Посвящение в читатели библиотеки.

Кудабаева Зиля Даутовна

Посвящение в читатели библиотеки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник посвящения первоклассников в читатели школьной библиотеки. Сценарий «Здравствуй, мир библиотек!»

Цели и задачи:

• ознакомление первоклассников со школьной библиотекой, привитие духовно-нравственных качеств;

• формирование и закрепление первичных навыков самообслуживания в условиях школьной библиотеки.

Учителю начальных классов по окончании первого учебного полугодия необходимо внимательно изучить данный сценарий и на его основе подготовить свой сценарий праздника для первоклассников. В школьной библиотеке необходимо подготовить несколько выставок красочных книг, иллюстраций известных художников к детским книгам.

Школьному библиотекарю и учителю желательно подготовить символические «Удостоверения читателей школьной библиотеки» — обычные открытки с текстом, удостоверяющим, что первоклассник с такого-то числа (дата проведения праздника) является читателем школьной библиотеки (название школы и подписи классного руководителя и школьного библиотекаря).

При подготовке сценария праздника можно использовать следующие крылатые выражения и афоризмы известных людей:

• Пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет наше прошлое и будущее. (Д. С. Лихачев)

• Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо выбрать крупинки золота в массе песка. (С.И. Вавилов)

• Я вижу, что вы собрали книги, но и книги собрали вас. (В.Б. Шкловский)

• Величайшее сокровище — хорошая библиотека. (В. Г. Белинский)

• Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа. (Г. Лейбниц)

• Хорошая библиотека есть книжное отражение Вселенной. (Н.А. Рубакин)

• Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги — и то уже счастье. Перед вами мир, достойный богов; вы сознаете, что можно принять в нем участие и наполнить до краев свою чашу. (Ч. Лемб)

• Публичная библиотека — это открытый стол идей, за который приглашен каждый. (А.И. Герцен)

• Коллекция книг — тот же университет. (Т. Карлейль)

• Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души. (Цицерон)

Описание праздника

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы впервые попали в сказочную страну, в которой большинство из вас еще ни разу не бывали. Эта сказочная и загадочная страна наполнена самыми различными книгами, здесь всегда царит загадочная тишина. А называется эта страна — «школьная библиотека».

Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ — откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном?

Есть такое место — называется «библиотека».

«Библио» — книга, а «тека» — хранилище. А знаете, сколько лет существует библиотека? Почти пять тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте — написанные на папирусе, в Междуречье — выцарапанные на глиняных табличках, в Индии — составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае — свитки из шелка. Некоторые из первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Появляется Знайка и читает стихотворение.

Библиотека. В зале тишина.

Ты здесь сидишь, часов не замечая,

Друзей своих испытанных встречая,

Которым жизнь навеки продлена.

 

Они с тобой взрослеют наравне,

И учат неприметно, год за годом,

Идти вперед, противиться невзгодам,

И видеть вечность в мимолетном дне.

 

Герои книг. Они нам все сродни:

Дубровский, Чацкий, чуточку — Печорин.

Характер наш рождается из зерен,

Которые посеяли они.

 

На улице — зима. И легкий снег

Свивается в бесшумные волокна.

И манят нас задумчивые окна

В далекий, близкий мир библиотек.

(И. Тюкавин. «Песня о библиотеке»)

Библиотекарь: Итак, библиотека — это дом книг. Здесь живут и дружат книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется «книжным фондом». А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, каждая книга имеет свой дом и квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет библиотекарь. После сегодняшней встречи я каждый день буду ждать вас в гости. Я подберу вам интересные книги, которые помогут понять не только школьные задания, но и удивительный мир науки и мировой литературы.

В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хотите знать все значения, загляните в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу нужно вернуть в библиотеку, ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок.

У нас есть книги, которые на дом не выдаются: энциклопедии, словари. Эти книги могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

Знайка: Вы, конечно же, меня узнали. Я — Знайка, тоже литературный герой. Моя квартира — сказка о Незнайке, а дом родной — вот эта библиотека.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, в коридоры!

 

Не мешайте нам читать,

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

 

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге — чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.

Так что такое читальный зал? (Возможные ответы первоклассников)

Библиотекарь: Книги рождаются, живут, стареют, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. Все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники... (Беречь!)

Правильно! Давайте запомним некоторые правила:

• Нельзя перегибать книги.

• Загибать книжные страницы.

• Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки.

• Писать и рисовать в книгах.

• Нельзя читать книги во время еды.

А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? (Закладка)

Больше всего книги любят бережное отношение, чистоту. Чтобы стать настоящими читателями, нужно знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Внимательно прослушайте и запомните следующие правила.

1. В библиотеке нужно вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям.

2. Книги нужно возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 14 дней.

3. С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) нужно ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти книгу для другого ученика.

А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.

Знайка читает стихи Валентина Берестова.

Знайка:

Итак, библиотека, картотека,

Наброски, сноски, выписки, мечты.

И вдруг ты набредешь на человека,

Который занят тем же, что и ты.

Откуда он? Как мог он породниться

С мечтой неясной, с замыслом твоим?

И кажется, что светится страница,

В прекрасный час написанная им.

И радуешься ты ему как брату,

А если он уже землею взят,

Ты ощутишь как свежую утрату

То, что случилось, может, век назад.

Библиотекарь: А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели.

К нам пришли телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.

• «Спасите! Нас съел серый волк!»

• «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»

• «Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».

• «Дорогие гости, помогите! Паука, злодея, зарубите!»

• «Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»

• «От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!»

• «Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»

Если первоклассники не отгадали, библиотекарь им подсказывает.

Знайка: Мне показалось, что вы гораздо умнее моего друга Незнайки. Он долго не мог отгадать вот эти загадки. А вы сумеете отгадать загадки о сказках и сказочных героях?

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Он имел предлинный нос,

Что за сказка? — Вот вопрос?   («Золотой ключик»)

 

Был похож на мяч немножко.

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех!    («Колобок»)

 

По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат ведра.   («По щучьему веленью»)

 

Хвост засунул в прорубь волк,

И какой же в этом толк?    («Лиса и волк»)

 

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.    («Лиса и журавль»)

 

Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.    («Теремок»)

 

Рыбка не простая,

Чешуей сверкает,

Плавает, ныряет,

Желанья исполняет.   («Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.   («Снегурочка»)

 

А дорога — далека,

А корзина — нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.    («Машенька и медведь»)

 

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны бока молока,

Полны рога творога,

Полны копытца водицы.    («Волк и семеро козлят»)

 

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей!   («Доктор Айболит»)

 

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Ну, отгадайте, как звали ее.    («Красная шапочка»)

После проведения конкурса загадок можно поощрить отличившихся ребят.

Библиотекарь: Первые библиотеки появились во времена Киевской Руси. В летописи сказано, что князь Ярослав Мудрый в 1037 г. собрал в Киеве многих писцов, которые «списаша книги многи». Часть этих книг «князь положил в святой Софии церкви», основав первую библиотеку. Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в Геннадиевской библиотеке (Новгород, XV в.). На полях возле незнакомого иностранного слова стоит более удобное для россиян — «книжный дом».

Библиотекарь или учитель зачитывают ребятам стихотворение Зинаиды Волконской.

Лишь свеча, в тиши пылая,

Осветит приютец мой, —

Я сажусь за стол, читая

Одиноко в час ночной.

 

Я — богач, как там не числи:

Книги есть — чего ж желать?

Но, копя чужие мысли,

Мне б своей не потерять!

 

Исполать, библиотека!

Что мне золота сундук?

Мильтон, Тиссо иль Сенека —

Человеку лучший друг!

 

Для чего нам жизни миги,

Если книг на полке нет?

Ни одной не дам я книги

И за тысячу монет!

Библиотекарь: Вот и подходит к концу наше первое знакомство библиотекой.

В память о сегодняшней встрече мы хотим вам вручить «Удостоверение читателя» школьной библиотеки. Храните его, как память о сегодняшнем празднике.

Библиотекарь, учитель начальных классов и Знайка вручают каждому первокласснику символические удостоверения читателей школьной библиотеки.

Библиотекарь: Мы поздравляем вас со вступлением в многочисленную семью читателей нашей школьной библиотеки. На этом наш праздник заканчивается. Но мы расстанемся с вами совсем ненадолго. Я думаю, что вы все поняли, какое великое значение играет библиотека в жизни человека и, особенно, в жизни школьника.

Сценарий библиотечного мероприятия

«Посвящение в читатели»

Цели и задачи:

• ознакомление первоклассников со школьной библиотекой, привитие духовно-нравственных качеств;

• формирование и закрепление первичных навыков самообслуживания в условиях школьной библиотеки.

Оборудование: презентации «Посвящение в читатели», «Угадайте сказку!», «Правила обращения с книгой», мозаика по сказкам, «Правила обращения с книгой» (разрезные), буклеты о книге, карточки с иллюстрациями литературных героев.

Ход мероприятия

Презентация «Посвящение в читатели» (музыка «Юные читатели»)

- Здравствуйте, дорогие первоклассники! Скажите мне: «Вы уже научились читать?»

-(ДА)

-Значит, теперь перед вами открылась широкая и интересная дорога – дорога к знаниям! Сегодня вы пришли в школьную библиотеку на праздник «Посвящение в читатели»!

Вы пришли в удивительный дом. Здесь живут ваши умные друзья - книги. И дом этот называется библиотека.

Скажу вам по секрету: тот, кто любит книги и много читает, тот больше знает и лучше учится.

«Кто много читает, тот много знает», — говорит пословица.

Ведущий: Ребята, вы умеете отгадывать загадки?

Как называется первая книга-учебник, с которой знакомятся все первоклассники? (азбука)

Ещё отгадайте загадку.

Снаружи смотришь –

Дом как дом.

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай.

Дети: Это библиотека

Библиотека – это дом для книг.

А вот здесь, в шкафах и на стеллажах живут книги. Они разные. Вот книги для вас – первоклассников. Здесь есть и сказки, и рассказы, и стихи. А когда вы подрастёте, будете выбирать книги вот на этих полочках. Старайтесь, чтобы и в ящиках, и на полках всегда был порядок. Выбирайте книги аккуратно и бережно.

Книги разные бывают – большие и маленькие, книги-раскладушки, книжки-панорамы, энциклопедии, словари.

Отгадайте:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней! (книга)

Ребята, а вот здесь вы можете полистать журналы для детей.

Библиотекарь:

Я вам открою секрет: наша библиотека не простая, а волшебная. Как только зайдешь, так обязательно с чем-нибудь волшебным встретишься. Вот и сейчас мне кажется, что произойдет какое-то волшебство.

Библиотекарь:

Чтобы произошло волшебство , нужно произнести волшебные слова – поговорку о книге

Давайте скажем хором: «Книга – наш друг, без нее как без рук». Звучит волшебная музыка Что это? Появляется чудесная коробочка.

Волшебная коробочка приготовила нам задания и вам придется пройти волшебные испытания: угадать сказки, сказочных героев, отгадать загадки, запомнить правила обращения с книгой. Вы готовы, мои юные друзья? (Да).

- Загадки вы умеете отгадывать? Угадайте

Белым снегом всё одето -

Значит, наступает ... ( зима)

***

Зимой в берлоге

Видит сон

Лохматый,

Косолапый... (медведь)

***

С пальмы вниз,

На пальму снова

Ловко прыгает... (обезьяна)

***

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать... (свинья)

***

Клубком свернулся - ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий... (ёж)

***

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая ... (белка) МОЛОДЦЫ!

Что ещё приготовила нам коробочка?

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят.)

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка.)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…(Айболит.)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!.. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

Стоит в лесу избушка,
Живет в избе старушка.
Не входи в избушку:
Съест тебя старушка! (Баба Яга.)

Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо, игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик …(Кощей).

Ведущий: Чтобы узнать следующее задание, давайте скажем хором: «Книга – наш друг, без нее как без рук».

Вот здесь листочки из них нужно будет составить правило.

Вам будут помогать учителя. У каждого правила свой цвет.

Нельзя рвать книги

Нельзя рисовать в книге

Нельзя мять страницы

Нельзя вырывать страницы

( Дети составляют правила, вывешивают

на доске на магниты, зачитывают по очереди и повторяют хором вслух.)

Всё, что вы сейчас сказали, относится и к учебникам, потому что

учебники - это тоже книги, но учебниками вы пользуетесь каждый день, и поэтому, чтобы сохранить учебник в чистоте и порядке нужно еще что-то, кто скажет, что нужно еще делать с учебниками, как только вы получили их в библиотеке. (Ответы: обложки, закладки).

(Далее идет обсуждение из чего каждый сделал закладки в своем учебнике.

Ведущий: давайте скажем хором: «Книга – наш друг, без нее как без рук».

-А теперь вам задание – очень интересное, вы должны будете складывать мозаику, но без картинки-подсказки. После того, как соберете, вы должны будете назвать сказку, которая изображена на этой картинке ( 4 человека) Умницы!

- Ребята, давайте сыграем в игру «ДА – НЕТ». Ответьте на вопрос: «Что любит книжка?»

Вы должны говорить хором «Да», если не согласны — «Нет!».

Итак, что любит книжка?

Обложку. — Да.

Грязные руки. — Нет.

Закладку. — Да.

Дождик и снег. — Нет.

Бережное отношение. — Да.

Ласку. - Да.

Яичницу. - Нет.

Чистые руки. - Да.

Валяться на полу. — Нет.

Драться. — Нет.

Жить на книжной полке. — Да.

Любознательных читателей. — Да.

Молодцы, ребята!

- А теперь, наши первоклассники, произнесите клятву.

Брать книгу только чистыми руками – клянусь!

Дети: Клянусь!

Не загибать страницы, вкладывать в книгу закладку!

Дети: Клянусь!

Не перегибать книгу при чтении, от этого выпадают страницы!

Дети: Клянусь!

Не писать и не рисовать в книге!

Дети: Клянусь!

Если книга порвалась, подклеить ее!

Дети: Клянусь!

А сейчас, ребята, я посвящаю вас в читатели!

Юные читатели, я вам приготовила буклеты о книге.  ( раздаёт первоклассникам буклеты)

- А сейчас мы послушаем юных читателей.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

******

Не надо умолять сестрицу:

«Прочти, пожалуйста, страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А просто взять и прочитать!

******

Книжку за книжкой

Будем открывать.

С каждым днем все больше

Будем узнавать!

- Молодцы! Спасибо!

Библиотекарь: Мы поздравляем вас со вступлением в многочисленную семью читателей нашей школьной библиотеки. На этом наш праздник заканчивается. Но мы расстанемся с вами совсем ненадолго. Я думаю, что вы все поняли, какое великое значение играет библиотека в жизни человека и, особенно, в жизни школьника.