Коновалова Елена Александровна

Сайт учителя русского языка и литературы Коноваловой Елены Александровны

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: литература

Увлечения: литература советского периода

Страна: Россия

Регион: Липецкая область

Населенный пункт: Город Липецк

Место работы: МБОУ "Лицей № 3 им. К.А. Москаленко

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/konovalova-elena-aleksandrovna

 

Организация работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, влияющий на весь её ход и результаты. В каждой школе, в каждом классе всегда есть дети, проявляющие интерес к приобретению знаний. Проблема обучения и воспитания учеников, особо мотивированных к учёбе всегда вызывала интерес. Несмотря на интенсивные попытки выработать единые теоретические позиции по данной проблеме, по-прежнему наблюдаются расхождения во мнениях. Среди них можно выделить три основных подхода.

Первый заключается в том, что дети обучаются в условиях обычного класса, но по отдельным программам или специально скорректированным для них. Второй подход - это создание специализированных классов в структуре обычной школы. Третий подход - организация отдельных школ.

Я бы отдала предпочтение первому подходу, когда дети обучаются в условиях обычного класса, но по специально скорректированным для них программам, или грамотно подобранным индивидуальным заданиям, способствующим развитию творческих способностей детей с повышенной мотивацией к учебной деятельности. С одной стороны, такие классы не отгораживают этих детей от остальных школьников, а с другой - обеспечивают им возможностью учиться вместе с такими же или ещё более способными учениками.   Необходимо поставить перед собой лишь одну цель - обеспечить такому ребёнку соответствующую интеллектуальную нагрузку.

В нашей школе, как и в любой другой, есть дети, которых можно назвать способными. Работа с такими детьми начинается с их поиска и выявления. Я обращаю внимание не только на учащихся, не проявивших себя особыми успехами, но и проявляющих постоянный интерес к чему-либо, обладающих оригинальностью мышления, испытывающих радость от добывания знаний и умственного труда.

Работа по развитию творческих способностей проводится по нескольким этапам.

         При планировании любого урока я стараюсь продумывать деятельность способных ребят. Именно для них подбираю задания повышенной сложности, нестандартные задачи, и всегда находятся ученик, способный их решить. В условиях класса, в котором обучаются ученики со смешанными способностями, считаю важным осуществлять дифференцированный подход к выполнению домашних заданий. При осуществлении контроля учащиеся зачастую получают задания разного уровня сложности. Эффективным является закрепление знаний в виде заполнения сравнительных таблиц, (в 10 классе на уроках литературы) построения логических схем, определения основных понятий. В таких условиях ребята с высокой познавательной активностью учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, обобщать, творчески перерабатывать её. Применяя основные логические операции, выделяют главное, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, искать ответы на необычные вопросы, подбирать и опровергать доказательства. А это и есть творческое мышление, успешное овладение которым ещё сильнее мотивирует ученика к познанию.

При проведении уроков необходимо учитывать характерное для учащихся с повышенной мотивацией умение мыслить логически, их любознательность и развитый дух соперничества и использовать широкий спектр информации. Из множества типов уроков, помимо традиционных комбинированных, следует проводить и нетрадиционные типы уроков.

Способный ученик должен развиваться не только на уроке. Одних уроков недостаточно, даже если мы будем загружать ученика заданиями повышенной сложности. Кроме уроков нужна система внеурочной работы по предмету. Хорошей демонстрацией внеурочной деятельности являются предметные недели, которые проводтся в школе каждый год. Учащиеся 5-11 классов принимают участие в познавательных, интеллектуальных играх по русскому языку и литературе, виторинах, кавээнах, кроме того сами активно участвуют в подготовке и проведение мероприятий.  Это, по своей сути,  «тренажер», на котором вырабатываются практические умения, развиваются способности ученика, раскрывается его творческий потенциал, создаются условия для активного обмена знаниями.

