Проект "Волшебная страна Здоровячков"

Воробьева Елена Евгеньевна

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько грамотно воспитатель строит свою работу. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Автор  проекта:

Белякова Альфира Ильдусовна

воспитатель первой квалификационной

категории

Паспорт

тематического проекта «Волшебная страна Здоровячков»

в рамках физкультурно-оздоровительного образования детей старшей  группы.

Раздел

Содержание

Тема

Волшебная страна Здоровячков

Проблемное поле

Недостаток знаний у детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Тип проекта

Информационно-практико-ориентировочный проект.

Актуальность

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько грамотно воспитатель строит свою работу. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. 

Цели

Реализация системы  педагогической работы по приобщению детей  и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные методы и приемы.

Задачи

Формировать у детей первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Способствовать развитию у детей познавательного интереса к своему организму и его возможностям.

Развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья. воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.

Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности

Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ, активизация роли родителей в создании ЗОЖ.

Гипотеза проекта

 Целенаправленная работа по приобщению детей  к здоровому образу жизни с вовлечением родителей позволит не только сохранить здоровье дошкольников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.

Виды деятельности

игровая,

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

  • Подбор художественной литературы для детей.
  • Изготовление дидактических пособий, разработка занимательных дел.
  • Создание макетов «Спортивная площадка», «Больница», «Аптека».
  • Изготовление панно «Полезное – вредное».

Составление картотек по ЗОЖ.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста , родители, педагоги            ДОУ № 4.

Этапы и сроки  

1 этап – Подготовительный

Определение проблемы, цели и задач проекта.
Изучение литературы, подбор материала, подбор диагностического инструментария..

2 этап - Практический

Организация групповых традиции,  Ежедневная профилактическая работа, Цикл занимательных дел «Познавательно-исследовательская деятельность» – «Уроки для Здоровячков», Создание игровых ситуаций, Самостоятельная деятельность детей

3 этап - Заключительный

Анализ достижения цели и полученных  результатов, определение дальнейшей реализации проекта; Создание кейс-папки для педагогов "Картотеки игр по формированию ЗОЖ у детей"

Мониторинг

Сформированность представлений детей о здоровом образе жизни:

Начало проекта – 67%

Конец проекта – 71%

Предполагаемый  результат

  •   Для детей:

сформированные навыки здорового образа жизни;

правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;

сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;

создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.

  • Для родителей:

повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья;

активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

  • Для педагогов:

качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей;

повышение профессионального уровня педагогов.

Итоговые мероприятия

Снеговик-Здоровик болеть не привык.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Мероприятия

Ответственный

1.Определение проблемы, цели и задач проекта.
Изучение литературы, подбор материала, подбор диагностического инструментария.

Воспитатели

2.  Создание предметно-развивающей среды:

  • Подбор художественной литературы для детей.
  • Изготовление дидактических пособий, разработка занимательных дел.
  • Создание макетов «Спортивная площадка», «Больница», «Аптека».
  • Изготовление панно «Полезное – вредное».
  • Составление картотек по ЗОЖ.

Воспитатели

3. Диагностическое обследование:

Анкетирование «Здоровый образ жизни»..
Опросник «Что такое здоровье?»

 

Воспитатели

ОСНОВНОЙ ЭТАП

I. Работа с детьми

Мероприятия

Дни недели

Ответственный

Организация групповых традиции:

– "Музыкальные минутки";
– "Релаксационные паузы";
– "Двигательные минутки";
–"Оздоровительные минутки"; включающие дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, упражнения и игры на координацию речи и движения, самомассаж; упражнения с массажными ковриками; различными массажёрами;

Ежедневно

Воспитатели

Ежедневная профилактическая работа:

1. Точечный массаж.
2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения в НОД.
4. Комплексы по профилактике плоскостопия. 
5. Комплексы по профилактике нарушений осанки.
6. Дыхательная гимнастика.
7. Снятие умственной усталости во время НОД (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин).
8. Прогулки + динамический час.
9. Закаливание:
– Ходьба босиком;
– Обширное умывание;
10. Оптимальный двигательный режим.

