Совместная работа школы и родителей по формированию готовности школьников к осуществлению профессионального выбора
Совместная работа школы и родителей по формированию готовности школьников к осуществлению профессионального выбора
Учитель физики и классный руководитель 9 класса МАОУ СОШ №1 г. Боровичи
Новгородской области Барабанова Лариса Геннадьевна
В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект- организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их особенностей и интересов, а также потребности общества.
Профессия в современном мире является не целью, а средством, способом решения своих собственных социально- экономических проблем. Не случайно в современном мире очень легко получить второе, третье и какое угодно по счету направленности образование. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Не секрет, что привлечение родителей к совместной работе есть на сегодня одна из самых трудных задач школы. А залогом успеха в обучении и воспитании детей является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
По различным вопросам и трудностям родители обращаются к педагогам. Это обучение и воспитание, решение конфликтных ситуаций и организация досуга, а также за повышением педагогической компетентности. Рассматривая проблемы, которые волнуют родителей и детей мы отметили, что вопрос профессионального самоопределения выпускников актуален для всех. Социально-экономическая ситуация в нашей стране диктует конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам. И осознанный выбор будущей профессии стал одной из острейших проблем современного общества.
Работа по профессиональной ориентации школьников в образовательных учреждениях не всегда носит системный и комплексных характер. В основном в орбиту профориентации вовлечены учащиеся 9-11 классов. Не ведется пропедевтика профориентационной работы в начальной школе, практически «забыты» учащиеся 5-6 классов, а учащиеся 7-8 классов задействованы разовыми акциями. Не обеспечивается преемственность работы между ступенями обучения».
В связи с этим возникла необходимость систематизировать работу по профориентации среди учащихся основной и средней школы.
Ключевая идея работы - формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание реально и эффектно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения (ССПС).
Цель: Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, внедряя разные формы совместной работы классного руководителя и родителей по вопросам профориентации.
Задачи:
- Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
- Формирование у школьников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
l Привлечь к активной деятельности по вопросам профориентации родителей и других членов семей;
l Ознакомить учащихся с профессиями родителей и ближайшего окружения;
l Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональной ориентации школьников;
Вся работа строится на системе взаимодействия «Школа- семья- социум»
Принципы взаимодействия:
l Сотрудничество
l Добровольность
l Вариативность
l Оптимальность
l Индивидуальность
l Креативность
Работа осуществляется в 3 этапа:
Первый этап — пассивно-поисковый (этап профессионального выбора) — для учащихся 5-7 классов. Его цель — развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.
Для реализации этих задач необходимо привлекать школьников к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда. Выявить сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу на классных часах, проводить экскурсии на предприятиях.
Второй этап — активно-поисковый — для учащихся 8-9 классов.
Его цель — помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9го класса).
На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах и через курс ТДВ (знакомство с миром профессии, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), оказывается помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим ведется индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивают тематические родительские собрания, привлекают школьников к работе в каникулярное время.
Третий этап — профессиональное определение учащихся 10-11 классов.
Его цель — подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.
Организационно-методическая работа.
Информационно-аналитическая деятельность.
- Создать банк методических материалов по профориентации
а) методики изучения личности в профориентационных целях;
б) дифференциально-диагностические опросники;
в) карты интересов;
г) наборы тестов;
д) наборы анкет и т. д.
е) разработки классных часов, игр, рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.
2. Создать банк данных об учебных заведениях города.
3. Оформить сменный информационный стенд по профориентации
4. Создать базу данных «Профессии, с которыми знакомит предмет»
2. Проведение классных часов:
- мир профессий
- путь в профессию
- трудовая родословная моей семьи
3. Выпуск стенгазет, написание рефератов, конкурсы сочинений о профессиях.
4. Посещение городского центра занятости.
5. Провести конкурсы «Юные модельеры», «Юные кулинары» на уроках технологии.
9-11 классы
1.Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности.
2. Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся.
3.Введение профдиагностических карт учащихся.
4. Экскурсии на предприятия района.
- Посещение учащимися учебных заведений города в «Дни открытых дверей».
- Трудоустройство учащихся, желающих работать во время каникул.
- Провести «Недели защиты профессий»:
- в сфере обслуживания;
l в промышленности
l в науке.
l Проведение предметных недель
Организация работы курса ТДВ. 9 класс.
Консультация врача по теме: (здоровье и выбор профессии)
Беседы для учащихся «Требования профессии к здоровью»
проведение обзоров научно-популярной литературы по проф. ориентации.
- Совместная работа школы, предприятий, службы занятости населения, ССУЗов, ВУЗов.
- Организация экскурсий на предприятия города.
- Трудоустройство на время каникул подростков.
- Тестирование учащихся 8 классов, с целью выявления их профессиональной направленности
- Индивидуальные и групповые консультации учащихся и родителей по различной тематике профориентационной деятельности.
- Провести для учащихся выпускных классов:
1. Встречи со специалистами районной службы занятости населения по вопросам правовой и социальной защиты выпускников школы;
2. Ярмарка профессий;
3. экскурсии учащихся выпускных классов в учебные заведения города;
4. «Дни открытых дверей»
IV. Работа с родителями учащихся.
- Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции, факультативы.
- Индивидуальные и групповые консультации « Загадки вашего ребенка. Отчего зависит талантливость и успех?»
- Родительское собрание:
-хочу, могу, надо « Изучение склонностей и способностей ребенка (7-8кл);
-роль семьи в правильном профессиональном самоопределении подростка (9-11 кл)
- Конкурс семейных сочинений « Профессии нашей семьи»
- Привлечь родителей к организации и проведению экскурсий на предприятия, в учебные заведения.
Как результат нашей совместной работы школы с родителями вижу в повышении заинтересованности наших родителей в профессиональном определении учащихся выпускных классов, в стремлении родителей к тесному сотрудничеству и с классным руководителем, и с психологом, и со службой занятости города и области. В результате такого сотрудничества учащиеся уже в конце 9-го класса в большинстве своём уже четко знают, чего они хотят, целенаправленно выбирают профиль в средней школе и поступают в ВУЗы страны