Проект "Татарстан мой край родной"
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного города с Родиной в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Татарстан мой край родной" | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
«Татарстан - мой край родной,
познакомимся с тобой»
Проект в рамках региональной программы дошкольного образования Республики Татарстан
Выполнила:
Гараева Гульсина Рафиковна
2014 г.
«Татарстан - мой край родной, познакомимся с тобой»
Проект в рамках региональной программы дошкольного образования
Республики Татарстан
Автор: Гараева Гульсина Рафиковна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 4» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Описание работы: Проект построен на принципах развивающего обучения в соответствии ФГОС и направлен на развитие личности ребенка в целом. Использование национально-регионального компонента реализуется при проведении занятий и в ходе режимных моментов. Инновационное значение имеет разработанный перспективный план, который направлен на социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие посредством приобщения к истокам национальной культуры и краеведения.
Паспорт
тематического проекта
«Татарстан - мой край родной, познакомимся с тобой»
Раздел | Содержание |
Тема | Татарстан - мой край родной, познакомимся с тобой |
Тип проекта | Информационно-практико-ориентировочный проект. |
Актуальность | Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного города с Родиной в целом. Для того чтобы организовать процесс краеведческого образования, педагогу необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возможна в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процесса. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, у истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. |
Цели | Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, систематизация знаний детей о родном крае |
Задачи | - формировать духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; - познакомить детей с символикой, гимном и традициями народов, проживающих в Республики Татарстан; - развивать желание больше узнать о своей малой Родине; воспитывать гордость за свой народ, его достижения; - воспитывать уважение к своей малой Родине, традициям и праздникам народов, проживающих в Республики Татарстан. |
Гипотеза проекта | Если в воспитательно – образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма. |
Виды деятельности | Игровая, продуктивная, познавательная, исследовательская. |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта |
|
Участники проекта | Воспитатели Дети старшего дошкольного возраст Родители воспитанников |
Этапы и сроки | Реализация проекта рассчитана на один год: с августа по май и включает в себя три этапа: Организационно – подготовительный (август – сентябрь). Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно – образовательный процесс. Основной (октябрь – апрель). Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголков краеведения в группах. Заключительный (май). Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. |
Мониторинг | Уровень сформированности знаний детей о родном крае: Начало проекта – 64% Конец проекта – 80% |
Предполагаемый результат | Пробуждение интереса к истории и культуре своего края, любви к родному краю. Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свою Родину. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками. |
Итоговое мероприятие | Татарстан – мой край родной! - праздник |
Вся работа по проекту состоит из 5 блоков:
1. Родной край - Республика Татарстан.
2. Моя малая родина - город Чистополь.
3. Орнамент татарского народа.
4. Творчество Г. Тукая.
5. Народы Поволжья
План реализации проекта:
Месяц | Блок | Содержание работы с детьми | Содержание работы с родителями | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | Родной край - Республика Татарстан | - Игра – путешествие по карте Татарстана. -Знакомство с городами республики Татарстан и ее столицей. - Просмотр слайдов «Достопримечательности города Казани». - Беседа: «Что такое Родина», «Столица – это главный город». -Чтение художественной литературы «Легенды о Казани». - Пословицы и поговорки о родном крае. Объяснение значений пословиц о Родине. - Рассказ воспитателя о реке Волга и Кама. | - Консультация для родителей: «Гражданин воспитывается с детства» - Выставка книг и фотографий по темам «Заповедные места Татарстана и национальные парки». | Праздник «День знаний» |
Октябрь | Орнамент татарского народа | - Рассказывание татарских народных сказок «Соловей», «Добрый совет». - Рисование на тему: «Татарская красавица». - Разучивание элементов татарского народного танца. - Рассматривание иллюстраций альбома «Национальные блюда». - Драматизация татарской народной сказки «Три дочери». | - Изготовление альбома: «Орнаменты - душевные узоры татарского народа». - Выставка ручных работ «Наши руки не знают скуки». | Татарский праздник «Сембеле» |
