Главные вкладки
Вохмина Лидия Фёдоровна
сайт учителя начальных классов Вохмина Лидия Федоровна
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: знакомство с новыми технологиями
Увлечения: путешествия чтение книг
Регион: Санкт-Петербург
Населенный пункт: Сестрорецк, Курортный район
Место работы: гимназия № 433
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lidiya-vohminaКаждый человек имеет право на ошибку, но ошибки надо исправлять.
Размышления о современном уроке.
Согласно формулировке ФГОС сегодня недостаточно, чтобы цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник . Сегодня нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. М.Г.Ермолаева в своей книге «Современный урок: анализ, тенденции, возможности» пишет, что можно говорить о новом движении под девизом «Сделай сам», которое заключается в самостоятельном управлении всей своей жизнью.
Для обеспечения образовательного результата, как формирование самостоятельности учащихся, уже в начальной школе надо создавать условия для реализации субъектной активности учащихся, становления их субъектами, авторами учебной деятельности.
В современной школе урок был и остаётся основной формой учебного процесса. Но урок обретает новые черты, где при взаимодействии учителя и учащихся становится усвоение учебной информации. Усвоенным на уроке считается то содержание, которым ученик овладел как субъект учебной деятельности, т.е. осмысленно и осознанно. Понять уровень осознанности и осмысленности помогает диалог учителя с учеником.
На современном уроке учителю необходимо пользоваться местоимением «мы», т.к. только этот вариант позволяет ребятам ощутить возможность сотрудничества.
Каждый современный урок должен учащихся учить учиться, а это:
· увеличение доли метазнаний – знаний о знаниях и способах их приобретения, методах их проверки
· увеличение доли нестандартных задач и нестандартных учебных ситуаций, позволяющий ребёнку актуализировать свой опыт – как учебный, так и накопленный в жизненной практике
· разработка методических приёмов достижения учащимися понимания учебного материала, интерпретации усвоенного знания
У разных детей умение учиться складывается неравномерно: у одних западает личностно – смысловой компонент, у других - когнитивный, т,е. осознанность действий, понимание того, что и как надлежит делать, у третьих – затруднено формирование умений .
Всем известна истина: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться», но беда в том, что 50% поступающих в школу учиться не хотят, к декабрю первого полугодия нежелающих учиться прибавляется ещё 20%.
Причины: 1- перегрузки, 2 – психологическая безопасность.
Психологическая безопасность – связана с оценочным суждением учителя, которое, зачастую, бывает отрицательным. Чтобы справиться с этим предполагается владение учителем основами педагогики успеха, его умением создать ситуацию успеха для каждого
ученика. Согласно этому правилу любой отзыв начинается с «плюса» - констатируется ,в чём ученик молодец, что ему удалось. Даже, если работа выполнена на «2», учитель говорит: «Спасибо, что ты взялся за работу, попытался решить пару примеров, проявил усердие, желание справиться с поставленными задачами. Но пока получилось не всё».
Теперь идёт констатация «минуса» - что не получилось, почему и что надо сделать для исправления результата. Закончить отзыв ещё одним «плюсом» -
это утверждение учителя о наличии у ученика резерва, ресурс сил, которые позволят ему справиться с поставленными задачами.
Существенным моментом современного урока является рефлексия. Освоение происходит, когда в дело включается рефлексия, за счёт которой выделяются схемы деятельности - способы решения задач или рассуждения. Рефлексия как образовательная деятельность связана с содержанием предметных знаний и обращена к субъекту этой деятельности.
Рефлексия – это не только припоминание главного из урока или формулирование выводов, но осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика и учителя. Учащийся не только осознаёт сделанное, но осознаёт, то как это сделано. Можно утверждать, что результативность обучения возрастает благодаря этапу осознания деятельности – собственной и коллективной. Рефлексия позволяет осознать сам метод, который привёл к этой активной познавательной деятельности.
Организация рефлексии учащихся на уроке должна включать следующие шаги:
1. Предметная деятельность должна быть остановлена или завершена.
2.Последовательность выполненных действий надо восстановить.
3. Осмыслить последовательность действий с точки зрения эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам.
4. Выявить и сформулировать результаты рефлексии: предметная деятельность, способы деятельности, предположения будущей деятельности, Общее состояние – эмоциональный и психологический настрой.
5. Личная динамика – что изменилось в самом участнике деятельности
Рефлексии надо обучать с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание тому, что они делают и что с ними происходит, т.к. ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения знаний, не обнаруживают причин своих проблем и результатов, затрудняются сказать, что происходит в их деятельности.
Формы образовательной рефлексии различны – устное обсуждение , письменное анкетирование, графическое изображение. Например,
· -вопросы, построенные по принципу незаконченного предложения ,как :
«На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…»
«На уроке меня порадовало…, я похвалил себя…, особенно мне понравилось…»
· «После урока мне захотелось…, я мечтаю о …»
Рефлексия в конце урока – возможность каждому осознать полезность происшедшего для себя, свои промахи и удачи, повод задуматься, что имеет смысл закрепить и освоить, а какие из собственных приёмов познания нуждаются в совершенствовании.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/about_me.png)
О себе
Работаю учителем более 40 лет. Люблю свою работу, люблю детей начальной школы. Они чисты, наивны, доверчивы, на мир смотрят широко открытыми глазами.Они способны удивляться.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/knigi.png)
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Александр Пушкин, Николай Лесков, Виктор Астафьев
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/vzgljad.png)
Мой взгляд на мир
Позитивный.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/portfolio.png)
Моё портфолио
Размышления о современном уроке.
