Главные вкладки
Формирование национальной идентичности через изучение народных традиций
Воздействие на человека средствами народной культуры, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств- тема, которую изучают ученые у несколько тысяч лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovan_nats_identich.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Формирование национальной идентичности через изучение народных традиций.
Урок праздник – колядки.
Воздействие на человека средствами народной культуры, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Программа должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
О значении духовности в жизни людей писал Л.Н.Толстой. Он отождествлял духовную силу с силой мысли, и эта мысль, по его мнению, должна быть направлена на созидание, гармонию, любовь.
К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Не нужно проводить специальных исследований, чтоб выявить роль традиций народной культуры в обществе и в жизни детей.
Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурнообразованной личности.
Закон об образовании РФ провозглашает курс на «самоопределение личности и создание условий для ее самореализации». Это означает, что содержание образования должно обеспечить: формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню знаний, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, развитию творческой активности.
Достижение поставленной мной цели реализуются в процессе решения следующих задач:
- открытие ученику целостного мира русской народной культуры;
- обучение мышлению, воспитания чувств, воли, формирование общечеловеческих качеств;
- воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа;
- интегрированный подход в обучении: введение народной культуры во все - использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
- создание условий для творческой реализации личности в процессе изучения народной культуры, включающей различные ее виды (народное декоративно-прикладное искусство, мифологию, этику и этикет).
Приоритетным в моей работе является введение ученика в мир народной культуры, гармонизация личности через воспитание духовности и развитие творческих способностей в процессе этнохудожественного образования средствами разнообразных видов художественной деятельности.
Для решения проблемы ввожу элементы народной культуры. Мифы, сказки, легенды и прочие жанры УНТ (Устное народное творчество), используемые, на уроках показали, что такая работа способствует не только формированию мировоззрения, но и развивает память ребенка, его образное мышление и обогащает его словарный запас.
Участие детей в различных видах художественной деятельности, основанной на материале народного искусства - одно из главных условий развития творческой активности детей. Изделия народных мастеров как проявление творчества народа близки учащимся по своей природе и понятны им. После знакомства с историей возникновения промысла, его характерными особенностями дети становятся мастерами и выполняют свои изделия, которыми гордятся.
В нашей школе выстроена система внеурочной деятельности, которая во многом решает воспитательные задачи. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет. Такая форма совместной деятельности, как праздник, способствует единению и достижению высоких результатов.
Основные праздники народного календаря, которые мы проводим в школе это: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров. В процессе проведения праздников дети познают обряды, обычаи народной культуры, что в свою очередь способствует воспитанию духовно- нравственной личности. Колядки, Кузьминки, Сороки стали массовыми и любимыми не только для детей, но и для их родителей, которые помогают в подготовке и проведении праздников. Анализируя свою работу по формированию духовно- нравственного потенциала личности, можно отметить наиболее значимые качества личности ребенка, формируемые при этом: добро, любовь, жизнь, материнство, защита Отечества и многие другие.
Занятия с учениками проводятся в музее русская изба. Изба оснащена пособиями для занятий с детьми, настоящими атрибутами русского быта и направлены на выявление способностей каждого ребенка и формирования у них знаний о русской культуре. Изба используется для плановых занятий, для индивидуальной работы с детьми, дети посещают избу с целью ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством, со старинными экспонатами русского быта.
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество. Фольклорные обрядовые праздники, знакомящие детей с историей и культурой народа, - это хорошее средство для формирования этнокультурной идентичности ребенка, пробуждения национального чувства. Эти праздники погружают детей в атмосферу народной жизни, приобщают к историко-культурному наследию, дают возможность ощутить связь и преемственность поколений.
Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить:
· неразрывную связь с природой, со средой обитания;
· открытость, воспитательный характер народной культуры России;
· способность к контакту с культурой других народов;
· самобытность;
· наличие целенаправленного эмоционального заряда;
· сохранение элементов языческой и православной культуры.
Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Показателем педагогической эффективности моей деятельности является формирование познавательного интереса детей к искусству и культуре, творческая активность, бережное отношение к памятникам культуры, то есть духовное развитие учащихся. Как результат моей работы я воспринимаю искренний интерес детей к народной культуре, их потребность обращаться к этому материалу не только на уроке, но и за его пределами. Свидетельством того служат творческие работы учеников, их желание сохранять народные традиции, традиции своей семьи и возросшее в них чувство гордости за свой народ, за свое Отечество.
Комментарии
Большое спасибо за вашу
Большое спасибо за вашу работу. Я полностью разделяю ваши суждения, на своих занятиях стараюсь приобщить детей к традиционной русской культуре, воспитать гордость за свой народ, его историческую мудрость.
Спасибо за понимание!
Спасибо за понимание!