Ноябрь | Моя малая родина - город Чистополь | - Презентация для детей на тему: «История моего города». -Экскурсия по городу «Парки и скверы моего города». -Беседа и рассматривание иллюстраций с видами родного края. - Аппликация на тему: « Герб моего города». -Составление рассказа: «Моя улица». | -Оформление уголка для родителей: «С чего начинается Родина?». -Анкетирование родителей: «Что мы знаем о городе?». - Экскурсии «Достопримечательности города Буинска». - Конкурс творческих семей «Будущее моего города». | |
Декабрь | Моя малая родина - город Чистополь | - Пословицы и поговорки о родном крае, городе. Как мы понимаем пословицу: «Где родился, там и пригодился» - Ручной труд на тему: «Дом, в котором мы живем». - Конкурс рисунков: «Мой любимый город». - Встреча с ветеранами труда. - Прослушивание песен на русском и татарских языках о родном городе. | - Посещение музея уездного города. - Изготовление альбома «Моя малая родина». | Татарский праздник «Нордуган» |
Январь | Орнамент татарского народа. | - Просмотр слайдов «Татарские народные узоры». - Беседа на тему: «Национальные костюмы, украшения татар». - Чтение стихотворения Резеды Валеевой «Тюбетейка и калфак». - Аппликация на тему: «Тюбетейка». - Разучивание татарской народной игры «Тимербай». | -Папка- передвижка на тему: «Татарские народные праздники». - Выставка «Национальные блюда». | |
Февраль | Родной край- Республика Татарстан | -Просмотр презентации «Символика Татарстана». - Разучивание гимна Республики Татарстан. - Чтение стихотворений А.Анисимова «Татарстан», Р. Миннуллина «Над Казанью», С. Малышева «Наш город» и др. - Конструирование: «Сююмбика - падающая башня» (Кремль) - Беседа на тему: «Наши земляки-защитники Отечества - Разучивание стихотворений о родном крае на русском и татарском языках. | - Выставка рисунков на тему: «Символика Республики Татарстан». - Домашнее задание: изготовление самодельной книги с детьми о Республике Татарстан | Праздник «День Защитника Отечества» |
Март | Орнамент татарского народа | - Лепка «Угощение для гостей». -Просмотр слайдов «Татарские национальные праздники - Разучивание стихотворений и песен к празднику. | Татарский праздник Навруз | |
Апрель | Творчество Г.Тукая | - Просмотр слайдов « Жизнь и творчество Габдуллы Тукая». - Беседа на тему: « Г. Тукай — детский писатель». - Рассказывание сказки Г. Тукая «Коза и Баран». -Драматизация сказки «Водяная». - Разучивание песни на слова Г. Тукая «Родной язык». -Рассматривание видеофрагментов из постановки балета «Шурале» (Либбретто Ахмата Файзи, музыка Фарида Яруллина) -Конструирование из природного материала (коллективная работа) «Шурале». - Инсценировка стихотворения Габдуллы Тукая «Забавный ученик». | -Папка- передвижка:«Г. Тукай - известный детский сказочник, любимый писатель и поэт». - Конкурс игрушек: «Любимые герои» - Выставка рисунков по сказкам Г. Тукая. - Изготовление костюмов к празднику. | Праздник с участием родителей «Тукай — в наших сердцах». |
Май | Народы Поволжья | - Просмотр слайдов «Мы дружный народ». - Просмотр альбомов «Русские и чувашские народные костюмы, узоры». - Просмотр презентация «Чувашские народный праздник — «Сёрен». - Рисование на тему: «Любимые праздники народов Татарстана». -Фотовыставка «Традиции моей семьи». -Разучивание национальных игр народов Поволжья. -Рассматривание фотоальбома « Одежда и быт народов Поволжья». | - Оформление уголка на тему: «Дружба народов». - Выставка рисунков на тему: «Национальные костюмы моего народа». - Презентация на тему: «Народные игрушки». - Анкетирование «Знаете ли вы традиции своего народа». | Праздник «Татарстан - мой край родной». |
Список использованной литературы:
- Андреева, Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С.16.
- Бакиров М. Х. «Татарский фольклор», Казань, издательство «Магариф», 2008.
- Закирова К.В. «На поляне детства», Казань -2011.
- Иванов В. П. «Чуваши» история и культур», Чебоксары -2009.
- Исаева Р. И. «Музыкально - эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста», Казань-2004.
- Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», Москва -2010.
- Логинова Л. В.Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник «Старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2007. - № 1. – С.38 – 48.
- Нуруллин И. К. «Тукай», Москва «Молодая гвардия»,1977.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - Москва, Мозаика - Синтез, 2011.
- Тукай Г.М. «Мальчик с дудочкой», издательство «Малыш», 1986.
- Тукай Г. М. «Шурале», Ленинград- 1967.
- Тукай Г. М. «Водяная», Казань-2011.
- Тукай Г. М. «Сказка про Козу и Барана», Казань-2005.
- Фахрутдинов Р.Г. «История Татарского народа и Татарстана» Казань,«Магариф», 2000.
- Харисова Л.Н. «Культура народов Татарстана», Казань, «Магариф» 2000.
- Хворостухина С. А. «Казань», Москва, «Вече», 2004.