Главные вкладки
Кихтенко Ирина Геннадьевна
сайт музыкального руководителя
Профессия: Музыкальный руководитель
Профессиональные интересы: Создание мультимедийных презентаций
Увлечения: Цветоводство, кулинария
Регион: Краснодарский край
Населенный пункт: г.Сочи, Лазаревский район, пос.Лазаревское
Место работы: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 84
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kihtenko-irina-gennadevnaМузыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.
Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.
Дошкольный возраст - первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.
Основная задача педагога - приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Цель занятий музыкой мы видим в воспитании у детей любви к прекрасному, развитии музыкальных способностей, пробуждении их творческих сил, формировании нравственно-эстетических чувств, познавательных способностей, физических возможностей.
В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно-эстетические понятия, ценностные ориентации.
Знакомясь с музыкальным искусством, дети получают знания об особенностях музыки, ее выразительно-изобразительных средствах. Слушая музыкальные произведения, участвуя в разнообразных видах и формах музыкальной деятельности, ребенок приобщается к высоким образцам мировой и национальной музыкальной культуры, учится сопереживать чувствам, настроениям, выраженным в музыке, высказывать свое отношение к воспринимаемым музыкальным произведениям.
О себе
Ирина Геннадьевна Кихтенко –музыкальный руководитель МДОБУ № 84 п. Лазаревское. Педагогический стаж 22 года в муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждения детского сада общеразвивающего вида № 84 г.Сочи.Родилась в г. Хадыженск.С шести лет пошла учиться в Лазаревскую музыкальную школу. В 1990 году окончила Сочинское педагогическое училище со специализацией музыкальный руководитель и воспитатель детского сада, в 2001 году Ростовский государственный педагогический университет, получив специальность «Педагог и методист дополнительного образования».
На мой выбор профессии повлияло то, что мой отец –МатюнинГеннадий Григорьевич, воспитал не одно поколение Лазаревцев, прививая любовь к музыке, работая в общеобразовательных школах. Более 40 лет его педагогического стажа были посвящены музыкальному образованию Продолжая династию педагогов, в 1990 году я пришла работать в детский сад, и трудится в нём уже 19 лет. Мои воспитанники часто участвуют в районных конкурсах, выступают на спортивных мероприятиях. Многие, уходя из стен детского сада продолжают музыкально-эстетическое развитие в детских художественных коллективах нашего посёлка: детской школе искусств, ЦДОДД «Радуга», детских хореографических ансамблях и хоровых коллективах ЦНК.
В процессе работы я ставлю перед собой следующие задачи:
- развивать у детей художественно- творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребёнка;
- сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Организованная в музыкальном зале и группах эстетически- развивающая среда и система работы, являются одним из эффективных средств музыкального развития детей и способствуют формированию их социокультурного опыта.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
1. "Ребенок в мире культуры" издательство "СтаропольСервисшкола". под общей редакцией д.п.н., профессора Р.М.Чумичевой.
2. Журнал "музыкальная жизнь", издательство "Советский композитор".
3. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Издательство Ростов на дону "Феникс", Волынкин В. И.
Мой взгляд на мир
"Чтобы иметь доступ чудесный дворец, имя которому детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой-то мере детьми. Только тогда нам будет доступна мудрая власть над ребенком" В. А. Сухомлинский
Моя профессия – музыкальный руководитель детского сада. На мой взгляд, педагог - самая главная профессия в мире.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Я хочу, чтобы мои дошколята любили свой город, свою страну, уважали старшее поколение, бережно относились к семейным традициям.
Давайте вместе беречь этот мир под названием ДЕТСТВО
Мои достижения
,
Моё портфолио
Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.
Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру — о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни — в детском саду и в семье — дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную музыку.
В результате ребенок в дошкольном детстве, сензитивном к усвоению опыта, не может постичь, подобно освоению родного языка, семантику музыкальной речи, «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.
Разработанная О.П.Радыновой концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью.
Теоретико-методологическим фундаментом программы явились философские и психолого-педагогические концепции о поисках синтеза познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности и общения в процессе освоения человеком культурных ценностей.
Цель программы «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия, (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.
В центре программы — развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.
В разработанной системе формирования основ музыкальной культуры дошкольников (принципы, содержание, методы, формы организации музыкальной деятельности) обеспечивается динамика развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке — от эмоциональной оценки (ранний и младший возраст) к оценке, все более опосредуемой деятельностью мышления и воображения и приобретающей эмоционально-интеллектуальный, познавательно-оценочный характер.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности) при овладении определенными знаниями, умениями, навыками (А.И. Катинене, О.П. Радынова). Знания о музыке, умения и навыки музыкальной деятельности, музыкальные и творческие способности детей формируются в опоре на развитие музыкально-эстетического сознания — эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте.
Музыкально-эстетическое сознание во взаимосвязи всех его компонентов (в том числе и представление об идеале прекрасного), в доступных возрасту границах, формируется в разные периоды жизни, начиная с дошкольного детства. При анализе структуры музыкально-эстетического сознания необходимо отметить, что каждый из компонентов (имея свою структуру) представляет собой гармоничное единство чувственно-оценочного и интеллектуально-оценочного компонентов. Поэтому для развития музыкально-эстетического сознания ребенка необходима деятельность как чувственного начала, так и мышления.
Система принципов подбора репертуара, разработанные методы формирования основ музыкальной культуры детей и рекомендуемые формы организации музыкальной деятельности детей направлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества.
Музыкальная культура ребенка дошкольного возраста — это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.
Развитие эмоциональной отзывчивости в младшем дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Постепенно развивается опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявлением формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.
Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний — тезаурус музыкальных впечатлений ребенка — является основой формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его тезаурус, тем более успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, то это не пройдет бесследно для его духовного становления.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации — способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания.
Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Формирование музыкального мышления способствует общему ителлектуальному развитию ребенка. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Беседы о музыке помимо разнообразных сведений, имеющих познавательное значение, включают характеристику эмоционально-образного содержания произведения. В результате словарь детей обогащается словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребенка. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
При этом весьма существенно, что ценностные ориентиры ребенка появляются лишь в том случае, если он слушает произведения высокого искусства. Ценностные ориентации личности можно воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком. Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале.