Главные вкладки
Педагогический опыт
Добавить описание группы
Публичное представление педагогического опыта
учителя английского языка
МБОУ «Лобаскинская средняя школа»
Атяшевского муниципального района РМ
Русяевой Валентины Васильевны.
Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся
Е. Шестун.
Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение двадцати девяти лет – «Нетрадиционные формы и методы обучения английскому языку».
1. Актуальность и перспективность опыта.
Важнейшая задача современного школьного образования – формирование у ребенка желания и умения овладевать новыми знаниями и видами деятельности, а также развитие способности строить дальнейшее направление собственного обучения. Важность изучения иностранного языка в современном мире не вызывает споров и сомнений. В последнее время факты свидетельствуют о значительном повышении интереса к иностранному языку, особенно к английскому языку как средству международного общения.
Желание изучать иностранный язык дети обычно мотивируют следующим образом:
- Работа с компьютером, так как многие компьютерные программы, игры создаются на английском языке;
- Возможность в будущем найти высокооплачиваемую, престижную работу;
- Возможность совершать путешествия по всему миру и завести новых знакомых;
- Возможность общения с друзьями из англоязычных стран;
- Чтение литературы, газет и журналов, просмотр видеофильмов в оригинале.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование нетрадиционных форм и методов обучения английскому языку.
Как интересно и эффективно провести урок, как привить желание и любовь к иностранной речи – вот проблема, над которой я работаю уже тридцать лет.
Во-первых, для плодотворной и эффективной работы ставлю и перед собой, и перед учащимися четкую цель и задачи на каждом уроке и добиваюсь выполнения. Во-вторых, считаю, не просто желательно, но и обязательно оснащение урока обширным наглядным и дидактическим материалом и максимально эффективное его использование. В-третьих, на мой взгляд, особая роль должна быть отведена внеклассной работе по предмету.
Имея немалый опыт работы, для себя сделала вывод: необходимо, прежде всего, пробудить в ребёнке желание, постоянный и устойчивый интерес к иностранному языку, а затем требовать ежедневной систематической работы, правильного произношения и постановки речи. Только таким образом можно научить ребенка общаться на иностранном языке, а в идеальном случае, и думать на этом языке.
3. Теоретическая база опыта.
Основой в решении указанной методической проблемы послужили работы:
- Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу – с игрой: Книга для учителя – М.: Просвещение, 1991.
- Дронов В. П., Кондакова М. Л. Что такое электронный учебник – Вестник образования, 2012.
- Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку – ИЯШ, 2000.
- Копылова В.В. Методика проектной работы – М.: Просвещение, 2011
- Никитенко З. Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе – Английский язык, 2009.
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка – ИЯШ, 1991.
- Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка – ИЯШ, 2002.
4. Технология опыта.
По моему мнению, добиться результата возможно, если учитель подходит к своей работе творчески, широко внедряет нетрадиционные формы и методы обучения. Я в своей профессиональной деятельности стараюсь следовать этому, как можно чаще провожу необычные, нестандартные уроки: пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки-игры, уроки-праздники, уроки-суды, уроки типа КВН, уроки-защиты творческих проектов, уроки-экскурсии и т. д.
Наиболее удачными и результативными являются уроки, на которых широко используются мультимедиа технологии, собственный электронный учебник, аудиозаписи, визуальный и раздаточный материал, так как при этом одновременно вырабатываются слуховая и зрительная виды памяти, что очень важно для овладения такими видами речевой деятельности, как аудирование, говорение, чтение и письмо.
Эффективно также использование парной, групповой и индивидуальной форм работы. Сильным ученикам предлагаю задания и тесты повышенной трудности, слабым – индивидуальные, упрощенные. Успешно практикую такой метод, когда сильным учащимся предлагаю сыграть роль учителя английского языка и провести начало урока. Данная роль очень нравится учащимся. Они чувствуют свою ответственность перед классом, гордость. Я стараюсь поощрить учеников, предоставляю им возможность почувствовать свою маленькую победу, что является дополнительным стимулом в овладении языком.
Помимо этого, ежегодно на День учителя в нашей школе традиционно проводится День самоуправления. Учащиеся, которые для поступления в ВУЗы выбирают факультет иностранных языков, проводят для младших школьников уроки английского языка. Необходимо отметить, что они полностью погружаются в свою будущую профессию, делают для себя определенные выводы о будущем призвании. Таким образом, одновременно с обучением английскому языку осуществляется и профориентационная деятельность. Может быть, именно в этом и кроется секрет того, что уже десять моих учеников пошли, как и я когда-то, по стопам своего учителя, что мне особенно приятно, и чем я, конечно, очень горжусь.
