Главные вкладки
"Петровская ассамблея" Рождественский бал"
Мероприятие, проведенное в рамках проекта "Санкт-Петербург -глазами композиторов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Новогоднее представление для начальной школы | 175.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Санкт – Петербург -
глазами композиторов»
Целевая аудитория:
Учащиеся МХС «Гармония»
Учащиеся МОУ «Гарболовская СОШ»
родители
Автор(ы):
Барыленко Лариса Викторовна, ПДО,
художественный руководитель студии
Барышникова Елена Рудольфовна, ПДО
Всеволожск
2023-2024
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА | «Санкт – Петербург - глазами композиторов» |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА (АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА) 3-5 предложений о том, в чем суть вашей идеи | Познакомить детей и подростков, а также широкий круг слушателей с современной музыкальной культурой в жанре зримой песни, инструментальной музыки глазами современных композиторов Санкт – Петербурга. |
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ФИО, должность, почта, телефон | Барыленко Л.В. ПДО, худ.руководитель студии +7(911) 160 71 51 Lvb66@mail.ru |
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Состав и возраст проектной группы | Учащиеся МХС «Гармония» 7-16 лет, педагоги: Барыленко Л.В. Барышникова Е.Р. Орлова Л.П. Родители Учащиеся МОУ «Гарболовская СОШ» 7-11 лет родители |
КОНСУЛЬТАНТЫ (если есть) | - |
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (если есть) | - |
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ | Октябрь 2023 – июнь2024 |
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТА | Творческий проект |
НАПРАВЛЕННОСТЬ | художественная |
Учебный предмет или образовательная программа, в рамках которого проводится проект (при наличии) | Образовательная программа Музыкально –хоровая студия «Гармония» |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (при наличии) | Хоровое, сольное, ансамблевое пение, Инструментальное исполнительство |
АКТУАЛЬНОСТЬ Сформулируйте проблему, которую решает ваш проект. Укажите, почему для общества важно решать именно эту проблему, а не другую. Проблема — это всегда отсутствие, недостаток, плохое состояние чего-либо. Опишите идеальное состояние дел | Уникальность проекта в передаче личностных впечатлений, восприятия композиторов от города, постижение его Души, красоты и неповторимости его архитектуры, гениальных зодчих. Все это адресовано не только юному поколению, но и всем желающими познакомиться через музыку с историей, культурой, памятными датами Санкт-Петербурга. |
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Цель проекта – это конкретный способ (действие) решения проблемы и достижения или приближения к желаемому будущему, которое описано в актуальности вашего проекта. |
|
Задачи проекта | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Этапы | I этап – Организационно- подготовительный октябрь
II этап – Организация деятельности ноябрь,декабрь
III этап - Основной Январь- май
«Наследие великих композиторов Санкт-Петербурга» «Музыка осажденного города» Итоговое мероприятие «Музыкальный Петербург» |
Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко) | Коллективное творчество ( подготовка к концертным мероприятиям, сбор и обработка информации) детей и педагогов и родителей позволит передать полноценные художественные образы, по которым можно будет создавать собственные представления о нашей истории, истории Санкт-Петербурга и его основателя Петра Первого |
Рабочее планирование проекта | 1.История и наследие великих композиторов и музыкантов современности Санкт –Петербурга 2.Посещение театром и концертных залов Санкт-Петербурга 3.Творческие встречи 4. Музыкальный Петербург «Улицы композиторов» 5. Музыкальный Петербург. «Крупнейшие театры и концертные залы» ( В течении года посещение концертных залов СПб ) 6. Лучшие песни и произведения о Санкт-Петербурге. ( Разучивание, исполнение на мероприятиях) 7. «Музыка осажденного города» (Знакомство, Исследования, Исполнение произведений) 8 «Музыкальный Петербург!!!» Итог. (Достижения, композиторы, исполнители, современная музыка) |
Необходимое оборудование: | Фортепиано, синтезатор, компьютер , мультимедиа, микрофоны, аудио и видео аппаратура, Реквизит для проведения мероприятий, костюмы |
Презентация итогов проекта | По ИТОГУ проекта будет сформирована «исследовательская папка», презентации учащихся о самых запоминающихся темах и событиях, разучен музыкальный материал ( как инструментальный ,так и вокальный) для исполнения на концертах и мероприятиях, Показана литературно-музыкальная композиция , посвященная 80-летию Блокады Ленинграда, предоставлена методическая продукция по исследовательскому материалу, сценарии |
Предполагаемые итоговые продукты проекта (портфолио проекта) | Мультимедийные презентации, Сценарии Тематических концертов, «Исследовательская папка» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Санкт-Петербург всегда славился своими музыкальными достижениями. Наш город связан со многими выдающимися композиторами. Их произведения – это культурное наследие, которое и складывается в образ города каждого ребёнка. Петербургские дети, живущие в культурной столице России, могут разносторонне приобщаться к музыкальной культуре среде нашего города. Музыкальные театры, концертные залы, детские музыкальные школы – все эти учреждения культуры входят в культурно-образовательное пространство. Каждый ребенок может участвовать в их жизни и творчестве. Задача педагогов заключается в воспитании чувства гордости за Петербургских композиторов, сознавать свою причастность к ним, петербуржцам. Воспитывать культуру поведения, культуру слушания музыки, уважительное отношение к исполнителям, развивать словарный запас и обогащать детей музыкальными впечатлениями.
Все это адресовано не только юному поколению, но и всем желающими познакомиться через музыку с историей, культурой, памятными датами Санкт-Петербурга.
В современных условиях, когда каждый ребёнок имеет свободный доступ к любой музыке, к самостоятельному восприятию потока музыкальной информации , необходимо регулировать и воспитывать музыкальные вкусы.
Всё вышесказанное подтверждает необходимость учить детей слушать музыку, воспринимать её, «общаться с музыкой»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Включает содержание работы по этапам (мероприятиям) с указанием сроков и продуктов ИД* (при наличии), в форме таблицы:
Этап (мероприятие) | Содержание деятельности | Сроки | Продукты ИД |
I этап – Организационно- подготовительный октябрь |
| Октябрь 2023 | Налажено взаимодействие, собрана необходимая информация Определена тематика Намечены сроки проведения мероприятий, места и времени проведения |
II этап – Организация деятельности |
| Ноябрь –декабрь 2023 | Выбран исполняемый репертуар, проработан сценарий «Петровской ассамблеи», Подготовлен мультимедийный материал, музыкальный материал, Реквизит, костюмы. Посетили творческую встречу с композитором, посетили музыкальный театр |
III этап - Основной |
«Музыка осажденного города» «Наследие великих композиторов Санкт-Петербурга» (инструментальные и вокальные просветительские концерты)
| Январь-июнь 2024 | Подготовлены сценарии концертов, выучен музыкальный материал, подготовлены мультимедийные презентации |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
1) Материально-техническое обеспечение:
Музыкальные инструменты, фортепиано, микрофоны, микшер, мультимедиа, актовый зал(место проведения), реквизит, костюмы, нотный, аудио и видео материал, использование интернет - ресурсов
2) Кадровое обеспечение (кого предполагается привлекать дополнительно)
Педагоги студии, родители, классные руководители начальной школы, администрация МОУ «Гарболовская СОШ»
3) Партнеры (при наличии) перечислить, формы взаимодействия.
Администрация, учителя, учащиеся МОУ «Гарболовская СОШ» (основная), Дошкольное отделение, МБУ «Васкеловский СДК».
Участие и помощь в проведении мероприятий, предоставление аппаратуры и помещения, костюмов.
