Главные вкладки
Логачева Галина Викторовна
Сайт учителя-логопеда детского сада
Профессия: Учитель-логопед
Профессиональные интересы: Логопедия
Увлечения: Фотография, кулинария, карвинг, музыка
Регион: Краснодарский край
Населенный пункт: г. Горячий Ключ
Место работы: МАДОУ ЦРР Детский сад №3
Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/logacheva-galina-viktorovna
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/about_me.png)
О себе
Образование: ККИДППО г. Краснодар
Специальность: учитель-логопед
Общий педагогический стаж: 38 лет
Стаж по специальности: 18 лет
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/knigi.png)
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/vzgljad.png)
Мой взгляд на мир
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/dostizh.png)
Мои достижения
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/portfolio.png)
Моё портфолио
Актуальность опыта.
Все мы хорошо знаем, какое большое значение для развития ребёнка имеют стихи. Они встречают его на пороге жизни – в песенках, потешках, сказках и др., и сопровождают его интересы от самых казалось - бы простых, до таких которые связаны с основными жизненными понятиями. Они формируют личность человека – и конечно в первую очередь это развитие речи и умственное развитие, и эстетическое, и нравственное – доброта, честность, смелость и т.д., это и психологические процессы – память, внимание.
Воспитывая детей средствами поэтической литературы, включаю в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтических произведений и воспроизведение некоторых небольших и несложных стихотворений и сказок. Связь между этими процессами выражается в том, что от уровня восприятия детей зависит качество воспроизведения ими поэтических произведений.
В процессе общения с искусством, в данном случае с поэзией, отчётливо выявляется свойственное детскому возрасту активное отношение ко всему окружающему. У детей возникает желание в той или иной мере воспроизвести прослушанное.
Дошкольная педагогика рассматривает выразительное чтение как деятельность, которая способствует развитию и обогащению личности ребёнка, особенно его эмоциональной сферы, содействует развитию его творческих способностей. Орудием этой деятельности является речь, причём речь, обладающая такими специфическими качествами, как чёткость дикции, выразительность и эмоциональность.
В разговорной речи дети выражают свои собственные мысли и чувства. При чтении же наизусть они должны уметь передать мысли и чувства автора произведения, своё эмоциональное отношение к тому. О чём в нём говориться. Для этого необходимо осмыслить содержание произведения, испытать чувства, переданные в нём, и выразить их, пользуясь существующими средствами: интонациями, паузами и пр. способности, умения, которые он приобретает, обучаясь читать стихи, помогают ему повысить качество и своей разговорной речи. Точность и полнота выражения мыслей требует достаточного запаса слов, умения пользоваться словами и выражениями переносного, образного значения, обогащающими речь.
Поэзия раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать героям стихов, дети начинают замечать настроения близких и окружающих его людей. В них пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброта, протест против несправедливости.
Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал её», - писал В.Г.Белинский.
Чувства ребёнка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его педагог. Поэзия помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи, она учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его нравственные представления. Знакомство ребёнка с поэзией начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки, былины.
Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих произведений. Наконец детям читают авторские сказки и стихи, доступные им.
Народ – непревзойдённый учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдёте такого идеального расположения труднопроизносимых звуков (чистоговорки), такого удивительно продуманного сведения рядом слов (скороговорки), едва отличающихся друг от друга по звучанию. А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших поэтических образах в духе гуманности дети сами становятся более справедливыми. Учатся защищать обиженных и слабых и наказывать злых. Сказка является одним из элементов культуры и прежде всего её эстетического слагаемого.
Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и нереальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий её ребёнок имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять её «небытийную», нереальную сторону. Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, нереальному миру. При этом социализируется вся сенсорная система ребёнка: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.
