Начальный этап работы над гаммами в классе фортепиано

Плужникова Анастасия Петровна

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания пианиста. В начальный период обучения закладывается фундамент пианистической техники, формируются и совершенствуются навыки игры на инструменте. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Кроме решения узкотехнических задач, изучение гамм позволяет овладеть определенными формулами фортепианной техники, ведь, как известно, гаммовый комплекс - это основа фактуры классических произведений.

Изучение гамм, арпеджио, аккордов является обязательной частью музыкального воспитания. Их освоение начинается в младших классах детской музыкальной школы и продолжается в консерватории. Они «одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному, искусному исполнителю,- замечает К. Черни.- Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rabota_nad_gammami.docx25.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мунициальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской"

Методический доклад

«Начальный этап работы над гаммами

в классе фортепиано»

Подготовил: педагог МХС «ВИТА»

                 Плужникова А.П.

Новокузнецк

2024

ВВЕДЕНИЕ

«Кстати говоря, откуда взялось слово «гамма»? - рассказывает в своей книге «Играем гаммы» музыкальный педагог, профессор Наталия Платоновна Корыхалова. «Гаммой», то есть названием третьей буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд Гвидо д'Ареццо – музыкант XI века, которому мы обязаны и наименованием самих нот». Первоклашки удивляются, узнав, что упражнения названы названием буквы и, сверкая искрящимися глазами, начинают придумывать: если бы гамма называлась третьей буквой русского алфавита «В», то мы тренировались бы играть Вэ, нам задавали бы на дом подготовить Вэ к занятию и на технических зачетах нас просили бы сыграть Вэ, потом все смеются. И пробуждается интерес к исследованию, кто такой этот Гвидо д'Ареццо, почему он назвал гамму названием буквы, как появилось упражнение гамма и для чего гаммы нужны.

Кроме русского языка слово «гамма» употребляется во французском «gamme»; в других же европейских языках используется слово «лестница». Немецкое «tonleiter» звуковая лестница, английское «scale», итальянское «scala», испанское «escala», восходящее к латинскому «scala». В русских трудах вплоть до XIX века фигурируют «лестница» или «лествица», лестница тонов, и взятое из итальянского слово «скала»».

В гаммах тренируются все начинающие музыканты, все учащиеся музыкальных школ: пианисты, гитаристы, скрипачи, виолончелисты, флейтисты, домристы, многие другие и даже вокалисты – на протяжении всего своего обучения. Карл Черни считал «Они одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю. Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним». Эмиль Гилельс рассказывал «Каждое утро я подхожу к своему «ящику» и выбираю те самые важные, самые нужные инструменты, без которых никогда не могу обойтись: прямые, расходящиеся гаммы, арпеджио, гаммы в терцию, дециму, сексту».

«Почему же гаммы так нужны?» - задаются вопросом любознательные первоклашки. На их вопрос отвечает французская пианистка и педагог Маргарита Лонг «Гаммы «облегчают» освобождают и делают более ловкой руку, дают ей невидимые крылья, помогающие быстро «пролетать» над клавиатурой по всему её протяжению». В фортепианном исполнительстве пользу от изучения гамм обычно видят в том, что такое изучение позволяет: овладеть основными формулами фортепианной техники, познакомиться с ладотональной системой, познакомиться с основными аппликатурными формулами, выработать пальцевую четкость, ровность, беглость. В отличие от этюдов, направленных на развитие одной из рук, в гаммах задействованы обе руки одновременно: левая упражняется и развивается на равных с правой.

В данном докладе приводится методика работы над освоением гамм преподавателя Жеребцовой О.С. с учащимися первого класса отделения фортепиано, которая с годами не остается неизменной, напротив, всегда находится в состоянии усовершенствования. Каждый учащийся, обучаясь по этой методике, не только добивается скорейшего развития своих технических навыков, но и сам обогащает методику тем, что, проявляя свои индивидуальные качества в освоении и требуя индивидуального подхода в обучении от преподавателя, способствует постоянному педагогическому поиску новых эффективных способов объяснения и методов освоения гамм и гаммового комплекса.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ГАММАМИ

С УЧАЩИМИСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

В основе данной методики лежит комплексный подход к освоению гамм и упражнений в рамках обучения и формирования технических навыков в классе фортепиано. Изучение гамм вплетается во все виды музыкальной деятельности учащегося на занятиях по фортепиано: изучение нот, нотной записи, формирования навыка чтения с листа, постановка и формирование игрового аппарата, развитие ритма и координации движений, разбор и запоминание музыкальных произведений, транспонирование и импровизация.

Методика реализуется в условиях личностно ориентированной модели в музыкально-педагогическом процессе, состоит из нескольких этапов, которые выделены по принципу последовательности, подразумевающему логичное усложнение задач, и ориентирована на зону ближайшего развития каждого учащегося.

Одним из условий реализации методики является создание доброжелательной атмосферы на занятиях, способствующей оптимальному освоению учебного материала, побуждающей интерес у учащегося и желание тренироваться, преодолевать трудности и достигать успеха в поставленных задачах. Обучение проводится с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

1 этап подготовительный

Начинается с изучения нот и пения звукоряда вверх и вниз в разных темпах. Также на первом этапе закрепляется обозначения пальцев с помощью пальчиковой гимнастики и игр.

2 этап освоение аппликатуры

На втором этапе происходит освоение аппликатурной последовательности (12312345) гамм, протяжением в две октавы, в тональностях: до мажор, ля минор, соль мажор, ми минор, ре мажор, ля мажор, ми мажор, ре минор, соль минор, до минор.

Ученикам после пения звукоряда предлагается сыграть его на клавиатуре. Происходит разучивание аппликатурной последовательности, которое сопровождается рассказами историй о персонажах (шпион, обжора-помидора, бегемот, балерина, девочка на каблучках) с использованием наглядных пособий. Аппликатурная последовательность разучивается сразу же с правильной постановкой руки и пальцев, которую ученику показывает преподаватель во время рассказов историй о персонажах.

Благодаря историям, образному представлению, дети быстро запоминают аппликатурную последовательность и переходят к исполнению гамм в противоположном движении (C-dur, a-moll протяжением в две октавы), где данная аппликатура одинакова в двух руках, руки двигаются синхронно в разные стороны. Тем самым, развивается координация движений, и учащиеся быстро начинают ориентироваться на всей протяженности клавиатуры.

В беседе с преподавателем первоклассники узнают, что звукоряд называется гаммой, знакомятся с историей происхождения гамм и узнают их пользу для развития пианистической техники.

В последующие уроки аппликатурная последовательность закрепляется и большее внимание акцентируется на правильной постановке игрового аппарата учащегося. Постепенно для освоения добавляются гаммы других тональностей, которые имеют изучаемую аппликатуру. Тем самым одна и та же аппликатурная последовательность постоянно закрепляется путем повторения, но учащийся не остается в состоянии стагнации, а осваивает новый материал, новые гаммы, что позволяет развивать не только пианистическую технику, но и скорость мыслительных процессов обучающегося.

Одновременно с добавлением новых тональностей формируется гаммовая таблица, которая записывается в детских блокнотах для музыкальных правил. Информация в гаммовую таблицу вписывается постепенно, в зависимости от последовательности подачи материала и оформляется самими учениками. Данная таблица позволяет структурировать учащимся знания о знаках альтерации, последовательности ключевых знаках, ладах, тональностях и их родстве, аппликатуре, пользе гаммы и т.п. «Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.

Изучение гамм находит свое отражение в чтении нот с листа, при котором первоклассники учатся находить и видеть элементы гамм в произведениях.

Закрепление одной и той же аппликатуры в гаммах разных тональностей происходит ещё и при исполнении специально подобранных пьес и этюдов, в которых встречаются гаммовые пассажи с данной аппликатурой. Карл Черни учил: «Установленная для гамм аппликатура должна применяться, насколько это возможно, во всех случаях». Карл Вебер в своем «Путеводителе при обучении игре на фортепиано» рекомендовал: «Если в пассаже находится отрывок из какой-нибудь гаммы или арпеджио, тогда лучше не изменять обыкновенной аппликатуры той гаммы или арпеджио».

Во время изучения гамм по гаммовой таблице постепенно добавляются новые правила: уделить внимание ровности исполнения гаммы; сыграть гамму в различных темпах, соблюдая ровность исполнения.

3 этап освоение различных видов гамм

Когда аппликатура закреплена и гаммы в перечисленных выше тональностях исполняются правильно, без затруднений, в ровном и в подвижном темпе, то учащийся готов приступить к освоению других видов расходящихся гамм (разноритмической и хроматической).

Разноритмическая гамма (контрапунктная) – это гамма, в которой одновременно партия одной руки исполняется длинными длительностями, партия другой - исполняется короткими длительностями (например, одна рука играет четверти, другая рука играет восьмые). Во время освоения разноритмических гамм первоклассник закрепляет свои знания о ритме, развивает ритмическую координацию движений, осваивает ритмическое соотношение на два, развивает полифонический слух, закрепляет выученную аппликатуру при асинхронных движениях пальцев.

Параллельно с изучением разноритмической гаммы, учащиеся первого класса знакомятся с хроматической гаммой, осваивая новую аппликатурную формулу. Изучение хроматических гамм начинается со знакомства новой аппликатурной последовательности, которое проходит в форме рассказа историй о персонажах (первый, третий и помощник). Чаще всего ученики, используя свой накопленный опыт изучения и исполнения гамм, начинают без всяких трудностей сразу исполнять хроматическую гамму в противоположном направлении, соблюдая уже выученные правила исполнения гамм. Сначала играют гаммы с зеркальной аппликатурой (от ре и соль диез), затем от всех тоник выше изученных тональностей, потом переходят к разноритмическому исполнению.

В конце третьего этапа учащиеся первого класса исполняют все виды гамм в противоположном движении (диатоническая, разноритмическая, хроматическая) по гаммовой таблице. Тренировка происходит постоянно на уроках с преподавателем и ежедневно при выполнении домашних занятий. Учащиеся играют гаммы подвижно, соблюдая ровность их исполнения.

4 этап игра гамм в разных направлениях

На четвертом этапе учащиеся постепенно осваивают новые способы изложения гамм: прямые, на 4 октавы, комплексные, в которых сочетаются исполнение прямых и расходящихся гамм. Изучают три вида минора.

Внимание уделяется ровности, владению темпами и музыкальности. Для развития музыкального исполнения гамм преподавателем в первую очередь акцентируется на этом внимание учащегося и также даются различные задания. Например, одной рукой сыграть пиано, другой – форте, сыграть гамму энергично или плавно, сыграть гамму в различных настроениях, сыграть одной рукой - стаккато, другой- легато и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная методика имеет продолжение в последующих классах обучения и гармонично сочетается с требованиями программ.

«Хорошо сыгранная гамма – поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы – это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах – этого я не представляю» Иосиф Гофман.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Буховцев А. Н. «Записки по элементарной фортепианной педагогике»
  2. Вебер К. Э. «Путеводитель при обучении игре на фортепиано»
  3. Гат Й. «Техника фортепианной игры»
  4. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре»
  5. Ивэнс Л. «Техника игры джазового пианиста»
  6. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: Музыка, 1995. - 75с., нот
  7. Лонг М. «Фортепиано. Школа упражнений»
  8. Лонг М. «Французская школа фортепиано. Выдающиеся пианисты»
  9. Метнер Н. К. «Повседневная работа пианиста и композитора»
  10. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога»
  11. Сафонов В. «Новая формула»
  12. Хентова С. М. «Эмиль Гилельс»
  13. Щапов А. П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»