Современные методики преподавания игры на фортепиано

Плужникова Анастасия Петровна

Методика обучения игре на музыкальном инструменте традиционно занимает центральное место в структуре профессиональных интересов педагогов-музыкантов, а свойственные ей вопросы постоянно находят у них активный отклик. Как ставить палец, как извлекать звук, как правильно работать над музыкальным произведением и т.д. – все это с давних пор является объектом пристального рассмотрения и изучения педагогами, предметом анализа и наиболее актуальные аспекты методики давно уже определены.

Можно отметить несколько парадоксальных моментов, связанных с методикой преподавания игры на музыкальных инструментах. Так, давно зарекомендовавшие себя методики маститых педагогов-музыкантов часто приносят пользу порой не меньшую, нежели инновационные методики некоторых педагогов-новаторов. Парадоксальным может показаться и то, что любая - пусть даже самая наилучшая - методика преподавания игры на музыкальных инструментах… не может быть универсальной и пригодной для обучения всех. И дело не в том, что не существует какой-либо одной наиболее подходящей, «единственно правильной» методики обучения, которая могла бы давать максимальный эффект при обучении всех учащихся, а в том, что такая методика, по-видимому, не сможет быть создана никогда. В то же время, необходимо признавать существование в методике универсальных (базовых) оснований, без которых невозможно осуществлять обучение и воспитание музыканта, и без учета которых понятие методики теряет свой смысл и статус.

 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sovremennye_metodiki.docx19.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»

Методический доклад

«Современные методики обучения

игре на фортепиано»

Провел: педагог МХС «ВИТА»

               Плужникова А.П.

Новокузнецк

 2023

В настоящее время к музыкальной педагогике предъявлены новые требования.Новый современный подход к обучению связан с принципом, согласно которому центральная фигура в процессе обучения – ученик и  личность ученика гармонично развивается посредством музыки.

Перед преподавателем стоит комплексная задача воспитания творческой личности, которая сможет показать себя в любой сфере деятельности.

Современная методика музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в процессе общения с музыкой. Занятия с обучающимися  должны быть построены так, чтобы у ребенка была возможность не только приобрести определенные навыки и знания, но и развивать свои творческие качества.

Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта. В настоящее время следует сочетать традиционные методики и инновационные методы, которые развивают индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал.

На современных уроках перед преподавателем стоит необходимость использовать различные методы, которые обогащают занятия и дают обучающимся ощущение радости творчества.

Е.О. Исаева: «Обращение к детскому творчеству как к методу воспитания - характерная инновационная методика музыкальной педагогики, что обусловлено следующими факторами: поиски новых методов обучения, помогающих высвобождению творческих способностей детей, воспитательная ценность детского творчества как путь познания, доступность творчества всем детям, а не только одаренным».

В настоящее время обучение в ДШИ могут осуществлять все желающие вне зависимости от уровня музыкальных данных по разным видам программ. В связи с этим преподаватели используют разный подход к каждому обучающемуся, ориентируясь на  индивидуальные возможности каждого.

Современные методы и приемы в большинстве своем являются личностно ориентированными,  они учитывают индивидуальные особенности обучающихся и направлены на всестороннее развитии музыкальных способностей.

В начальном периоде  обучения начинающего пианиста большое значение имеет  формирование начальных навыков игры на фортепиано. В данный момент перед преподавателем стоит задача обучить базовым умениям и навыкам владения инструментом, уровень освоения которых в будущем будет являться базой дальнейшего музыкального развития обучающегося. В современной музыкально-педагогической практике получили широко применяются методические пособия различных авторов. Преподавателю важно правильно предусмотреть и выбрать методику и пособие для конкретного ученика, способствующих наиболее эффективному воспитанию личности начинающего музыканта.

В настоящее время у педагога есть возможность выбора пособий.

Наиболее часто на практике со своими обучающимися мной применяется учебное пособие О. Геталовой и И.Визной «В музыку - с радостью». В нем последовательно изложен материал для овладения  первоначальными навыками игры на инструменте, предложен разнообразный музыкально-исполнительский материал.

Большую художественно-эстетическую ценность представляет собой пособие Т.Б. Юдовиной-Гальпериной «Большая музыка – маленькому музыканту», которое пробуждает у детей желание играть и слушать  музыку, дает возможность самостоятельно воспроизводить настоящие шедевры классической музыки в переложении для начинающих пианистов.

Пособие А.И. Исаенко «Школа игры на фортепиано» состоит из интенсивного и комплексного обучения начинающих пианистов, которое формирует предрасположенность к сочинительству, развивает творческие способности и музыкальную культуру.

Авторская программа "Класс специального фортепиано. Интенсивный курс",утвержденнойМинистерством культуры РФ и Международной Ассоциациеймузыкантов-педагогов, методическое пособие «Интенсивный метод обучения игре на фортепиано» Т.Смирновой ставит перед собой цель максимально быстро освоить свободную игру на фортепиано, воспитать успешного музыканта и развитую личность. Методика включает в себя интенсивную программу обучения игре на фортепиано, рассчитанную на 3-5 лет обучения. Автор методики в настоящее время проводит семинарыкак в Россиитак и в странах Европы, посвященных музыкальному образованию и эстетическому воспитанию. Преподаватели имеют возможность присутствовать на семинарах посредством интернета.  

Здесь необходимо отметить большую роль настоящего времени и условий интернет-технологий, которые открывают новые возможности как перед преподавателями, так и перед обучающимися.Интернет-технологии оказывают значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей ДШИ.

Современные педагогические технологии позволяют развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства, позволяют проводить исследовательскую работу. Становится вполне очевидным, что современный педагог должен хорошо владеть не только базовой методикой обучения, но и знанием педагогических технологий и умением применять их в учебном процессе.

Автор Ф. Брянская, педагог, в своем пособии «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста» предлагает понятный и продуктивный метод игры с листа, предполагающий развитие у детей на  начальном этапе занятий музыкой необходимых навыков. При использовании этой методики обучающиеся смогут, не разбирая ноты "по слогам", исполнять на фортепиано сочинения любой сложности и стилевых направлений без предварительного ознакомления с нотным текстом.

Методическое  пособие М.Н. Никольской «Малыш и музыка», в основе которого которого лежит музыкальная сказка-путешествие, направлено на развитие у детей  природных данных с использованием русских народных сказок.  

 Авторская методика музыкально-эстетического воспитания В.Соловьева, «Развивающее обучение в классе фортепиано ДМШ» Е.Винокуровой, «Пианист шаг за шагом» И.М. Рябова, «Нотная азбука» Н.Кочаловской также интересны педагогам фортепиано и активно используются в работе с детьми.

В рассмотренных методикахпоказаны наиболее значимые аспекты для работы с начинающими пианистами, приведены примеры творческого самовыражения, собраны решения для последовательного формирования творческой личности ребенка посредством освоения первоначальных навыков игры на инструменте.

Задача преподавателей в этом вопросе состоит в правильности выбора основного пособия для обучения на первоначальном этапе  с учетом возможностей ребенка. 

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что современная музыкальная педагогика отличается следующими основными тенденциями:

- включенность музыки в общую систему гармонического воспитания личности, расширение репертуарных возможностей,

- обогащение репертуара за счет старинной музыки, современной музыки,

- уделено большое внимание развитию слухового воспитания и творческих навыков обучающихся,

-создание особой музыкальной среды для всестороннего развития и воспитания ребенка.

На сегодняшний день целесообразно сочетать разные методики в обучении, как традиционные, так и инновационные для достижения цели современной музыкальной педагогики - воспитания разносторонней развитойтворческой личности, которая  с успехом сможет реализовать себя в любом виде деятельности.