Поэтико-прозаическая природа сказки открывает широкие возможности для педагогов-практиков, которые в ходе занятий могут развивать как поэтические, так и прозаические способности детей. Педагог-новатор найдёт возможность перевести народный прозаический вариант сказки в авторско-поэтический или наоборот. Учитывая необходимость развития всех органов восприятия слушателя, к сказке можно подключить и музыкально-хореографические образные ритмы. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. О «сказкотерапии» давно уже говорят в литературе. Подразумевая её психотерапевтический (лечебный) эффект. Лечебная функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). В сказке присутствуют и функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны ребёнка от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведения и пр. Иначе говоря, сказка выполняет и лечебную и профилактическую функцию, цель которой сохранение и развитие индивидуального здоровья ребёнка, утверждение здорового образа жизни. Рассматривая сказку с позиции литературоведения, педагогики и логопедии нужно выделить её способность формировать языковую культуру ребёнка, овладение им многозначностью речи. Лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухо-речевую память детей. При слушании и чтении сказок происходит развитие речевой культуры ребёнка. При этом развиваются обе основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Если экспрессивная функция формирует вербальную основу языка ребёнка, то коммуникативная развивает социальные качества - способность к общению, к пониманию, к диалогу. Сказка даёт великолепный общий язык для логопеда, работающего с детьми. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у логопеда (тем более, что это логопед чего-то хочет от ребёнка). Язык сказки их естественно сближает. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
В настоящее время сказка становится преимущественно авторской, она приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, ставит перед собой иные задачи. Но она не утрачивает связи с фольклором.
Происходит это потому, что писатель, сочиняющий для детей сказку, продолжает оставаться, несмотря на богатство своей фантазии, представителем того языка и той культуры, которой он принадлежит. Авторская сказка имеет различные формы: есть сказки-поэмы, сказки-рассказы, сказки-легенды, сказки–предания, сказки-аллегории и т.д. может, не столь важно, как мы определяем сказку – как народную, литературную или авторскую, важно, чтобы сказка оставалась такой, какая она есть: доброй и строгой, нежной и поэтической, справедливой и умной. Если же сказка не учит добру и любви, если в ней нет нравственного зерна – это уже не сказка, а какая-нибудь другая история, которая названа её именем. Но отличить их друг от друга дети сумеют, потому что детское ухо не обманешь. Они быстро отличают фальшь и сладенькую ложь от правды, настоящую интересную и умную сказку – от бессмысленного нагромождения фраз. Детям свойственна любовь к музыке, в частности к ритму. Предоставляемая сказкой возможность складывать слова в стихи, подбирать рифму, что-то рассказывать, передавать новую информацию при помощи поэтического текста вызывает неподдельный интерес. Поэтому сказка, рассказанная в стихах, запоминается легче. Легче выучить алфавит, если у каждой буквы есть небольшая история или ярко звучащее описание: «Ягод нет кислее клюквы. Я на память знаю буквы» - помним мы с детства. Легче заучить правила дорожного движения, названия овощей, фруктов, посуды, мебели – словом, всё, что составляет окружающий мир ребёнка, мир с его историей, будущим и настоящим.
Мы предлагаем детям знание об этом мире, отраженное в стихах, записанное простым, понятным и весёлым языком. Никто не говорит о том, что стихотворные авторские сказки – единственно верное средство познакомить детей с традициями народа, с информацией о себе и окружающем мире. Но использование авторских сказок в качестве основы театрализованной деятельности детей позволяет сделать их жизнь интересней и содержательней, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой и в программе «Подготовка детей к школе детей с ОНР» под редакцией Т.Филичевой и Г.Чиркиной уделяется внимание знакомству детей с поэзией, но упор делается на развитие художественно-речевых исполнительских навыков и общее знакомство со стихами. То, что это прекрасное пособие для стеснительных детей, чтобы раскрепостить их, развить память и внимание, стать полноправными членами коллектива не учитывается. Поэтому данному виду деятельности нужно уделить большее внимание. Особенно это актуально для детей с задержкой речи.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети овладевают основным словарным запасом, учатся чуткости к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается у детей с дефектным произношением. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невнятной и невыразительной.
Анализируя деятельность общения у детей с отклонениями в развитии речи, выяснилось, что у них страдает не только вербальная коммуникация, у них
нарушена синхронность, согласованность двойной связи: коммуникативной (вербальной) и метакоммуникативной (двигательной, эмоциональной, интонационной, жестовой). Снижается способность не только самовыражения, но и восприятия. Задержка или отсутствие активной речи влияют на психическое и эмоционально-волевое развитие детей. В результате возникает негативизм, замкнутость, боязнь общения и т.д. И если при индивидуальной работе с детьми, прежде всего, учитывается, своеобразие дефекта каждого, то при фронтальной работе первостепенной задачей становится поиск средств, позволяющих раскрепостить речь или сопровождать её, что и позволяет каждому ребёнку решить перечисленные выше проблемы. Считаю, что одним из таких средств являются стихи.
Наблюдения в природе дают повод для чтения русской лирики – Пушкина, Фета, Есенина, именно они позволяют почувствовать поэтичность образов, понять, что в будничных явлениях можно рассказать красиво, почувствовать ритмичность, музыкальность, напевность стихотворной речи.
Ребёнку не просто запомнить то, что оставляет его равнодушным, что не связано с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением, поэтому всегда стараюсь подобрать такие стихи, которые помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.
Опыт работы показывает: с помощью стихов можно увлечь любого ребёнка. Довести до его сознания любой образ и привить любовь к русской культуре и языку. Не реклама, не боевики, не страшные картинки новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрым, прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд и простым, обыденным.
Убеждена, что именно стихи всегда помогут найти путь к любому детскому сердцу, ведь, как отмечал В.Г.Белинский «…поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже, потом передаётся голове».
Включение поэзии в процесс воспитания, обучения и развития детей необходим ещё и потому, что современный человек любого возраста, как правило, испытывает дискомфорт от своего существования. И если мы сумеем научить детей ощущать красоту, изумляться дивным творениям рук человеческих, красотой природы, то вырастим человека высокой культуры чувств, а открывать детям красоту мира можно и нужно через музыку слова, которое несёт радость и грусть.
В коррекционной работе с детьми уделяю большое внимание знакомству детей со стихами. Поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, при постановке, при автоматизации звуков, в пальчиковой и артикуляционной гимнастике, во время игр, при рассматривании картин и иллюстраций, во время физкультминуток, при входе и выходе из кабинета.
Для детей старших и подготовительных групп регулярно проводятся поэтические развлечения. Дети познакомились с поэзией С.Михалкова на вечере посвященном его юбилею, со стихами о войне, к Дню Победы, о матери к дню Матери, о лете в развлечении «Дед Мороз и лето». На базе логопункта несколько лет работал кружок «Риторика», в котором дети учились правильно и красиво рассказывать стихи. Итогом этого обучения стали выступления детей не только в детском саду, но и на городских мероприятиях. На праздниках « День Победы», «День защитника Отечества», «8 Марта», профессиональных праздниках жителей города и др.
В коррекционной работе постоянно приходится сталкиваться с тем, что большинство детей попадающих на логопункт очень закомплексованы. Чувствуя свой дефект, они стесняются, и в результате неохотно идут на контакт с окружающими и не только взрослыми, но и детьми. Чем тяжелее нарушение речи, тем более скован ребёнок. Обычно такие дети первые занятия ничего не делают, а только наблюдают. Таких детей трудно растормошить, заинтересовать, привлечь их внимание, Пришлось искать выход – помогли стихи. Простые потешки, которые все используют для пальчиковой гимнастики, оказались прекрасным лекарством для поднятия духа детей. Потешки не звучат буднично, не выразительно, монотонно. Дети читают их с разным настроением, интонационной выразительностью, при этом активно используется мимика и жесты. Ещё не было случая, чтобы замкнутый ребёнок не включился в игру, особенно когда потешка произносится радостно, весело. Позже потешки читаются с различным настроением (грусть, зло, удивление, печаль, испуг и т.д.), но начинать надо только с позитива. 2-3 занятия и стеснительные дети принимают активное участие в работе. Без стихов не обходится постановка, и автоматизация звуков, без них эта работа просто немыслима. Но заучивание и рассказывание чистоговорок, скороговорок и стихов должно быть также необычным. Все логопеды знают, что автоматизация звука в речи это нудное, монотонное, многоразовое повторение одного и того же материала. Дети быстро устают и теряют к занятию интерес.А если в чистоговорках прослеживается сюжетная линия, они обыгрываются, театрализуются, тогда материал запоминается быстрее и легче.
Я люблю поэзию и сама немного «складываю рифмы», поэтому, может быть и получилось так, что на занятиях с детьми больше звучат поэтические строки, чем проза. Читая с детьми стихи, вижу, что они чувствуют и понимают, что в стихах есть рифма, поэтому использую игры, при помощи которых можно развить чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи и развития интонационной выразительности речи. Это игры-стихи: «Подскажи словечко». Например: изучая тему «Посуда» появились такие стишки:
Всем готовлю чай, отвар
Я пузатый …..(самовар).
В армии я был – полковник,
А на кухне я …….(половник).
Очень важный, как начальник
На столе горячий ….(чайник). И т.д.
А потом появилась сказка «Ночной переполох», в которой в сказочной форме рассказывается детям, какая бывает посуда и для чего она нужна. Ещё раньше на суд садовских зрителей была представлена сказка «Гуси-лебеди». И дети узнали, что сказки можно рассказывать по-разному и не только прозой, но и стихами. Дважды по сказке ставились спектакли, которые готовились при активном участии детей. Главные роли в сказке играли дети имеющие нарушение звукопроизношения и комплексовавшие по этому поводу среди сверстников. С поставленной перед ними задачей они справились отлично. После участия в спектакле эти дети стали более раскрепощёнными и коммуникабельными. И в этом немало важную роль, думаю, сыграло то, что сказка была в стихах, так как детям порою сложнее произносить прозу, нежели стихи, они легче ложатся на слух, быстрее запоминаются, потому что ритмические и певучие, а песни как известно запоминаются легко.
Анализируя работу о значении поэтического слова для логопедической практики по коррекции речи можно сделать следующие выводы:
· Стихи отвлекают внимание ребёнка от речевого неумения и побуждают к активному речевому поведению, общению.
· Стихи развивают и нормализуют эмоциональную сферу. Элементы юмора радуют детей, способствуют снятию телесного напряжения, создают благоприятную эмоциональную атмосферу, активизируют память и внимание.
· Стихи развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
· Стихи помогают развитию чёткой дикции, голоса, тембра и интонационной выразительности.
Подводя итоги за проработанный период 2006-2009г.г. можно сделать следующие выводы:
97% детей обучающихся на логопункте проходят адаптацию быстрее, когда в обучении используются поэзия. Дети становятся раскрепощенными, спокойными, быстрее исчезает страх перед логопедом и кабинетом, который обычно путают с медицинским.
90% детей без особого труда справляются с автоматизацией поставленных звуков в речи и уходят в школу подготовленными, у них хорошая память и внимание.
95% детей уходят в школу с хорошо развитой общей и мелкой моторикой.
95% детей имеют чёткую дикцию, умеют пользоваться своим голосом, тембром и темпом речи, владеют интонационной выразительностью, мимикой и жестами.
90% имеют навыки выразительного чтения стихотворений.
В чём актуальность моей работы? Может быть в том, что используя богатый поэтический материал, пытаюсь превратить довольно нудную работу по постановке звуков в более привлекательную для детей, и они с радостью бегут на занятие. Детям нравится читать и слушать стихи, обыгрывать их или смотреть, как это делаю я. А может быть в том, что мне доставляет удовольствие читать стихи и сочинять их, и хочется поделиться этим со своими коллегами.
Стало традицией, что к каждому выпуску детей к школе, пишу новые слова к знакомым мелодиям. Их накопилось немало. Я не поэт и никогда не причисляла себя к ним, но когда во время исполнения песен на глазах у детей появляются слёзы, испытываю чувство удовлетворения от того, что смогла своими стихами разбудить их сердца.