Главные вкладки
План - программа по саморазвитию "Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Содержание:
1 РАЗДЕЛ: Целевой____________________________3
Пояснительная записка__________________________3
Актуальность __________________________________3
Проблема ______________________________________4
2 РАЗДЕЛ. Содержательный _______________________4
Цели __________________________________________4
Задачи _________________________________________4
Реализация программы____________________________5
Виды сказок_____________________________________5,6
Методы ознакомления дошкольников со сказкой______6
Этапы работы со сказкой__________________________6,7
Формы и методы работы _________________________7
Планируемые результаты: ______________________8
Тематический план ____________________________9-12
3 РАЗДЕЛ. Организационный ____________________ 12
Список литературы ______________________________13
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
1.2. Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
1.3. Проблема
Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности.
На мой взгляд, одним из средств создания положительных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
2.1. Цель:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Задачи:
Побуждать у детей интерес к сказкам.
Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
Формы организации:
игровая деятельность; комплексные занятия; самостоятельная игровая деятельность детей; самостоятельная продуктивная деятельность детей; встречи с интересными людьми; празднования.
методы и приемы : проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластичные игры и упражнения; элементы драматизации.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по трем направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Работа с педагогами
3. Взаимодействие с родителями.
Работа с детьми:
Образовательные области:
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Художественно – эстетическое.
4. Физическое развитие.
5. Социально-коммуникативное.
Образовательный процесс можно осуществлять:
- В ходе непосредственно образовательной деятельности;
- В режимных моментах;
- В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
При организации самостоятельной детской деятельности.
Работа с педагогами:
1. Проведение круглого стола
2. Показ сказки.
3. Рекомендации для педагогов.
Работа с родителями:
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальные беседы, рекомендации родителям.
3. Оформление папки –передвижки для родителей на тему: «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников».
4. Проведение круглого стола.
5. Участие родителей в развлечениях и утренниках.
6. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Виды сказок:
1.Дидактические(в форме учебного задания)
2.Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).
3.Психотерапевтические(для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации ,ставят спектакли.
4.Психокоррекционные(для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать .(«Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлинский).
5.Художественные(авторские истории, мудрые древние сказки).
Народные(с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему);
Сказки о животных;
Бытовые сказки;
Волшебные сказки
Методы ознакомления дошкольников со сказкой
1. Чтение воспитателя.
2.Рассказывание; т.е. более свободная передача текста.
Приемы формирования восприятия сказки
Словесные; наглядные.
Выразительность чтения
Повторность чтения
Выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок)
Драмматизация сказки.
Этапы работы со сказкой
- Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Этапы работы:
I этап- теоретический:
- определение темы ;
- определение целей и задач;
- составление плана.
II этап- подготовительный:
- подбор народных сказок;
- подбор методической литературы, произведений;
- подбор материала, пособий;
- составление перспективного плана мероприятий;
- проведение предварительной работы с родителями;
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
III этап- основной:
- познакомить детей с произведениями;
- формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать связную речь;
- развивать интерес к сказкам ;
- развивать творческие способности детей;
- развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)
- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
- воспитывать активность и самостоятельность;
- создать развивающую среду по данной теме.
IV этап- заключительный:
- Подведение итогов.
Формы и методы работы с родителями
- Рекомендации, советы
- Родительские собрания
- Конкурсы
- Организация фото.
Работа с родителями:
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальные беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников».
4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.
2.5. Планируемые результаты:
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Тематический план
«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок.
месяц | Тема (работа с детьми) | Цель | Работа с родителями | Ответственный | Дата проведения |
Сентя - брь 2018г. | «Петушок и бобовое зернышко» обр.О. Капицы | Продолжать развивать интерес к сказкам воспитывать желание прийти на помощь другу. | Круглый стол «Нравственное воспитание дошкольников 4-5лет средствами художественной литературы». | Воспитатели |
13.09.2018г
25.09.2018г |
Октябрь 2018г. | «Война грибов с ягодами», обр. В.Даля | Развивать умение слушать сказку до конца, отвечать на вопросы после прослушанного, высказывать свое эмоциональное настроение о поступках героев сказки. | Папка-передвижка «Картотека словесно - дидактических игр по сказкам (4-5 лет) | Воспитатели | 9.10.2018г |
Ноябрь 2018г. | «Мойдо- дыр» К.И. Чуковский | Продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; развивать внимание, память, логическое мышление, правильную связную речь детей; воспитывать интерес к детской художественной литературе, аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда опрятным, красивым; обогатить словарный запас. | Выставка «Обложки для любимых книг» | Воспитатели | 2.11.2018
15.11.2018г |
Декабрь 2018г. | «Снегурушка и лиса» Обработка М.Булатова | Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обработка М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки. | Выставка закладок «Создадим для книги друга» | Воспитатели | 20.12.2018
26.12.2018 |
Январь 2019г. | «Снеговик-почтовик» В.Сутеев | Способствовать воспитанию устойчивого интереса к литературе, уделять вниманию настроению героев, учить проявлять сочувствие и сопереживание. | Памятка «Примерный список литературы в соответствии с программой для детей 4-5 лет»; | Воспитатели | 25.01.2019 |
Февраль 2019г. | «Бычок, смоляной бочок» Русская народная сказка | Познакомить с русской народной сказкой, вызвать чувство сопереживания героям сказки. Помочь получить эстетическое наслаждение от прослушивания русской народной сказки «Бычок-смоляной бочок» | Круглый стол «Чтобы дети росли добрыми» Анкета «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ». | Воспитатели | 12.02.2019
19.02.2019 |
Март 2019г. | «Палочка-выручалочка» В.Сутеев | Создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. | Анкета «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка» | Воспитатели | 13.03.2019
21.03.2019 |
Апрель 2019г. | Потешка «Божья коровка, черная головка» «Колобок», обр.К.Ушинского | Развивать у детей познавательный интерес к насекомым посредством эмоционально - чувственного погружения. Формировать чувство эмпатии к персонажам сказки Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками. | Выставка «Моя любимая сказка», Папка-передвижка «Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок» | Воспитатели | 3.04.2019
19.04.2019 |
Май 2019г. | «Бычок – черный бочок, белые копытца», обр. М.Булатова | Развивать у детей способность внимательно и заинтересованно слушать литературные произведения, осмысливать характеры персонажей. | Папка-передвижка «Книга в жизни ребенка» | Воспитатели | 16.05.2019 |
План работы с педагогами
Дата | Тема | Цель | Ответственный | Дата проведения |
Ноябрь
| Круглый стол « Роль сказки в нравственном воспитании детей» | Оказание помощи педагогам в воспитании у детей нравственных качеств. | Воспитатели | 27.11.2018г |
февраль | Показ сказки «Репка» | Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом. Повышение педагогической культуры педагогов | Воспитатель | 25.02.2019г |
май | Рекомендации «Сказка в жизни ребенка», «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников» | Формировать нравственное поведение у детей дошкольного возраста средствами народных сказок. | Воспитатель | 22.05.2019г |
3. 1. Список использованных источников.
1.Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
« От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
М; Мозаика- Синтез 2014г.
3.Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
4.Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
5.Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
6.Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
7.О.С. Ушакова « Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи» М; Сфера 2012г.
Новые материалы
20.02.2023 - 18:05 «Животный мир или фауна земли». Рисование. подготовительная группа. Программное содержание.Диагностика умения изображать предметы по памяти, выразительно передавать в рисунке образы... |