Согласно формулировке ФГОС сегодня недостаточно, чтобы цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник . Сегодня нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. М.Г.Ермолаева в своей книге «Современный урок: анализ, тенденции, возможности» пишет, что можно говорить о новом движении под девизом «Сделай сам», которое заключается в самостоятельном управлении всей своей жизнью.
Для обеспечения образовательного результата, как формирование самостоятельности учащихся, уже в начальной школе надо создавать условия для реализации субъектной активности учащихся, становления их субъектами, авторами учебной деятельности.
В современной школе урок был и остаётся основной формой учебного процесса. Но урок обретает новые черты, где при взаимодействии учителя и учащихся становится усвоение учебной информации. Усвоенным на уроке считается то содержание, которым ученик овладел как субъект учебной деятельности, т.е. осмысленно и осознанно. Понять уровень осознанности и осмысленности помогает диалог учителя с учеником.
На современном уроке учителю необходимо пользоваться местоимением «мы», т.к. только этот вариант позволяет ребятам ощутить возможность сотрудничества.
Каждый современный урок должен учащихся учить учиться, а это:
· увеличение доли метазнаний – знаний о знаниях и способах их приобретения, методах их проверки
· увеличение доли нестандартных задач и нестандартных учебных ситуаций, позволяющий ребёнку актуализировать свой опыт – как учебный, так и накопленный в жизненной практике
· разработка методических приёмов достижения учащимися понимания учебного материала, интерпретации усвоенного знания
У разных детей умение учиться складывается неравномерно: у одних западает личностно – смысловой компонент, у других - когнитивный, т,е. осознанность действий, понимание того, что и как надлежит делать, у третьих – затруднено формирование умений .
Всем известна истина: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться», но беда в том, что 50% поступающих в школу учиться не хотят, к декабрю первого полугодия нежелающих учиться прибавляется ещё 20%.
Причины: 1- перегрузки, 2 – психологическая безопасность.
Психологическая безопасность – связана с оценочным суждением учителя, которое, зачастую, бывает отрицательным. Чтобы справиться с этим предполагается владение учителем основами педагогики успеха, его умением создать ситуацию успеха для каждого
ученика. Согласно этому правилу любой отзыв начинается с «плюса» - констатируется ,в чём ученик молодец, что ему удалось. Даже, если работа выполнена на «2», учитель говорит: «Спасибо, что ты взялся за работу, попытался решить пару примеров, проявил усердие, желание справиться с поставленными задачами. Но пока получилось не всё».
Теперь идёт констатация «минуса» - что не получилось, почему и что надо сделать для исправления результата. Закончить отзыв ещё одним «плюсом» -
это утверждение учителя о наличии у ученика резерва, ресурс сил, которые позволят ему справиться с поставленными задачами.
Существенным моментом современного урока является рефлексия. Освоение происходит, когда в дело включается рефлексия, за счёт которой выделяются схемы деятельности - способы решения задач или рассуждения. Рефлексия как образовательная деятельность связана с содержанием предметных знаний и обращена к субъекту этой деятельности.
Рефлексия – это не только припоминание главного из урока или формулирование выводов, но осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика и учителя. Учащийся не только осознаёт сделанное, но осознаёт, то как это сделано. Можно утверждать, что результативность обучения возрастает благодаря этапу осознания деятельности – собственной и коллективной. Рефлексия позволяет осознать сам метод, который привёл к этой активной познавательной деятельности.
Организация рефлексии учащихся на уроке должна включать следующие шаги:
1. Предметная деятельность должна быть остановлена или завершена.
2.Последовательность выполненных действий надо восстановить.
3. Осмыслить последовательность действий с точки зрения эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам.
4. Выявить и сформулировать результаты рефлексии: предметная деятельность, способы деятельности, предположения будущей деятельности, Общее состояние – эмоциональный и психологический настрой.
5. Личная динамика – что изменилось в самом участнике деятельности
Рефлексии надо обучать с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание тому, что они делают и что с ними происходит, т.к. ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения знаний, не обнаруживают причин своих проблем и результатов, затрудняются сказать, что происходит в их деятельности.
Формы образовательной рефлексии различны – устное обсуждение , письменное анкетирование, графическое изображение. Например,
· -вопросы, построенные по принципу незаконченного предложения ,как :
«На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…»
«На уроке меня порадовало…, я похвалил себя…, особенно мне понравилось…»
· «После урока мне захотелось…, я мечтаю о …»
Рефлексия в конце урока – возможность каждому осознать полезность происшедшего для себя, свои промахи и удачи, повод задуматься, что имеет смысл закрепить и освоить, а какие из собственных приёмов познания нуждаются в совершенствовании.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты