Главные вкладки
Лийка Владимир Владимирович
сайт учителя математики
Профессия: преподаватель, математик
Профессиональные интересы: математика, информатика, программирование
Увлечения: рыбалка, цветоводство
Регион: Ставропольский край
Населенный пункт: г. Новопавловск, Кировский район
Место работы: МБОУ "Новопавловская СОШ №2"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/liyka-vladimir-vladimirovich«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
Семья - одинтиз шедевров природы.
О себе
Я, работаю учителем много лет.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Сухомлинский Василий Александрович - Сердце отдаю детям.
Мои достижения
Рассмотрено Руководитель МО ________/_________/ (Ф. И. О) Протокол № ____ от «____»_________2013г |
| Утверждаю Руководитель (ОУ ) ________/_________/ (Ф. И. О) «____»_________2013г |
Согласовано Заместитель руководителя по УВР (О У) ________/_________/ (Ф. И. О) «____»_________2013г |
|
|
Рабочая программа педагога
_________________________
Ф.И.О., категория
по математика 5 класс
2013-2014 учебный год
Настоящая рабочая программа по математике для 5 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №____» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта и следующих нормативных документов: 1) ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; 2) Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67с. – (Стандарты второго поколения) для классов, изучающих предмет по новым стандартам базового уровня. С учетом авторской программы «Математика. 5класс» Н.Я. Виленкин, В.И. Жохова, изд. Мнемозина, 2013г. Примерная программа по математике конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умения действовать по заданным алгоритмам и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как все больше специальностей связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многие другие). Следовательно, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. С помощью объектов математических умозаключений и правил их конструирования вскрывается механизм логических построений, вырабатываются умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается логическое мышление.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Ее необходимым компонентом является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Таким образом, значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение следующих целей обучения математике в школе:
—овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
—интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
—формирование представлений о математических идеях и методах;
—формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
—формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи формулируются в соответствии с ФГОС и с учетом особенностей общеобразовательного учреждения. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся.
Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в образовательном стандарте, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться минимальным уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование современных технических средств. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
Задачами изучения курса математики в 5 классе являются: систематическое развитие понятия числа; выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс математики строится на индуктивной основе, с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, приобретают навыки построения геометрических фигур и использования инструментов для вычислений и измерений геометрических величин, получают начальные сведения о вычислениях на калькуляторе, продолжают знакомство с геометрическими понятиями.
Перечень учебно-методических средств обучения (литература издательства «МНЕМОЗИНА»):
1. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. — М., 2013.
2. Жохов В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М., 2012.
3. Жохов В. И. Математика. 5 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, И.М.Митяева. — М., 2012.
4. Жохов В. И. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов. — М., 2010.
5. Депман И. Я. За страницами учебника математики : книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М., 200
В учебное издание примерной (типовой) и авторской учебной программы: Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6 классы / авт.-сост. В. И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2009., составленной на 170 часов (в том числе 14 контрольных работ), на основании которой создана Рабочая программа, внесены изменения:
Рабочая программа рассчитана на изучение материала курса математики только 5-го класса.
Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков составлены в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении, промежуточной и итоговой аттестации учащихся 5-х классов в соответствии с соответствующими Положениями в образовательном учреждении.
Рабочая программа в достаточной мере обеспечена учебно-методическим комплексом, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки РФ
Содержание разделов Рабочей программы, «Требования к уровню математической подготовки учащихся»
1.Натуральные числа и шкалы. (18ч)
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.
Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи.
В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному штриху на координатном луче.
Требования к математической подготовке учащихся по разделу «Натуральные числа и шкалы».
В результате изучения данного раздела математики учащиеся должны:
—правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты — в виде десятичной или обыкновенной дроби);
—сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
—выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (24 ч)
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Требования к математической подготовке учащихся по разделу «Сложение и вычитание натуральных чисел». В результате изучения этого раздела математики учащиеся должны: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложения и вычитания).
3. Умножение и деление натуральных чисел (30 ч)
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Требования к математической подготовке учащихся по разделу «Сложение и вычитание натуральных чисел». В результате изучения этого раздела математики учащиеся должны: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие степени (с натуральным показателем), квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на ... (в ... раз)», «меньше на ... (в ... раз)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и пройденным путем; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнения так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4. Площади и объемы (16 ч)
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Требования к математической подготовке учащихся по разделу. В результате изучения этого раздела математики учащиеся должны: расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. При изучении темы учащиеся встречаются с формулами.
Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (29 ч)
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Требования к математической подготовке учащихся по разделу. В результате изучения этого раздела математики учащиеся должны: познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 ч)
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Требования к математической подготовке учащихся по разделу. В результате изучения этого раздела математики учащиеся должны: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться того, чтобы у учащихся сформировалось четкое представление о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умение читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (32 ч)
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Требования к математической подготовке учащихся по разделу. В результате изучения этого раздела математики учащиеся должны: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (20 ч)
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Требования к математической подготовке учащихся по разделу. В результате изучения этого раздела математики учащиеся должны: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Важно выработать содержательное понимание у учащихся смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерение и построение углов.