Сценарий
музыкально-театрализованного представления
«Петровская ассамблея. Рождественский бал. »
в рамках творческого проекта
«Санкт-Петербург - глазами композиторов»,
который состоялся 22 декабря 2023 года
на базе МОУ «Гарболовская СОШ»
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Барыленко Лариса Викторовна
Барышникова Елена Рудольфовна
Пояснительная записка
Цель мероприятия:
- Формирование у учащихся основ культуры, через эмоциональное восприятие различных видов искусства и привлечения внимания к преобразовательной деятельности великого реформатора – Петра I
- Активизация интереса к истории России, развитие уважения к историческому прошлому народов, достижениям мировой культуры.
Задачи мероприятия:
- научить правильно и грамотно выбирать и исполнять
музыкальный и поэтический материал
- научить видеть и «читать» знаки времени, которые хранит город.
- научить навыкам самостоятельной работы с информацией
- развивать восприятие различных видов искусства (музыка, театр,
танец)
- развивать у учащихся интерес к истории своей страны, своего
города, к музыкальному искусству
- развивать творческую инициативу , образное и ассоциативное
мышление и воображение
- воспитывать художественный вкус, нравственные и
эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за великие
достижения Отечества, уважение к истории и духовным
традициям России
- воспитывать культуру поведения, культуру слушания музыки,
уважительное отношение к исполнителям
Необходимое оборудование для проведения:
- музыкальные инструменты: фортепиано
- мультимедиа, аудио –система
- микрофоны
- материалы для оформления сцены, в стилизации петровской
эпохи
Оформление:
Музыкальное оформление
- Полонез. П.И.Чайковский из оперы «Евгений Онегин»
- Торжественные фанфары
- Фоновая музыка
- В.Моцарт «Маленькая ночная серенада» 1 ч
- Вальс .П.И.Чайковский из балета «Спящая красавица»
- Итальянская песенка. П.И.Чайковский («Вивальди-оркестр»)
- В.Гаврилин «Тарантелла» из балета «Анюта»
- И.Штраус полька «Трик-трак»
- П.И.Чайковский .Мазурка
- Парад –алле П.И.Чайковский .»Вальс цветов» из балета
«Щелкунчик»
Наглядное оформление:
- дворцовый зал (актовый зал)
- старинная музыка
- костюмы соответствующей эпохи
- подсвечники
- новогодняя елка
Подготовительная работа:
- беседы , показ презентаций о культуре быта, традиций России
- изучение материалов о реформаторской деятельности Петра I
- знакомство по истории развития музыки и танцев петровской
эпохи
- подготовка информации для конкурсов и игровых заданий
- разучивание инструментальных, вокальных и танцевальных
номеров
- репетиционная работа театральной постановки
Ожидаемые результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской
идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и
народа
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном
разнообразии
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации,
позитивной самооценки своей творческой деятельности
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками и взрослыми при решении различных творческих
задач
- развитие духовно-нравственных и эстетических чувств,
эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания,
уважительное отношение к историко-культурным традициям
Характеристика деятельности:
В процессе совместной постановки участники проекта будут:
- размышлять об истоках возникновения европейских традиций в быту и искусстве в России
- проявлять эмоциональную открытость, отзывчивость, личностное отношение к поставленным задачам
- различать (сравнивать) настроение, чувства и характер других людей размышлять об истоках возникновений различных видов искусства, традиций в России
- обсуждать возможные приемы постановки (стиль, быт, костюм, этикет)
- исполнять, инсценировать, импровизировать в процессе коммуникативного творчества
Рекомендации по проведению музыкально-театрального представления:
Дли оформления сценического пространства можно предложить
стилизацию петровской эпохи в разных вариантах(например):
- два волшебных окна, они же, экраны визуального ряда;
- драпированные стулья;
- стол, ваза с фруктами, подсвечники (функцию свечек выполняют маленькие фонарики);
- игровой стол (шахматы и шашки);
- корзина для писем;
- подушечка для шута;
- ноутбук - волшебный ящик мага;
- бутафорские музыкальные инструменты.
Данный сценарий и его итоговый продукт может быть использован в рамках предмета: музыка, окружающий мир, история и культура Санкт-Петербурга, изобразительное искусство, литературное чтение, при реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания , на различных конференциях и ученических диспутах, для проведения Новогодних балов и представленийдля детей разной подготовки и возраста. Единственное условие – все музыкальные номера доджны исполнять дети с определенной музыкальной подготовкой, учащиеся музыкальных и школ искусств.
Участники сценария:
Исполнители музыкальных произведений:
- Просветов Еремей Д.Шостакович «Испанский танец» (фортепиано)
- Дуэт Агабекова Айселем и Андреева Полина
- Р. Глиэр «Вальс» из балета «Медный всадник (фортепиано)
- Шишкина Ева М. П. Мусоргский «Галоп» (фортепиано)
- Казаков Ярослав П.И.Чайковский «Итальянская песенка» (фортепиано)
- Зятинина Ксения А. Дольский «Петербургский вальс» (вокал)
- Старший хор «Гармония» Н. А.Римский-Корсаков «3 песня Леля» из оперы «Снегурочка»
- Старший хор «Гармония» Я.Дубравин « Мой Петербург»
- Вокальный ансамбль Е.Зарицкая «Ангел летит»
- Вокальный ансамбль Е.Зарицкая «Рождественская песенка»
Действующие лица:
- Петр I - Селиверстов Михаил
- Екатерина - Беридзе Валерия
- Ведущий церемонимейстер - господин Дроссельмайер -
Барышникова Елена Рудольфовна
- Дамы, кавалеры (учащиеся МХС «Гармония») – ведущие - 12 человек
- Младший и старший хор МХС «Гармония»
- Вокальный ансамбль «Гармония»
- Звукорежисер – Барыленко Лариса Викторовна
- Учащиеся начальной школы МОУ «Гарболовская СОШ»
Ход сценария
Под торжественные звуки «Гимна» (сл.А.Пушкина, муз.В.Соколова) на сцене
выстраивается хор.
Чтец 1: 16 мая 1703 года гром орудийных салютов возвестил миру о
рождении города Санкт-Петербурга. В торжестве принимали
участие 28 придворных певчих. Так началась музыкальная жизнь
молодой столицы
Хор исполняет Музыкальный эпиграф «Гимна»
Звучит ПОЛОНЕЗ из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»
Все участники бала торжественно заходят в зал .
Все танцуют полонез. Полонез заканчивается, каждый класс становится на отведенное ему место, образуя две шеренги у боковых стен зала.
Входят Петр I и Екатерина, делают круг почета, приветствуя присутствующих поклонами. Все застыли в реверансе. Царская чета останавливается возле бутафорского трона
Екатерина : Мы открываем ассамблею! Наступил музыки час.
Пусть звуки льются, не смолкая, Поют мелодии для нас!
Петр I: -Добрый день, сиятельные дамы и господа! Поздравляю Вас с наступающим праздником Рождества Христова! Сегодня вы приглашены мною, императором Российским, Петром Первым и императрицей Екатериной Первой, на вольное собрание – ассамблею, для игр и танцев, дабы провести время с пользой, но и для забавы.
Моя ассамблея так и называется – Рождественская !
Екатерина: Не так давно Великий Петр,
Приехав из Европы,
Завез в Россию правил свод,
Не знал другой заботы.
На Ассамблеи все должны ходить,
Не только для забавы, но и дела,
Друг друга видеть, говорить,
Послушать музыку, себя представить смело!
Петр: Прошу вниманья, господа! Зачту вам свой указ.
С хорошими манерами хочу я видеть вас!
«…В знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Рождеством Христовым, желая в делах благополучия и в семье благоденствия.
В честь празднования учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам, у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится и зажигать огни.
«…Дабы обучить русских дворян европейским манерам, дабы не стыдно было перед иностранными гостями, повелеваю каждому отроку ознакомиться с книгой «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению» и соблюдать следующие правила:
- почитать родителей своих; - не быть подобным деревенскому мужику, который «на солнце валяется»; - быть отважным и неробким: кто при дворе стыдлив бывает, тот с порожними руками от двора уходит; - придерживаться правил одежды иностранной; - соблюдать все правила этикета!
Екатерина : Душа поет в минуты эти!
И мир становится светлей,
И лучше нет чудес на свете,
Чем этот праздник для людей.
«Рождественская песенка». Композитор Е.Зарицкая. Младший хор МХС «Гармония»
ПетрI: Я продолжаю ассамблею,
Игра продолжит нам с повтором бал.
Беритесь за руки, вставайте друг за другом
И делайте движение, что я вам показал!
Игра- танец по показу ПетраI. Звучит В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».4ч Петр приглашает всех сесть.
Дама 1: Здесь у нас дворец старинный. На приемах и балах
Все танцуют важно, чинно в этом зале при свечах.
Предлагаю вам послушать танец из краев других,
Он игривый и веселый, на испанский он мотив.
Испанский танец. Композитор Д. Шостакович. Исполняет Просветов Еремей.
На сцену выходят кавалеры, участники сценки.
Кавалеры: Государь указ издал, кто из вас его читал?
(по очереди) Отменно, прочно строить корабли,
Чтоб в плаванье ходить на край земли!
- Морскому делу за границей будет граф Роман.
Ему придется потрудиться. Вот смелый будет капитан!
- А Петербург в волненьи небывалом:
Здесь велено по пушечным сигналам,
Всем в море выходить, учась морской науке,
Не предаваясь лености и скуке!
-Всем строить шлюпки, лодки и фрегаты,
Работать от рассвета до заката!
Петр I: Пример с меня берите, господа!
Вам руки покажу в мозолях, от труда!
Кавалер: Пусть грамоте морской обучится народ
России нужен сильный флот! Приказ царя:
Петр I : Державу укреплять, и матушку –Россию прославлять
«Ангел летит» Композитор Е.Зарицкая. Исполняет вокальный ансамбль МХС «Гармония»
Екатерина: Продолжением нашей Ассамблеи станет танец,
который вы отгадаете сами.
Этот танец так прекрасен,
Времени он неподвластен.
Пары движутся, кружась,
А зовется танец (все хором) вальс!
Вальс из балета «Медный всадник». Композитор Р. Глиэр. Исполняют Агабекова Айселем- Андреева Полина.
Все участники праздника танцуют вальс. Затем рассаживаются по своим местам. На авансцену выходят дамы.
Дамы: Сударыня, скучать нам не придется боле,
(поочереди) Не знали многих развлечений мы дотоле!
- Из самоваров чай, народные обеды,
В салонах модных светские беседы….
- Зимой морозной на санях катанье,
И на кофейной гуще по ночам гаданье…
- Стихи в альбом устали мы писать,
Хотела бы я новость рассказать:
У Полицейского моста, на Мойке,
Теперь пойдут спектакли бойко.
-Услышим разных мы певцов известных,
Ведь сколько опер нам дадут прелестных!
-И, кстати, спойте нам, графиня, без смущенья,
Приятен голос Ваш, он полон вдохновенья!
На Рождество (не так давно) Вы соло в хоре пели,
Мы снова Вас послушать бы хотели!
«Петербургский вальс». Композитор В. Дольский.
Исполняет Зятинина Ксения.
Дамы: - Какие рюши, ленты и цветы!
Но в платье вашем не хватает простоты!
- Графиня, за границей это носят без стесненья,
К чему тогда в продаже украшенья?
- Ах, мне поверьте, не успеть за модой,
Она меняется так быстро год от года!
- Просила я одну княжну…прислать мне бархат из Парижа…
- Да Вы, сударыня, не в курсе, вижу…
А впрочем это вовсе не секрет,
Ведь Государь –то наложил запрет!
В Россию бархат не ввозить!
Чтоб ткани русские, российские носить.
- Ужасно это все…но может, и не надо
Перенимать чужую моду на наряды?
Екатерина: - Петр Алексеевич, настал и наш час!
Отгадайте, на какой танец я приглашаю Вас?
Несутся в темпе очень быстром,
А из – под ног взметают искры.
Споткнуться можно, берегите лоб!
Танцуйте медленней…
Петр: Галоп!
Петр и Екатерина галопируют внутри стоящих по кругу пар. Затем танец продолжают все участники, галопируя по 3-4 пары.
«Галоп». М.П. Мусоргский. Исполняет Шишкина Ева
Петр: А сейчас загадаю вам загадку. В Москве на Красной площади я приказал построить «комедиальную храмину». Чтобы туда попасть, «охотные смотрельщики» должны были купить «ярлык». Ответьте, кто такие «охотные смотрельщики», кои с «ярлыком» идут в «комедиальную храмину»у? (театр, билет, зрители).
Екатерина: -Молодцы, ребятки, догадались! Старинные слова быстро распознали!
Петр: - И снова хочу испытать вас, каковы ваши успехи в науках и умениях разных. В ящике вещи, которые говорят о каком – то моем нововведении. Екатерина: - Вам надлежит рассказать какие это были новшества.
Екатерине подают коробки, она достает предметы.
1 набор : ветка ели, свеча, новогодняя игрушка, календарь. (был введен календарь с 1 января, указ Петра ставить в домах елки, наряженные игрушками) 2 набор борода, ножницы (бритье бород, ношение короткой европейской одежды)
3 набор учебник, циркуль, тетрадь, свидетельство о браке (молодые дворяне могли жениться, только закончив обучение)
Петр: Молодцы отроки, что знаете свою историю!
Екатерина: Хор поможет в Рождество
Очутиться в зимней сказке,
В волшебство все окунет
И раскрасит в свои краски.
Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка». Композитор Н.А.Римский –Корсаков. Старший хор МХС «Гармония»
Петр: А сейчас прошу всех встать!
Будем вместе танцевать.
В Рождество душа поет,
«Переменный» всех зовет!
Все участники праздника танцуют «Переменный» танец.
П.И. Чайковский «Итальянская песенка». Исполняет Казаков Ярослав
Дамы, Кавалеры: Наш государь умен и просвещен_
Весь Петербург идеей восхищен!
- Где огороды были некогда с укропом
Сад Летний создадут по образцу Европы!
-Здесь будет целый мир зеленый:
Дубы и липы, яблони и клены!
- Из Амстердама, Швеции, и Подмосковья
Везут деревья, и сажают их с любовью.
Царь Петр озабочен неспроста :
Петр I: Досель невиданная будет красота!
«Белые ночи». Композитор А.Портнов . Старший хор «МХС «Гармония»
Чтец 1: Куда-то Медный всадник мчится,
Который год, который век.
А на плаще его лучится уж XXI столетья снег!
Чтец 2: И пусть во всех дворцах, гостиных
Музыки звуки вновь звучат!
Чтец 3: Петровских ассамблей мгновенья
Не покидают нас, пленят!
Чтец 4: А в заключении повествованья
Пусть тянется тонко мелодии вязь,
Чтец 1: Мы дарим вам музыку нашего города,
Наш «Петербургский вальс »!
«Мой Петербург». Я. Дубравин. Исполняет Старший хор МХС «Гармония»
Под музыку Полонеза П.И.Чайковского из зала торжественно выходят Петр с Екатериной, затем все остальные, раскланиваясь и прощаясь друг с другом.
____________________________________________________________
____________________________________________
___________________________
Используемая литература:
- «Театр и школа» ( Альманах. ) Санкт-Петербург 1999 г.
- статьи из монографии «Гуманитарная культура личности - основа
и цель современного образования». Научный редактор - д-р пед.
наук, проф. Н. И. Элиасберг
- «К толерантности - шаг за шагом» - авторский коллектив.
Научный редактор - Н.И. Элиасберг
- «Пётр Великий» - Анри Труайя - член французской академии