Мастер класс для педагогов

«Методы активизации познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к краеведческому материалу»

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, авторских разработок по проблеме активизации познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к краеведческому материалу.

 

Задачи:

- активизировать интерес коллег к данной теме;

- познакомить участников мастер-класса с авторскими разработками: играми на развитие психических процессов, фантазии и творчества, а также играми методики ТРИЗ краеведческого содержания;

- создать условия для проявления педагогами активности, творчества, интереса к данной проблеме.

 

Демонстрационный материал: 2 магнитных доски, магниты – 8 шт, фото с изображение города Ставрополя (формат А3) – 2 шт., 2 листа картона (формат А2) с круглым окошком диаметром 8 см, указка, мешочек для фишек.  

Раздаточный материал: помпоны болельщиков по 2 на каждого участника, фломастеры 6 цв., листы бумаги (А4), заготовки для изготовления панорамной открытки, клей-карандаш, салфетки, пластиковые дощечки для работы с клеем, черные и белые фишки (по 7 шт.).

ТСО: слайд-презентация, мультимедийная установка, интерактивная доска, аудиозапись песен: Ю. Антонова «Есть улицы центральные», В.А. Чернявского «Со мною ты, Ставрополь!» 

 

Организация и методика проведения мастер-класса

 

  1. Приветствие и активизация интереса участников к теме мастер-класса.

Ведущий: Добрый день! Уважаемые, члены жюри, коллеги, гости!

Я рада видеть всех участников мастер-класса, тема которого звучит так: СЛАЙД «Методы активизации познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к краеведческому материалу».

В современной сложной политической ситуации совершенно очевидна актуальность проблемы патриотического воспитания. В воспитании патриотизма у дошкольников мне больше всего близка идея Василия Александровича Сухомлинского, о том, что «детство – каждодневное

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №64 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

 

Алферова Елена Ивановна

открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием  человека и Отечества, их красоты и величия».

Изучая факты и события, связанные с историей нашего города и края, меня заинтересовали некоторые из них, тогда я задала себе вопрос: а смогу ли я донести это детям, так, чтобы это было каждодневное открытие мира и человека? Как это сделать? Изучив теоретические источники и практический опыт работы коллег я пришла к выводу, СЛАЙД что помогут мне в этом развивающие игры методики ТРИЗ, игры на развитие психических процессов, а также игры на развитие фантазии и воображения.

Именно этими играми я хочу поделиться с вами.

Для начала нужно активизировать ваш познавательный интерес.  Воспользуемся замечательным средством болельщиков-помпонами. Сейчас я зачитаю некоторые факты из истории нашего города, если факт вам интересен, вы машите одним помпоном, а если он вам еще и неизвестен, тогда машите двумя помпонами.

ИТАК,

ФАКТ 1-й

В окрестности Ставрополя есть Сенгилеевское озеро. Это даже не озеро – огромная историческая загадка. Дело в том, что с самого рождения и долгие-долгие годы вода озера по своему составу почти точно «копировала» морскую. Двенадцать граммов соли на литр воды – Каспий да и только! А ведь оно наглухо «закрыто» от всех современных  водоемов с «морским» составом воды. К тому же оно явно ледникового происхождения. Сейчас в озере хорошая питьевая вода, после того как в него пошла кубанская вода. Тайна Сенгилея до сих пор не разгадана специалистами. ( Кому этот факт интересен? А кому он еще и неизвестен?)

ФАКТ 2-й

На территории Ставрополя и области в разное время было найдено несколько сарматских сокровищ. Самым богатым был тот клад, который нашел крестьянин в 1910 году у себя на огороде в селе Казинском. Сокровище весом более 16 килограмм поступило в культурологическую коллекцию Эрмитажа. (Поднимаем помпоны. Кому этот факт интересен? А кому он еще и неизвестен?)

ФАКТ 3-й

Город Креста стоит на горе, самая высокая точка которой над уровнем моря — 655 метров. Сложите эти цифры слева направо и получите цифру семь. Самая низкая его отметка — 484 метра над уровнем моря. Сложите эти цифры и снова получите все ту же семерку. (Поднимаем помпоны. Кому этот факт интересен? А кому он еще и неизвестен?)

ФАКТ 4-й

В 18 веке, для освоения Ставропольских земель царское правительство использовало и иностранных колонистов – немцев и частично англичан. Им

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №64 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

 

Алферова Елена Ивановна

выделялись лучшие земли, предоставлялись большие льготы, но число таких поселений было не велико. ( Кому этот факт интересен? А кому он еще и неизвестен?)

