Главные вкладки
Яна Сергеевна Клепикова
сайт педагога допобразования
Профессия: педагог дополнительного образования
Профессиональные интересы: арт - терапия, здоровьесберегающие технологии
Увлечения: фитнес, плавание
Регион: Санкт-Петербург
Место работы: ГБОУ СОШ 339 Невского района
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/klepikova-yana-sergeevna
СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?
Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно.
Ю.П.Азаров
Семья - общечеловеческая ценность.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития
ребенка, закладывающая основы личности.
Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально- экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ?
Главными функциями семьи являются:
* воспитательная;
* оздоровительная;
* духовно-нравственная;
* познавательно-образовательная;
* бытовая;
* трудовая;
* культурно-просветительная;
* досугово-творческая;
* стимулирующая самостоятельный опыт личности;
* охранно-защитная.
Главные задачи семейного воспитания это:
* гармоническое развитие ребенка;
* забота о здоровье детей;
* помощь в учении;
* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
* помощь в социализации личности;
* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных
отношений;
* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
* климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
* режим семейной жизни;
* содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ?
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
* информационная,
* воспитательно-развивающая,
* формирующая,
* охранно-оздоровительная,
* контролирующая,
* бытовая.
Задачи взаимодействия:
* формирование активной педагогической позиции родителей;
* вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
" активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
* изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
* группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
* анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
ЧТО ДАЕТ ПЕДАГОГУ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ?
Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:
* Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. и Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
* Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
* Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
* При изучении семьи школьника педагога, прежде всего интересуют следующие данные:
1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.
2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.
3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ?
Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
В связи с этим семьи делятся на 5 типов:
1-й тип семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети моіуг быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3-й тип конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные истинные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/about_me.png)
О себе
Высшее психологическое образование.
Стаж педагогической работы 12 лет.
Работаю педагогом - организатором в ГБОУ СОШ №339 Невского района СПб.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/knigi.png)
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Бодрийар Ж. Система вещей.
Маркузе Г. Одномерный человек.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/portfolio.png)
Моё портфолио
СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?
Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно.
Ю.П.Азаров
Семья - общечеловеческая ценность.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития
ребенка, закладывающая основы личности.
Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально- экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ?
Главными функциями семьи являются:
* воспитательная;
* оздоровительная;
* духовно-нравственная;
* познавательно-образовательная;
* бытовая;
* трудовая;
* культурно-просветительная;
* досугово-творческая;
* стимулирующая самостоятельный опыт личности;
* охранно-защитная.
Главные задачи семейного воспитания это:
* гармоническое развитие ребенка;
* забота о здоровье детей;
* помощь в учении;
* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
* помощь в социализации личности;
* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных
отношений;
* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
* климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
* режим семейной жизни;
* содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ?
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
* информационная,
* воспитательно-развивающая,
* формирующая,
* охранно-оздоровительная,
* контролирующая,
* бытовая.
Задачи взаимодействия:
* формирование активной педагогической позиции родителей;
* вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
" активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
* изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
* группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
* анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
ЧТО ДАЕТ ПЕДАГОГУ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ?
Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:
* Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. и Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
* Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
* Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
* При изучении семьи школьника педагога, прежде всего интересуют следующие данные:
1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.
2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.
3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ?
Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
В связи с этим семьи делятся на 5 типов:
1-й тип семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети моіуг быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3-й тип конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные истинные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты