Народное декоративно-прикладное творчество Белгородчины!

Народное декоративно-прикладное творчество Белгородчины!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_dekorativno.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Народное декоративно-прикладное искусство

Поскольку предметы каждодневной необходимости: одежда, домашняя и хозяйственная утварь, орудия труда — изготавливались своими руками — это не могло не сказаться на развитии традиционных промыслов и ремесел Белгородчины. Согласно данным земских статистических сборников, отчетов губернаторов, «Памятных книжек» Курской и Воронежской губерний конца XVIII — начала XIX веков, в середине прошлого столетия целые селения края специализировались по отдельным промыслам и ремеслам. Этому способствовал ряд благоприятных условий:

природно-географическое расположение (южная часть России, прекрасный климат, богатые черноземы, обилие лесов, рек и водоемов); — синтез социально-этнических и культурных факторов (губерния была создана в западной части из Курской территории, в восточной — из Воронежской, на юге — соседство со слободской частью Украины, по реке Ворскла пролегала пограничная зона Киевского государства).

Конгломерат этнических, языковых, социальных, культурно-бытовых традиций, природно-географических факторов обусловил уже в XVII веке выделение на территории края следующих видов промыслов:

— кожевенно-скорняжного (сапожный, выделка овчин, шорный); 
— ткачества (в т. ч. ковроделия); 
— вышивального, кружевного, вязального, иконописного, производство серег, крестиков, нагрудных украшений; 
— деревообработки (столярный, бондарный, колесно-экипажный, пряжный (в т. ч. гребни); 
— гончарно-керамического (бытовая керамика, игрушка, производство кирпича); 
— пенькопрядильного, производство валенок, канатов, веревок; 
— слесарно-кузнечного, токарного и других.

Наиболее крупными ремесленными центрами являлись Белгородский, Грайворонский, Старооскольский, Бирючанский, Новооскольский, Корочанский уезды. Широкое развитие в крае скотоводства и землепашества способствовало становлению промыслов и ремесел по их переработке.Так, в местах поселения украинцев ведущим промыслом стал кожевенно-шубный (центры Уразово, Шебекино, Томаровка, Великомихайловка, Ольшанка, Ниновка, Халань, Масловка — Новооскольского уезда; села: Борисовка, Герцовка, Драгуновка — Грайворонского уезда). Более того, в Великомихайловке, например, не только обрабатывали кожу, но и шили отличные сапоги для царской гвардии.Доставленные на Всероссийскую кустарнопромышленную выставку в XIX веке сапоги поразили экспертов искусной работой и невысокой ценой. В Ольшанке сапожничеством занимались 346 человек, в Ниновке, Халани, Слоновке — более 1000. В целом же в Новооскольском уезде сапожным ремеслом занималось до 3000 дворов. Сапожный промысел отмечен в слободе Алексеевка Бирючанского уезда, в селе Чернянка Старооскольского.

В Уразово делали замшу, поставляя кожу во Францию и Италию. В Шебекино обрабатывали овчины, из которых шили кожухи, шубы и полушубки. По их цвету можно было определить национальность владельца, так как украинцы окрашивали верх в черный цвет (сажей), русские в желтый (корой ольхи).Один из самых древних промыслов края — гончарное производство — был наиболее распространен в Старом Осколе (Казацкая слобода), в Борисовке, Белгородском и Новооскольском уездах (слободы Михайловка и Меньшикова). По свидетельству же археологов, глиняные горшки из обожженной глины были распространены на территории региона повсеместно еще в новокаменном веке.Обломки этой первой посуды имеются в музеях Белгорода, Валуек, Шелаева.Изготовление различных видов гончарных изделий: бытовых (посуда — горшки, глечики, кринки, макитра, махортка, миска, чашка, макорта, горшки-формы); декоративных (кувшины «куманец»); игрушек (различные фигурки птиц и зверей, свистульки); кирпича, кафеля — занимало значительное место в общей картине бытования ремесел и промыслов Белгородчины. Широкую известность слободе Борисовка принесли иконописный и гончарный промыслы, которые всячески поддерживались губернским земством, свидетельством чего явилось открытие на их базе «рисовальной» школы.

