Главные вкладки
«Методические рекомендации по внедрению в репертуар вокального ансамбля вокально - хоровых произведений русского народного фольклора»
В своей публикации я хочу познакомить вас с материалом, который используется при постановке музыкально -фольклорных театрализованных действ в ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomedatsii_po_vnedreniyu_russkogo_narodnogo_folklora_2020.docx | 34.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цыганова И.А.
Муниципальное Бюджетное учреждение Дополнительного Образования Детская Школа Искусств№2 г.Димитровграда
«Методические рекомендации по внедрению в репертуар вокального ансамбля вокально – хоровых произведений русского народного фольклора»
- Цель данного проекта. Основной идеей данного проекта была цель приобщить детей к истокам русской народной культуры через непосредственное участие в обрядовом действе. Изначально восприятие детей формирует отношение к тому или иному новшеству через восприятие понимаю –значит люблю, не понимаю – значит не люблю! Именно поэтому очень часто в последнее время мы слышим фразу : «Я не люблю классическую или народную музыку!» Задача педагога не навязать детям то, что им непонятно, а постараться в доступной форме объяснить, заинтересовать и по - возможности сформировать своё отношение и понимание русской народной песни и фольклора в целом.
- Необходимость и потребность в приобщении детей и молодёжи к традициям своего народа. В нашем высокоскоростном веке стремительного технического прогресса мы всё больше отдаляемся от наших истоков, от тишины и сокровенности нашей старины. Постоянная гонка временем не даёт возможности погрузиться в глубины и символику русского фольклора! Вот это и явилось основной причиной моего обращения к теме постановки обрядового действа.
- Методы реализации проекта: работа над вокальным материалом с каждым учеником и с ансамблем в целом; работа над сценической речью; работа над сценическими движениями. В процессе зарождения идеи постановки подбирается музыкальный материал, составляется сценарий и записывается саундтрек с прописанными паузами, для речевой озвучки во время исполнения действа на сцене. Сценически действо было задумано так, чтобы в нём, как это и было в старину, участвовали все дети, а в данном случае весь класс преподавателя – 12 учащихся от 7 до 15 лет. Обрядовое действо было выбрано в связи с календарным празднованием праздника «Завивания берёзки», которое проходило на Руси за три дня до Троицы. Чтобы детям было более понятно и интересно приступать к работе над обрядовым действом, первые занятия мы посвятили знакомству с обрядом и его строение (форма), как действа, его символике и значению в жизни русского человека! Дети смотрели видео с записями подобных постановок. Разбирали танцы, смотрели исполнения разных коллективов, слушали ансамбли русских народных инструментов. К нашему сценарию мы подошли с хорошим прочным желанием поставить фольклорное действо, с играми: стенка на стенку, с обрядами: завивания берёзки, подношения венка, кумления. В процессе работы рождались новые идеи, например сделать лубочный театр, и благодаря нашей выдумке и помощи родителей, у нас получился номер с кукольным театром. Дети очень увлеклись работой. Благодаря участию в нашей постановке хореографа, нам удалось создать максимально близкое к аутентичному исполнению хороводы с определёнными движениями – символами данного обрядового действа. Эта постановка прорастила в детях интерес к нашему недавнему прошлому, стоило только заинтересовать и у детей появились идеи и желание что-то привнести своё в наше обще дело.
- Трудности, возникающие при работе над проектом и способы их преодоления. Основными трудностями явились моменты, связанные с техническим обеспечением данного мероприятия, а также моменты репетиции, совмещающие в себе работу над вокальным материалом и сценическим движением вкупе. Изначально каждый сольный номер прорабатывался с детьми на уроке по-отдельности. Затем ансамблевые номера прорабатывались на уроке ансамбля. И параллельно и только потом, началась работа над совмещением сценического движения, вокального материала и речевых фраз! Трудности каждый раз проявлялись всё новые и неожиданные. Действо должно проходить в трёх измерениях : основные действующие лица (данного номера), подтанцовка-иллюстрация и , задний план, который всегда должен быть в движении, для создания натуральности и правдоподобности обряда. Таким образом каждый раз направление работы менялось и правилось в зависимости от возникающих трудностей.
- Музыкально – сценический материал, необходимый для реализации проекта. Музыкальный материал подбирался долго и очень тщательно. В основном, благодаря личному опыту и определённым знаниям в области детского музыкального фольклора, а также из материалов книги Н.Бордюг «Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах» . Благодаря тому, что в период обучения в консерватории мы, студентами участвовали в фольклорном ансамбле и принимали участие в обрядовых празденствах и действах, зародилась эта идея – постановки такого праздника силами своего класса. Весь музыкальный материал собирался по сборникам и из библиотеки интернета. Саундтрек составлялся исключительно из сопровождения оркестра русских народных инструментов, и только самые редкие две фонограммы были специально записаны для нашей постановки. Сценарий формировался из определённых фраз , имеющих в действе определённое время и значение.
- Итог реализации проекта – выступление на сцене в день точного календарного выполнения обрядового действа. Итогом нашей с детьми работы явилась постановка на сцене, а затем, на природе – нашего обрядового действа «Егорий вешний» Конечно, такая кропотливая и долгая реализация данного проекта требует большой отдачи, как от педагогов, так и от детей. Во время премьеры у детей ощущалась свобода в игре своих небольших ролей, в общении на сцене, в обыгрывании каждой песни. Возращение к такому плодотворному пласту, как русский фольклор раскрывает в детях огромный потенциал, способность творить, фантазировать. Благодаря этой постановки родители нашего класса проявили себя, помогая с решением вопроса декораций и пошива атрибутики для реализации действа. Таким образом ставя определённые цели, у нас получилось добиться значительно большего, нежели ожидалось изначально.
Библиографический список:
1. Н.Бордюг «Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах» г. Нижний Новгород 1993г.
2. А.Н. Афанасьев « Поэтические воззрения славян на природу» М.,1868 Т.2
3. М.А.Балакирев «Русские народные песни» М., 1939г.
4. Н.Бачинская «Русские хороводы и хороводные песни» М.-Л.,1951г.
5. А.Е.Бурцев «Народный календарь примет, обычаев и поверий на Святой Руси» СПб.,1911г.
6. Н.В.Брагинская «Календарь.//Мифы народов мира» М.,1980г.
7. «Великорусс в своих песнях, обрядах, верованиях, сказках»// Материалы, собранные и приведённые в порядок П.В.Шейном, СПб.,1900 г. Т1
8. «Волшебное колечко». Вятские народные песенки, загадки, сказки, пословицы, собранные и обработанные Л.Дьяконовым. Киров., 1192г.
9. К.Голейзовский «Образы русской народной хореографии» М., 1964г.