Лагуткина Ольга Васильевна

Воспитатель группы компенсирующей направленности детей с ЗПР

Все самые большие приключения в моей жизни всегда начинались с одной и той же фразы: "Пора сделать ход конём…"

Профессия: Воспитатель высшей категории

Профессиональные интересы: Владею профессиональными навыками в дошкольном образовании.

Увлечения: Участие в педагогических форумах, народное творчество, фольклорные праздники.

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт - Петербург, п.Осиновая Роща

Место работы: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lagutkina-olga-vasilevna
Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал сделать что-нибудь новое.
Альберт Эйнштейн

 

Родная культура как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

О себе

Родилась в станице Ленинградская, Краснодарский - край.

Окончила Адыгейский государственный педагогический институт.

Специальность: математика

Квалификация: учитель математики

Стаж педагогической работы: 30 лет;

Высшая квалификационная категория.

 

Приоритетное направление в работе: Устное народное творчество, как средство воспитания любви к Родному краю и уважения истории своему народу у детей дошкольного возраста. 

После окончания Адыгейского государственного педагогического института, работала по специальности учителя математики. В связи с тем, что мой супруг военнослужащий, мы уехали служить в военный городок. По воле судьбы, я устроилась работать в детский сад Министерства обороны. Отработав 20 лет, имею грамоты Ленинградского военного округа. Последние 10 лет, посвящаю свой труд детскому саду комбинированного вида в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Очень рада, что мой труд дает положительные результаты. Дети повышая свой интеллектуальный уровень, поступают учиться в общеобразовательные школы. 

Очень люблю свою семью, работу и жизнь!

 

 

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Педагогоческая поэма" - А.С. Макаренко

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры" - О.Л. Князева, М.Д. Маханева

"Знакомство детей с русским народным творчеством" - Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева

 

 

 

Мой взгляд на мир

"Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде". Огюст Роден

 

Я творческий человек  и очень эмоциональная личность. Мне хочется стать для своих воспитанников самым близким другом, дать  им все  знания и умения, показать им как красив и приветлив окружающий мир. Как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии. Хочу, чтобы мои воспитанники любили свой город, свою страну, уважали старших, бережно относились к семейным традициям и обрядам. Главное в моей деятельности: воспитать личность способную учиться и развиваться на протяжении всей своей жизни.

 

 

Моё портфолио

 

Д.С.Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета,  достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, традициях. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний… ».

Поэтому родная культура как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное. Когда слышишь такое, то хочется задать вопрос: «А кто говорит?» Не тот ли «русский» человек , который под национальным имеет в  виду квас, матрешку да сарафан с шапкой ушанкой?

В России есть и дух, и вера каждого человека, патриота своей Родины в большое будущее нашего многонационального народа. И не случайно сейчас, как некогда ранее в нашем веке, так велик интерес всего мира к России – к ее истории, культуре, быту, обрядам. Мы стараемся узнать и понять: как жили наши давние и недавние предки, чьим правилам мы следуем по сегодняшний день. Какой была пища, утварь, как отмечались народные православные праздники «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Новый год».

«Да были люди в наше время, не то,  что нынешнее племя…», повторяя  строки из «Бородино» Лермонтова, мы не перестаем удивляться не только силе, здоровью, выносливости наших предков,  но и душевной их крепости, стойкости, чистоте. Может, причина скрыта  в быте, в повседневности, в том, что выстраивалось и выверялось веками и не случайно сквозь века донесено до наших дней.

Изучив специальную и методическую литературу,  я решила построить свою работу по приобщению детей к русской культуре так, чтобы она стала неотъемлемой частью

коррекционного – воспитательного процесса. У детей нашей группы имеются отклонения в речевом и интеллектуальном развитии, словарь беден, у них узкий круг интересов и мотивов. Моя задача при знакомстве детей с малыми формами фольклора содействовать развитию творческих способностей и доступных их интеллектуальному уровню художественных навыков.

Россия - родина для многих. Но чтобы считать себя сыном или дочерью, нужно ощутить всю духовную жизнь русского народа, принять русский язык, изучить историю, культуру страны, как свою собственную.

Прежде, чем приступить к работе в этом направлении был проведен мониторинг по выявлению теоретических и практических умений касающихся:

  1. Уровня знаний о предметах быта, праздников, традиций, игр, видов народно – прикладного  творчества.
  2. Проведен в форме анкетирования мониторинг родителей.

 

Результаты показали низкий уровень знаний и умений у детей, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Это подтолкнуло к пополнению центров развивающей среды,  к сбору необходимого материала по разделам:

  1. Народный быт;
  2. Народная игрушка;
  3. Народное искусство

В создании развивающего пространства большая помощь оказана родителями. Дети должны видеть вокруг себя частицы старого быта. Так появился мини уголок  русской избы. Из прочитанной литературы я узнала, что в избе нет случайных предметов. Каждый предмет занимает свое определенное место. В правом  «красном» углу размещается обеденный стол с самоваром,  сушками, заварным чайником и свечой. Рядом ставится лукошко, соломенный бычок, лесной житель  желудь «Шуршик», лапти - самая распространенная крестьянская обувь. Вдоль стен стоят полки - полавочники, на которых расположена различная кухонная утварь.