Ежедневно

Воспитатели

Цикл занимательных дел «Познавательно-исследовательская деятельность» – «Уроки для Здоровячков»:

  • «Мои волшебные ушки»;
  • «Мои волшебные глазки»;
  • «Страна Любочистия»;
  • «Волшебные органы чувств»

понедельник

вторник

среда

четверг

Воспитатели

Создание игровых ситуаций:

  • «Мишка заболел»; 
  • «Научим куклу мыть руки»;
  • «Доктор Айболит в гостях у ребят»;
  • «Девочка чумазая».

понедельник

вторник

среда

четверг

Воспитатели

Самостоятельная деятельность детей:

  • Создание условий для д/и «Узнай на вкус, ощупь»; «Вредно – полезно».
  • Создание условий для конструирования  «Спортивная площадка», «Поликлиника»;
  • Создание условий для настольно-печатных игр «Двойняшки»,  «Собери картинку»;
  • Создание условий для п/и «Съедобное – несъедобное».

понедельник

вторник

среда

четверг

Воспитатели

Цикл занимательных дел  «Познавательно-речевое развитие»:

1.Чтение художественной литературы: - вторая половина дня

  • К.Чуковский «Айболит», 
  • В.Берестов «Лежебока»,
  • С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,
  • Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по очень важному делу», 
  • А.Бах «Надо спортом заниматься»,  (пятница)

2. Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
3. Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни.

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»(познание + коммуникация + здоровье).

  • Беседа  «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»(познание + здоровье + чтение худ. лит-ры).
  • Беседа  «Что можно приготовить из овощей» (познание + здоровье + чтение худ. лит-ры).

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

ежедневно

понедельник

вторник

среда

Воспитатели

 

 

 

 

 

Воспитатели, муз.рук-ль

Воспитатели

Цикл занимательных дел  «Социально-личностное развитие»:

  • Создание условий для сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»,
  • Создание условий для сюжетно – ролевой игры «Аптека»,
  • Создание условий для сюжетно – ролевой игры «Фитнес-зал».

вторник

четверг

пятница

Воспитатели

II. Работа с родителями

Мероприятия

Дни недели

Ответственный

Консультации:

  • «Физкультурное оборудование своими руками».
  • «Закаливание в детском саду».
  • «Роль семьи в физическом воспитании ребенка».
  • «Закаливание детского организма».

понедельник

вторник

среда

четверг

Воспитатели

Памятки: 

  • «Режим дня дошкольника»;
  • Закаляйте ребенка!»;
  • «Как сохранить зрение ребенка?»;
  • «Как сформировать правильную осанку?»;
  • «10 заповедей здоровья».

в течении недели

Воспитатели

Папки-передвижки: 

  • «Утренняя гимнастика. Несколько простых советов».
  • «Стадион в квартире».
  • «Прогулки – это важно!».

в течении недели

Воспитатели

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Мероприятия

Дни недели

Ответственный

1. Диагностическое обследование:

Опросник « Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».
Анкетирование  « Организация здорового образа жизни».

пятница

 

Воспитатели

2.Анализ достижения цели и полученных  результатов, определение дальнейшей реализации проекта.

 пятница

Воспитатели

3.Итоговое мероприятие: Снеговик-Здоровик болеть не привык.

пятница

Воспитатели

4. Создание кейс-папки для педагогов "Картотеки игр по формированию ЗОЖ у детей": 

Картотеки  

  • «Физминутки»;
  • «Гимнастика для глаз»;
  • «Ленивая» гимнастика»;
  • «Дыхательная гимнастика»;
  • «Волшебные точки»;
  • «Игры, которые лечат»;
  • «Релаксационные игры»,

Воспитатели

5. Создание кейс-папки для родителей "Укрепление здоровья детей в семье" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации).  

Воспитатели

Используемая литература.

1. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с

2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

3. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат от 3 до 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80с.

4. Береснёва, З.И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». М. Творческий Центр Сфера, 2005г.- 31с.

5. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-здоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. - 112с.

6. Лазарев М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: - М: Мнемозина, 2007.- 279с.

7. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках.- М.:Просвещение.-1999.-221с.

8. Терновская, С.А. Теплякова, Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2005. - №4. - С.61-65.

9. Яковлева Т.С. Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г.-136с.