  1. Технологическая,методическая и практическая  часть.

Ведущий: Поздравляю, коллеги, у вас есть познавательный интерес к краеведению. Осталось только активизировать его у детей.

Как это делаю я?  Для того, чтобы легко и быстро провести рефлексию в конце мастер-класса, мы используем черные и белые фишки. По окончанию каждый игры, вы опускаете в мешочек черную или белую фишку. Белую, если принимаете игру, черную, если не принимаете. В конце мы увидим результаты на экране.

ИТАК,  начнем, 1-й блок игр проводится в соответствии с методикой ТРИЗ.

Игра №1 «Составление описательных загадок». (Тема «Мой город», старшая группа)

 Ведущий выбирает достопримечательность города и дает ее описание, не называя ее. Игроки угадывают, что это за достопримечательность. Вначале роль ведущего берет на себя воспитатель, перед глазами детей располагаются картинки или макеты, затем игра усложняется. Ведущими становятся дети, убираются зрительные ориентиры. Давайте поиграем в эту игру. СЛАЙД

- Современный скульптурный памятник, установлен на пересечении улиц Карла Маркса и Подгорной. Он отлит из бронзы. Памятник великому русскому поэту – памятник А.С. Пушкину. Придумайте загадку для детей. СЛАЙД

- СЛАЙД Генерал Торнау писал: «Никому не удавалось разрешить трудную загадку, для чего они поставлены». Это архитектурный памятник, установленный в честь 30-летия Бородинской битвы. Здесь находился охранный пост. Отсюда раз в неделю производили выстрел из пушки, в знак отправления гражданских и почтовых экипажей. (Тифлисские ворота) Придумайте загадку для детей. СЛАЙД

Подведем итог, опускаем фишки в мешочек, белую, если принимаете игру, черную, если не принимаете.

Игра №2 «Данетка» (2-я половина года старшей группы, подготовительная группа) СЛАЙД

Игроки одного из столов загадывают одну из достопримечательностей. А я ее буду отгадывать, задавая вопросы, на которые можно отвечать только Да или Нет.

Подведем итог, опускаем фишки в мешочек, белую, если принимаете игру, черную, если не принимаете.

Игра №3 Физминутка ведь без нее не обойтись.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №64 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

 

Алферова Елена Ивановна

ф/м «Скажи наоборот и покажи»

Эта улица узкая,

А эта...(широкая).

Эта дорога короткая,

А эта...(длинная).

Эта тропинка кривая,

А эта...(ровная).

Этот дом высокий,

А этот...(низкий).

2-й блок игр на развитие психических процессов, фантазии и воображения.

Игра №4 «Придумай название улицы» (старшая группа), эта игра на развитие способности фантазировать. Игроки придумывают название улицы, и рисуют ее. (Во время работы звучит фонограмма песни Ю. Антонова «есть улицы центральные»)

Игра №5 «Угадай, что это?» (старшая, подготовительная группа) На изображение накладывается лист с  небольшим круглым окошечком, размер листа превышает размеры изображения в 2 раза. Передвигая лист нужно догадаться, что изображено

          Игра №6 «Изготовление панорамной открытки» (старшая, подготовительная группа) В этой открытке есть несколько слоев. Первый – фон, второй в данном случае, силуэт ангела-хранителя нашего города, третий – силуэты деревьев, и четвертый -  Тифлисских ворот.  Силуэты могут быть разными. Они последовательно приклеиваются к боковым слоям «гармошки» вот так. Вырезать силуэты можно попросить родителей, а панораму создают дети в группе. (Во время работы звучит фонограмма песни В.А. Чернявского «Со мною ты, Ставрополь!»)

  1. Подведение итогов мастер-класса.

 СЛАЙД  - ТАБЛИЦА Итак, результаты. (Ведущий записывает результаты рейтинга игр на интерактивной доске.) Какие игры оказались более предпочтительными? Какие не нашли свою популярность? Кто опускал черную фишку и хочет объяснить почему?

Завершить наше сотрудничество хочется опять словами Василия Александровича Сухомлинского: «Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества», что мы и делаем с вами, успехов всем, спасибо за внимание!

 

image

Новые материалы

19.12.2022 - 18:54 2022г. Декабрь. МАСТЕР-КЛАСС для родителей «Картины из цветной шерсти" Дети и родители группы захотели научиться делать картины из цветной шерсти. Шерстяная живопись - это особая техника...
Светлана Борисовна Носова