5. Анализ результативности.
На мой взгляд, использование в педагогической практике нетрадиционных форм и методов обучения английскому языку дает возможность не только повышать мотивацию и интерес учащихся к изучаемому предмету, но и формирует стремление овладеть языком и общаться на нём, способствует становлению творческой самостоятельности школьников, помогает совершенствовать навыки работы с различными источниками знаний. В процессе проведения нестандартных уроков складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.
На своих уроках я большое внимание уделяю формированию у учащихся старшей ступени умения работать самостоятельно по заданиям единого государственного экзамена. Направленность работы такого плана позволяет подготовить школьников к итоговой аттестации.
Результаты единого государственного экзамена
по английскому языку за последние годы.
Учебный год | Ф.И. ученика | Балл |
2011-2012 | Ануфриева Вера | 74 |
2012-2013 | Русяев Алексей | 83 |
2013-2014 | Трошин Андрей | 70 |
2014-2015 | Симдяшкина Анна | 70 |
Мои ученики активно участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах на муниципальном и республиканском уровнях, готовят индивидуальные и групповые творческие проекты. Это делает учебный процесс более результативным, интересным, насыщенным; ориентирует учащихся на самостоятельную работу; развивает коммуникативные способности, целеустремленность, активность; расширяет кругозор обучающихся; повышает интерес к изучению предмета, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.
Результативность моей педагогической работы в МБОУ «Лобаскинская средняя школа» отображена в следующих таблицах:
Победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.
Ф.И. ученика | Учебный год | Класс | Результат |
1. Кокнаева Елена | 2000-2001 | 11 | 3 место |
2. Кемаева Юлия | 2001-2002 | 11 | 2 место |
3. Тутыгина Ирина | 2002-2003 | 11 | 2 место |
4. Кемаева Татьяна | 2004-2005 | 11 | 2 место |
5. Автаева Анастасия | 2005-2006 | 10 | 2 место |
6. Автаева Анастасия | 2006-2007 | 11 | 3 место |
7. Русяева Евгения | 2007-2008 | 10 | 1 место |
8. Русяева Евгения | 2008-2009 | 11 | 1 место |
9. Вергизова Анастасия | 2008-2009 | 8 | 1 место |
10. Вергизова Анастасия | 2009-2010 | 9 | 1 место |
11. Русяев Алексей | 2009-2010 | 8 | 1 место |
12. Вергизова Анастасия | 2010-2011 | 10 | 1 место |
13. Русяев Алексей | 2010-2011 | 9 | 1 место |
14. Трошин Андрей | 2010-2011 | 8 | 1 место |
15. Ануфриева Вера | 2011-2012 | 11 | 1 место |
16. Русяев Алексей | 2011-2012 | 10 | 1 место |
17. Трошин Андрей | 2011-2012 | 9 | 1 место |
18. Русяев Алексей | 2012-2013 | 11 | 2 место |
19. Трошин Андрей | 2012-2013 | 10 | 1 место |
20. Трошин Андрей | 2013-2014 | 11 | 1 место |
21. Сошникова Алена | 2013-2014 | 8 | 3 место |
22. Симдяшкина Анна | 2014-2015 | 11 | 2 место |
23. Сошникова Алена | 2015-2016 | 10 | 2 место |
24. Сошникова Алена 25. Сошникова Яна 26. Нафасов Денис | 2016-2017 2021-2022 2021-2022 | 11 8 7 |
1 место призер победитель
|
Участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.
Ф.И. ученика | Учебный год | Класс | Результат |
1. Русяева Евгения | 2007-2008 | 10 | участие |
2. Русяев Алексей | 2010-2011 | 9 | участие |
3. Ануфриева Вера | 2011-2012 | 11 | участие |
4. Русяев Алексей | 2011-2012 | 10 | участие |
5. Трошин Андрей | 2011-2012 | 9 | участие |
6. Трошин Андрей | 2012-2013 | 10 | участие |
7. Трошин Андрей | 2013-2014 | 11 | участие |
Участники творческих конкурсов по английскому языку.
Год | Уровень | Наименование конкурсов | Результат | Ф.И. ученика |
2010 | республиканский | Конкурс творческих работ учащихся «Моя Мордовия» на английском языке | Участие | Русяев Алексей, Косолапова Алена |
2013 | республиканский | I Открытая олимпиада школьников по английскому языку | 1 место | Трошин Андрей |
2013 | республиканский | I Открытая олимпиада школьников по английскому языку | Участие | Русяев Алексей |
2014 | республиканский | II Открытая олимпиада школьников по английскому языку | 3 место | Трошин Андрей |
2015 | республиканский | III Открытая олимпиада школьников по английскому языку | Призер | Симдяшкина Анна |
2016 | республиканский | IV Открытая олимпиада школьников по английскому языку | Участие | Сошникова Алена |
Выпускники школы, поступившие в вузы Республики Мордовия на факультет иностранных языков.
Ф.И. ученика | Год поступления | ВУЗ |
Тутыгина Ирина | 2004 | МГПИ им. М.Е. Евсевьева, факультет иностранных языков |
Кемаева Татьяна | 2005 | МГПИ им. М.Е. Евсевьева, факультет иностранных языков |
Сошникова Галина | 2005 | МГУ им. Н.П. Огарева, факультет иностранных языков
|
Яшкова Юлия | 2003 | Ичалковский педагогический колледж им. С.М. Кирова, отделение английского языка |
Автаева Анастасия | 2007 | МГПИ им. М.Е. Евсевьева, факультет иностранных языков |
Русяева Евгения | 2009 | МГПИ им. М.Е. Евсевьева, факультет иностранных языков |
Ануфриева Вера | 2012 | МГПИ им. М.Е. Евсевьева, факультет иностранных языков |
Русяев Алексей | 2013 | МГУ им. Н.П. Огарева, факультет иностранных языков |
Трошин Андрей | 2014 | МГПИ им. М.Е. Евсевьева, факультет иностранных языков |
Симдяшкина Анна | 2015 | МГПИ им. М.Е. Евсевьева, факультет иностранных языков |
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Работая учителем английского языка в сельской школе, я столкнулась с некоторыми трудностями, такими, как малая наполняемость классов в начальной школе, в связи с чем происходит совмещение классов с разновозрастными детьми. В нашей школе, например, объединены 1, 3 и 4 классы в один класс-комплект. Нередки случаи, когда в классе занимаются менее пяти учеников, а то и вовсе может не быть класса. Отсутствие дополнительных методических пособий для изучения иностранного языка, учитывающих специфику малокомплектности, требует от учителя поиска новых форм обучения, эффективных применительно к иностранному языку технологий и методик.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Для современного учителя очень важно постоянно работать над собой, идти в ногу со временем как в педагогике, так и во всех областях жизни. Согласна с древним мудрецом в том, что «я знаю только то, что ничего не знаю», русской пословицей «Век живи – век учись!», поэтому стараюсь постоянно работать над собой. Свой методический уровень повышаю на курсах усовершенствования в ГБУ ДПОРМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог 13.ру". Прослушала курсы по темам: «Новые подходы к управленческой и педагогической деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в объеме 146 часов (2016), «Реализация требований ФГОС ОО в иноязычном образовании» в объеме 108 часов. (2016 ), "Инновационные подходы к обучению иностранному языку в общеобразовательной организации" в объеме 36 часов. (2019).
Принимала участие во II и в III Международных научно-практических, Интернет-семинарах по теме: «Новое в преподавании иностранных языков» (2011), в научно-практической конференции «Электронное обучение языкам и переводу – шаг в будущее» (2015), проводившихся на базе МГПИ им. М. Е. Евсевьева, в научно-практическом семинаре по теме: «Инновационные подходы к оценке знаний по английскому языку» (2014), проходившем в МГУ им. Н. П. Огарева. Прослушала вебинары «Подготовка к ЕГЭ по иностранному языку» и «Современный урок иностранного языка». В 2018 году участвовала в качестве волонтера - переводчика в Чемпионате мира по футболу FIFA - 2018.
Являясь руководителем районного методического объединения учителей иностранного языка, в целях обмена опытом в 2015-16 учебном году провела семинар по теме «Нетрадиционные формы и методы обучения иностранному языку». Стараюсь изучать и перенимать опыт работы коллег своей школы и школ района, а также использую образовательные интернет-ресурсы. Все материалы и опыт работы представлены в методическом кабинете МБОУ «Лобаскинская средняя школа», на сайте МБОУ «Лобаскинская средняя школа» https://lobatsh.schoolrm.ru/
Новые материалы
03.10.2020 - 20:42 Два языка-одна семья План-конспект интегрированного урока по английскому и немецкому языкам по теме "Два языка-одна семья".(5 класс) |