Русский народ славился своим гостеприимством: «Что есть на печи – все на стол мечи». Печь занимает самое почетное место в левом углу. За ней обычно ставят зыбку ( колыбельку), сундук с сарафанами и рубахами. Эта часть избы называется «бабий закуток». Девочки очень любят уединяться в этом уголке, они надевают сарафаны, кокошники и бусы. В такие моменты я подыгрываю, развиваю сюжет игры и они с удовольствием  поют со мной колыбельные песни, читают потешки, пестушки,  слушают об истории создания  русского костюма. 

 

Совместно с родителями изготовлены куклы дед Матвей и бабушка Загадушка, которые являются рассказчиками сказок и веселых историй. Их  вы можете видеть на фотографии, где они сидят у ворот на скамейке и весело поют частушки. 

Так проходили посиделки на «Масленицу». Рассказчиками были дед и бабушка, которые обращались к детям со словами: «Красны девицы», «Красны молодцы». Они рассказывали детям о празднике масленица, о традициях этого праздника есть блины и пить горячий  чай.

 

Сказочные герои обращались к детям за помощью в изготовлении маленьких солнышек, чтобы весна пришла поскорее в наши края. Посиделки закончились словами: «Здравствуй  - солнышко колоколнышко!».

Приятно было видеть удивленные, сияющие лица родителей. Традиция чаепития, сложившаяся в нашей группе не была нарушена.  За чашкой чая мы с родителями ведем теплые беседы о детях, о методах семейного воспитания, о секретах кулинарного искусства – обсуждаем конкурс «Чей блин вкуснее?»

 

Незабываемое впечатление на детей и родителей оказывают проведение календарных праздников. Таким мероприятиям предшествует предварительная работа, которая требует от воспитателя тактичного и деликатного доведения информации родителям.  Народная культура тесно переплетается с  религиозными  обычаями, традициями, обрядами. Мои посиделки часто сопровождаются прослушиванием частушек, русских народных песен, народных музыкальных инструментов. Слушаем колокольные перезвоны: «Рождество», «Пасхальный», «Малиновый», церковные песнопения «Ангелы в небе». Не забываем про голоса птиц в природе. Все эти грамзаписи собраны у нас в группе, в музыкальном зале.

На «Пасху» мы приготовили  лоток для катания яиц, устроили соревнования с катанием «крашенок», выставку семейных поделок, угощались куличами.

Знакомясь  с устным народным творчеством, мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре сочетаются слова, музыкальный ритм, напевность, высмеиваются недостатки и положительные качества людей. Поэтому фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей. 

 

Сделав соответствующие выводы, я оформила мнемотаблицы и  картотеку пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок, картотеку загадок, потешек. Составила перспективное планирование с использованием малых форм фольклора, учитывая  возраст и интеллектуальное  развитие  к  каждой лексической теме.

 

Для детей с задержкой психического развития игра является ведущим видом деятельности.

 Я использовала игры во всем их многообразии:

*сюжетно – ролевые игры;

*игры – драматизации по сюжетам сказок полюбившимся детям: «Колобок», «Теремок», «Репка»;

*народные подвижные игры (смотри картотеку);

*хороводные игры (смотри картотеку);

*словесные подвижные игры (смотри картотеку);

*игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек, так как они создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, развивают мелкие мышцы, учат улавливать ритм стиха («пальчик, пальчик, где ты был?»).

При организации игр и речевых упражнений руководствовалась следующими требованиями:

*игры по длительности не превышают 15 минут;

*игры проводятся в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку;

*игры живые, интересные, заманчивые для ребенка, поэтому в них присутствуют награды за успешное проведение, красочное оформление, игровые атрибуты;

*игра проводится как часть непосредственно образовательной организованной деятельности или в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха);

*в игре добиваюсь активного речевого участия детей, при этом по возможности использую и двигательную активность;

*в игре развиваю стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощряю детскую инициативу;

*в процессе игры принимаю непосредственное участие, по ходу игры я вношу необходимые коррективы и поправки в речь детей. В заключение обязательно поощрение всех детей.

В своей работе я использую наглядные, словесные и практические методы обучения, которые опираются на активные, действенные познания детьми предметов и явлений окружающей действительности. С привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания.      

Использовала следующие приемы:

*показ и рассматривание предмета;

*выполнение действий с предметом;

*просьбы, поручения;

*повторение с ребенком слов, словосочетаний, предложений;

*непосредственное общение через куклу (бабушка Загадушка, домовенок Кузя);

*многократное проговаривание речевого материала;

*комментирование действий.

Ознакомление детей с народной культурой и художественно – творческая  деятельность разного содержания,  является частью  всей воспитательной - образовательной работы.  В ней  решаются как общие задачи, так и специфические, связанные  с различными видами детской деятельности:

Коммуникативная: сказки, потешки, загадки;

Продуктивная: народные художественные промыслы, игрушки, костюмы;

Физическая культура: народные игры, считалки, дразнилки;

Музыкальная: народные песни, колыбельные, игра на инструментах, кукольные спектакли, праздники;

Восприятие художественной литературы : быт и основные занятия людей, приметы, пословицы, история Руси, традиции.

Таким образом, во всех видах организованной образовательной деятельности в основе лежит народная культура,  которая формирует у детей эстетическое отношение к окружающему. Закладывает основы развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине и уважении к  истории своего народа, успешного обучения ребенка в школе. Развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.

 

  

Добавить грамоту в портфолио