Круговые диаграммы дают представление учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
9. Повторение. Решение задач (17 ч)
Требования к математической подготовке учащихся по разделу. В результате изучения раздела учащиеся должны: повторить и систематизировать материал курса математики 5 класса.
Результаты освоения учебного предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
• уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
• представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы её развития и значимость для развития цивилизации;
• вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
• уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
• иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
• уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;
• уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
• овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• уметь работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
• развить представления о числе, овладеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметра, площади и объема фигур.
Календарно-тематическое планирование по математике 5 класс к учебнику Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5. – М.: Мнемозина, 2013.
№п/п | Дата | Тема урока | Универсальные учебные действия | Требования к уровню подготовки учащихся
| |||
личностные
| метапредметные познавательные
| метапредметные коммуникативные
| метапредметные регулятивные | ||||
Натуральные числа и шкалы |
|
|
|
|
| ||
1
|
| Обозначение натуральных чисел.Урок. Изучение и первичное закрепление новых знаний | независимость и критичность мышления;
| совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
| совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
|
| читать и записывать многозначные числа. |
2 |
| Обозначение натуральных чисел.Урок. Закрепление новых знаний (беседа); | – воля и настойчивость в достижении цели.
|
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
|
| отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; | читать и записывать многозначные числа |
3 |
| Обозначение натуральных чисел. Урок. Групповой контроль. |
|
|
| уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | читать и записывать многозначные числа |
4 |
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.Урок приобретения новых умений и навыков. |
|
|
|
| понятие отрезка, понятие треугольника, понятие длины отрезка |
5 |
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.Уро. групповой и индивидуальный контр. |
|
| совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
|
| строить отрезок, строить треугольник, измерять длину отрезка, сравнивать отрезки, находить стороны и вершины треугольников, многоугольников. |
6 |
| Плоскость. Прямая. Луч.
Урок приобретение и закрепление новых навыков. С/Р. |
|
|
| понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
| понятие плоскости, прямой, луча, дополнительных лучей.
|
7 |
| Плоскость. Прямая. Луч. Урок практикум. |
| работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
|
|
| находить и называть прямую на чертеже, строить ее по двум точкам; чертить лучи, находить их на чертеже, называть. |
8 |
| Шкалы и координаты.
Урок приобретения новых умений и навыков |
|
|
| совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); | понятие шкалы, деления шкалы, координатного луча.
|
9 |
| Шкалы и координаты.Урок закрепления умений и навыков |
|
| совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
|
| определить на шкале единичный отрезок. Строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам. |
10 |
| Шкалы и координаты. . Урок практикум. |
| совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; |
|
| определить на шкале единичный отрезок. Строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам. |
11 |
| Меньше или больше.Лекция |
|
|
|
| понятие сравнения, разрядов чисел. |
12 |
| Меньше или больше. Комбинированный урок. |
| – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
|
|
| сравнивать натуральные числа с одинаковым количеством цифр, с разным числом цифр |
13 |
| Меньше или больше.Урок практикум |
| составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
|
|
| сравнивать натуральные числа с одинаковым количеством цифр, с разным числом цифр |
14 |
| Контрольная работа№1. по теме: «Натуральные числа и шкалы»Урок контроля и оценки знаний учащихся. |
|
| умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений |
| обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. |
15 |
| Анализ контрольной работы.Урок коррекции знаний учащихся. |
|
|
| в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
| Работа над ошибками |
Материально-техническое обеспечение.
Интернет-ресурсы:
1) Я иду на урок математики (методические разработки). - Режим доступа: www.festival. lseptember.ru
2) Уроки, конспекты. - Режим доступа: wvwv.pedsovet. ru
Информационно-коммуникативные средства:
Презентации по различным темам «Математика. 5 класс».
Наглядные пособия:
1) Портреты великих ученых-математиков.
2) Демонстрационные таблицы.
Технические средства обучения:
1) Компьютер.
2) Видеопроектор.
Учебно-практическое оборудование:
1) Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2) Ящики для хранения таблиц.
Специализированная мебель:
Компьютерный стол.
Список литературы
1. Жохов, В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов,
Л. Б. Крайнева. - М.: Мнемозина, 2011.
2. Жохов, В. И. Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. - М.: Мнемозина, 2011.
3. Жохов, В. И. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М.: Мнемозина, 2011.
4. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1: учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2011.
5. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. - М.: Мнемозина, 2011.
7.Агаханов, Н. X. Математика. Всероссийские олимпиады. 5-11 классы / Н. X. Агаханов. - М.: Просвещение, 2010.
8.Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов : книга для учителя / Е. Б. Арутюнян. - М.: Просвещение, 2010.
9.Фарков, А. В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А. В. Фарков. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
10.Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков. - М.: Классике Стиль, 2010.
11.Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2010.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты