Проект «Сөенеч»
Проект построен на принципах развивающего обучения в соответствии ФГОС и направлен на развитие личности ребенка в целом. Использование национально-регионального компонента в музыкальном развитии дошкольника реализуется при проведении музыкальных занятий и в ходе режимных моментов. Инновационное значение имеет разработанный перспективный план, который направлен на социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие посредством приобщения к истокам музыкальной национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект «Сөенеч» | 481 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
«Сөенеч»
Проект музыкального развития детей старшего дошкольного возраста
в рамках региональной программы дошкольного образования Республики Татарстан
Выполнила:
Мухтасипова Альфия Хамитовна
«Сөенеч»
Проект музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в рамках региональной программы дошкольного образования Республики Татарстан
Автор: Мухтасипова Альфия Хамитовна музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 4» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Описание работы: Проект построен на принципах развивающего обучения в соответствии ФГОС и направлен на развитие личности ребенка в целом. Использование национально-регионального компонента в музыкальном развитии дошкольника реализуется при проведении музыкальных занятий и в ходе режимных моментов. Инновационное значение имеет разработанный перспективный план, который направлен на социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие посредством приобщения к истокам музыкальной национальной культуры.
Паспорт
тематического проекта «Сөенеч»
Раздел | Содержание |
Тема | Сөенеч |
Тип проекта | Информационно-творческий проект. |
Актуальность | «Республика Татарстан – особый культурный многонациональный регион России: со своими обычаями, традициями, культурой, своими героями прошлого и настоящего. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это – русские, татары, башкиры, чуваши, марийцы, мордвины, удмурты и т.д. Для нашего города остается актуальным и в настоящее время лозунг еще советских времен: «Дружба народов – главное богатство нашей страны. Вхождение человека в культуру начинается в самом раннем детстве через родной язык, фольклор, музыкальный и сказочный мир, которые так близки и понятны дошкольнику. Поэтому необходимо с раннего возраста приобщать ребенка и к музыкальной культуре, целенаправленно и системно развивать музыкальность, содействовать в накоплении ребенком интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитию эмоциональной отзывчивости дошкольника. Первым шагом к освоению богатств мировой музыкальной культуры, присвоению общечеловеческих ценностей, формированию собственной личностной культуры, является приобщение к музыкальной культуре своего родного края. Регионализация как принцип модернизации современного образования нашла свое отражение в законе «Об образовании». В соответствии с данным законом государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально–региональный компоненты. Согласно данному принципу развития образования необходимо оптимальное соотношение как федерального, так и регионального компонентов его содержания. Федеральный компонент современной стратегии образования направлен на обеспечение единства образовательного пространства России, интеграцию личности в систему мировой культуры, национально–региональный компонент ориентирован на удовлетворение потребностей в познании культуры региона и интеграцию в мировое образователь- |
Цели | Цель . Формирование музыкальной культуры у детей подготовительной группы через эмоциональное восприятие лучших образцов музыки народов Поволжья и самовыражение в музыкально-двигательной импровизации . |
Задачи | Приобщать к музыкальной культуре татарского народа и народов Поволжья. Познакомить с лучшими образцами вокальной , инструментальной , оркестровой музыки и хореографических постановок . Развивать умение определять настроение , характер музыки , поддерживать беседу о ней. Вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыкальных произведений С. Сайдашева , Ф.Яруллина , Н. Жиганова . З.Хабибуллина и др. Закреплять умение определять жанр музыкальных произведений татарских композиторов , узнавать звучание знакомых музыкальных инструментов в оркестре народных инструментов и симфонической музыке. Продолжать работу над формированием певческих навыков детей на основе национального репертуара, добиваться чистоты звучания , правильного произношения , музыкально выразительного пения. Совершенствовать технику исполнения движений татарского танца : «первый ход» , пружинистый ход» . «апипа» , «борма» , «дробь» , «волчок» , «пружинистый ход» , «нанизывание» и др. Знакомить с танцами народов Поволжья и татарскими танцами в видеоформате , развивать сравнительный анализ движений разных народов , желание танцевать . Развивать музыкально-двигательную импровизацию на основе просмотренных видеотанцев , способствовать созданию развернутых композиций , побуждать к активным самостоятельным действиям в художественно-творческой деятельности. |
Гипотеза проекта | Если в воспитательно – образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о музыкальной культуре родного края, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма. |
Виды деятельности | Занятия, музыкально-дидактические игры, детское танцевальное творчество, праздники, развлечения. |
Участники проекта | Воспитатели Дети старшего дошкольного возраста Родители воспитанников |
Этапы и сроки | Реализация проекта рассчитана на один год: с сентября по май и включает в себя три этапа: Организационно – подготовительный ( – сентябрь). Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно – образовательный процесс. Основной (октябрь – апрель). Организация и проведение циклов занятий, и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, обновление музыкальных уголков в группах Заключительный (май). Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. |
Мониторинг | Уровень сформированности знаний детей о родном крае: Начало проекта – 64% Конец проекта – 80% |
План реализации проекта «Сөенеч»
Знакомство с татарскими композиторами | Слушание. | Песни. Хороводы. | Музыкально-ритмические движения. | Видео класс «Детское танцевальное творчество | Знакомство с музыкальными инструментами | Праздники и развлечения. |
СЕНТЯБРЬ | ||||||
Рустем Яхин композитор, пианист, педагог | 1. «Лирический а танец» (аудио-файл «Шом бас» №23) 2.«Лето» Р. Яхин. | «Ты куда, дружок ходил?» (удмуртская шуточная песня) , в обр. В.Блока , Перевод с удмуртского П. Поздеева. | Упражнения. 1.Станок (071) 2.Пятка-носок (038),” Ша“, татарская народная мелодия. 3.Основной ход (тэп йэреш) (053), ”Шэл бэйлэдем”, башкирская народная мелодия . 4.Первый ход (беренче йереш) (069), ”А й , йолдызым“ татарская народная мелодия. 5.Дробь (тыпырдау) (061), “Казан егетлэре биюе “, татарская народная мелодия. 6.«Бишек» (066) , «Ша!» татарская народная мелодия. 7.Положение рук девочек в сольных танцах (050). 8.Положение рук мальчиков в сольных танцах (051). Пляски. Аудио «Шома бас» 1. № 1 «Йэрибез-биибез» (из указанных упражнений формируем мини –танец) ; 2. № 3 «Танец с притопами» (тыпырдап бию); 3.№ 10 «Парный танец» (парлы бию). 4.№ 31 «Танец «Восьмерка». | 1.Видеоролик: «Апипа» татарский танец; ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=M7pvYMjkNdM 2.Видеоролик: «Парный чувашский танец». ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=li1gLjvnWOQ | Курай. духовой инструмент типа продольной флейты. (аудио - файл “Шома бас “, 15, 17) | Музыкальная гостиная «» |
ОКТЯБРЬ | ||||||
Назип Жиганов, (1 (1911 -1988).
Казанской Государственной консерватории, которая в настоящее время носит его имя, Председатель правления Союза композиторов Татарской АССР, | 1.«Дремучий лес» ,сюита Н. Жиганова. 2.«Урман вальсы» муз. Ф. Шаймардановой 2 | «Эйлен-бэйлен» муз. Л. Батыр-Болгари, сл. Батуллы | Упражнения. 1.Борма (064), «Залида» татарская народная мелодия в обр. Л.Батыр-Болгари. 2.Приподнимание на полупальцах с одновременным поворотом вправо и влево (кутэрелю) (057), «Алия ,Гэлия» татарская народная мелодия в обр . Р. Сабита . 3.Присядка (чугю) (058), «Аерым бию», татарская народная мелодия . в обр. М. Мозаффарова. 4.Простые шаги с притопом (гади адым) (077). 5.Боковой ход (кырын йэреш) (054), «Шэл бэйлэдем», башкирская народная мелодия. 6. «Дробь» (тыпырдау) (061) «Шэл бэйлэдем», башкирская народная мелодия ; «Эннэ-ги , геннэ –ги» ,татарская народная мелодия. Пляски. 1. Мини-танец с использованием разученных упражнений. Аудио «Шома бас» ,№ 2 «Общий танец»( кюмэк бию ); 2. № 4 «Найди свою пару» (парлаштык). 3.№ 6 «Хороводная» (тюгэрэктэ бию ). 4. Танец «Восьмерка», Методическое пособие «Шома бас», стр.125-129 | Аудио-диск «Танцы народов Поволжья» ,№16, «Чувашский народный танец»: ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=li1gLjvnWOQ | Кубыз Язычковый, щипковый инструмент, типа металлического варгана Аудио «Шома бас» , 33. | . |
НОЯБРЬ | ||||||
Салих Сайдашев. композитор, один из основоположников татарской профессиональной музыки. | 1.«Марш Советской Армии», муз. С. Сайдашева; 2.«Вальс»,муэ С. Сайдашева 3. «Танец», из драмы «Наемщик», муз. С. Сайдашева. | «Вишни, яблони цветут» , муз. С.Сайдашева | Упражнения. 1.Положение рук девочек в сольных танцах (050). 2.Положение рук мальчиков в сольных танцах (051). 3.Вертушки (култыклашып эйлэню) (068), «Бетерчек», татарская народная мелодия, в обр. Л. Шигабетдиновой. 4. Ход с полупальцев (Аяк очыннан жинелчэ йерю), (080) , «Казан кызы, муз. З. Хабибуллина. 5.Бишек ,(066), «Ша!», татарская народная мелодия. 6.Строчка (тегю), (065), «Энисэ», татарская народная мелодия. 7.Угол (почмак, эчпочмак ) (079), «Казан йегетлэре биюе» татарская народная мелодия. Этюды «Пчелка», муз. С. Сайдашева. Пляски. 1.«Шома бас», № 16, «Парный танец». 2. № 8 «Попляши» (аерым бию). 3.«Вишни , яблони цветут», муз. С. Сайдашева, танец с ветками. 4.«Вальс», муэ С. Сайдашева 5. «Танец», из драмы «Наемщик», муз. С. Сайдашева. | Видеоролик: Чувашский народный танец «На Сабантуе» ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=-ZnavWTFl9c Основные движения чувашского танца 1.Танцевальные шаги чувашского танца – простые шаги. 2.Чувашские переменные шаги: ровный, один длинный и два коротких, на ребро с подбивкой. 3.Танцевальный бег: шаг- бег или беговой шаг 4. Дроби: притопы, притопы с полуприседанием, притопы с прискоком. 5.Простой ход с притопом, переменный ход, простой бег. Основной женский ход, основной мужской ход. "Гармошка", "Елочка", боковой ход, дробные ходы, мелкая дробь, дробь с каблука, переступание с каблука на носок, притопы подскоки. «Круг», «Два круга рядом» «Круг в круге», «Корзиночка», «Восьмерка», «Улитка». «Змейка», «Колонна», «Улица», «Ворота», «Гребень». | 1. Кубыз.Аудио «Шома бас» , 33 | «Музыкальная гостиная ко дню рождения С. Сайдашева» |
ДЕКАБРЬ | ||||||
А Александр Ключарев. (1906 – 1972 советский композитор, и дирижёр и пианист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), народный артист Татарской АССР. опираясь на башкирский о фольклор создал музыку к балету «Горная быль». | 1.«Танец с мечами» ( из балета «Горная быль» , муз. А. Ключарева. 2.Башкирский девичий хоровод «Семь девушек», (аудио-диск «Танцы народов Поволжья» № 7) А. | «Новый год» (Яна ел) , муз. Л. Батыр –Булгари , сл. Р. Валиевой.. | Упражнения. 1.Дробный ход (тыпырдаулы йереш ) (055) , «Аллы-гелле гэлчэчэк», татарская народная музыка в обр. М. Мозаффарова. 2.Ход с каблука (укчэдэн йереш) (070), «Тамчы, там», башкирская народная мелодия. 3.Дробный носок-пятка (тыпырдаулы баш –укчэ) (072) «Энисэ», татарская народная мелодия. 4.Угол (эчпочмак ) (079), «Казан йегетлэрэ биюе», татарская народная мелодия. 5.Выполнение движений в паре. Пляски. «Шома бас» ,№ 19, «Счастливое детство». | «Башкирский танец» | 1.Курай №21, («Круговая пляска»). ,2.Кубыз. (Аудио «Шома бас», № 5 ,№ 33) | |
ЯНВАРЬ | ||||||
Луиза Батыр -Болгари. (1953 г.р.) | 1.Башкирский народный танец «Гульназира», (аудио-диск «Танцы народов Поволжья» № 8) Л | 1.«Хаерле иртэ» (доброе утро), муз. Л.Батыр-Болгари. сл.Х.Халикова. 2.«Мин машина яратам» («Я люблю свою машину»), муз. Л.Батыр-Болгари сл. Р. Валиевой. 3.«Этэчем, ник иртэ торасын?» (Что ты рано встаешь , петушок?), муз. Л.Батыр-Болгари сл. Б. Рахмета. 4.«Елак песи» (Котик-плакса), муз. Л.Батыр-Болгари сл. Р. Валиевой. 5.«Мин чикерткэ» (Я – стрекоза), муз. Л.Батыр-Болгари сл. Н. Дэули. 6.«Без урдэклэр» (Мы утята) муз. Л.Батыр-Болгари сл. Р. Валиевой. | Упражнения. 1.Дробный пятка-носок (тыпырдаулы баш-укчэ) (072). 2.«Ход с каблука» (укчэдэн йереш ) (70), «Тамчы, там», башкирская народная мелодия. 3.Одинарное захлестывание (бер аяктан чалыштыру ) (067), «Ша!», татарская народная мелодия. 4.Угол (эчпочмак) (079), «Казан йегетлэре биюе», татарская народная мелодия. 5.Прыжки цепочкой (сикереп-чылбыр ) (074), «Алтын-кемеш», татарская народная мелодия ,в обр. Р.Сабита. 6. «Апипа» (062) , «Сембеле» муз. С. Садыковой. Пляски. «Шома бас» , аудио-диск. 1. №14, «Общий танец». 2.№18 «Апипа». | «Умарина» (яблонька), народный мордовский танец ссылка: http://salda.ws/video.php?id=ogjUE1_VPYs «Умарина», мордовский танец, ссылка: http://salda.ws/video.p p?id=qIPJ8dDeXcQ «Умарина» (яблонька), песня с танцем. мордовская. | Концерт-импровизация. Инсценировки со звукоподражаниями на песни Луизы Батыр-Болгари. | |
ФЕВРАЛЬ | ||||||
Резеда Ахиярова ( 1956 г.р.) композитор, Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1993) Фарида Шаймарданова композитор, | 1.«Танец восточных Мари «Кандыра п пунымаш» , № 131. (Аудио-диск «Танцы народов Поволжья») 2.«Колыбельная» муз. Р. Ахияровой, сл.Г. Афзала 3.»Клоуны» муз. .Шаймардановой « | 1.«Минем этием –гармунчы», музыка М.Минхажева, сл. Р.Валиевой; 2.«Каляпушем, каляпуш», муз. М.Минхажева, сл. Р.Валиевой. 3.«Наша любимая мама» (Яраткан эниебез), муз.Л. Батыр-Болгари, сл.Ф. Рахимголова , перевод Е. Муравьева. | Упражнения. 1.Бишек (066) , «Апипа», татарская народная мелодия. 2.Апипа (062), «Сембел». муз. С.Садыйковой. 3.Нанизывание (тезмэ) (075), «Бормалы су», татарская народная мелодия. 4.Основной ход (теп йереш) (053), «Фазыл чишмэсэ» татарская народная мелодия в обр. Л.Батыр-Болгари. 5.Присядка (чюгю) (058), «Энисэ» татарская народная мелодия. 6.Пружинистый ход (сыгылмалы йереш) (060), «тал арасы». татарская народная мелодия в обр. Л. Шигабетдиновой. Пляски. «Шома бас». 1.Круговая пляска (кара-каршы бию). .№ 21 2.Танец с хлопками (кул сугып бию). .№30 Танец с импровизацией. «Танцы народов Поволжья», № 22 («Бормалы су»). | Марийский танец. ссылка: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=taWJws3bLf0 (2.36). | 1.Гармонь, 2. 2.Тальянка, « «Шома бас» , № 13, 14 №17 «У воды». | |
МАРТ | ||||||
Фарит Яруллин (1913-1943) композитор Автор музыки к первому национальному балету «Шурале]». Самому композитору не удалось увидеть первую постановку балета. Командир стрелкового взвода, лейтенант | 1.«Выход Шурале (из балета «Шурале») ; 2.«Танец птиц и сююмбике» (из балета «Шурале», муз. Ф Ф. Яруллина. 3 3«Подснежник» («Умырзая») татарская народная мелодия. сл.Файзи | «Мед» башкирская народная песня. | Упражнния 1.Елочка (чыршы) (063), «Ша!», татарская народная мелодия. 2.Боковой ход (кырын йереш) (054), «Тамчы, там» башкирская народная мелодия в обр. М Мозаффарова. 3.Борма (064), «Энисэ» татарская народная мелодия. 4.Присядка (чугю) (058), «Апипа» татарская народная мелодия. 5.Вертушки (култыклашып эйленю ) (068). 6.Волчок (бетерелю) (078) «энне-ги, геннэ –ги», татарская народная мелодия. 7. Одинарное захлестывание (сикереп чалыштыру) Пляски. «Шома бас» 1.«Танец мальчиков» (№ 22) 2.«Асылъяр» (№ 29) Танец с импровизацией. 3.« Танец восточных мари «Кандыра пунымаш» (№ 13 аудио-диск «Танцы народов Поволжья») | 1.Чувашский танец ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=UwEWwWPRbB8 2.Аудио-диск «Танцы народов Поволжья» , №15, Чувашский танец сельской молодежи. | Татарские гусли струнный щипковый музыкальный инструмент | |
АПРЕЛЬ | ||||||
а Захид Хабибуллин. (1910-1983) Композитор, скрипач, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, РСФСР, Народный артист Республики Татарстан, Лауреат | Цикл песен 1.«Кюн,елле маж, аралар» («Веселые приключения») муз.З.Хабибуллина на сл. Г. Тукая: 2.«Бала белэн Кюбелек» (Ребенок и бабочка), 3.«Бичара куян» (одинокий заяц) 4.«Кюн, елле сэхифэлэр маж,ара мэгнесендэ» (увлекательные путешествия) , «Кошларга» ((Птицам). 5.«Марш Тукая» муз. З. Яруллина. «Шурале» . муз .А.Ключарева. | 1.«Весна пришла» (Яз килгэн) муз. Л. Батыр –Болгари сл. Н. Яхиной . 2.»Туган тел» татарская народная мелодия, сл. Г. Тукая 3. «Море звезд», чувашская народная песня, (ко дню Космонавтики). | Упражнения. 1.Волчок (бетерелю) (078), «Энне ги , генне ги», татарская народная музыка. 2.Первый ход (беренче йереш) (069) , «Ай, йолдызым» . татарская народная мелодия. 3.Станок (071) , «Аллар усэ, геллэр усэ» татарская народная мелодия. 4. Цепочка (чылбыр) (076), «Ай, йолдызым» татарская народная мелодия. 5.Тройной притоп (эчле тыпырдау) (081) «Казан йегетлэре биюе» татарская народная мелодия. 6.Ход с каблука ( укчедэн йереш) (070) «Тамчы, там» башкирская народная мелодия. 7.Одинарное захлестывание (бер аяктан чалыштыру) (067) «Батыр йегетлэр» татарская народная мелодия в обр. Р. Сабита. Пляски. «Шома бас» 1.Пляска «Подснежник» («Умырзая») татарская народная мелодия. сл.Файзи № 27 | Демонстрационный танец «Парлы бию» (083) . | Кубыз Курай « «Шома бас» № 27 «Задорный танец» | «Габдулла Тукай в музыке татарских композиторов» |
МАЙ | ||||||
Фазиль Ахметов. татарский композитор, заслуженный деятель искусств ТАССР (1977), заслуженный деятель искусств РСФСР (1981), народный артист Республики Татарстан (1995), народный артист Российской Федерации (1992), лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая (1975), лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1988). | 1.«Сабантуй» . Ф, Ахметов 2 2. 2. Лирический т таанец («Ай , б былыбылым»), № № 25. | «До свиданья, гуси-лебеди» мордовская народная песня | Упражнения. 1.Строчка (тегю) (065), «Анисэ» татарская народная мелодия. 2.Прыжки цепочкой (сикереп- чылбыр) (074) «Алтын-кемеш» татарская народная мелодия в обр. Р. Сабита. 3.Цепочка (чылбыр ) (076) . «Ай, йолдызым» татарская народная мелодия. 4. Волчок (бетерелю) (078) «Энне-ги , генне-ги», татарская народная мелодия. 5.Поднимание на полупальцах с одновременным поворотом туловища вправо и влево (кютэрелю, беру к вакытта гэудэне унга, сулга бору) (057) « Алия,Гэлия», татарская народная мелодия. 6. Простые шаги с притопом (гади адым). 7.Нанизывание (тезмэ) (075) «Бормалы су», татарская народная мелодия. Пляски. «Шома бас» 1.«Танец с хлопками» № 30 2. «Танец казанских джигитов № 32 | Видеоролик: «Сабантуй», ссылка http://www.youtube.com/watch?v=yEC2lerum4E | Мандолина Щипковый струнный инструмен |
Список использованной литературы:
- Региональная программа дошкольного образования. Р.К. Шаехова. Казань 2012.
- Шома бас. З.Г. Ибрагимова. Казан 2005.
- Танцуй веселей. Шома бас. З .Г. Ибрагимова. Казан 2012.
- Харефле шакмаклар. Алфавитные кубики. Песни для детей. Луиза Батыр- Болгари.Казань 1997 «РУХИЯТ».
- Кюн,елле маж,аралар. Захид Хабибуллин. Сост. З. Хайруллина. КАЗАН ТАТАРСТАН КИТАП НЭШРИЯТЫ 1990.
Список используемых аудио-дисков.
- Бакча балалары эчен биюляр. ШОМА БАС. Автор и составитель Зульфия Ибрагимова. 2011 Компания «АКСУ» (аудио)
- Министерство образования и науки Республики Татарстан.DVD «ШОМА БАС» ,Видео-приложение к учебно-методическому комплекту по обучению детей дошкольного возраста татарским танцевальным движениям.
- Танцы народов Повожья . Для обучения детей дошкольного возраста .0+ (аудио).
- Луиза Батыр-Болгари. Балалар эчен жырлар. Биилэр итек-читеклэр . Эх , пляшут наши сапожки. 2011. (аудио).
- Зэльфия Минхажева. Балалар эчен жырлар. «БАРС –РЕКОРДС» 2007.(аудио).