"У нас в радивизоре всё видно!" (11 кл, 13 смена 2018 г., Мамеева-Шварцман И.М.)

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Ссылки:

Ссылки:

  • онлайн опрос (для каждой смены изменяются только заголовок и название экспериментариумов)
  • наведя курсор на картинку с облаком, можно перейти по ссылке на само облако (важное замечание - облака составлены на основе ответов обучающихся 7-11 кл, а не только 11)


Добавить запись в Гостевуюmail

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018-13_tk_fizika_11_kl.docx505.66 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО 

Руководитель МО

_______________________

_______________________

«____»_________201_ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора школы по УР_______________________

 ____________________________

«____»____________201_ г.

Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума

Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме

Номер и тематика смены

 13 смена 2018 г. («В Солнечном городе»)

Название (тема) занятия

«У нас в радивизоре всё видно!»

Класс

11 класс

Предметные области

Физика, искусство, крымоведение, история, астрономия

Разработчик(и) занятия

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики

Цель занятия

Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении механических и электромагнитных волн

Задачи занятия

  1. Способствовать формированию у обучающихся представлений о физических понятиях: механические колебания и их виды, пружинный и математический маятник, характеристики колебаний, резонанс, электромагнитные колебания, формула Томсона, переменный электрический ток, резонанс в электрической цепи, генератор переменного тока, трансформатор, электроэнергия; о вкладе учёных в изучение механических и электромагнитных колебаний;
  2. создавать условия для овладения обучающимися умениями: определять ускорение свободного падения при помощи маятника, изучать трансформатор, получать электроэнергию разными способами;
  3. развивать у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умения формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
  4. способствовать освоению обучающимися способов использования физических знаний для решения практических задач, для объяснения явлений окружающей действительности, для обеспечения безопасности жизни и охраны природы;
  5. воспитывать уважительное отношение обучающихся к учёным и их открытиям, чувство гордости за российскую науку

Краткое описание занятия (аннотация)

Как разволновать электричество? Что такое «радивизор»? После знакомства с материалом о механических и электромагнитных волнах обучающиеся смогут изучить звуковые волны и составить свою модель/проект «радивизора» для жителей Солнечного города

Дидактические единицы (единицы содержания)

  • Физика: механические и электромагнитные волны, телевидение, развитие средств связи.
  • Искусство: волны в живописи и музыке.
  • Крымоведение: история развития крымского телевидения и радиовещания.
  • История: развитие способов передачи информации.
  • Астрономия: космические средства связи

Объем и распределение учебного времени занятий в составе экспериментариума

Структурные блоки экспериментариума

Реализаторы/

количество академических часов

Учитель

Педагог дополнительного образования

Педагогический

работник

лагеря

Блок общего образования

4

0

0

Блок дополнительного образования

0

0

0

Блок ОД в лагере

0

0

0

Сумма

4

0

0


Раздел 2. Информация о рабочей группе

Состав рабочей группы

Направления деятельности (задачи)

Учитель-разработчик

(физика)

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Разработка занятия, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по итогам занятия, участие в презентации творческих продуктов.

Проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование)

Педагогический работник детского лагеря

Оказание организационной помощи обучающимся во время их самостоятельной исследовательской и/или творческой деятельности

Заместитель директора школы по координации образовательных программ

Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение занятия и специалистом, курирующим заключение договоров. Контроль над проведением сетевого образовательного занятия на практике

Заместитель директора школы по учебной работе

Консультирование разработчика занятия по методическим и организационным вопросам, помощь в составлении технологических карт, редактирование технологических карт, контроль над проведением сетевого образовательного занятия на практике, анализ проведённого занятия

Представитель тематического партнёра (ООО «ФортУна»)

Проведение экскурсионной беседы о способах получения энергии в античном и современном Крыму

Педагог дополнительного образования

Фото-, видеооператор киностудии «Артека»

Содействие обучающимся в их самостоятельной исследовательской и/или творческой деятельности


Раздел 3. Блок общего образования

ЗАНЯТИЕ 1

Общая информация

Реализатор(ы)

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики

Тема занятия в рамках экспериментариума

«Иди, ищи, борись!»

Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

2

Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

Темы занятий (по КТП)

Кол-во часов (по КТП)

Механические колебания. Резонанс

1

Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

1

Педагогические и образовательные технологии

  • Сетевое образовательное взаимодействие;
  • цифровая лаборатория;
  • занятие вне классной комнаты

Используемые площадки проведения

Школа (кабинет физики, рекреация, библиотека)

Тематические партнёры

-

Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты)

и формы контроля результатов

1.

Продукты, созданные обучающимися

  • публикации в vk-группе о механических колебаниях в «Артеке»;
  • заполненный рабочий лист;
  • творческие работы

2.

Эффекты занятия

Предметные результаты:

  • владение обучающимися физическими понятиями: механические колебания, пружинный и математический маятник, характеристики колебаний, резонанс;
  • сформированность представлений о видах и описании механических колебаний, о вкладе учёных в изучение механических колебаний;
  • владение умениями: определять ускорение свободного падения при помощи маятника;
  • владение основными методами научного познания.

Метапредметные результаты:

  • определение нескольких путей достижения поставленной цели;
  • критическая оценка и интерпретация с разных позиций информации, содержащейся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
  • выход за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • перемена и удержание разных позиций в познавательной деятельности;
  • умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в учебно-исследовательской деятельности.

Личностные результаты:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
  • понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

  1. проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся
  • количество правильных ответов;
  • правильность проведения исследований;
  • верность сформулированных выводов
  1. проверка дополнительных работ обучающихся (публикации в vk-группе о механических колебаниях в «Артеке»)
  • соответствие творческой работы тематике;
  • глубина раскрытия предметного содержания темы;
  • отсутствие ошибок в предметном содержании
  1. проверка ответов содержательной и деятельностной рефлексии
  • правильность ответа на содержательный вопрос;
  • верность описания действий



Модель занятия

Этапы занятия

Примерное время

Форма реализации

Место проведения

  1. Оргмомент

5 минут

Знакомство.

Проверка присутствия обучающихся.

Инструктаж по ПТБ:

№ 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики;

№ 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике

Кабинет физики

  1. Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний

5 минут

Рассуждение обучающихся по вопросам:

Что общего между установкой для очистки воды, новейшей радиостанцией и текущей сменой?

Назовите место Изумрудного города, в котором строй всегда получал бы приказ «Вольно!»

В чём разрушительная мощь солдат и дрессированных лошадей в мирное время?

Фронтально ученики с учителем обобщают, знаний о чём им не хватает

Кабинет физики

  1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

5 минут

Обучающиеся получают индивидуальные листы и после обзора их содержимого заполняют блок «Мои ожидания», тем самым ставя себе цели и задачи участия в экспериментариуме.

Учитель разъясняет обучающимся предстоящую работу, количество возможных отметок и критерии оценивания.

Дети узнают о возможности выполнения дополнительной оцениваемой работы в виде vk-публикации о колебаниях в «Артеке».

Также они вместе с учителем определяют основную учебную задачу (овладеть физическими понятиями и умениями по механическим и электромагнитным колебаниям)

Кабинет физики

  1. Изучение нового материала (работа в группах)

25 минут

Индивидуальное заполнение:

  • таблицы I примерами свободных и вынужденных колебаний в природе и технике;
  • таблицы II колебательными характеристиками.

Деление на 6 групп по цветам (или номерам) своих оценочных листов.

После короткого совещания в группах фронтальное обсуждение их ответов по таблицам I и II.

Выбор группами с помощью жеребьёвки тем для теоретической подготовки:

  1. Свободные колебания.
  2. Пружинный маятник. Уравнение движения тела, колеблющегося под действием силы упругости.
  3. Математический маятник. Уравнение движения математического маятника.
  4. Гармонические колебания. Описание гармонических колебаний с помощью косинуса и синуса. Превращение энергии при гармонических колебаниях.
  5. Характеристики колебаний. Зависимость частоты и периода свободных колебаний от свойств системы.
  6. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.

До окончания первой половины занятия (до звонка на перемену) идёт подготовка к презентации своего материала с заполнением инфографической таблицы на доске.

Группы, быстро справившиеся с этой частью, работают с дополнительным материалом по теме

Кабинет физики, библиотека

  1. Усвоение нового материала

20 минут

Представление группами результатов совместной работы с сопутствующими фронтальными комментариями, уточнениями и обсуждениями. В ходе выступления одной группы остальные готовят уточняющий вопрос и рекомендацию по совершенствованию навыков публичного выступления. Группы, успевшие изучить дополнительный материал, делятся этой информацией

Кабинет физики

  1. Закрепление

15 минут

Выполнение в группах лабораторной работы по определению ускорения свободного падения при помощи маятника.

Если остаётся время, проводится тестирование «Механические колебания и волны»

Кабинет физики

  1. Подведение итогов

10 минут

В ходе взаимного фронтального опроса обобщается весь охваченный на занятии материал с акцентом на основные понятия, сравниваются выводы по итогам лабораторной работы

Кабинет физики

  1. Рефлексия

3 минуты

Обучающиеся выполняют в оценочных листах в блоке «Мои результаты» задание № 1

  1. Оценивание

2 минуты

Обучающиеся в своих рабочих листах заполняют таблицу по взаимо- и самооценке


ЗАНЯТИЕ 2

Общая информация

Реализатор(ы)

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики

Тема занятия в рамках экспериментариума

«У вас есть мозги, а за них можно терпеть всю эту кучу неудобств»

Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

2

Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

Темы занятий (по КТП)

Кол-во часов (по КТП)

Электромагнитные колебания. Резонанс в электрической цепи

1

Переменный электрический ток. Производство, передача и потребление электрической энергии. Экспериментальная работа № 4 «Изучение трансформатора»

1

Педагогические и образовательные технологии

  • Сетевое образовательное взаимодействие;
  • цифровая лаборатория;
  • методы музейной педагогики

Используемые площадки проведения

Школа (классная комната, цифровая лаборатория, библиотека, здание школы)

Тематические партнёры

-

Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты)

и формы контроля результатов

1.

Продукты, созданные обучающимися

  • публикации в vk-группе об электромагнитных колебаниях в «Артеке»;
  • заполненный рабочий лист;
  • творческие работы

2.

Эффекты занятия

Предметные результаты:

  • владение обучающимися физическими понятиями: электромагнитные колебания, формула Томсона, переменный электрический ток, резонанс в электрической цепи, генератор переменного тока, трансформатор, электроэнергия;
  • сформированность представлений о способах получения, передачи и потребления электроэнергии, о вкладе учёных в изучение электромагнитных колебаний;
  • владение умениями: обнаруживать и сравнивать магнитное поля тока от разных источников;
  • владение основными методами научного познания.

Метапредметные результаты:

  • определение нескольких путей достижения поставленной цели;
  • критическая оценка и интерпретация с разных позиций информации, содержащейся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
  • выход за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • перемена и удержание разных позиций в познавательной деятельности;
  • умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в учебно-исследовательской деятельности.

Личностные результаты:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
  • понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование

Формы контроля результатов

Формы контроля результатов

  1. проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся
  • количество правильных ответов;
  • правильность проведения исследований;
  • верность сформулированных выводов
  1. проверка дополнительных работ обучающихся (публикации в vk-группе об электромагнитных колебаниях в «Артеке»)
  • соответствие творческой работы тематике;
  • глубина раскрытия предметного содержания темы;
  • отсутствие ошибок в предметном содержании
  1. проверка ответов содержательной и деятельностной рефлексии
  • правильность ответа на содержательный вопрос;
  • верность описания действий



Модель занятия

Этапы занятия

Примерное время

Форма реализации

Место проведения

  1. Оргмомент

2 минуты

Проверка присутствия обучающихся.

Инструктаж по ПТБ: № 8 – при проведении прогулок, экспедиций, экскурсий по программе образовательного события

Кабинет физики

  1. Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний

13 минут

Фронтальное обобщение итогов предыдущего занятия.

Вопросы обучающимся:

Что в Крыму занесено в книгу рекордов Гиннесса? Почему?