Глиняные глазурованные игрушки-свистульки борисовских мастеров до сих пор привлекают внимание глубиной содержания и формой. Всего же в Борисовке было сосредоточено 17 видов ремесел, которыми занимались 3180 человек. Томаровка славилась выделкой кож, шорным производством, сапожным делом, резьбой по дереву, выпечкой кондитерских и хлебо-булочных изделий.Работала здесь и иконостасная фабрика. Мастерство томаровских кустарей было отмечено двумя серебряными медалями за иконостас и шорные изделия.Секрет изготовления старооскольской глиняной игрушки сумели восстановить и сейчас развивают сестры Гончаровы.В их руках каждая игрушка обретает свой образ, свой голос, свой характер. Безусловно, история игрушки старооскольского уезда неразрывно связана с народными промыслами края, в частности, с деревообработкой, которой было занято 314 дворов и почти 1700 мужских рабочих рук.

Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, людей мастера делали из «чурочек», остатков доски осины, березы, сосны, липы, используя в основном лишь топор и нож. Из глины изготавливали музыкальные игрушки в виде расписных фигурок — свистулек, птиц, зверей, людей. Безусловно, развитие традиционных народных игрушечных промыслов в крае носило вторичный характер по отношению к промыслам, производящим сугубо утилитарные вещи. Однако «они были и аксессуаром ритуальных обрядов аграрной и охотничьей магии, продолжая быть игрушкой и утехой детям и являясь чисто декоративным предметом сегодня, несут в себе прелесть нештампованной вещи, оригинальность дышащего жизнью подлинника». Обилие лесов в регионе породило многообразие промыслов, связанных с обработкой дерева: столярное, колесно-зкипажное, бондарное, производство домашней утвари. Так в Чернянской волости особенно развито было производство сит «Крестьяне также поголовно занимались выжиганием угля, этот промысел был очень выгоден и приносил в неделю 3— 5 рублей дохода».

А в Слоновской волости даже имелась двухклассная школа народного просвещения с преподаванием столярного дела. Не случайно далеко за пределами Новооскольского уезда славилось мастерство местных слоновских «сундучников», которым было занято 30 человек производством «скринь» занимались 41 человек, колес — 43 человека, ульями — 81 человек. Причем, практически все мастера работали по заказам. Большие села, слободы являлись центрами многих ремесел. Например, в Корочанском уезде насчитывался 21 вид крестьянских промыслов, которыми были заняты 2400 семей. Мужское население Белгородского уезда занималось обработкой дерева, производством повозок, саней, мужчины Красной Яруги — изготовлением сундуков кухонной и домашней утвари, валенок, за что их называли «валешники», выделкой кож для пошива одежды и сапог, плетением корзин и лаптей.Как свидетельствуют архивные данные, в селе Мандрово Валуйского уезда жили лучшие каретники, мастерство которых почиталось не только в округе, но и при самом Царском Дворе, куда они поставляли свои изделия. Это были крепостные графов Девиеров с целой «школой мальчиков-подмастерьев», которых выгодно продавали вдругие регионы России. Но как утверждают старожилы, лучших оставляли в поместье

Практически повсеместно из дерева делали бочки, кадки, ступы, предметы кухонной утвари (ушат, ночвы, жбан, ухват, чапельник, ложки, чан, лохань, лозбень, ковш домашнего обихода (корыто, рубель, валек); орудия труда (трепало, гребни и щетки для обработки волокна, мялки, прялки, ткацкий стан, цеп, вилы-тройчатки); мебель Было развито плетение из лозы, лыка, соломы. Промыслом было производство и переработка сельскохозяйственного сырья подсолнечника, пшеницы, крупы (пшено, гречка); торговля овощами, ягодами и фруктами. Местные жители издревле занимались собирательством (грибы, орехи, дикие фрукты и ягоды, лекарственные растения); рыболовством (добывали до 50 видов рыб); охотой на диких зверей, степную и водоплавающую птицу. Мудро и рационально использовали наши предки природные и растительные запасы: мел, глину (белую, желтую, красную), железную руду, строительную древесину, камыш, тростник и т. д. Однако сельские мастера умели делать не только предметы утилитарного назначения, но и высокохудожественные образцы изделий из глины, дерева, ткани

Традиционные художественные промыслы края особенно ярко отразились в сугубо женских занятиях: вышивке, ткачестве, кружевоплетении, выбивке, изготовлении головных уборов, нагрудных украшений, деталей одежды, ковроделии. Этот труд имел место в каждом крестьянском доме и к работе этого рода приступали осенью после окончания уборки урожая с тем, чтобы к весне завершить ее. Насколько кропотлив и трудоемок этот процесс свидетельствует тот факт, что одна хозяйка дома физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей, включая и 5— -летних. Действительно, должное воспитание девочек во многом определялось их умением и мастерством шить, вышивать, ткать. По утверждению селян, девочка пяти—семи лет от роду была в состоянии выпрясть свою первую нить, которую кстати затем мать использовала как оберег для дочери в канун ее замужества. Следует сказать, что практически все приданое (одежда, белье), дары для жениховой родни невеста готовила собственноручно.

Да и в последующем ей предстояло одевать всю семью «... руце своя простирает на полезная, локти свои утверждает на веретено...» (похвала трудолюбивой домохозяйке из летописи XII века). Не случайно в этой связи и бытование в народе пословицы: «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Сказывают, что женщины умудрялись прясть в любой ситуации: на ходу, в дороге, присматривая за детьми и скотиной. А девушки, собравшись на вечёрки, никогда не сидели праздно: игры, пляски, «лелешные» песни начинались лишь после того, как было выполнено рукоделие, дабы не услышать осуждения старших: Ткать не взумея, а играть, плясать пошла!» Основным сырьем для пряжи ниток и ткачества издревле служили прежде всего шерсть (овечья, козий пух), конопля и лен. Бесспорность этого факта подтверждается традиционным использованием шерстяных ниток для вышивки и приверженностью шерстяным тканям в различных деталях женской одежды (поневах, сарафанах).

А магический смысл меха вполне распространялся и на шерсть. Из волокон конопли ткали «замашные» или «посконные» ткани. Коноплю, в отличие от льна, убирали («тягали», «дергали») в два приема. Сразу после цветения выбирали мужские растения, а женские оставляли до конца августа «донашивать» маслянистые семена. Далее «дерганец» мочили, сушили, мяли, трепали, толкли в ступе, чесали. И лишь затем пряли и ткали на стане по 15 метров за день. Как соткут, отбеливают в щелочи (кипяток с древесной золой). А уж потом вышивают и шьют. Изделия декорировали орнаментом разнообразной техники исполнения: счетные швы, роспись, полукрест, двухсторонний шов, белая строчка, перевить, стебельчатый шов, мережками, кружевами, в т. ч. коклюшными и игольчатыми. Далеко в округе славились борисовские «камчатные» скатерти, оскольские холсты, ракитянские ковры, белгородские кружева и кушаки. Не случайно на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в городе Харькове в 1887 году мастерицы из села Болховец, слободы Пушкарной, Старого города были удостоены похвальных листов.

О масштабах развития художественных промыслов и ремесел на Белгородчине можно судить, анализируя данные товарооборота местных ярмарок. Готовые изделия белгородских умельцев вывозились на ярмарки в Центральный район России, на Дон, Поволжье, Крым, Украину, Кавказ, что свидетельствовало о достаточно высоком профессиональном мастерстве и художественном вкусе их создателей.

Используемы материал: Лит.: М.С. Жиров (Народная художественная культура Белгородчины )