Главные вкладки
Лебедева Наталья Фридриховна
Социальная помощь
Профессия: Преподаватель
Профессиональные интересы: Социальные услуги
Увлечения: Стихи
Регион: Свердловская область
Населенный пункт: Краснотурьинск
Место работы: Краснотурьинский индустриальный колледж
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lebedeva-natalia
В современном информационном обществе происходят глобальные процессы диктующие новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе образования выдвигаются высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают необходимость стратегических изменений при решении нестандартных задач. Для достижения поставленной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики.[1] Не последнее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся в системе среднего профессионального образования, которые в будущем будут непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации инвестиционной и инновационной политики. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам, устанавливаются на вариантной основе. Всего предлагается два варианта, при этом второй вариант может привести к тому, что в системе образования будут созданы "точки" инновационного развития - сеть образовательных учреждений, решающих задачи опережающего инновационного развития.
Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании правовых дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, решение ситуационных задач, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию. При этом акцент ставится на классноурочную систему, выдержавшую испытание временем, остающуюся основной системой обучения благодаря тому, что ее структура оптимально отвечает требованиям единого образовательного пространства, условиям коллективного и планомерного обучения при рациональном расходовании материальных средств.
Для каждого отдельного человека его профессиональное образование выступает в двух значениях:
- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку человек раскрывает свои способности в труде и в первую очередь в профессиональном труде,
- как средство устойчивости социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается и будет распоряжаться как субъект на рынке труда.
В новых условиях очень важно мотивировать детей на обучение. Задача современного образования – это развитие исследовательской и познавательной деятельности обучающихся, умения применять свои знания к практическим ситуациям применяя инновационные технологии.
Когда студент уверен, что получаемые знания и умения ему нужны, когда он убежден в их полезности, когда то, что делает студент, у него получается и он чувствует свои силу, успех, победу в преодолении трудностей и свое поступательное движение в овладении знаниями, тогда личные потребности совпадают с задачами обучения.
Сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.
Применяя инновационные технологии необходимо обращать особое внимание на образовательные компетенции обусловленые личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Объект исследования: инновационные технологии в условиях компетентностного подхода в организации учебного процесса.
Предмет исследования: инновационные технологии как социальный опыт в условиях реализации компетентностного подхода в организации учебного процесса.
Цель исследования: представить и обосновать авторское видение на предлагаемые инновационные образовательные технологии при использование компетентностного подхода в преподавании правовых дисциплин.
Изучение Федеральной целевой программы развития образования, работа с образовательными стандартами, а также проведение исследования научной и учебной литературы дало возможность предположить, что инновационные технологии и компетентностный подход при преподавании правовых дисциплин позволяет учащимся освоить различного рода умения, которые им дадут возможность в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Считаю, что задача преподавателя - развивать у студентов способности эффективно действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, поиске новых способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.
О себе
Преподаю в колледже с 2000 года...
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Фадеев "Молодая гвардия"
Моё портфолио
Современными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, решение ситуационных задач, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д.
Инновационное обучение — процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Распространенным направлением в области образования является применение мультимедийных презентаций для подачи учебного материала.
Сложилась система инновационных образовательных технологий, к которым относятся: методика и технология дистанционного обучения, кейс метод, метод проектов, метод портфолио, электронное тестирование. Мною применяются в той или иной степени все перечисленные инновационные технологии.
Набор ключевых образовательных компетентностей, в том числе и при преподавании юридических дисциплин, может варьироваться, оставаясь более-менее постоянным:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия);
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени).
Компетентностный подход при преподавании юридических дисциплин предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющим им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Задача преподавателя - развивать у студентов способности эффективно действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, поиске новых способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.
Наиболее типичные методы формирования и развития ключевых компетенций:
- обращение к прошлому опыту;
- решение и обсуждение проблемных задач и ситуаций;
- дискуссия студентов, столкновение их субъектных позиций;
- деловые и ролевые игры, лабораторные и практические работы;
-проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.
Компетентностный подход выдвинул в моей деятельности на первое место не информированность студента, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1. В познании и объяснении изучаемых дисциплин профессиональной направленности;
2. При освоении современной техники и технологии;
3. Во взаимоотношениях граждан, в этических нормах, при решении ситуационных задач;
4. В практической жизни при выполнении профессиональной роли выпускника.
5. В правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;
6. При необходимости разрешать проблемы, при разрешении конфликтов интересов субъектов правоотношений.
На данном этапе перед преподавателем встает задача научить студента самостоятельно принимать решения в сложных обстоятельствах, быть готовым брать на себя ответственность, предвидеть возможные последствия своих решений для производства, других людей и себя лично, а также уметь реализовать и усовершенствовать свои профессиональные навыки, развивать методики и технологии своей профессии, быть готовым к формированию профессионального мастерства. Мною проводятся уроки с использованием следующих технологий: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками и проектные технологии.
Для этого сегодня преподавателю необходимо, прежде всего, повысить учебную мотивацию студентов, уровень познавательных и профессиональных ценностей и интересов. При высоком уровне перечисленных компонентов должен вырасти и уровень профессиональной компетентности, а, следовательно, и общей компетентности студента.