«Методические рекомендации по внедрению в репертуар вокального ансамбля вокально - хоровых произведений русского народного фольклора»

Цыганова Иветта Александровна

В своей публикации я хочу познакомить вас с материалом, который используется при постановке музыкально -фольклорных театрализованных действ в ДШИ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цыганова И.А.

Муниципальное Бюджетное учреждение Дополнительного Образования              Детская Школа Искусств№2 г.Димитровграда

«Методические рекомендации по внедрению  в репертуар вокального ансамбля  вокально – хоровых произведений  русского народного фольклора»                                                                                                     

                 

  1. Цель данного проекта.  Основной идеей  данного проекта была  цель приобщить детей к истокам русской народной культуры через непосредственное участие в обрядовом действе. Изначально восприятие детей формирует отношение к тому или иному новшеству через восприятие понимаю –значит люблю, не понимаю – значит  не люблю! Именно поэтому очень часто в последнее время мы слышим фразу : «Я не люблю классическую или народную музыку!»  Задача педагога не навязать детям то, что им непонятно, а постараться  в доступной форме объяснить, заинтересовать и по - возможности сформировать своё отношение и понимание русской народной песни и фольклора в целом.

  1. Необходимость и потребность в приобщении детей и молодёжи к традициям своего народа. В нашем высокоскоростном веке стремительного технического прогресса мы всё больше отдаляемся от наших истоков, от  тишины и сокровенности нашей старины.  Постоянная гонка временем не даёт  возможности   погрузиться в глубины  и символику русского фольклора! Вот  это и явилось основной причиной моего обращения к теме постановки обрядового действа.

  1. Методы реализации проекта: работа над вокальным материалом с каждым учеником и с ансамблем в целом; работа над сценической речью; работа над сценическими движениями. В процессе зарождения идеи постановки подбирается музыкальный материал, составляется сценарий и записывается саундтрек с прописанными  паузами, для речевой озвучки во время исполнения действа на сцене.  Сценически действо было задумано так, чтобы в нём, как это и было в старину, участвовали все дети, а в данном случае весь класс преподавателя – 12 учащихся от  7 до 15 лет. Обрядовое действо было выбрано  в связи с календарным празднованием праздника «Завивания берёзки», которое проходило на Руси за три дня до Троицы.  Чтобы детям было более понятно и интересно приступать к работе над обрядовым действом, первые занятия мы посвятили знакомству с  обрядом и его строение (форма), как действа, его символике и значению в жизни русского человека! Дети смотрели видео с записями подобных постановок. Разбирали танцы, смотрели исполнения разных коллективов, слушали ансамбли русских народных инструментов. К нашему сценарию мы подошли с хорошим прочным желанием поставить фольклорное действо, с играми: стенка на стенку, с обрядами: завивания берёзки, подношения венка, кумления. В процессе работы рождались новые идеи, например сделать лубочный театр, и благодаря нашей выдумке и помощи родителей, у нас получился номер с кукольным театром. Дети очень увлеклись работой. Благодаря участию в нашей постановке хореографа, нам удалось создать  максимально близкое к  аутентичному исполнению хороводы с определёнными движениями – символами данного обрядового действа.  Эта постановка прорастила  в детях интерес к нашему недавнему прошлому, стоило только заинтересовать и у детей появились идеи и желание что-то привнести своё в наше обще дело.

  1. Трудности, возникающие при работе над проектом и способы их преодоления. Основными трудностями явились моменты, связанные  с техническим обеспечением данного мероприятия, а также моменты репетиции, совмещающие в себе работу над вокальным материалом и сценическим движением вкупе. Изначально каждый сольный номер прорабатывался с детьми на уроке по-отдельности. Затем ансамблевые номера прорабатывались на уроке ансамбля. И параллельно  и только потом, началась работа над совмещением сценического движения, вокального материала и речевых фраз! Трудности каждый раз проявлялись всё новые и неожиданные. Действо должно проходить в трёх измерениях : основные действующие лица (данного номера), подтанцовка-иллюстрация и , задний план, который всегда должен быть в движении, для  создания  натуральности и правдоподобности обряда. Таким образом каждый раз направление работы менялось и правилось в зависимости от возникающих трудностей.

  1. Музыкально – сценический материал, необходимый для реализации проекта.  Музыкальный материал подбирался долго и очень тщательно. В основном, благодаря личному опыту и определённым знаниям в области детского музыкального фольклора, а также из материалов  книги Н.Бордюг «Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах» . Благодаря тому, что  в период обучения в консерватории мы, студентами участвовали в фольклорном ансамбле и принимали участие в обрядовых празденствах и действах, зародилась эта идея – постановки такого праздника  силами своего класса. Весь музыкальный материал собирался по сборникам и из библиотеки интернета. Саундтрек составлялся исключительно из сопровождения оркестра русских народных инструментов, и только самые редкие две фонограммы были специально записаны  для нашей постановки. Сценарий формировался из определённых фраз , имеющих в действе определённое время и значение.

  1. Итог реализации проекта – выступление на сцене в день точного календарного выполнения обрядового действа.  Итогом нашей с детьми работы явилась постановка на сцене, а затем, на природе – нашего обрядового действа «Егорий вешний» Конечно, такая кропотливая и долгая реализация данного проекта требует большой отдачи, как от педагогов, так и от детей. Во время премьеры у детей ощущалась свобода в игре  своих небольших ролей, в общении на сцене, в обыгрывании каждой песни.  Возращение к такому плодотворному пласту, как русский фольклор раскрывает в детях огромный потенциал, способность творить, фантазировать. Благодаря этой постановки  родители нашего класса проявили себя, помогая с решением вопроса  декораций и пошива атрибутики для реализации действа. Таким образом ставя определённые цели, у нас получилось добиться значительно большего, нежели ожидалось изначально.

Библиографический список:

1. Н.Бордюг «Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах» г. Нижний  Новгород 1993г.

2. А.Н. Афанасьев  « Поэтические воззрения славян на природу» М.,1868 Т.2

3. М.А.Балакирев «Русские народные песни» М., 1939г.

4. Н.Бачинская «Русские хороводы и хороводные песни» М.-Л.,1951г.

5. А.Е.Бурцев «Народный календарь примет, обычаев и поверий на Святой Руси» СПб.,1911г.

6. Н.В.Брагинская «Календарь.//Мифы народов мира» М.,1980г.

7. «Великорусс в своих песнях, обрядах, верованиях, сказках»// Материалы, собранные и приведённые в порядок П.В.Шейном, СПб.,1900 г. Т1

8.  «Волшебное колечко». Вятские народные песенки, загадки, сказки, пословицы, собранные и обработанные Л.Дьяконовым. Киров., 1192г.

9. К.Голейзовский «Образы русской народной хореографии» М., 1964г.