Сущность информационных ресурсов библиотек

Елена Александровна Маслова

В этой статье будет рассмотрено, как строится информационное пространство, его классификация и структура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья148.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность информационных ресурсов библиотек

Рассмотрение сущности информационных ресурсов необходимо начать с формулировки определений ключевых понятий и категорий, рассматриваемых в рамках данного исследования.

Целесообразно начать с раскрытия понятия «информация». Информация является одним из основных понятий науки, составляющего основу современной научной картины мира.

В результате происходящих в окружающем мире событий, фактов, сообщений и явлений, человек непрерывно получает информацию независимо от формы ее отображения (устной или письменной, документарной).

Такое понимание термина «информация» соответствует этимологии обозначающего его слова.  

Термин «информация» переводится с латинского как «изложение, разъяснение». Исходя из данного перевода, информацию можно трактовать как сведения, передаваемые людьми письменным, устным или другим способом (посредством технических средств или условных сигналов и др.).

В силу своей объёмности, всеобщности, расплывчатости «информация» зачастую может пониматься неполно и неточно. Поэтому в настоящее время не существует единого определения термина «информация». С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.

В научной литературе даются различные трактовки данного термина, которые можно свести к одному общему определению.

Таким образом, информация – это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, их свойствах, характеристиках и состоянии, независимо от формы их представления.

На современном этапе человек получает сведения или информацию об окружающем мире непосредственно взаимодействуя с этим миром устно, а также посредством писем, книг, кино, радио, телевидения, информационных систем и др.

Информацию или сведения человек получает в процессах непосредственного исследования различных явлений, а также от других людей устно, с помощью книг, писем, телефона, радио, кино и телевидения, современных информационных систем (отдельные компьютеры, локальные и глобальные сети, например, Интернет) и т.д. В работе различных технических устройств (автоматов) также включается информационный обмен данными между собой и отдельными их частями.

В результате некоторого информационного процесса, сущность которого заключается в создании информации, возникает так называемое «информационное пространство».

Центром информационного пространства является субъект (индивид, коллектив или группа), который создает, накапливает или передает информацию.

Цель создания информационного пространства – формирование среды обитания человека, наполненной информацией, которая будет являться доступной для него в процессе его деятельности.

Элементарными компонентами вербального (устного) уровня информационного пространства социума являются:

  • индивидуальные информационные тезаурусы, включающие семантические (смысловые) образы, сформированные с помощью языка;
  • речь, их передающая;
  • управленческий элемент. Функция информационных тезаурусов индивидов – ресурсная, функция речи – коммуникативная, функция управленческого элемента – организационная.

Информационное пространство строится на основе иерархии и структуризации, поэтому, как особые целостности возникают территориальные, ведомственно-отраслевые и другие виды информационного пространства. Одной из разновидностей и формой существования информационного пространства является библиотека.

В библиотеке воспроизводятся все элементарные компоненты генетически предшествующих форм существования информационного пространства: вербальной и документальной коммуникации, а благодаря персоналу – субъекту, конструирующему библиотеку в соответствии с целями и информационными потребностями ее пользователей, можно говорить о собственном информационном пространстве библиотеки.

На современном этапе развития все больший интерес представляют собой информационные ресурсы современных библиотек.

Впервые термин «информационные ресурсы» появился в 70-х годах XX века в научных работах, которые были посвящены информационным системам и вычислительной технике.

Позже, уже в 80-е годы двадцатого тысячелетия данный термин получил более широкое распространение.

Информационные ресурсы относят к экономическим ресурсам в качестве четвертой их составляющей (в дополнение к трудовым, финансовым и материальным).

В широком смысле информационный ресурс представляет собой совокупность сведений, которые поступают и накапливаются в процессе развития науки и практической деятельности людей для их многоцелевого использования в общественном управлении и производстве.

Ресурс представляет собой собирательное понятие. Применительно к библиотечной деятельности единицей информации является документ.

В законодательстве Российской Федерации термин «информационные ресурсы» трактуется следующим образом. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» №149-ФЗ от 27 июля 2006 г информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах (архивах, библиотеках, базах данных фондах, и других информационных системах).

Другими словами, информационные ресурсы состоят из документов. Поэтому более правомерно оперировать понятием «документные ресурсы».

Согласно ГОСТ 7.0-99 "Информационно-библиотечная деятельность, библиография. В состав Библиографической записи (БЗ) входят:

- библиографическое описание (БО);

- заголовок БЗ;

- термины индексирования (классификационные индексы и предметные рубрики);

- аннотация (или реферат);

- шифр хранения документа;

- дата завершения обработки документа;

- сведения служебного характера [4].

На сегодняшний день информационные ресурсы – это многообразные и сложные объекты, которые характеризуются множеством параметров, наиболее значимыми из которых являются:

  • тематика или содержание информации, сведений;
  • форма собственности на информацию (существуют следующие формы собственности на информацию: общественное достояние, государственная собственность, собственность юридических лиц, частная собственность, а также собственность общественных объединений);
  • форма представления информации (обзоры: базы данных, банки данных, документы: первичные и вторичные и др.).

Содержание информационных ресурсов можно характеризовать следующим образом:

  • созданные прежде и создаваемые в настоящее время опубликованные и неопубликованные первичные документы на любых носителях (периодические издания, книги, нотные и изо- издания, научные труды, диссертации и др.);
  • фонды неопубликованных и опубликованных первичных документов, которые собираются библиотеками, архивами, центрами информации, другими организациями и учреждениями;
  • справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотек, архивов и информационных центров, в том числе каталоги и библиографические картотеки;
  • полнотекстовые и фактографические базы данных;
  • создаваемая или созданная прежде библиографическая продукция;
  • услуги, предлагаемые на информационном рынке;
  • компьютерные сети связи;
  • прочая обзорно-аналитическая продукция.

1.2 Классификация информационных ресурсов библиотек

В зависимости от масштабов формирования и использования различают совокупные мировые, национальные, региональные и ресурсы отдельных учреждений (локальные ресурсы).

Рассмотрим основные свойства информационных ресурсов библиотек:

  1. Постоянный рост объема потоков.
  2. Неисчерпаемость и нерасходуемость позволяют использовать, обменивать и продавать электронные ресурсы многоразово.
  3. Изменчивость содержания и состава информационных ресурсов в виде реакции на изменения информационных потребностей общества, обусловленной изменениями потребностей в продукции информационного пространства библиотек.
  4. Единство составляющих и элементов информационных ресурсов.
  5. Сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов из-за различных темпов старения информации.

В последнее время стратегическим фактором развития стран становятся информационные ресурсы, которые переносятся на электронные носители. При этом документы, представленные в традиционном (печатном) виде, переводятся в электронную форму.

Информационные ресурсы в библиотеках представляются в виде электронных ресурсов.

Электронные ресурсы – это:

1) Электронные данные (информация в виде символов, чисел, букв и их комбинаций).

2) Электронные программы.

3) Сочетание данных видов в одном электронном ресурсе [3].

Таким образом электронные ресурсы представляют собой электронные данные (информация в виде чисел, букв, символов или их комбинаций), электронные программы (наборы операторов или подпрограмм, обеспечивающих выполнение определенных задач, включая обработку данных) или сочетание этих видов в одном ресурсе.


Рассмотрим классификацию информационных ресурсов (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Классификация электронных ресурсов

Электронные ресурсы по виду разделяются на:

  • электронные документы;
  • электронные данные;
  • электронные программы;
  • смешанные ресурсы.

В зависимости от знаковой природы информации электронные ресурсы подразделяют на:

  • графические ресурсы;
  • текстовые ресурсы;
  • числовые ресурсы;
  • звуковые ресурсы;
  • комбинированные ресурсы.

Виды электронных ресурсов по общественному назначению: образовательные, научные, развлекательные и библиотечные материалы, научно-техническая и художественная информация, СМИ (телевидение, новости), реклама, объявления, электронная коммерция, пропаганда, производственная, финансовая и технологическая информация системы, автоматизации экспериментов, проектных работ производства и др.

Кроме того, в зависимости от режима доступа, электронные ресурсы делят на ресурсы удаленного доступа (с информацией на винчестере, либо других запоминающих устройствах, или размещенной в информационных сетях, в Интернете), а также на ресурсы локального доступа (с информацией, зафиксированной на отдельном физическом носителе, который должен быть помещен пользователем в компьютер).

1.3 Структура информационных ресурсов библиотек

Рассмотрим структуру информационных ресурсов современных библиотек (рисунок 1.2).

Рис. 1.2 Структура информационных ресурсов библиотек

Электронная библиотека осуществляет обслуживание различными по доступности видами машиночитаемых ресурсов.

1. Ресурсы, которые находятся в собственности библиотеки и размещенные в ее помещениях или на ее серверах. Их селекция осуществляется аналогично селекции печатных материалов, а библиографические описания включены, обычно, либо в отдельный каталог, либо в общий каталог библиотеки, либо в оба.

2. Удаленные ресурсы, расположенные на серверах поставщиков информации, доступ к которым лицензирован (оплачен).

3. Удаленные ресурсы, которые рассматриваются и оцениваются сотрудниками данной электронной библиотеки. Библиотека рекомендует эти ресурсы. Ее участие может также заключаться в организации удобного доступа к ним, например, через создание единого интерфейса.

4. Все остальные удаленные ресурсы. Доступ к ним — дело свободного выбора и навыков пользователя. Библиотекарь электронной библиотеки должен уметь оказать помощь в проведении тематического поиска.

Важной составляющей любой электронной библиотеки является ее электронный каталог.

Электронный каталог – в отличие от каталога на бумажных носителях (систематический и алфавитный), его целью является обеспечение расширенного перечня критериев поиска информации.

Например, в обычном классическом каталоге читатель может осуществлять поиск только по алфавиту авторов (алфавитный каталог) либо по тематике необходимой литературы (систематический каталог). В электронном же каталоге помимо основных критериев, читатель может указывать и дополнительные.

Каталог для поиска информации называется информационно-поисковым каталогом.

Информационно-поисковые каталоги представляют собой традиционные технологии организации информационного поиска в документальных (архивов и фондах библиотек) и являются классификационной системой знаний, в определенной предметной области.  

Смысловое (семантическое) содержание документа в информационно-поисковых каталогах отображается определенным классом каталога. Индексирование документов при этом заключается в присвоении каждому документу специального кода (индекса), который соответствует по содержанию класса (классов) каталога и создания на этой основе специального индексного указателя.

На основе определенных критериев в электронных каталогах осуществляют поиск и выдачу найденных документов, поисковые образы которых соответствуют поисковым образам запроса пользователя. Соответствие найденных документов запросу пользователя называется релевантностью.

Общий принцип устройства и функционирования документальных информационных систем на основе индексирования представлен на рис. 1.3.

Рис 1.3 Принцип функционирования систем на основе индексирования

При поиске информации смысловое содержание запроса сравнивается со смысловым содержанием документов. Такое сравнение возможно только

в том случае, когда существует некоторый язык представления информации, который позволяет однозначно описывать смысловое содержание запросов и документов. Естественный язык в такой ситуации не подойдет. Это обусловлено его многозначностью и высокой сложностью. Таким образом, поисковое пространство, отображающее поисковые образы документов и которое реализует механизмы информационного поиска документов, строится на основе языков документальных баз данных, называемых информационно-поисковыми языками (ИПЯ).

Информационно-поисковый язык – это формализованная семантическая система, которая предназначена для выражения запросов по поиску необходимых документов и содержания самого документа.

Структурная часть ИПЯ документальных поисковых систем на основе индексирования реализуется индексными указателями в форме:

  • информационно-поисковых каталогов;
  • тезаурусов;
  • генеральных указателей.

Тезаурус – это организованная совокупность основных лексических единиц (понятий), словарь терминов (предметной области) и описание парадигматических отношений между ними. В информационно-поисковых каталогах, также как в системах на основе тезаурусов, в информационно-поисковом пространстве отображается не весь текст документа, а только лишь выраженное средствами тезауруса смысловое содержание документа.

Генеральный указатель (или глобальный словарь-индекс), как правило, представляет собой перечисление всех слов (словоформ), которые имеют в документах хранилища, с указанием (отсылками) координатного местонахождения каждого слова [4, 31].

Как было выявлено ранее, электронная библиотека работает не только с имеющимся электронным ресурсом (локальным или удаленным), но может широко использовать технологию «конверсии по заказу» имеющегося печатного материала, электронный формат и дальнейшее обслуживание пользователя электронным ресурсом.

Отметим, что на сегодняшний день очень много различных по тематике видов электронных ресурсов и исчерпывающую характеристику всем им дать достаточно сложно.

Поэтому в рамках данной выпускной квалификационной работы рассмотрим основные электронные (информационные) ресурсы библиотек.

Основным ресурсом электронных библиотек является электронная книга.

Электронная книга – один из видов законченных электронных информационных продуктов, представленный на машиночитаемом носителе.

Содержит информацию в мультимедийной форме (текст, звук, анимация, видео) и включает автоматизированные поисковые системы.

Электронные книги подразделяются на:

1.         Биографические электронные справочники – могут, как и печатные, быть универсальными, персональными и комплексными.

2.         Электронные энциклопедии – эти издания достаточно многочисленны, они могут быть универсальными, отраслевыми, специальными.

3. Мультимедийные обучающие программы и учебники.

4.         Правовые базы данных – представляют собой сборники официальных документов, нормативных и правовых актов различной степени хронологического, территориального и тематического охвата.

5.         Библиографические указатели – представлены очень ограниченным количеством названий, выходящих в России, и огромным массивом зарубежных баз данных.

Электронные учебники и энциклопедии как любительского, так и профессионального характера выпускаются в основном на компакт-дисках, хотя начинают появляться аналогичные издания и в сети Интернет. Чем легче сам процесс создания, тем большее число разработчиков начинает производить подобные приложения. Создателями электронных изданий становятся и книжные издательства (т.е. владельцы информации) и журналисты, выпускающие электронные версии периодических изданий, и, наконец, преподаватели. Промежуточное положение занимают группы, объединяющие владельцев информации и программистов.

Электронный учебник, как правило, представляет собой мультимедийный продукт и должен обеспечить эффективное обучение школьников и студентов в режиме самообразования и в режиме, при котором преподаватель от обычного инструктирования переходит к консультированию учащихся. Из этого следует, что учебник должен обеспечивать обучение студентов как по всему курсу, так и по отдельным темам. Каждый выделенный заранее смысловой фрагмент курса должен заканчиваться практическими и контрольными занятиями, а каждый большой раздел курса – тестовым занятием или зачетом.

Таким образом, учитывая все выше перечисленное, можно сделать следующие выводы: информация – это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, их свойствах, характеристиках и состоянии, независимо от формы их представления.