Если Солнце - источник энергии, то кроме солнечного от него можно получить и удар током?

А электрический ток течёт, излучается или колеблется?

Кабинет физики

(автобус)

  1. Изучение нового материала (работа в группах)

20 минут

Распределение обучающихся по ранее сформированным группам.

Выбор группами с помощью жеребьёвки тем для теоретической подготовки:

  1. Свободные электромагнитные колебания.
  2. Гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Формула Томсона.
  3. Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока.
  4. Резонанс в электрической цепи.
  5. Генератор переменного тока. Трансформатор.
  6. Производство, передача и потребление электрической энергии.

До окончания выделенного промежутка времени идёт подготовка к презентации своего материала с заполнением инфографической таблицы на доске (если занятие в школе).

Кроме теоретической предметной части, каждой группой изучается дополнительный материал по электростанциям Крыма

Кабинет физики, здание школы

(музей)

  1. Усвоение

20 минут

Представление группами результатов совместной работы с сопутствующими фронтальными комментариями, уточнениями и обсуждениями. В ходе выступления одной группы остальные готовят уточняющий вопрос и рекомендацию по совершенствованию навыков публичного выступления

Кабинет физики

(музей)

  1. Закрепление

20 минут

Экспериментальная работа в группах:

  • Изучение трансформатора (цифровая лаборатория).
  • Получение в течение 5-ти минут электроэнергии разными способами (с помощью уже собранных Lego-установок).

Тестирование обучающихся по производству, передаче и потреблению электроэнергии (если будет время при работе в школе).

Выполнение задания на обобщение материала обеих пар – № 5

Кабинет физики

(музей)

  1. Подведение итогов

10 минут

В ходе взаимного фронтального опроса обобщается весь охваченный на занятии материал с акцентом на основные понятия, сравниваются выводы по итогам изучения трансформатора и получения электроэнергии

Кабинет физики

(автобус)

  1. Рефлексия

3 минуты

Обучающиеся выполняют в оценочных листах в блоке «Мои результаты» задание № 2

  1. Оценивание

2 минуты

Обучающиеся в своих рабочих листах заполняют таблицу по взаимо- и самооценке



Информация о сопровождении и обеспечении
блока общего образования в рамках экспериментариума

Перечень необходимого
с указанием требований

Назначение

Количество

1. Транспортное обеспечение

Автобус на 30 мест

Маршрут «Школа – Музей «ФортУна» – Школа»

1 шт.

2. Материальное сопровождение

Таблицы по механическим и электромагнитным колебаниям

Усвоение нового материала

2 шт.

Конструктор «Технология и физика» серии LEGO

Проведение экспериментов

6 шт.

Набор LEGO Education «Возобновляемые источники энергии»

Проведение экспериментов

6 шт.

Оборудование для изучения механических колебаний

Проведение экспериментов

6 наборов

Цифровое оборудование для изучения электромагнитных колебаний

Проведение экспериментов

6 наборов

Бумага А4 белая офисная

Раздаточный материал

1 уп.

Бумага А4 цветная офисная

Раздаточный материал

1 уп.

Скотч широкий

Для изготовления карточек

1 шт.

Маркеры с губкой для маркерных досок

Работа у доски

2 уп.

Конверты

Для распределения заданий

12 шт.

Планшеты с зажимом

Для работы вне кабинета

30 шт.

Ручки шариковые (синие)

Для заполнения рабочих листов

30 шт.

Ручка шариковая (чёрная)

Для заполнения документации

1 шт.

Ручка шариковая (красная)

Для проверки работ

1 шт.

Папка с кнопкой (конверт)

Для хранения материалов смены

2 шт.

Скрепки

Для карточек

1 уп.

Кнопки для пробковой доски

Для оформления стенда

1 уп.

Биндеры

Для разделения работ по классам

12 шт.

3. Информационно-техническое сопровождение

Ноутбуки с установленной программой цифровой лаборатории по физике

Проведение экспериментов

6 шт.