Учитель, знающий материал в рамках школьной программы, перестает быть ученику интересным. Следующий этап – факультатив, дающий возможности  более глубокого  изучения предмета. В последние годы в связи с введением ЕГЭ практическая направленность факультатива стала более отчетливой. Основные цели факультатива – стимулирования творческой мысли, развитие самостоятельности при подготовке учащихся к сдаче экзамена. Таким факультативом в 10 классе является «Теория и практика сочинений разных жанров», одна из целей  которого заключается в том, чтобы научить  грамотно писать эссе по прочитанному тексту. Дети учаться выделять тему и основную мысль текста, размышлять над проблемой, вычленять авторскую позицию, комментировать ее, а также аргументировать собственную позицию по данной проблеме.  Лучшие работы поощряются отличной оценкой по русскому языку и зачитываются в классе.

Главной целью факультатива в 5 классе «Секреты русской орфографии»  является формирование орфографических навыков при изучении морфологии, лексики, фонетики, и других разделов русского языка через применение нестандартных форм и методов обучения, способствующих творческому развитию личности обучающихся.  Учащиеся в игровой форме усваивают основные орфографические правила. Часто на факультативе рассматриваются нерешенные или непонятные на уроках вопросы и формируются другие (нестандартные) пути их решения.

 Есть еще один метод работы с учащимися повышенной учебной мотивации – работать индивидуально. Один на один. Такие встречи носят характер консультаций, хотя иногда это совместный поиск решения какой-либо задачи.

         Не следует думать, что работа со способными учащимися всегда приносит только успех. В ней тоже есть немало трудностей, препятствий и неудач. Но секрет ученического успеха – в соединении творчества учителя и учеников, в их сотрудничестве. Главное же для достижения успеха – ставить перед собой творческие цели и упорно к ним идти.

Таким образом, подводя итог своему, хочу сказать, что работа с учениками с повышенной мотивацией, конечно, требует от учителя больших затрат времени, творческого подхода к обучению, к внеклассной работе, но именно в такой работе проявляется профессионализм педагога.

Пути повышения мотивации учащихся к урокам русского языка:

1. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу  которого составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия детей к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Совместная работа учителя словесника, его учеников со школьной и районной библиотекой тоже мотивирует учащихся на овладение новыми знаниями («Чехов-патриот», «Поэзия серебряного века», «Книгопечатание на Руси» и т.д.) Проведение различных литературных конкурсов способствует поднятию интереса учащихся к изучению языка и литературы, развивает речь учащихся, сближает классный коллектив учеников и учителя. На классных часах продолжается языковедческая работа по речевому этикету: «Почему так, а не иначе», «Почему мы так говорим», «Знакомые незнакомцы» и т. д.  Во время игровых речевых ситуаций на занятиях риторики ученики     сами с увлечением замечают, что не всегда умеют выразить свои мысли. Некоторые ребята с трудом говорят о самых простых вещах, допускают ошибки в речи при использовании местоимений, деепричастных оборотов и понимают, что даже простым вещам надо учиться.

2. Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.

 

3. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.

Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный, но довольно долгий. И хотя, на мой взгляд, еще не создано учебное пособие, отвечающее всем требованиям (сочетание большого количества информации, грамотно отобранной и представленной в различных видах, с обилием иллюстративного материала, справочным аппаратом, наличием качественной мультипликации, видео, компьютерных моделей, возможности проведения контроля знаний), можно получить необходимый результат, сочетая имеющиеся программы.

4. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися, - один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому, когда учитель начинает урок, приступая к новому материалу, недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко сформулировать вопрос, на который дети должны получить ответ.

 

Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

Например, на доске запись: Юля хорошо отвечала на уроке и Ты, Юля, сегодня хорошо отвечала на уроке. Сравнить: чем отличаются эти предложения, и перейти к теме урока «Обращение» в 5 кл.

Иногда такую мыслительную задачу можно поставить не в начале, а в середине урока. Например, при объяснении суффиксов существительных такую задачу можно поставить в ходе нового материала, а для названия темы оставить в тетради место и записать тему после. Иногда можно построить работу таким образом, чтобы вопросы, определяющие мыслительную задачу, исходили от учащихся. «Пришёл ко мне товарищ, поседел  (посидел) у меня».  Меняется смысл от одной только буквы.

 

 

 

О себе


Книги, которые сформировали мой внутренний мир


Мой взгляд на мир


Мои достижения


Моё портфолио

 

Организация работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, влияющий на весь её ход и результаты. В каждой школе, в каждом классе всегда есть дети, проявляющие интерес к приобретению знаний. Проблема обучения и воспитания учеников, особо мотивированных к учёбе всегда вызывала интерес. Несмотря на интенсивные попытки выработать единые теоретические позиции по данной проблеме, по-прежнему наблюдаются расхождения во мнениях. Среди них можно выделить три основных подхода.

Первый заключается в том, что дети обучаются в условиях обычного класса, но по отдельным программам или специально скорректированным для них. Второй подход - это создание специализированных классов в структуре обычной школы. Третий подход - организация отдельных школ.

Я бы отдала предпочтение первому подходу, когда дети обучаются в условиях обычного класса, но по специально скорректированным для них программам, или грамотно подобранным индивидуальным заданиям, способствующим развитию творческих способностей детей с повышенной мотивацией к учебной деятельности. С одной стороны, такие классы не отгораживают этих детей от остальных школьников, а с другой - обеспечивают им возможностью учиться вместе с такими же или ещё более способными учениками.   Необходимо поставить перед собой лишь одну цель - обеспечить такому ребёнку соответствующую интеллектуальную нагрузку.

В нашей школе, как и в любой другой, есть дети, которых можно назвать способными. Работа с такими детьми начинается с их поиска и выявления. Я обращаю внимание не только на учащихся, не проявивших себя особыми успехами, но и проявляющих постоянный интерес к чему-либо, обладающих оригинальностью мышления, испытывающих радость от добывания знаний и умственного труда.

Работа по развитию творческих способностей проводится по нескольким этапам.

         При планировании любого урока я стараюсь продумывать деятельность способных ребят. Именно для них подбираю задания повышенной сложности, нестандартные задачи, и всегда находятся ученик, способный их решить. В условиях класса, в котором обучаются ученики со смешанными способностями, считаю важным осуществлять дифференцированный подход к выполнению домашних заданий. При осуществлении контроля учащиеся зачастую получают задания разного уровня сложности. Эффективным является закрепление знаний в виде заполнения сравнительных таблиц, (в 10 классе на уроках литературы) построения логических схем, определения основных понятий. В таких условиях ребята с высокой познавательной активностью учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, обобщать, творчески перерабатывать её. Применяя основные логические операции, выделяют главное, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, искать ответы на необычные вопросы, подбирать и опровергать доказательства. А это и есть творческое мышление, успешное овладение которым ещё сильнее мотивирует ученика к познанию.

При проведении уроков необходимо учитывать характерное для учащихся с повышенной мотивацией умение мыслить логически, их любознательность и развитый дух соперничества и использовать широкий спектр информации. Из множества типов уроков, помимо традиционных комбинированных, следует проводить и нетрадиционные типы уроков.

Способный ученик должен развиваться не только на уроке. Одних уроков недостаточно, даже если мы будем загружать ученика заданиями повышенной сложности. Кроме уроков нужна система внеурочной работы по предмету. Хорошей демонстрацией внеурочной деятельности являются предметные недели, которые проводтся в школе каждый год. Учащиеся 5-11 классов принимают участие в познавательных, интеллектуальных играх по русскому языку и литературе, виторинах, кавээнах, кроме того сами активно участвуют в подготовке и проведение мероприятий.  Это, по своей сути,  «тренажер», на котором вырабатываются практические умения, развиваются способности ученика, раскрывается его творческий потенциал, создаются условия для активного обмена знаниями.

Учитель, знающий материал в рамках школьной программы, перестает быть ученику интересным. Следующий этап – факультатив, дающий возможности  более глубокого  изучения предмета. В последние годы в связи с введением ЕГЭ практическая направленность факультатива стала более отчетливой. Основные цели факультатива – стимулирования творческой мысли, развитие самостоятельности при подготовке учащихся к сдаче экзамена. Таким факультативом в 10 классе является «Теория и практика сочинений разных жанров», одна из целей  которого заключается в том, чтобы научить  грамотно писать эссе по прочитанному тексту. Дети учаться выделять тему и основную мысль текста, размышлять над проблемой, вычленять авторскую позицию, комментировать ее, а также аргументировать собственную позицию по данной проблеме.  Лучшие работы поощряются отличной оценкой по русскому языку и зачитываются в классе.

Главной целью факультатива в 5 классе «Секреты русской орфографии»  является формирование орфографических навыков при изучении морфологии, лексики, фонетики, и других разделов русского языка через применение нестандартных форм и методов обучения, способствующих творческому развитию личности обучающихся.  Учащиеся в игровой форме усваивают основные орфографические правила. Часто на факультативе рассматриваются нерешенные или непонятные на уроках вопросы и формируются другие (нестандартные) пути их решения.

 Есть еще один метод работы с учащимися повышенной учебной мотивации – работать индивидуально. Один на один. Такие встречи носят характер консультаций, хотя иногда это совместный поиск решения какой-либо задачи.

         Не следует думать, что работа со способными учащимися всегда приносит только успех. В ней тоже есть немало трудностей, препятствий и неудач. Но секрет ученического успеха – в соединении творчества учителя и учеников, в их сотрудничестве. Главное же для достижения успеха – ставить перед собой творческие цели и упорно к ним идти.

Таким образом, подводя итог своему, хочу сказать, что работа с учениками с повышенной мотивацией, конечно, требует от учителя больших затрат времени, творческого подхода к обучению, к внеклассной работе, но именно в такой работе проявляется профессионализм педагога.

Пути повышения мотивации учащихся к урокам русского языка:

1. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу  которого составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия детей к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Совместная работа учителя словесника, его учеников со школьной и районной библиотекой тоже мотивирует учащихся на овладение новыми знаниями («Чехов-патриот», «Поэзия серебряного века», «Книгопечатание на Руси» и т.д.) Проведение различных литературных конкурсов способствует поднятию интереса учащихся к изучению языка и литературы, развивает речь учащихся, сближает классный коллектив учеников и учителя. На классных часах продолжается языковедческая работа по речевому этикету: «Почему так, а не иначе», «Почему мы так говорим», «Знакомые незнакомцы» и т. д.  Во время игровых речевых ситуаций на занятиях риторики ученики     сами с увлечением замечают, что не всегда умеют выразить свои мысли. Некоторые ребята с трудом говорят о самых простых вещах, допускают ошибки в речи при использовании местоимений, деепричастных оборотов и понимают, что даже простым вещам надо учиться.

2. Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.

 

3. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.

Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный, но довольно долгий. И хотя, на мой взгляд, еще не создано учебное пособие, отвечающее всем требованиям (сочетание большого количества информации, грамотно отобранной и представленной в различных видах, с обилием иллюстративного материала, справочным аппаратом, наличием качественной мультипликации, видео, компьютерных моделей, возможности проведения контроля знаний), можно получить необходимый результат, сочетая имеющиеся программы.

4. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися, - один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому, когда учитель начинает урок, приступая к новому материалу, недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко сформулировать вопрос, на который дети должны получить ответ.

 

Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

Например, на доске запись: Юля хорошо отвечала на уроке и Ты, Юля, сегодня хорошо отвечала на уроке. Сравнить: чем отличаются эти предложения, и перейти к теме урока «Обращение» в 5 кл.

Иногда такую мыслительную задачу можно поставить не в начале, а в середине урока. Например, при объяснении суффиксов существительных такую задачу можно поставить в ходе нового материала, а для названия темы оставить в тетради место и записать тему после. Иногда можно построить работу таким образом, чтобы вопросы, определяющие мыслительную задачу, исходили от учащихся. «Пришёл ко мне товарищ, поседел  (посидел) у меня».  Меняется смысл от одной только буквы.

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы