Главные вкладки
Калбазова Ирина Ивановна
Учитель технологии
Профессия: учитель технологии
Профессиональные интересы: лоскутная пластика
Увлечения: вязание, вышивка
Регион: Краснодарский край
Населенный пункт: г. Краснодар
Место работы: МБОУ лицей №90
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/irina-kalbazova-0Учение должно быть кратким, приятным и основательным. Когда не скучно, интересно и создана атмосфера для творчества, только тогда и «приятно» работать.
Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. И это задача каждого учителя. Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предметдает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.
О себе
Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно вести с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению, до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желания работать самостоятельно, инициативно.
Технология играла важную роль в развитии всех цивилизаций на нашей планете. Но, несмотря на это, объектом теоретического анализа она стала относительно недавно. Технология- это многоаспектное понятие, сочетающее в себе четыре сущностных характеристики - это объект, знание, процесс, волю. Эти элементы находятся в сложном взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком.
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Действительно, для того, чтобы сохранить себя как вид на Земле уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, сооружения жилища и т.д. Ребенок овладевал знаниями, умениями, навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура. Она развивалась в двух направлениях: материальном и духовном.
Изучение основ традиционной русской культуры, задачи воспитания ставятся перед учениками - приобщение к истокам русской культуры, к русским национальным традициям, гармоничное взаимодействие всех поколений в семье и обществе, ознакомить учениц с фольклорными жанрами- поговорками, сказками, пословицами, прибаутками, загадками, преданиями. Знакомлю с укладом жизни русского народа (календарные и семейные праздники, приготовлением обрядовых блюд, игры, забавы). На этой основе в девочках формируются стремления самостоятельно приобщать и анализировать факты жизни, строить свое «семейное гнездо», вести сложное домашнее хозяйство.
Продумав предварительно обучение девочек, я перехожу от простого к сложному. Младшим стараюсь дать больше сказок, пословиц. Например, к Пасхе рассказываю о «Чудо-яйце» как символе пробуждения жизни. Представление о яйце как источнике жизни и самой Вселенной восходят к глубокой древности. Древние народные обычаи и обряды, связанные с символикой яйца, перешли и в христианство. Пасха совпадает по времени с языческим праздником возрождения весенних сил природы, вот и красили яйца по весне, в самый разгар сельскохозяйственных работ. Крашеное яйцо - «крашенку», зарывали в бочку с семенным пшеничным зерном, чтобы получить богатый урожай, им гладили по спине скот перед выгоном в поле, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так моя лошадушка будет гладка и сыта». Яйцо вмуровывали в фундамент дома как оберег. Яйцо крошили на могилах в память предков. Выполняем творческий проект на развитие - яйцо-символ Пасхи. Вот тут и вспоминаем при раскрашивании яиц символы солнца, земли, птицы-счастья. Обмениваемся рецептами куличей и пасочек.
К Новому году - наработок много, начиная с игрушек на елку до любимых семейных блюд-что одеть, что предлагает наступающий год, сервировку стола, его украшение.
Сразу после празднования Нового года идут праздники христианские - Рождество Христово, Крещение, Сретение, уместно рассказать о чаях лесных с различными травами, пряниками, куличами, кулебяками - разнообразие огромное.
Всеми любимый праздник «Широкая масленица»- встречаем блинами, песнями, причем отмечая каждый день недели. Находим что-то новое и делимся со всеми - в этом году «находка»- разные виды муки - ржаная, гречневая, рисовая, кукурузная, овсяная – очень разные вкусы и рецепты были испробованы.
После Масленицы наступает Великий пост, разбираем и готовим вегетарианские блюда. Помним о том, что пост - это не слепое ограничение себя в пище, а целый положительный комплекс, способный очистить не только тело, но и душу. Не зря говорят: в здоровом теле здоровый дух. Конечно, не следует забывать этикет, наши бабушки оставили нам большое наследство, мы слышим нередко восклицание «если бы молодость знала!»- может и не сотворила бы столько глупостей. Но каждому возрасту – своя мудрость.
С пятого класса, освоив первые стежки (стебельчатый, тамбурный и т.д.) девочек знакомлю с рисунками, орнаментами и другими элементами отделки и украшения одежды и жилья, которые являлись данью поклонения человека природе во всех ее проявлениях. Например, петух, обозначающий чаще всего благополучие и процветание дома, в то же время был и символом-оберегом от нечистой силы. Петух открывает новый день, который должен быть счастливым и добрым. Можно вышить салфетку, скатерть, но лучше – полотенце, конечно, следует рассказать о полотенце на Руси, ему отводилась особая роль, кроме прямых обязанностей при вытирании рук, посуды, оно играло важную роль, самые красивые полотенца развешивали вдоль стен деревенских изб, вешали на окна, на божницу. Не менее 40 полотенец невеста готовила к свадьбе. Самое большое и нарядное-жениху.
Отдельно провожу «женские страницы», где уделяю внимание соблюдению гигиены, макияжу, упомянув поговорку: «будешь волосы на полу оставлять или двору разбрасывать - голова заболит». «Во время еды читать - память свою заедать» - когда человек во время еды читает, мозг воспринимает прочитанное не в полной мере «заедаем» память.
Мы живем в современном мире, считаю необходимым уделить внимание и современным достижениям науки и техники, при кулинарных работах о возможностях микроволнолновых печей, тостеров, электромясорубок, миксеров, выполнить работы с их помощью. Важная роль играет в правильное хранение продуктов, как в холодильнике, соблюдая температурный режим, и правила хранения, закрывать посуда должна быть с определенными знаками разрешающими хранение и заморозку, так и выбор продуктов в магазине, где должны находится продукты, при какой температуре, какие продукты и компоненты входящие в их состав опасны для нашего здоровья, это о «Е»шках, вызывающие отравление, аллергии и заболевания. Когда девочки рассматривают этикетки принесенных с собой сладостей и что с ними, потом может произойти, особенно приятно, когда «перекус» оказывается в мусоре.
Невозможно обойтись и без разговоров о диетах, не только в целях похудеть, но и о лечебных, правильном питании ведь не секрет, что много детей с превышенным весом, что это может вызвать различные заболевания, но говорить об этом нужно очень тактично. Сейчас много фильмов показывает телевидение, отрывки из них вполне уместны.
На уроках по обработке швейных материалов, операции выполняем на современных швейных машинах и оверлоках. На Руси особым уважением пользовались портные-люди, которые шьют одежду, а называли их так потому, что шили они «порты» или «портище». «Всяк портной на свой раскрой» - подтверждает это русская пословица (шубники, кафтанники, рукавичники и даже карманниками). Со временем портняжество превратилось в профессию, мы сейчас знаем профессии швейного производства: швея, закройщица, конструктор-модельер, дизайнер. При изучении материаловедения - об изготовлении ткани «домотканым способом» называются профессии современного производства.
Знакомимся и с другими новыми и интересными (гувернер, агент, аквизитор - страховой работник, дизайнер интерьера, менеджер, психолог- дефектолог, эколог, статист), которые можно получить не только в высших учебных заведениях, но и в колледжах, техникумах, училищах.
Приобщение к ценностям народной культуры должно начинается с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования, именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитании уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной».
В современных условиях требуется дать учащимся определенную подготовку к жизни в семье, обществе, создать благоприятные условия для профессиональной подготовки, расширить политехнический кругозор, расширить индивидуальные способности и творческий потенциал.
Общеизвестно, что, учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает интерес к знаниям.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Наталья Кончаловская "Дар бесценный".
Осип Мандельштам "Библиотека поэзии".
Моё портфолио
Основной формой обучения в технологии является учебно-практическая деятельность учащихся. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов. По учебным планам программ они выполняются в конце каждого года. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс сначала или середины учебного года. Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями.
Пытаюсь найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка: беру на вооружения различные методы, изменяю отношение и организацию деятельности детей, применяю разнообразные и мощные средства обучения, перестраиваю содержание обучения, создаю условия для творчества и самоактуализации личности.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты