План - программа по саморазвитию "Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

программа

Содержание:

 

1 РАЗДЕЛ:  Целевой____________________________3

Пояснительная записка__________________________3

Актуальность __________________________________3

Проблема ______________________________________4

2 РАЗДЕЛ. Содержательный _______________________4

Цели  __________________________________________4

Задачи _________________________________________4

Реализация программы____________________________5

Виды сказок_____________________________________5,6

Методы ознакомления дошкольников со сказкой______6

Этапы работы со сказкой__________________________6,7

 Формы и методы работы _________________________7

 Планируемые результаты: ______________________8

 Тематический план ____________________________9-12

3 РАЗДЕЛ.  Организационный ____________________ 12

Список литературы ______________________________13

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пояснительная записка.

 Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств  нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные  понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

1.2. Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны,  посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

 

 

 

 

 

1.3. Проблема

Разрешение проблем нравственного  воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности.

 На мой взгляд, одним из средств создания положительных  и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для  нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

 2.1. Цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

  Побуждать у детей интерес к сказкам.

  Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

  Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

  Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

  Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

Формы организации:

игровая деятельность; комплексные занятия; самостоятельная игровая деятельность детей; самостоятельная продуктивная деятельность детей; встречи с интересными людьми; празднования.

методы и приемы : проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластичные игры и упражнения; элементы драматизации.

 

 

Реализация программы по самообразованию осуществляется по трем направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Работа с педагогами

3. Взаимодействие с родителями.

Работа с детьми:

 

Образовательные области:

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

Образовательный процесс можно осуществлять:

  • В ходе непосредственно образовательной деятельности;
  • В режимных моментах;
  • В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

При организации самостоятельной детской деятельности.

Работа с педагогами:

1. Проведение круглого стола

2. Показ сказки.

3. Рекомендации для педагогов.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальные беседы, рекомендации  родителям.

3. Оформление папки –передвижки для родителей на тему: «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников».

4. Проведение круглого стола.

5. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

6. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

 

Виды сказок:

1.Дидактические(в форме учебного задания)

2.Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).

3.Психотерапевтические(для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации ,ставят спектакли.

4.Психокоррекционные(для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать .(«Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлинский).

5.Художественные(авторские истории, мудрые древние сказки).

Народные(с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему);

Сказки о животных;

Бытовые сказки;

Волшебные сказки

 

Методы ознакомления дошкольников со сказкой

1. Чтение воспитателя.

2.Рассказывание; т.е. более свободная передача текста.

 

Приемы формирования восприятия сказки

Словесные; наглядные.

Выразительность чтения

Повторность чтения

Выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок)

Драмматизация сказки.

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

 

 

 

 

 

Этапы работы:

I этап- теоретический:

  • определение темы ;
  • определение целей и задач;
  • составление плана.


 

II этап- подготовительный:

  • подбор народных сказок;
  • подбор методической литературы, произведений;
  • подбор материала, пособий;
  • составление перспективного плана мероприятий;
  • проведение предварительной работы с родителями;
  • подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

III этап- основной:

  • познакомить детей с произведениями;
  • формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • развивать связную речь;
  • развивать интерес к сказкам ;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)
  • воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
  • воспитывать активность и самостоятельность;
  • создать развивающую среду по данной теме.


 

IV этап- заключительный:

  • Подведение итогов.

 

 Формы и методы работы с родителями

  • Рекомендации, советы
  • Родительские собрания
  • Конкурсы
  • Организация фото.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальные беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

 

 

2.5. Планируемые результаты:

- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

- Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

- Деятельное отношение к труду.

- Ответственность за свои дела и поступки.

 

                                       

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Тематический план

 «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок.

 

 

месяц

Тема

(работа с детьми)

Цель

Работа с родителями

Ответственный

 Дата проведения

Сентя -

брь 2018г.

«Петушок и бобовое зернышко» обр.О.

Капицы

Продолжать развивать интерес к сказкам воспитывать желание прийти на помощь другу.

Круглый стол «Нравственное воспитание дошкольников 4-5лет

средствами художественной литературы».

 Воспитатели

 

13.09.2018г

 

 

 

25.09.2018г

Октябрь 2018г.

«Война грибов с ягодами», обр. В.Даля

Развивать умение слушать сказку до конца, отвечать на вопросы после прослушанного, высказывать свое эмоциональное настроение о поступках героев сказки.

Папка-передвижка

«Картотека 

словесно - дидактических игр по сказкам (4-5 лет)

 Воспитатели

  9.10.2018г

Ноябрь 2018г.

«Мойдо-

дыр» К.И. Чуковский

Продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; развивать внимание, память, логическое мышление, правильную связную речь детей; воспитывать интерес к детской художественной литературе, аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда опрятным, красивым; обогатить словарный запас.

Выставка «Обложки для любимых книг»

 Воспитатели

 2.11.2018

 

 

 

 15.11.2018г

Декабрь 2018г.

«Снегурушка и лиса»

Обработка М.Булатова

Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обработка М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.

 Выставка закладок

«Создадим для книги друга»

 Воспитатели

 20.12.2018

 

 

 

 

 

 

 

26.12.2018

Январь 2019г.

«Снеговик-почтовик»

В.Сутеев

Способствовать воспитанию устойчивого интереса к литературе, уделять вниманию настроению героев, учить проявлять сочувствие и сопереживание.

Памятка «Примерный список литературы в соответствии с программой для детей 4-5 лет»;

 Воспитатели

 25.01.2019

Февраль 2019г.

«Бычок, смоляной бочок»

Русская народная сказка

Познакомить с русской народной сказкой, вызвать чувство сопереживания героям сказки. Помочь получить эстетическое наслаждение от прослушивания русской народной сказки «Бычок-смоляной бочок»

Круглый стол «Чтобы дети росли добрыми»

Анкета «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ».

 Воспитатели

 12.02.2019

 

 

 

 

 

 

19.02.2019

Март 2019г.

«Палочка-выручалочка»

В.Сутеев

Создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Анкета «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка»

 Воспитатели

 13.03.2019

 

 

 

 

21.03.2019

Апрель 2019г.

Потешка «Божья коровка, черная головка»

«Колобок», обр.К.Ушинского

Развивать у детей познавательный интерес к насекомым посредством эмоционально - чувственного погружения.

Формировать чувство эмпатии к персонажам сказки

Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.

Выставка «Моя любимая сказка»,

Папка-передвижка «Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок»

Воспитатели

 3.04.2019

 

 

 

 

 

 19.04.2019

Май 2019г.

«Бычок – черный бочок, белые копытца», обр. М.Булатова

Развивать у детей способность внимательно и заинтересованно  слушать литературные произведения, осмысливать характеры персонажей.

Папка-передвижка «Книга в жизни ребенка»

 Воспитатели

 16.05.2019

 

 

 

 

План работы с  педагогами

 

Дата

 Тема

Цель

Ответственный

Дата проведения

Ноябрь

 

Круглый стол

« Роль сказки в нравственном воспитании детей»

 Оказание помощи педагогам в воспитании у детей нравственных качеств.

Воспитатели

27.11.2018г

февраль

Показ сказки

«Репка»

 Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом. Повышение педагогической культуры педагогов

Воспитатель

25.02.2019г

май

Рекомендации

«Сказка в жизни ребенка», «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

Формировать нравственное поведение у детей дошкольного возраста средствами народных сказок.

Воспитатель

22.05.2019г

                    3. 1. Список использованных источников.

 

1.Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

 « От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

М; Мозаика- Синтез 2014г.

3.Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.

4.Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.

5.Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28

6.Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.

Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

7.О.С. Ушакова « Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи» М; Сфера 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

image

Новые материалы

20.02.2023 - 18:05 «Животный мир или фауна земли». Рисование. подготовительная группа. Программное содержание.Диагностика умения изображать предметы по памяти, выразительно передавать в рисунке образы...
Дерябина Анна Михайловна