4. Прочее обеспечение

-

-

-


Приложения к технологической карте

Приложение 1

Рабочие (оценочные) листы, раздаточные материалы


https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

 Мои ожидания

  1. Я узнаю_____________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

  1. Мне надо вспомнить__________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

  1. Я научусь ___________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

  1. Где учитываются колебания?___

____________________________

____________________________

для чего?____________________

____________________________

____________________________

кем?________________________

____________________________

____________________________

  1. Знания о колебаниях я смогу использовать для _____________

____________________________

____________________________

____________________________

Мои результаты

  1. Когда наблюдается резонанс

механических колебаний? Для чего его используют?__________________

________________________________

________________________________

________________________________

  1. Когда наблюдается резонанс

электромагнитных колебаний? Для чего его используют? _____________

________________________________ ________________________________

________________________________

  1. Опубликуйте в нашей vk-группе

примеры разных колебаний в «Артеке». Укажите их вид, характеристики, уравнение. Предложите свои идеи по использованию колебательных систем в жизни артековца, отряда, лагеря

  1. ВНИМАНИЕ!!! В конце всех

наших занятий пройдите опрос по ссылке https://clck.ru/ER7Wr, размещённой также в описании фотоальбома текущей смены в нашей vk-группе ФизArt, или перейдите по QR-кодуhttp://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fforms%2Fd%2Fe%2F1FAIpQLSdkGqCTbBhLtVr6FWiucofS0VDe8pKg1f0EJO50p_FTKLJQew%2FformResponse&4&0

                        

Оценивание

I

II

III

IV

V

1

2

3

4

5

Взаимо

Само

«ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОСТРОТЫ УМА»

https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

                                     http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fvk.com%2Fclub168681890&4&0

Участник(ца) экспериментариума по физике

Фамилия, имя, регион __________________________________________

Класс, лагерь, отряд: ______________________________________________

Поток I или II, смена 1 или 2

F:\2018-2019\ТК\Физика. 2018. Смена 12\Изумр.город.jpgF:\2018-2019\ТК\Физика. 2018. Смена 12\мост.jpghttps://openclipart.org/image/2400px/svg_to_png/160345/1316029514.png

https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

«Vade, quaerere, pugna!»

(________________________________________________________________________)

  1. Колебания

в природе

в технике

в природе

в технике

  1. Характеристики колебаний

Физическая величина

Обозначение

Ед.измерения

Прибор

Формула

Амплитуда

Смещение

Частота

Период

Циклическая частота

Фаза

  1. Механические колебания

1. Свбдн клбн

2. Пржннй мтнк. Урвнн двжн

3. Мтмтчскй мтнк. Урвнн двжн

4. Грмнчск клбн. Опсн. Энрг

5.  Хрктрстк клбнй. Звсмсть от сстм

6. Зтхщ и внжднн клбн. Рзннс

  1. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

Оборудование

Описание работы

Вывод

  1. Дополнительный материал / тест «Механические колебания и волны»

Дополн. материал

(краткое содерж.)

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

«У вас есть мозги, а за них можно терпеть всю эту кучу неудобств»https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

(______________________________________________________________________________________________________)

  1.  Электромагнитные колебания (ЭМК)

1. Свободные ЭМК

2. Гарм.ЭМК. Формула Томсона

3. Перем.эл.ток. Резистор

4. Резонанс в эл.цепи

5. Генератор. Трансформатор

6. ППП электроэнергии

  1.   Изучение трансформатора

Оборудование

Описание работы

Вывод

  1. Получение электроэнергии разными способами

Способ получения

Результат

Вывод

  1. Крымские ЭС / тест «ППП ЭЭ»

Краткое описание

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

  1. Колебательные аналогии

Мех.колебания груза на пружине

Электромагнитные колебания в контуре

1

Смещение x

Величина, обратная ёмкости, 1/С

А

2

Скорость υ

Энергия электрического поля Wэ=q2/2C

Б

3

Масса груза m

Заряд конденсатора q

В

4

Жёсткость пружины k

Энергия магнитного поля Wм=LI2/2

Г

5

Потенциальная энергия Wp=kx2/2

Индуктивность катушки L

Д

6

Кинетическая энергия Wk=mυ2/2

Сила тока I

Е

1

2

3

4

5

6