибками и разнообразными ляпами, но энтузиазм, шедший от ребят, желание высказаться, их копание в словарях дома во время подготовки к проекту -все это меня просто поразило. С тех пор я сторонник данного метода и я пытаюсь развивать его как могу, с использованием личностно-ориентированного подхода, регионального компонента и метода развития творческих способностей учащихся. Я считаю, что метод проектов уникален по своей сути, он направлен на развитие активного самостоятельного мышления ребенка, он учит не просто запоминать тот, или иной фактический материал, а использовать его на практике. Конечно, чтобы решить проблему, лежащую в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка. Если вы решили использовать эту методику, необходимо все тщательно продумать, четко определить учебные задачи, какую помощь можно предложить ребятам, не предлагая готовых решений. Конечно, желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

При работе по УМК В.П. Кузовлева «Happy English 2» по первому разделу «Are You Happy at School?» предлагаются такие темы проектов (ynp.IV, с. 19): 1) «The School I Want to go to»; 2)«My School»; 3) «The School of the Future». А также задания для обсуждения при работе над каждым из проектов: 1) «Describe the school (a picture is needed); 2) Make a Timetable; 3) Speak about the Homework; 4) The School rules for students and teachers; 5) The school uniform; 6) Clubs and activities; 7) Exams and tests.

Работа над проектом занимает 10 уроков, при этом на защиту проектов отводится, как правило, сдвоенный урок.

I Первый этап (урок 1). Ученикам нужно предложить сформулировать проблему. Им могут помочь наводящие вопросы: Все ли тебе нравится в школе? Хотел бы ты что-либо изменить? Есть ли в вашей школе клубы и кружки? и т.д. Учитель должен раскрыть ситуацию, чтобы учащиеся самостоятельно отнеслись к ее решению. Самостоятельные предложения
учащихся записываются на доске в виде плана, при этом учитель должен незаметно, ненавязчиво их корректировать. После коллективного обсуждения в результате остаются только запланированные заранее вопросы. Дальше я делю учащихся на группы, учитывая знания ребят и их психологическую совместимость.

II Второй этап (уроки 2-8). Это подготовительный этап, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Вот пример работы над некоторыми пунктами плана на данном этапе.

1.   Описание школы. Для того чтобы научить ребят описывать здание школы, нужно вспомнить и активизировать: а) грамматические конструкции: There is/are...; This is.. ./These are...; б) необходимую лексику. Для описания школы учащимся следует предложить вопросы: How many floors are there in your school? Is it big? Which rooms are there on the ground, first floor (second...)? Is there a swimming pool in your school? и т.д.

В результате можно получить развернутые высказывания:

1) This is my school. There are four floors in it. It is (not) big. More than 600 pupils study at our school. On the ground floor there is the cloak-room, canteen, gym, headmaster's office. The assembly hall and teacher's room are on the first floor. On the second and first floors you can find many rooms for History, Literature and English. They are well equipped. The pupils have lunch in the dining room hall on the first floor.

Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений ребят в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения, т.е. тем коммуникативным шагам, которые научили бы школьников высказываться логично, связно и продуктивно. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать свое собственное мнение. В данном случае используются клише типа: I think...; It seems to me...; I'm sure...; As far as I see...; To my mind...; As for me...; In my opinion... И т.д. Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия.

а)  Согласие: Yes, I think so too; Right. I think the same. I agree with you; That's true; Right. I have
the same problem.

б) Несогласие: No, I can't say (that)...; I'm not sure (that)...; Sorry, I don't think so; I doubt it
somehow; I'm afraid you are wrong.

в) Обобщение сказанного: On the whole...;...; In general...

Ill Третий этап (защита и обсуждение проектов). Это заключительный этап. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая также должна быть продумана. После презентации проектов учащиеся выбирают наиболее интересный, на их взгляд, проект, а затем я предлагаю им для общего обсуждения один из вопросов (исходя из уровня обученности группы):

1.              Какое школьное здание вам кажется наиболее удобным и почему?

2.              Какие предметы вы хотели бы изучать в школе и почему?

3.              Какие предметы вам кажутся необязательными?

4.              Какое учебное расписание вам нравится?

5.              Нужны ли домашние задания? и т.д.

В результате дискуссии учащиеся вместе с учителем могут прийти к следующим решениям:

1.      Утвердить проект школьного задания;

2.      Составить расписание занятий, которое отвечает интересам учащихся;

3.      Сделать вывод о необходимости разумных домашних заданий.

Я анализирую высказывания ребят, слежу за усвоением лексики, за правильным употреблением грамматических структур.

Работая над любым уроком и любой темой, можно успешно применять данную методику. Изучая тему «Благотворительность» в качестве заключительного урока также можно использовать метод защиты проектов, проведя соответствующую подготовительную работу. С большим энтузиазмом ребята участвуют в благотворительной акции: «Протяни руку помощи». Ребята 7-х классов, закончив изучение этой темы, отправляются во 1 класс и дарят детям свои любимые игрушки. Малыши очень трогательно благодарят их за это и, не важно, сколько ошибок сделают семиклассники, описывая свой визит к малышам, воспитательная ценность такой акции несомненна. Второй вариант этого проекта предполагает оказание помощи одиноким людям.

Безусловно, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.

Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность проявить свои организаторские способности, скрытые таланты.

 

Сегодня умение использовать в своей предметной области средства вычислительной техники и телекоммуникаций следует рассматривать как критерий общей грамотности, сопоставимый на сегодняшний день с

традиционной трактовкой данного понятия - как умения читать, писать и считать.

Наиболее часто используемыми мною элементами ИКТ в учебном процессе являются электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео-  и аудиотехника, научно-исследовательские работы и проекты.

Реализации задач формирования коммуникативной компетенции обучающихся осуществляются в моей педагогической практике на уроках интерактивного обучения. Также на уроках очень важны информационно-коммуникативные технологии. Изучая теорию, понимаешь, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, и, конечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь разбавляются наиболее современными ИКT- технологиями.

Одним из элементом ФГОС является креативность мышления, в связи с этим стараюсь организовывать различные формы уроков.

Так  мною был организован «Круглый стол» со студенткой РГФ ИвГУ, в ходе которого ребята познакомились с человеком, который усовершенствовал свой английский, проработав несколько месяцев в Америке. Ребята обсудили отличительные особенности американского английского и британского английского. Это способствовало повышению мотивации в изучении языка.

В прошлом году состоялся урок-интервью со студентом ИЭГУ, который получая второе высшее образование, проходил языковую практику в Англии, обучаясь в местной языковой школе.


В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Интегрированный урок немецкого языка и литературы, проведенный в прошлом году по творчеству немецкого поэта Р.М. Рильке способствовало приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, обмену знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшему развитию и совершенствованию эстетического вкуса учащихся.

 

Среди методических приемов и интерактивных форм обучения школьников иностранному языку в системе моей работы важное место занимают здоровьесберегающие технологии.

 

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Поэтому здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности: смена видов речевой деятельности и активности. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации любого урока английского языка в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки, офтальмотренинг для глаз, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию.

Безусловным показателем эффективности используемых мною технологий формирования коммуникативной компетенции является положительная динамика обученности детей за 2 года, оценка коллег моего активного участия в школьном и городском педагогическом сообществе, участие в совместных с представителями Высшего образования конференциях, а также участие и победы моих воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах.

 

 

Заключение


Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Как известно, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся,  которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы