Главные вкладки
Малышко Татьяна Ивановна
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!
Профессия: Учитель русского языка и литературы
Профессиональные интересы: Использование современных технологий в образовательном процессе
Увлечения: Чтение, поэзия, музыка, цветоводство
Регион: Краснодарский край
Населенный пункт: ст.Анастасиевская
Место работы: МБОУ СОШ № 25
Звание, ученая степень: Учитель высшей категории
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/malishkotaniaЛюбите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
О себе
Родилась и выросла в семье учителя географии, которая проработала в сельской школе 45 лет. С детства увлекалась литературой, любовь к которой привила любимая учительница. С детства мечтала стать учителем русского языка и литературы. После окончании школы в 1986г поступила в Майкопский Педагогический Университет на факультет русского языка и литературы.. Работаю учителем русского языка в МБОУ СОШ № 25 с 1996г. Педагогический стаж 19 лет.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
В. Каверин " Два капитана ", Ю. Сальников " Пусть не близка награда " , А.С Пушкин " Евгений Онегин " , И.С. Тургенев " Отцы и дети " , Ф.М. Достаевский " Преступление и наказание " , Л.Н Толстой " Война и мир ", А.И. Куприн " Гранатовый браслет ", И. А . Бунин " Теные аллеи ", Э.М. Ремакр " Три товарища ", В. Скотт " Айвенго " Стихи: М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, Б. Ахмадулиной, В. Высоцкого.
Моё портфолио
Девятнадцатилетний опыт работы учителем русского языка и литературы , знание особенностей педагогического процесса и содержания образования русского языка и литературы помогают мне ориентировать образовательный процесс не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных возможностей. Мною накоплено значительное количество ценных идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий, обеспечивающих комфортные условия для ребенка в процессе формирования универсальных учебных действий, соответствующих учебным программам и требованиям образовательного стандарта основной общей школы.
В рамках реализации ФГОС свою работу строю в системно-деятельностной парадигме, которая обеспечивает реализацию познавательных, коммуникативных и регулятивных действий учащихся. На уроках русского языка и литературы я применяю такие методы обучения, как пропедевтическая беседа, проблемное чтение художественного произведения, проектная деятельность. Использую такие приёмы, как «Древо предположений», «Древо предсказаний», «Мозговой штурм», «Вопрос в подарок однокласснику», «Бортовой журнал», «Кластер», «Синквейн», «Граф-схема», «Корзина понятий, имён», «Групповая работа», «Работа в парах» и др. Подобные методы и приёмы способствуют формированию языковой, лингвистической, лингвокультурологической и коммуникативной компетенций, развитию у школьников языкового чутья, языковой интуиции, и в целом - языковой личности. А также на уроках использую технологии критического мышления, которые развивают способность учащихся задавать вопросы, искать аргументы, делать выводы. На занятиях применяю методику самопроверки и самооценки учащимися выполненных заданий.В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения, решали проблемные задачи, обосновывали собственное мнение. Для этого использую творческие задания, групповую форму работы, работу в парах, формирую навыки поисково-исследовательской деятельности, а также внедряю новые современные технологии.Также провожу неформальные конкурсы (чаше всего накануне окончания четверти) «На лучшую тетрадь», «У кого больше пятёрок по предмету?», «Самый внимательный читатель» и т.д., сами учащиеся часто становятся рецензентами ответов своих одноклассников.
Технология уровневой дифференциации осуществляет индивидуальный подход в обучении, способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые классные и домашние задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учёбе в соответствии с их возможностями. Меня, как учителя русского языка, глубоко волнует способность каждого выпускника достойно сдать ГИА и ЕГЭ, поэтому в систему вошли уроки разноуровневого обобщающего повторения по подготовке к выпускным экзаменам, которые проявили свою эффективность, так как позволяют учителю видеть, на каком уровне работает каждый ученик, позволяют повысить уровень обученности. После урока анализирую выполненную работу каждого ученика, заполняя диагностические карты, которые наглядно демонстрируют, сколько заданий отработал ученик. Это подтверждается качеством знаний учащихся: при 100% успеваемости классов качество обучения составляет от 63,2% по русскому языку и 74,19% по литературе.
В практической деятельности я регулярно применяю технологию проблемного обучения:
- включение ученика в активную деятельность по решению различных проблем, в поиск нового;
- организую уроки-исследования, уроки открытия новых знаний, уроки рефлексии, уроки общеметодологической направленности, уроки развивающего контроля.
Работа ученика на уроке проходит под лозунгом: «Я получаю знания сам!»
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний.На уроках ставлю учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка решения проблемных ситуаций, которые требуют принятия решения в ситуации неопределенности.Такие задачи подразумевают совместную работу с разделением ответственности за конечный результат.
Проблемные ситуации могу создавать на различных этапах урока: при объяснении материала, закреплении, контроле знаний.На подобных уроках ребята учатся самостоятельно рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями. Они учатся общаться, уважать мнение других и считаться друг с другом.
Важное место в образовательном процессе занимает использование информационно-коммуникационных технологий как эффективного средства развития познавательных интересов, рефлексивной деятельности учащихся. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать, поэтому компьютер я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
- наиболее наглядными;
- использовать большое количество дидактического материала;
- с высокой степенью дифференциации, применяя разноуровневые задания. Применение на уроках ИКТ способствует также:
-расширению возможностей самостоятельной работы;
- формированию навыков исследовательской деятельности;
- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
- обеспечению доступа к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам;
-повышению качества обучения.
В своей работе, кроме собственных презентаций и презентаций, подготовленных учащимися, я широко использую электронные пособия виртуальной школы «Кирилл и Мефодий», «Фраза», «Страна Лингвиния» и др., видеоролики, клипы песен, мелодии, мультивидео. Для закрепления и повторения при подготовке к диагностическим и проверочным контрольным работам, при подготовке к ГИА и ЕГЭ использую различные тесты и дидактический материал развивающего характера, логические задачи. Анализ таких уроков показал высокую активность детей, улучшение взаимопонимания учителя и учащихся, повышение познавательного интереса к предмету, их сотрудничество в учебном процессе.
Творчески разработанные мною уроки с использованием ИКТ и других инновационных технологий были проведены как открытые уроки, с целью повышения научно- теоретического уровня и деловой квалификации учителя, обобщения и распространения передового педагогического опыта, на фестивалях методических идей: «Дизайн современного урока», «Современные личностно- ориентированные образовательные технологии», «Формирование универсальных учебных действий в условиях перехода на ФГОС 2-го поколения: от действия к мысли». Некоторые из моих уроков с презентациями размещены на школьном сайте(http ://25аnасt,.исoz.гu), на сайте: ttp://www.rusedu.ru/member6288.html
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приёмами обучения. Чаще всего использую тестовые задания по русскому языку при проведении зачётов в 5-11 классах. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тематическое тестирование удобнее проводить после изучения всей темы. В результате такой работы можно пронаблюдать, насколько качественно, полно, осознанно ученик овладел материалом. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задание, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективность при проверке результатов, а также развивает у ребят логическое мышление и внимательность, что способствует подготовке к ГИА и ЕГЭ. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестов и заданий осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учётом их уровня познавательных способностей.
Не отвергая методические приёмы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества преподавания предмета. Опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для повышения интереса к изучению предметов, лучшей запоминаемости материала обязательно использую на уроках технологию игрового обучения.
Я как учитель являюсь организатором игры. От этого зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности.
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.
Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В связи с этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке. Чему же учатся дети, играя в такие игры?
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе, КВН по мифологии, по лексике, по фразеологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Лингвистике» по самым разным ее разделам («По морям, по волнам в удивительную страну Лингвистику», «Веселая грамматика»), интеллектуальные игры по типу телевизионной передачи «Своя игра» («Золотой век русской литературы», «Слово о полку Игореве – энциклопедия русской жизни 11 – 12 веков», «Собрание пёстрых глав» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и др.), а также ребусы, шарады, кроссворды, метаграммы, конкурсы эрудитов. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит («Путешествие по Андерсенландии», «Грибоедовский бал», «Всё начинается с любви»).
На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки (сказка о суффиксах причастий, о приставках ПРЕ-, ПРИ-). Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки - КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Последний герой» являются помощниками в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.
Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «литературная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.
Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когда стремлюсь развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как педагога.
Большое значение в своей работе я уделяю здоровьесберегающим технологиям, потому что проблемы сохранения здоровья учащихся особенно актуальны на современном этапе, т. к. состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения школьных программ. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного напряжения, я провожу физкультминутки через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Но как бы ни был организован урок, динамические паузы, физминутки обязательны. Физминутка проходит не зря. Например, называю слово, а дети поднимают руки или приседают в зависимости от задания. Урок строю так, чтобы упражнения не были неожиданными, а вытекали плавно из предыдущего. Например, писали словарные слова, а с последним словом образовали словосочетание, определили тип и т.п. Работы чередуются в зависимости от сложности.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, т.к. одно из требований данной технологии - регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчет перед родителями о полученных результатах.
Делая вывод, можно сказать, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости у детей, улучшению психологического климата в коллективе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
Очень важными в обучении являются личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставлю личность ребенка, стараюсь обеспечить комфортные условия ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.
В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно - личностные технологии - гуманное отношение к детям, перечисленные в качестве факторов учебно - воспитательного процесса, такие как любовь к детям, вера в них, терпимости к их недостаткам, а также право ребенка на ошибку, на собственную точку зрения. Все это оказывает благоприятные воздействия на психику ребенка и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Вся воспитательная работа направлена на воспитание этих качества.
Также не менее важна в технология уровневой дифференциации. Прежде всего хочется отметить, что как бы ни был подобран класс, все равно дети разные: по уровню знаний, способностей, физических и индивидуальных особенностей. Это необходимо учитывать учителю при подготовке к уроку.
Как заинтересовать ребенка, если он плохо успевает? Ему будет неинтересно работать на уроке, если ему непонятно, о чем идет речь. Да, карточки с индивидуальными заданиями. Но сильно ими увлекаться не стоит, потому что ребенок привыкнет работать обособленно от класса, а он должен чувствовать, что он в коллективе, что он не хуже других. Для этого есть немало хитростей. Например, фронтальный опрос по пройденной теме. Среди общих вопросов и заданий включить более легкие, которые следует дать этим детям. Предложить им подготовить дома задания для класса к уроку, используя учебник или другие источники. Разные формы занятий: индивидуально-групповые, факультативные, которые я провожу, помогают им лучше усвоить материал. Еще я практикую такую работу: если кто-то плохо понял материал, то прикрепляю его к тому, кто хорошо знает. В процессе общения способный ученик закрепит свои знания и одновременно поможет усвоить однокласснику. Дети делают это с удовольствием.
Для поддержки талантливых детей, существует система работы, в рамках которой я провожу творческие, индивидуальные задания, предлагаю им работу с отстающими учениками, подготовку презентаций, заданий (дидактический материал, тесты). Все это делается на уроке. А во внеучебной деятельности нужно с ними работать так, чтобы их компетентности выходили далеко за рамки школьной программы. В этом помогает подготовка к олимпиадам, участие в заочных конкурсах и олимпиадах и научная деятельность. Все это не только расширяет круг их компетентностей, но и прививает желание трудиться, получать все новые и новые знания.
Мои ученики успешно прославили не только себя, но и школу, район, край, об этом говорят победы в разных конкурсах и фестивалях, которых мои ученики становятся победителями и призерами.
Системная работа по использованию мною педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к высоким показателям по ГИА – 36,8 % , что на 2,9 % выше районных и на 1,9 % выше краевых показателей; ЕГЭ - 72,3 %, что на 7,4 % выше районных и на 7,2 % выше краевых показателей в 2012 учебном году.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты