Совместная работа школы и родителей по формированию готовности школьников к осуществлению профессионального выбора

Барабанова Лариса Геннадьевна

Совместная работа школы и родителей по формированию готовности школьников к осуществлению профессионального выбора

          Учитель физики и классный руководитель 9 класса МАОУ СОШ №1 г. Боровичи           

                            Новгородской области Барабанова Лариса Геннадьевна

 

 

            В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект- организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их особенностей и интересов, а также потребности общества.

 

           Профессия в современном мире является не целью, а средством, способом решения своих собственных социально- экономических проблем. Не случайно в современном мире очень легко получить второе, третье и какое угодно по счету направленности образование. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

 

          Не секрет, что привлечение родителей к совместной работе есть на сегодня одна из самых трудных задач школы. А залогом успеха в обучении и воспитании детей является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

 

          По различным вопросам и трудностям родители обращаются к педагогам. Это обучение и воспитание, решение конфликтных ситуаций и организация досуга, а также за повышением педагогической компетентности. Рассматривая проблемы, которые волнуют родителей и детей мы отметили, что вопрос профессионального самоопределения выпускников актуален для всех. Социально-экономическая ситуация в нашей стране диктует конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам. И осознанный выбор будущей профессии стал одной из острейших проблем современного общества.

 

          Работа по профессиональной ориентации школьников в образовательных учреждениях не всегда носит системный и комплексных характер. В основном в орбиту профориентации вовлечены учащиеся 9-11 классов. Не ведется пропедевтика профориентационной работы в начальной школе, практически «забыты» учащиеся 5-6 классов, а учащиеся 7-8 классов задействованы разовыми акциями. Не обеспечивается преемственность работы между ступенями обучения».

 

 

          В связи с этим возникла необходимость систематизировать работу по профориентации среди учащихся основной и средней школы.

 

         Ключевая идея работы - формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание реально и эффектно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения (ССПС).

 

Цель: Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, внедряя разные формы совместной работы классного руководителя и родителей по вопросам профориентации.

 

Задачи:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Формирование у школьников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

 

 

l  Привлечь к активной деятельности по вопросам профориентации родителей и других членов семей;

l  Ознакомить учащихся с профессиями родителей и ближайшего окружения;

l  Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональной ориентации школьников;

 

 

Вся работа строится на системе взаимодействия «Школа- семья- социум»

                   Принципы взаимодействия:

l  Сотрудничество                    

l  Добровольность

l  Вариативность

l  Оптимальность

l  Индивидуальность

l  Креативность

 

Работа осуществляется в 3 этапа:

 

Первый этап — пассивно-поисковый (этап профессионального выбора) — для учащихся 5-7 классов. Его цель — развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

 

Для реализации этих задач необходимо привлекать школьников к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда. Выявить сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу на классных часах, проводить экскурсии на предприятиях.

 

Второй этап — активно-поисковый — для учащихся 8-9 классов.

 

Его цель — помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9го класса).

 

На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах и через курс ТДВ (знакомство с миром профессии, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), оказывается помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим ведется индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивают тематические родительские собрания, привлекают школьников к работе в каникулярное время.

 

Третий этап — профессиональное определение учащихся 10-11 классов.

 

Его цель — подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

 

  Организационно-методическая работа.

 Информационно-аналитическая деятельность.

  1. Создать банк методических материалов по профориентации

     а) методики изучения личности в профориентационных целях;

     б) дифференциально-диагностические опросники;

     в) карты интересов;

     г) наборы тестов;

     д) наборы анкет и т. д.

     е) разработки классных часов, игр, рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

2. Создать банк данных об учебных заведениях города.

3. Оформить сменный информационный стенд по профориентации

4. Создать базу данных «Профессии, с которыми знакомит предмет»

 

2. Проведение классных часов:

  1. мир профессий
  2. путь в профессию
  3. трудовая родословная моей семьи

3. Выпуск стенгазет, написание рефератов, конкурсы сочинений о профессиях.

4. Посещение городского центра занятости.

5. Провести конкурсы «Юные модельеры», «Юные кулинары» на уроках технологии.

 

9-11 классы

1.Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности.

2. Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся.

3.Введение профдиагностических карт учащихся.

4. Экскурсии на предприятия района.

  1. Посещение учащимися учебных заведений города в «Дни открытых дверей».
  2. Трудоустройство учащихся, желающих работать во время каникул.
  3. Провести «Недели защиты профессий»:

- в сфере обслуживания;

l  в промышленности

l  в науке.

l  Проведение предметных недель

Организация работы курса ТДВ. 9 класс.

 Консультация врача по теме: (здоровье и выбор профессии)

Беседы для учащихся «Требования профессии к здоровью»

проведение обзоров научно-популярной литературы по проф. ориентации.

 

 

  1. Совместная работа школы, предприятий, службы занятости населения, ССУЗов, ВУЗов.

 

  1. Организация экскурсий на предприятия города.
  2. Трудоустройство на время каникул подростков.
  3. Тестирование учащихся 8 классов, с целью выявления их профессиональной направленности
  4. Индивидуальные и групповые консультации учащихся и родителей по различной тематике профориентационной деятельности.
  5. Провести для учащихся выпускных классов:

1.   Встречи со специалистами районной службы занятости населения по вопросам правовой и социальной защиты выпускников школы;

2.   Ярмарка профессий;

3.   экскурсии учащихся выпускных классов в учебные заведения города;

4.   «Дни открытых дверей»

 

IV. Работа с родителями учащихся.

  1. Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции, факультативы.
  2. Индивидуальные и групповые консультации «  Загадки вашего ребенка. Отчего зависит талантливость и успех?»
  3. Родительское собрание:

-хочу, могу, надо « Изучение склонностей и способностей ребенка (7-8кл);

-роль семьи в правильном профессиональном самоопределении подростка (9-11 кл)

  1. Конкурс семейных сочинений « Профессии нашей семьи»
  2. Привлечь родителей к организации и проведению экскурсий на предприятия, в учебные заведения.

 

      Как результат нашей совместной работы школы с родителями вижу в повышении заинтересованности наших родителей в профессиональном определении  учащихся выпускных классов, в стремлении родителей к тесному сотрудничеству и с классным руководителем, и с психологом, и со службой занятости города и области. В результате такого сотрудничества учащиеся уже в конце 9-го класса в большинстве своём уже четко знают, чего они хотят, целенаправленно выбирают профиль в средней школе и поступают в ВУЗы страны